Научные статьи
План зоотехнических мероприятий на 2021 г.
В Большереченском зоопарке в течение всего года ведётся работа по разведению, приобретению, реализации и обмену животными. Ведётся большая работа по улучшению среды обитания животных и птиц по всем секциям зоопарка и улучшения условий содержания животных, т.е. ремонт вольеров, домиков и ограждений. Стараемся обеспечить максимально комфортное содержание животных в ограниченных пространствах.
Зоотехники секций ведут постоянные наблюдения за животными с последующим занесением всей информации в журналы. На всех секциях зоопарка имеется картотека с индивидуальными карточками животных с указанием их происхождения и биологических особенностей. Ведётся постоянное наблюдение за кормлением и условиями содержания животных.
Для пополнения коллекции в течение года были приобретены и получены в дар следующие виды животных и птиц: из Ижевского зоопарка на временное содержание привезли белую медведицу по кличке «Забава». так же Даурского журавля и для создания пары корсака из того же зоопарка, из Тарского района Омской области лебедя кликуна. Из Красноярска (Цирка) договор дарения на Персидского леопарда (самка - Марта). Приобрели Чёрного леопарда
(самка) из Абаканского зоопарка. Для создания пары самку Шиншиллы. Жители города Омска подарили семью Чилийских белок «Дегу».
В течение 2020 г. в Большереченском зоопарке был получен приплод:
1. Рыбы (, Гуппи, Обыкновенный меченосец, цихлазома Седжика, Голубой неон, Скалярия, Тернеция, Розовый фламинго) - 7 видов.
2. Птицы (Утка кряква, Обыкновенный павлин, Румынский фазан, Серый журавль, Белый павлин, Нимфа-Корелла, Волнистый попугайчик, Розовощёкий неразлучник, Масковый неразлучник, Неразлучник Фишера, Пёстрая обыкновенная Розелла, Ожереловый попугай, Кудрявый пеликан, Куры курчавые, Китайские шёлковые куры, Куры Султанка, Куры Бентамка, Павловские куры, Русские хохлатые куры.) - 19 видов.
4. Млекопитающие (Обыкновенный кролик, Декоративный кролик, Сирийский хомяк, Сурикаты, Монгольская песчанка, Морская свинка, Белая мышь, Крыса, Носуха, Волк обыкновенный, Амурский тигр, Лев, Енот полоскун, Обыкновенный барсук, Рыжая лиса, Черно-бурая лиса, Носуха, Уссурийский пятнистый олень, Северный олень, Гималайский тар, Уриал (Таджикский баран), Алтайский марал, Европейский благородный олень, Домашняя лошадь, Европейская лань, Винторогий козёл, Овца домашняя, Зааненская коза и др.) -28 видов.
Получен приплод из них 234 экз. – аквариумные рыбки, 406 экз. – птицы, 41экз. – млекопитающие.Мы планируем доукомплектовать, где необходимо, павильоны и вольеры с птицами, рептилиями, змеями и другими животными лампами ультрафиолетового излучения (аквариум- террариум, попуайник, фазанарий, павильон с обезьянами).
Мы планируем доукомплектовать, где необходимо, павильоны и вольеры с птицами и животными лампами ультрафиолетового излучения (аквариум- террариум, попугайник, фазанарий, павильон с обезьянами).
Секция «Аквариум-террариум».
Планируем .
1. Обновить коллекции животных и рыб путем обмена и закупок новых видов (шлемоносные василиски, хамелеон, ушастый ёж, токи и новые виды декоративных рыб).
2. Получить приплод от: Сурикатов, Нутрий, Кроликов, Декоративных кроликов, Шиншилл, Дегу, Крыс, Морских свинок, Хомяков, Тараканов и от нескольких видов рыб (цихлида колибри, цихлида попугай, бирюзовая акара, бриллиантовая цихлозома, гуппи, обыкновенный анцистр, сумматранский и вуалевый барбус, скалярия, данио- рерио, меченосец, пицилия, пятнистый эублефар, остронотус, золотой леопард, тернеция, губастая цихлозома, чернополосая цихлозома).
3.Заменить электропроводку, осветительные приборы, тёплые полы, УФ-лампы в помещении «Аквариум-Террариум».
4.Сделать новый отдельный уличный вольер с крышей и гнездовыми домиками для разведения и содержания кроликов.
Секция «Орнитология».
