Формы внешнего выражения эмоций и чувств. Эмоции и способы их выражения 4 внешнее выражение эмоций и чувств

Тогда на землю я упал;

И в исступлении рыдал;

И грыз сырую грудь земли,

И слезы, слезы потекли

В нее горючею рекой.

М.Ю. Лермонтов

Переживания эмоциональных состояний - радости, любви, дружбы, симпатии, благосклонности или боли, горя, страха, ненависти, презрения, отвращения и т.п. - всегда сопровождаются соответствующими внешними или внутренними выражениями.

Достаточно возникнуть эмоциональному возбуждению, оно немедленно охватывает весь организм. Внешние выражения эмоций и чувств проявляются в движениях, позах, в двигательной и вокальной мимике, интонациях речи, движениях глаз и т.п. Внутренняя или висцеральная выраженность переживаний ярко проявляется в сердцебиении, дыхании, кровяном давлении, изменениях в эндокринных железах, органах пищеварения и выделения.

Эти внутренние переживания бывают астеническими или стеническими, то есть проявляются через подавление или возбуждение.

Внешнее или экспрессивное выражение эмоций и чувств заметно даже у младенцев. Но у них оно еще мало дифференцировано. С опытом, особенно с освоением ребенком речи, экспрессивное выражение эмоций и чувств приобретает разнообразные оттенки. Богатство их настолько велико, что в языке существуют около 5000-6000 слов, которыми преимущественно передаются переживания.

С опытом и развитием речи ребенок постепенно овладевает экспрессивными выражениями, в какой-то степени задерживает их, но это не значит, что этим тормозится эмоция. Нейрофизиологи считают, что в таких случаях угнетаются только те или иные периферийные компоненты эмоций - движения, мимика, сама же эмоция, раз она возникла, неизбежно распространяется на другие, преимущественно висцеральные компоненты Максименко С.Д. Общая психология. - М., 2000. С. 272. . Формирование выдержки у детей положительно отражается на их жизнедеятельности и отношениях в коллективе.

С овладением экспрессивными способами выражения эмоций и чувств формируются способности воспринимать и понимать разнообразные формы и оттенки выражения переживаний, умения их опознавать.

Вместе с этим развивается умение пользоваться экспрессивными способами выражения чувств с целью оказывать влияние на других. Эта способность необходима для артиста, а особенно для педагога, который, распознав, благодаря наблюдательности, внутренние состояния и переживания, может руководить ими, влиять на других с воспитательной целью собственными экспрессивно выраженными чувствами.

В зависимости от обстоятельств и состояния человека, его подготовленности к переживаниям, эмоции и чувства могут быть выражены no-разному. Чувство страха, например, может вызвать астеническую реакцию - скованность, шок, или же реакцию стеническую. Горе может вызвать апатию, бездействие, растерянность или соответствующие энергичные действия.

Формы и интенсивность выявления эмоций и чувств в значительной степени зависят от воспитанности, уровня культуры человека, традиций и обычаев. Это особенно отражается на выражении их внешними способами - мимикой, движениями, жестами. Внутреннее же их выражение (сердцебиение, дыхание, действие эндокринной системы) происходит относительно независимо от социальных факторов.

Физиология эмоций. Эмоции и чувства являются результатом деятельности мозга. Переживание человеком чувств обеспечивается совместной деятельностью коры и подкорковых центров: возникший в коре больших полушарий головного мозга процесс возбуждения (пари восприятии человеком какого-то объекта как приятного или неприятного) распространяется на подкорку, где находятся различные центры физиологической деятельности организма – дыхательный, сердечно-сосудистый и др. Возбуждение подкорковых центров вызывает усиление деятельности некоторых внутренних органов. По опыту известно, что сильные эмоции связаны с целым рядом физиологических изменений, например, изменения происходят в сердечной деятельности и состоянии кровеносных сосудов – при сильном испуге человек бледнеет, при смущении часто краснеет, от стыда «вспыхивает»; в дыхательной системе – дыхание ускоряется или замедляется, при испуге прерывается; в железах внешней секреции – усиление потоотделения, усиление деятельности слезных желез (при горе, а иногда и сильной радости).