Планируем:
1. Приобрести новые виды хищной птицы : Ястреба - тетеревятника, Ястреба -перепелятника .Приобрести пару Серебряных фазанов, Обыкновенных рябчиков, Азиатского кеклика, самку Даурского журавля и журавля Красавки, пару Жёлтой цесарки , самку попугая Жако и Сенегальского попугая, самцов: попугай Ара, Синелобый Амазон, Скалистого попугая, Аратинга Ендая.)
2. Получить приплод от: Белых павлинов, Обыкновенных павлинов, Серых журавлей, Домашних гусей, Кряквы обыкновенной, Домашней мускусной утки, Индийской утки-бегун, Русской хохлатой утки, Обыкновенных фазанов, Золотых фазанов, Серебряных фазанов, Румынских фазанов , Волнистых попугаев, Розовощёкого неразлучника, Нимфы Кореллы, Пёстрой Розеллы, Масковый неразлучник ,Малый кольчатый (ожереловый) попугай, Китайских шёлковых кур, Курчавых кур, кур Бентамка, кур Султанка, Русские хохлатые и Павловские куры, Дикой индейки, страуса Эму, кудрявого пеликана, лебедя кликуна .
3. В павильоне «Водоплавающей птицы» капитальный ремонт крыши и замена окон с правой стороны павильона.
4. Провести ремонт и реконструкцию всех вольеров для хищной птицы (укомплектовать все вольеры домиками и обогатить среду обитания.) 5. В павильоне «Фазанарий» залить и прожелезнить полы.
6. Планируется постройка нового павильона для попугаев и других видов птиц (аиста, журавля, цапли и т. д).
7. Обновить грунт с подсыпкой песка и опилок во всех летних вольерах птиц и уделить внимание по обогащению среды обитания и декорированию вольеров.
Часть полученного молодняка реализована в другие зоопарки, часть находится на экспозиции, а также часть животных приобретается населением, в основном это попугаи, аквариумные рыбки, морские свинки, хомячки.
Выбыло в течение года 699 - экземпляров.
Обмен и продажа – 693 экземпляров.
Падёж - 6 экземпляров.
В числе выбракованных: рыбы – 85 экземпляров, птицы – 94 экземпляра, млекопитающих – 16 экземпляров.
Заместитель директора по ЗВЧ Мушаков Е.А.
«Утверждаю»
Директор БУК «Государственный
Большереченский зоопарк
имени В.Д. Соломатина»
______________С.Б. Овчинников
«____» ____________2016 г.
Концепция развития
БУК «Государственный Большереченский зоопарк
имени В.Д. Соломатина»
на 2016-2026 гг.
Общие положения
Развитие культуры в Омской области сегодня становится ключевым понятием современного общества и представляет собой не отдельную область государственного регулирования, а сложную и многоуровневую систему, внутри которой решение проблем может быть только комплексным, учитывающим множество смежных факторов и соединяющим усилия разных ведомств, общественных институтов и бизнеса. Важнейший фактор развития культуры - сохранение эко культурного наследия, в том числе обеспечение доступа к объектам животного мира, содержащимся в неволе, совершенствование экологического воспитания населения. В Омской области утверждена государственная программа «Развитие культуры и туризма» на 2014-2020 годы, направленная на создание благоприятных условий для укрепления единого культурного пространства и сохранения культурного наследия области, доступ к культурным ценностям, развитие туризма в области. В рамках государственной программы предусматривается реализация программы «Туризм», «Поддержка органов местного самоуправления по осуществлению полномочий в сфере культуры».
Концепция развития БУК «Государственный Большереченский зоопарк имени В.Д. Соломатина» на 2016-2026 гг. была разработана опираясь и ориентируясь на многолетний опыт Московского зоопарка, учитывая огромную посещаемость Московского зоопарка, его авторитет в среде коллег, его работу по внедрению высших стандартов зоопарковской деятельности т.к. Московский зоопарк является головным зоопарком и методическим центром для огромной территории бывшего СССР.
Реализация концепции БУК «Государственный Большереченский зоопарк имени В.Д. Соломатина» направлена на достижение стратегических целей социально-культурного развития Омской области, в том числе на удовлетворение потребностей жителей и гостей Омской области в культурном, духовном, природоохранном развитии, развитию туризма, а также повышение эффективности работы учреждения, обеспечение содержания животных согласно международным стандартам.
«Человечность определяется не по тому, как мы ведем себя с людьми, а по тому как, ведем себя с животными»
Зоологические парки играют большую роль в деле образования и экологического воспитания подрастающего поколения, охраны и воспроизведения редких и вымирающих видов животных, сохранения биоразнообразия и окружающей среды, посредством, осуществления целого комплекса различных видов природоохранной деятельности. Зоопарк предоставляют подрастающему поколению первую возможность контакта с природой. Организуемые зоопарком информационные и тематические мероприятия с посетителями играют решающую роль в приобщении широких масс населения к идее о незаменимой эстетической ценности природы. Одним из важных условий обеспечения сохранения редких и исчезающих видов животных и воспитания у населения бережного отношения к живой природе является развитие и функционирование зоопарков в Российской Федерации. Зоопарки образно называют «живыми музеями», они коллекционируют, изучают, воспроизводят и демонстрируют самых разных представителей дикой фауны и мира. Изначально зоопарки создавались людьми для людей. Концепция зоопарков о сохранении природы не основана на альтруисткой мотивации, в первую очередь мы верим, что такой подход обеспечит выживание вида «человек разумный» в течение долгого времени. Поэтому зоопарки являются необходимым культурным учреждением современного общества, которое само во все большей степени отдаляется от окружающей среды. «Ныне, с изобретением мегаполиса, большого города, мы плодим в многоэтажных вертикальных сундуках новое поколение, которое растет, не зная пса, кота, золотой рыбки, попугайчика; поколение, для которого источник молока – бутылка, а корова и трава, как и объединяющий их сложный процесс, остаются книгой за семью печатями. Возможно, это поколение и его потомки только в зоопарках и смогут узнать, что не одни они заселяют землю, другие существа тоже пытаются это делать». (Джеральд Даррел, 1980 г.) Зоопарки всегда останутся звеном между людьми и другими созданиями. «Что человек значит без животных? Если бы все животные исчезли, человек умер бы от одиночества в душе. Что бы не случилось с животным, то вскоре случится с человеком. В природе все взаимосвязано», - так сказал Чиф Сиэтл в 1855 году, и это высказывание до сих пор является не вызывающей сомнение истиной.
Большереченский зоопарк служит местом отдыха для людей, представляющих различные социальные слои населения. Зоопарк создает атмосферу праздника, отдыха на закрытой и охраняемой территории. Жители и гости Омской области приобретают возможность получения достаточно полной информации о разнообразии животного мира.
БУК «Государственный Большереченский зоопарк имени В.Д. Соломатина», один из многочисленных зоопарков Российской Федерации, и, единственный, расположенный в сельской местности. В настоящее время он полностью отвечает понятию «зоопарк», определенному в программных документах Всемирной ассоциации зоопарков и аквариумов (WAZA), как «организованное и постоянное учреждение с профессиональными сотрудниками, решающее в основном просветительские и эстетические задачи, владеющее дикими животными, использующее их, заботящееся о них и демонстрирующее их в соответствии с регулярным расписанием». А началось все с живого уголка, созданного во дворе средней школы №2 в июле 1983 года в п.г.т. Большеречье Омской области. Коллекция собиралась постепенно, и в основном это были местные животные, которых приносили жители поселка. Раненая косуля, утка, попавшая в сеть, маленький лисенок, медвежонок-сирота, даже тигренок.
Решением Облисполкома от 01.08.1986 года был открыт в п.г.т. Большеречье областной зоопарк, а с 01.01.1987 года переведён на самостоятельный баланс и присвоен статус «Государственный». Выделена новая площадь 9 гектаров.С того времени зоопарк расположен в центре посёлка, удачно вписавшись в природный ландшафт. По территории зоопарка протекает речка Большая, которая делит зоопарк на 2 части. Для удобства посетителей через речку построен мост.
В 2001 году зоопарк вступил в европейскую региональную ассоциацию зоопарков и аквариумов (EARAZA). Появилась и специализация «Сохранение биоразнообразия фауны Сибири и Дальнего Востока».
В настоящее время в коллекции зоопарка более 200 видов и более 2000 экземпляров животных со всего земного шара, из них более 60 видов занесены в Красные книги Международного союза охраны природы и Российской Федерации. Большое внимание уделяется сохранению и размножению редких видов животных, удалось получить потомство у бегемотов, виверрового кота, леопардов, тигров и др. В 2016 году зоопарк отпразднует юбилейную 30-ю дату.
Цель и задачи Концепции:
Целями настоящей Концепции являются:
- сохранение в искусственных условиях коллекции диких животных (особенно редких исчезающих видов) отечественной и зарубежной фауны, а также фауны Омской области, имеющих большое научное и культурно-просветительское значение;
- широкий показ населению коллекций диких животных;
- проведение учебной и просветительской работы в области зоологии и охраны природы, экологических знаний;
- создание условий для организации культурного досуга граждан, приобщения их к активной творческой деятельности;
- опубликование в СМИ, в установленном порядке научной и популярной литературы, путеводителей, информационных материалов, открыток, афиш, плакатов, фотоальбомов.