Существенную роль в эмоциональных переживаниях человека играет вторая сигнальная система . Переживания могут возникнуть не только при непосредственных воздействиях внешней среды, но могут быть вызваны словами, мыслями.

Внешнее выражение эмоций и чувств. Об эмоциональных состояниях других людей человек судит по особым выразительным движениям, мимике, изменению голоса и т.п. Определенным чувствам соответствуют свои специфические формы выражения. Например, страх выражается в расширении зрачков, в дрожи, в бледности. Радость выражается в блеске глаз, в покраснении лица, в ускорении движений и т.д. Ч.Дарвин рассматривал внешние проявления эмоций, как рудименты (остатки) действий нападения и обороны, которые были у наших предков – обезьян. Им установлено много сходного во внешних проявлениях эмоций у обезьян и человека. Так, при силоном гневе у человека могут невольно сжаться кулаки, а при страхе он как бы съеживается, опускает голову, точно хочет спрятаться или обратиться в бегство.

Наиболее наглядно отражены чувства в мимике . Подвижность мышц лица позволяет ему самые разнообразные выражения в зависимости от внутреннего состояния человека. Переживаемые человеком чувства выражаются также в пантомимике и в непроизвольных мышечных движениях . При положительных чувствах эти движения обычно направлены в сторону объекта чувств, а при отрицательных – в сторону от него.

Особенно полно отражаются чувства в речи, которая содержит не только определенные мысли, но и отношение к ним говорящего. Большую роль играет здесьинтонация . Даже слушая незнакомую иностранную речь, нетрудно понять, в каком настроении находится говорящий человек.

Выражение чувств, как и сами чувства, общественно обусловлено . В каждом обществе существуют нормы выражения чувств, отвечающие представлениям о приличии, скромности, воспитанности. Избыток выразительных средств может рассматриваться с одном обществе как недостаток воспитания, в то время как в другом он может свидетельствовать о скрытности, недостаточной искренности.

Порой именно выражение своего эмоционального состояния искренне и своевременно представляет для индивида особую сложность. Достаточно редко эмоция выражается именно в таком виде, в каком она переживается человеком. Чаще всего люди, так или иначе, скрывают или несколько видоизменяют свои истинные чувства, расставляя акценты в зависимости от цели, которую они преследуют в данный момент.

В современной науке психологами выделяется три основных способа демонстрации индивидом своих эмоциональных состояний:

  1. Ненастойчивый.
  2. Агрессивный.
  3. Открытый (уверенный).

Все названные способы имеют собственные, достаточно характерные черты.

Ненастойчивый способ выражения эмоций

Данный способ предполагает «дозированную» демонстрацию переживаемых чувств, причем, иногда выраженную в столь незначительной степени, что об истинном эмоциональном состоянии человека догадаться очень непросто. Чаще всего этот способ используется, когда люди хотят скрыть свои настоящие переживания от собеседника/партнера.

Агрессивный способ выражения эмоций

Такой способ специалисты называют еще «эмоциональным уроком» для партнера по общению. В средствах данного способа содержатся выразительные определения оценочного характера, организованные по схеме «Ты — /послание/». В этой ситуации ответственность за доминирующую эмоцию полностью возлагается на партнера по общению: «Ты просто вывел меня из себя!», «Вы мне надоели!» и т.д.

Трансляция эмоций агрессивным способом изначально имеет расчет на двойной эффект:

  • конкретно звучащее обвинительное послание обязательно вызывает у коммуникативного партнера желание защититься от нападения;
  • определив в качестве «ответственного лица» за свои переживания другого человека, индивид передает ему и «бразды правления», как бы предлагая решить ситуацию и снять накал охватившей его эмоции.