Основными задачами Концепции являются:
- создание на базе БУК «Государственный Большереченский зоопарк имени В.Д. Соломатина» большого современного зоологического парка по уровню как можно ближе приближенного к международным стандартам, привлекательного для жителей и гостей Омской области.
- создание условий для содержания животных в соответствии с международными правилами и нормами, т.к. основной задачей зоопарков является сохранение видов и поддержания высочайшего уровня благополучия животных.
- создание новых экспозиций и реконструкция существующих.
- обеспечение сохранности и безопасности животных.
- благоустройство территории зоопарка.
- улучшение материально-технической базы.
Стабильное финансирование является необходимым условием развития зоопарка и направлено на выполнение следующих задач:
- сохранение животного мира в условиях неволи;
- ввод в эксплуатацию новых экспозиций и расширение зоологической коллекции;
- дальнейшее освоение территории и благоустройство;
- рост посещаемости зоопарка.
«…Современный зоопарк не просто демонстрирует животных, но «рассказывает» посетителю предыстории. Цель этого рассказа – чтобы посетитель ушел из зоопарка «мудрее, чем пришел» - обогащённым полученными знаниями и пониманием увиденных животных. Образование населения и размножение животных – два направления, по которым зоопарки могут внести свой вклад в дело охраны природы».
На новом этапе развития перед зоопарком стоят ряд проблем, с которыми предстоит справляться в следующие 10 лет. В этот период зоопарк будет стремится развивать следующие приоритетные направления.
Приоритетные направления развития БУК «Государственный Большереченский зоопарк имени В.Д. Соломатина» на 2016-2026гг.
- Пребывание в зоопарке и общение с животными должно вызывать у посетителей яркие, положительные эмоции. В первую очередь это должно достигаться привлекательным видом экспозиций и животных. Естественным поведением животных, вежливостью и предупредительностью персонала, удобством осмотра экспозиции.
Зоопарк будет:
- Стремится предоставлять посетителям комфортные условия для отдыха: высококачественные точки общепита и сувенирной торговли, выделенные в специальные зоны; возможности для отдыха, рассчитанные на разные погодные условия (скамейки, столики, укрытия от дождя, в зимнее время – теплые помещения).
- Развивать и совершенствовать работу «Детского контактного зоопарка».
- Продолжать и развивать организацию детских праздников и представлений с природоохранной тематикой.
- За счет собственных или привлеченных средств готовить эскизные проекты реконструкции вольер, производить реконструкцию вольер собственными силами (где это возможно). Где возможно постараться уйти от решеток, заменив на электронные пастухи, стеклопакеты).
- Высокий уровень благополучия животных, повышаемый путем соответствующей работы с обслуживающим персоналом, профилактической и лечебной ветеринарной работы, совершенствования конструкций и оформления помещений для животных и оптимизации режима их содержания (кормления, обогащения среды обитания, и т.п.)
Зоопарк будет стремиться максимально приближать условия содержания животных к природным, учитывая при этом поведенческие и физиологические потребности видов. Для повышения уровня благополучия животных будут разработаны и проведены курсы повышения квалификации зоотехнического персонала.
- Зоопарк будет добиваться исключения проявлений «не отзывчивого стиля» работы с животными, при котором человек силой навязывает свою волю не учитывая психологических особенностей животного и провоцируя у него сильный стресс.
- Ветеринарное обслуживание будет развиваться в двух направлениях: с одной стороны – это изучение и разработка методов диагностики и лечения болезней диких животных, а с другой – усиление профилактической работы.
- Процесс карантирования новых животных должен будет включать не только контроль их физического здоровья, но и психологическую (поведенческую) адаптацию к обыденным условиям содержания.
- Условия содержания животных в зоопарке должны обеспечивать их физическое и психическое здоровье. Для этого необходимо реализовать следующие условия: 1. Размеры выгулов и вольеров должны быть достаточно просторными, животные в зоопарке должны содержаться в условиях, наиболее приближенных к природным. 2. Экспозиции должны быть оборудованы таким образом, чтобы животные могли вести естественный образ жизни (бегать, прыгать, плавать, прятаться, лазать, летать, копать норы). 3. Для ряда обитателей необходимо создавать специальные климатические условия, приближенные к естественным. В павильонах нужно поддерживать определенную температуру, влажность, освещенность и другие параметры.
4. Экспозиции должны быть оснащены достаточным количества оборудования и приспособлений для движения, что обеспечит животным физическое и психическое здоровье.
5. Животные в зоопарке должны содержаться парами, группами или поодиночке в зависимости от того, как они живут в природе. Это помогает им в условиях вынужденной неволи чувствовать себя комфортно и вести обычный для вида образ жизни.
6. При ремонте и реконструкции вольер необходимо использовать лучшие современные научные и технические достижения в создании оптимальных условий для содержания диких животных в неволе.
7. Современные подходы необходимо применять и в способах демонстрации животных, которые должны отвечать двум важнейшим критериям:
- получение посетителями эстетического удовольствия от созерцания животных и экспозиций;
- расширение познавательных возможностей экспозиций, позволяющих получить более полное представление о животных, их поведении и образе жизни. Для этого предлагается использовать незаметные или неброские преграды. Максимально скрытые от посетителей ограждения: небольшие рвы, парапеты, преграды рельефа, стекло, электрозаграждения, колючие кустарники и живые изгороди.
- Развитие научно-методической работы, просветительской деятельности, широкая вовлеченность в сотрудничество (межзоопарковское, с природоохранными организациями, с учебными организациями разных уровней, с общественными организациями любителями животных) на региональном и международном уровнях.
Зоопарк будет:
- Продолжать и развивать сотрудничество с региональными и международными ассоциациями зоопарков и аквариумов.
- Проводить анализ научной деятельности других зоопарков.
- Разрабатывать план технического и кадрового обеспечения научно-просветительской деятельности.
- Организовывать активное участие специалистов в научно-практических конференциях, проводимых другими зоопарками.
- Привлекать студентов к работе в зоопарке, что поможет оживить и модифицировать традиционную деятельность, даст толчок новым идеям и инновациям.
- Анализировать и при необходимости, доработать план экскурсионно-просветительской деятельности для разных целевых групп: семей, групп туристов и пр.
- Анализировать и при необходимости, доработать/разработать план лекций для школьников, дошкольников, студентов.
- Продолжать налаживать контакты и постоянную связь с СМИ.
- Разработать план действий в отношении природоохранного просвещения.
- Обеспечивать участие сотрудников информационно – методического отдела в процессе формирования коллекции и разработке дизайна экспозиций (вольер), учитывающего просветительские задачи и обеспечивающего максимальные возможности проявления естественного поведения животных.
- Регулярно проводить оценку качества работы, используя такие методы, как сравнительный анализ образовательной эффективности различных экспозиций, опросы и анкетирование, наблюдение за поведением посетителей, включая их разговоры или реакцию.
- Освещать и пропагандировать перед широкой общественностью все основные направления деятельности зоопарка.
- Распространять среди своих коллег и всех слоев общества идеи необходимости охраны природы, поддержания биоразнообразия и обеспечения благополучия животных.
- Привлекать посетителей зоопарка, и широкие круги общественности к обсуждению важнейших факторов, представляющих угрозу природным популяциям животных, и стремиться к тому, чтобы люди глубоко осознавали ситуации и стали убежденными сторонниками дела охраны природы.
- Квалифицированные и высоко заинтересованные в своей работе сотрудники.
Успех работы зоопарка полностью зависит от квалификации и степени заинтересованности в своей работе (а значит и степени ответственности) его сотрудников. В первую очередь дать почувствовать специалистам, что работать в зоопарке ИНТЕРЕСНО! Для достижения этой цели зоопарк будет придерживаться следующих принципов.
1. Каждый сотрудник зоопарка должен быть проинформирован о целях и задачах организации, в том числе – о целях и задачах природоохранной, научной и просветительской работы. 2. Разрабатывать планы работы, позволяющие максимально использовать человеческий потенциал – работа с полной отдачей! Мотивировать на достижение результатов (успехи в размножении животных, количество проведенных просветительских мероприятий и т.д.) как материальными стимулами, так и моральными.
3. Проводить аудит и анализ имеющихся локальных нормативных актов. При необходимости доработать/разработать новые локальные нормативные акты (Коллективного договора, Правил внутреннего трудового распорядка, Положение об оплате труда).
- Руководство зоопарка будет поддерживать своих сотрудников в их стремлении к участию во внутренних и международных совещаниях, конференциях и семинарах, создавая условия, необходимые для осуществления подобных планов. Разрабатывать систему повышения квалификации специалистов. Регулярно отправлять специалистов на повышение квалификации, в первую очередь в Российские зоопарки. Это поможет поднять внутреннюю мотивацию специалистов.