Открытый (уверенный) способ выражения эмоций

Данный способ предполагает такую форму «рассказа» о своих эмоциях (пусть даже негативных), которая никоим образом не способна разрушить атмосферу взаимного доверия между собеседниками. Эта форма имеет конструкцию «Я — /послание/», например: «Я немного раздражен, поскольку мне кажется, что ты что-то скрываешь от меня». Транслируемая в таком виде, эмоция дает возможность как можно лучше понять выражающего ее человека, а также не возлагает ответственности за себя ни на кого другого. Поскольку индивид в данном случае осознанно принимает такую ответственность, он тем самым учится, и управлять своими переживаниями.

Как правило, подобное сообщение индивида о переживаемых им эмоциях имеет в качестве сопровождения обстоятельное объяснение причин, которые могли вызвать у него данное состояние, а также обозначение потребностей, которые были затронуты и не удовлетворены.

Эмоциональная компетентность как высшая форма выражения чувств

Под термином «эмоциональная компетентность» психологи понимают такую способность индивида, которая позволяет ему действовать в полном соответствии со своей внутренней областью эмоций, ощущений и потребностей. Такая способность означает гармонию внутри эмоциональной сферы индивида, а также гармонию между этой сферой и умением демонстрировать свои эмоции другим людям. Эмоциональная компетентность подразумевает высокую степень самоорганизации человека, его умение адекватно оценивать собственное поведение и реакцию партнера. Специалисты считают, что акт общения, состоявшийся между двумя (или более) объектами, каждый из которых обладает эмоциональной компетентностью, можно считать практически идеальным.

Возникновение эмоционального процесса приводит к формированию новых форм реагирования. Иногда эмоциональные реакции бывают бурными и внезапными, возникая почти сразу после действия возбуждающего агента. Такая эмоция принимает форму аффекта.
Но эмоции могут формироваться и постепенно, длительное время, оставаясь латентными; в таком случае не наблюдаются ни эмоциональные специфические проявления, ни какие бы то ни было следы в сознании - существует только повышенная готовность к эмоциональной реакции.
Эмоция, получившая достаточную силу и организованность, приобретает способность оказывать большое влияние на функциональное состояние различных психических механизмов. Организующая функция эмоций проявляется в нескольких различных формах:
. в форме выразительных движений,
. в форме эмоциональных действий,
. в форме высказываний об испытываемых эмоциональных состояниях,
. в форме определенного отношения к окружающему.
Эмоции - внутренние психические субъективные состояния, характеризующиеся специфичным для них ярким телесным выражением, которое проявляется в сосудистых реакциях, в изменениях дыхания и кровообращения (в связи с этим в побледнении или покраснении лица), в своеобразной мимике и жестах, в интонационных особенностях речи и т. д.
Изменение дыхания при эмоциях. Многие эмоции связаны с усилением мышечной деятельности и повышением голоса. Этим объясняется большая роль, которую играют в эмоциях дыхательные движения, выполняющие, как известно, двойную функцию: 1) усиление газообмена и обеспечение необходимого для повышенной мускульной работы кислорода и 2) пропускание воздуха через голосовую щель и обеспечение требуемой вибрации голосовых связок.
Дыхательные движения при эмоциях претерпевают характерные для различных эмоциональных состояний изменения своей скорости и амплитуды.
Изменения кровообращения при эмоциях. Эти изменения характеризуются частотой и силой пульса, величиной кровяного давления, расширением и сужением кровеносных сосудов. В результате этих изменений убыстряется или замедляется ток крови и соответственно наблюдается приток крови к одним и ее отток отдругих органов и частей тела. Как указывалось выше, скорость сердечных сокращений регулируется вегетативными импульсами, а также изменяется под влиянием адреналина. В спокойном состоянии частота пульса составляет 60-70 ударов в минуту. При испуге происходит мгновенное ускорение до 80-90 ударов. При возбуждении и напряженном ожидании (на старте) частота пульса повышается на 15-16 ударов в минуту. Вообще возбуждение ускоряет кровообращение.
Мимические выразительные движения. Человек обладает сложной мускулатурой лица, которая в своей значительной части выполняет только функцию мимических движений в соответствии с характером испытываемых человеком эмоциональных состояний. С помощью мимики,т. е. координированных движений глаз, бровей, губ, носа и т. д., человек выражает самые сложные и разнообразные эмоциональные состояния: слегка открытый рот с опусканием его углов выражает печаль; вытянутые в стороны губы с поднятием углов рта кверху - удовольствие; поднятые брови - удивление; сильное и внезапное поднятие бровей - изумление; оскал зубов - раздражение и гнев; подъем верхней губы с характерным расширением ноздрей носа - отвращение; полузакрытые глаза - безразличие; плотно сжатые губы - решимость и т. д. Мимика лица способна выразить очень тонкие оттенки смущения, гнева, оскорбления, любви, пренебрежения, уважения и т. д. Большое значение при этом имеет выражение глаз (рис.).
Выражение эмоций в речевой интонации. Поскольку речь играет огромную роль в жизни человека, большое значение во взаимоотношениях людей приобрело выражение эмоций с помощью повышения, или понижения, или ослабления голоса. Выразительное значение имеют также и тембр голоса, темп речи и ее ритмическое (акцентное) членение с помощью пауз и логического ударения. Слова, произносимые на одной и той же высоте звука, делают речь монотонной и лишенной выразительности. Наоборот, значительная звуковысотная модуляция голоса (у некоторых артистов она превышает две октавы) делает речь человека весьма выразительной в эмоциональном отношении.
Эмоциональная выразительность речи играет огромную роль в общении людей. Совокупным действием всех указанных средств человек только с помощью одного своего голоса может выражать самые сложные и тонкие эмоции - иронию, ласку, сарказм, боязнь, решимость, просьбу, восторг и т. д.
Чувства у человека могут проявляться в таких формах, как: аффект, страсть, настроение, стресс.