- Руководство зоопарка будет применять меры, направленные на признание профессионализма и опыта сотрудников, подбор и постоянное обучение кадров всех уровней. Стимулировать участие специалистов в научной работе материальными стимулами (премии, поездки в командировки и т.д.).
- Необходимо развивать в сотрудниках зоопарка желание наблюдать за животными с целью обнаружения объективных признаков неблагоприятного воздействия внешних условий. Особенно важно, чтобы реакций на результаты таких оценок были оптимальные решения в области реконструкции и оформления вольер.
- Будет создаваться система подготовки кадрового резерва сотрудников зоопарка всех уровней: стажировки и практики учащихся, поощрение волонтеров, создание клуба «Друзей зоопарка» и т.п. Разработать программу/заключить договора о прохождении практики для студентов профильных учебных заведений (в т.ч. с целью поиска и отбора перспективных кадров).
- Поддержание необходимой материально-технической базы.
С целью поддержания необходимой для обеспечения своей деятельности материально-технической базы зоопарк, для дальнейшего повышения будет:
- Стремиться применять новые технологические подходы для расширения возможностей в области содержания животных, ветеринарных, научных исследований и просвещения.
- Повышать эффективность и развивать структурные подразделения, предназначенные для технического обеспечения функционирования зоопарка. Повышать техническую оснащенность этих подразделений и уровень квалификации сотрудников.
- Искать обслуживающие организации, наилучшим образом соответствующие потребностям зоопарка и добиваться заключения с ними контрактов.
- Продолжать и развивать коммерческую деятельность, способствующую решению основных задач зоопарка (сувенирная торговля, зоомагазин и т.п.). Открытие зоомагазина будет являться отличной возможностью увеличить собственные доходы, продавая мелких животных (морские свинки, хомячки, рыбки, попугаи), клетки и аксессуары, корма для животных и пр.
- Поддержание и расширение взаимосвязи с общественностью. Развивая связи с обществом, зоопарк должен стремиться помочь посетителям понять, как их приход в зоопарк связан с природоохранной деятельностью зоопарка, и в тоже время наглядно убедить их в том, что уровень благополучия животных в зоопарке непрерывно повышается. С этой целью зоопарк:
- Сохранит и будет развивать подразделение (информационно-методический отдел), призванное к осуществлению взаимосвязи с общественностью, формированию общественного мнения и распространению информации о своих достижениях, эти же задачи призван решать официальный сайт зоопарка в сети Интернете, который будет поддерживаться и развиваться.
- Будет неизменно защищать свои позиции перед широкой общественностью, открыто обсуждать спорные вопросы и проявлять твердость в осуществлении своей природоохранной миссии.
- Будет продолжать и развивать целевые и благотворительные приоритеты для обеспечения деятельности зоопарка.
- Зоопарк будет продолжать постоянные контакты со СМИ, освещая свою деятельность, пропагандируя идеи «природоохранной психологии» и добиваясь решения конкретных задач сохранения биоразнообразия.
- Зоопарк будет поддерживать работу с попечительским советом.
- Соблюдения, принятых в международном зоопарковском сообществе этических норм.
Зоопарк будет неуклонно работать над соблюдением всех профессиональных требований и принципов, установленных зоопарковским сообществом. В частности:
- Зоопарк должен всегда быть готов к предоставлению отчетов о том, откуда и каким образом он получает животных для своей коллекции.
- Зоопарк всегда будет соблюдать открытость и честность в предоставлении коллегам профессиональной информации и рекомендаций.
- Зоопарк обязан соблюдать все законодательства и акты, относящиеся к сохранению видов. В этой связи, зоопарк будет отказываться от участия в нелегальных или неэтичных передачах животных.
- Зоопарк будет стремиться не увеличивать видовое разнообразие коллекции, не создав адекватные условия для новых видов.
- Особи, поступающие в зоопарк из естественных мест обитания, будут использоваться для содействия сохранению их сородичей из природных популяций путем включения либо в просветительские программы, либо в программы размножения, проводимые в рамках проектов сохранения исчезающих видов.
- Следование принципам устойчивого развития.
Зоопарк должен подавать пример экологического подхода ко всем аспектам своей деятельности и демонстрировать посетителям методы, которые позволят им перейти к «экологически дружественному» стилю жизни. С этой целью зоопарк будет придерживаться ресурсосберегающих технологий и принципов устойчивого развития:
- Применять экологически оправданные методы ликвидации отходов.
- Эффективно использовать электроэнергию.
- Практиковать ответственный подход к использованию природных ресурсов.
- Платить за загрязнение окружающей среды.
- Зоопарк как культурно-туристический комплекс должен предоставлять посетителям максимальное разнообразие форм отдыха. Живописные пейзажи, цветочные клумбы, альпийские горки, фонтаны, маленькие искусственные водопады помогут посетителям отдохнуть от стрессов и техногенных перегрузок большого города.
Несмотря на существующие проблемы, зоопарк может рассчитывать на значительное количество российских туристов, а также туристов дальнего и ближнего зарубежья. В России не так много городов, которые могут позволить себе содержание зоопарка, к тому же учитывая уникальность нашего сельского зоопарка, единственного в России, именно поэтому посещение зоопарка может интересовать всех возможных туристов, неизбалованных обилием такого рода объектов.
Для привлечения российских туристов, необходимо предпринять следующие рекламные ходы:
- сделать привлекательной презентацию зоопарка в сети Интернет (все большое число туристов, планирующих посещение какого-либо места, прибегают к поиску информации в сети Интернет).
- напечатать большое количество буклетов и лифлетов и размещать их в санаториях, домах отдыха, гостиницах, информационных туристических центрах г. Омска.
- Войти в региональные информационно-справочные издания по туризму.
- для улучшения имиджа зоопарка необходимо стать максимально открытым учреждением для журналистов.
- регулярно использовать малейшие информ-поводы для освещения событий, происходящих в зоопарке.
- максимально (до 80-100%) использовать возможности бесплатной рекламы во всех видах СМИ.
- провести анализ и выбрать наиболее перспективные (с точки зрения эффективности) издания для платной рекламы.
- для привлечения посетителей использовать бесплатные мероприятия, такие как регулярное показательное кормление животных с пояснениями специалиста для посетителей (в выходные дни в одно и то же время), тематические дни, культурно-массовые мероприятия, фотографирование с ростовыми куклами животных.
Реализация концепции рассчитана на 10 лет. Результатами реализации данной Концепции должны стать: Создание современного зоопарка высокого уровня, доступного для каждого жителя г. Омска и Омской области, способствующего приобщению к культурным ценностям и благам, гуманизации и экологическому просвещению общества, сохранению национальных традиций. Реконструкция и ремонт, а также строительство новых экспозиционных комплексов, расширение коллекции животных, птиц и рептилий. Организация новых различных учебных форм занятий – конференций, семинаров и т.д., увеличение посетителей, обеспечение сохранности, безопасности и охраны коллекции. Расширение штата сотрудников зоопарка, повышения качества услуг, предоставляемых зоопарком, повышения качества работы сотрудников и соответственно повышение оплаты труда, повышение количества проведения культурно-массовых мероприятий, благоустройство территории.
P.S. Несмотря ни на какие трудности и наше непростое время в котором мы живем у Большереченского зоопарка есть огромный потенциал для трансформации в современное, востребованное горожанами, туристами, научным сообществом учреждение. Конечно сразу все проблемы не решить, главное выбрать правильное направление! А дорогу осилит идущий….
«День, который Вы прожили не совершенен до тех пор, пока Вы не сделали что-нибудь для кого-то, кто никогда не сможет возместить Вам этот долг»
Основные методические принципы и программы работы с детьми
в Большереченском зоопарке.
Зоопарки образно называют "живыми музеями", они коллекционируют, изучают, воспроизводят и демонстрируют самых разных представителей дикой фауны мира. Зоопарки не просто развлекательные учреждения, соответственно велению времени, общей экологической обстановке, сложившейся в природе, они систематически и на высоком уровне научном уровне проводят разнохарактерные мероприятия, пропагандируя естественно- научные знания среди своих посетителей, оказывает попощь учащимся средних учебных заведений и студентам. ( Сосновский И.П.,1989. - С.5).
Природоохранная стратегия всемирногосообщества зоопарков и аквариумов (WZACS) резюмирует, что при профессиональном изложении материала согласно эдукационных планов и программ для учащихся и посетителей зоопарков, можно значительно расширить объем их знаний о природе и ее значении. Зоопарки обладают уникальной возможностью демонстрировать живые организмы с их разнообразным поведением, то есть на практике применять интерактивные методы в музейной педагогике. "Музейная педагогика - это научная дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, предметом, которй являются культурно-образовательные аспекты музейной коммуникации. При таком подходе объект музейной педагогики - все виды контактов музея с аудиторией, самые различные способы обращения к человеку как участнику процесса музейной коммуникации". (Е.Б. Медведева; М.Ю. Юхневич 1997 -С.17-18).
С другой стороны, в профессиональной среде бытует более узкое понимание этого термина, обозначаещего конкретную область деятельности - контакты с детской аудиторией, со школой. Интерактивность ( взаимодействие) означает взаимодействие посетителя с музейной средой, экспонатами, которые служат областью осваиваемого опыта. "Человек становится полноправным участником учебного процесса, его опыт служит основным источником познания. Музейный педагог должен не столько давать готовые знания, сколько побуждать слушателей к самостоятельному поиску". (Т. Багаева 2008 г. - С.5)
Зарубежная музейная педагогика в первую очередь апеллирует к учителю, причем их контакты поддерживаются со стороны государственных структур. Принятых во многих странах (США, Англия, Германия, Италия), программы делают посещение музея или зоопарка естественной частью учебного процесса. При зарубежных зоопарках функционируют зоошколы, в первую очередь, расчитанные на учителей общеобразовательных школ. Зоошкола, как никакое другое заведение подходит для практической реализации новых направлений по экологическому образованию.
Существующая система непрерывного образования в России, включающая дошкольное, школьное, общее и специальное вузовское образование, практически не учитывает возможностей естественно- научных музеев, зоопарков, как учебных центров нетрадиционного экологического образования. Однако именно они как нельзя лучше служат цели формирования экологической культуры. Зоопарки, музеи и другие организации неформального обучения лишь только нащупывают тесные связи со школами и дошкольными учреждениями.
На протяжении многих лет Большереченский зоопарк выполняет различные программыпо экологическому обучению и воспитанию детей как школьного, так и дошкольного возраста, и, как институтнеформального просвещения, стал частью продолжения дополнительного образования и воспитания. Мы применяем следущие формы деятельности:
- клубная работа - занятия по заранее разработанным планам со школьниками, воспитанникамиЦДТ, воспитанниками отделения реабилитации детей-инвалидов, воспитанников детских садов;
- работа кружка "Юный зоолог" на территории зоопарка, в том числе научно-исследовательская;
- лекции в школах, в том числе выездные лекции с демонстрацией животных, таких как мелкие грызуны, черепахи, улитки, кролики, попугаи;
- лекции с компьютерным сопровождением в методическом кабинете зоопарка, для которых подготовлены ряд презентаций: "Тигроведение", "Живая вода", " Путешествие в удивительный мир природы", "Удивительный остров Мадагаскар", "Журавли России" и т.д.
- зооуроки на территории зоопарка;
- занятия с элементами зоотерапии.
Цели и задачи школ, детских садов и зоопарка общие:
- обеспечить экологическое, анималистическое воспитание детей;
- обогащать социальную среду, создать условия для общения и сотрудничества, дать ребенку положительные эмоции;
- ознакомить учащихся с образом жизни экспонируемых животных, их местом проживания, поведением, питанием; стремиться чтобы дети с любопытством и ответственностью обращались с природой.
В разработке эдукационных программ мы используемь опыт других зоопарков, внедряя как готовые методическик разработки, так и созданные самостоятельно. При этом стараемся сочетать все основные методы, примпеняемые в работе с детьми: словесные, наглядные и практические. Например, занятия "Творческого клуба любителей природы" для школьников младших классов общеобразовательной школы включает в себя беседу, демонстрацию живых объектов или иллюстраций. Для закрепления материала дети зарисовывают понравившиеся объекты. При работе с детьми с ограниченными возможностями обязательно используется контакт с животными (элементы зоотерапии), зоологические игры и конкурсы.
Лекции читаются в форме бесед с использованием наглядного материала и компьютерного сопровождения, зоовикторин. Во время зооуроков на территории зоопарка дети контактируют с животными, наблюдают за ними в разное время суток или года. Получают первые знания по зоогеографии. Для лучшего запоминания и сохранения внимания детей используются настольные игры, мозаики, кубики, экспонаты, собранные за много лет ( яйца и гнезда птиц, перья, образцы шерсти, рога, иглы и т.п.).
Члены кружка " Юный зоолог" получают навыки обращения с животными, ведут за ними наблюдения, пишут рефераты и проводят небольшие исследовательские работы по этологии и экологии.
Подводя итоги: Стстема дополнительного воспитания имеет большие возможности максимально интегрировать действие всех воспитательных факторов на личность, умело сочетая специальные и косвенные средства воздействия. Зоопарк имеет лучшие условия для дополнительного экологического воспитания, чем школа или обычный музей. Живая коллекция зоопарка дает большие возможности в применении интерактивных методов - открывать, исследовать, воображать, получать удовольствие, получать знания и опыт.