Выражение эмоций (проявление эмоций)

О переживаниях человека можно судить как по самоотчету человека о переживаемом им состоянии, так и по характеру изменения психомоторики и физиологических параметров: мимике, пантомиме (позе), двигательным реакциям, голосу и вегетативным реакциям (частоте сердечных сокращений, артериальному давлению, частоте дыхания). Наибольшей способностью выражать различные эмоциональные оттенки обладает лицо
человека.

Г.Н. Ланге, один из крупных специалистов по изучению эмоций, привел описание физиологических и поведенческих характеристик радости, печали и гнева. Радость сопровождается возбуждением двигательных центров, из-за чего появляются характерные движения (жестикуляция, подпрыгивания, хлопанье в ладони), усилением кровотока в мелких сосудах (капиллярах), вследствие чего кожа тела краснеет и становится теплее, а внутренние ткани и органы начинают лучше снабжаться кислородом и обмен веществ в них начинает происходить интенсивнее.

При печали происходят обратные сдвиги: торможение моторики, сужение кровеносных сосудов. Это вызывает ощущение холода и озноба. Сужение мелких сосудов легких приводит к оттоку из них крови, в результате ухудшается поступление кислорода в организм и человек начинает ощущать недостаток воздуха, стеснение и тяжесть в груди и, стараясь облегчить это состояние, начинает делать продолжительные и глубокие вдохи. Внешний вид тоже выдает печального человека. Его движения медленны, руки и голова опущены, голос слабый, а речь растянутая. Гнев сопровождается резким покраснением или же побледнением лица, напряжением мышц шеи, лица и рук (сжимание пальцев в кулак).

У разных людей проявление эмоций различно, в связи с чем говорят о такой лич­ностной характеристике, как экспрессивность. Чем сильнее выражает человек свои эмоции через мимику, жесты, голос, двигательные реакции, тем больше у него выражена экспрессивность. Отсутствие внешнего проявления эмоций не говорит об их отсутствии; человек может скрывать свои переживания, загонять их вглубь, что может стать причиной длительного психического напряжения, отрицательно влияющего на состояние здоровья.

Различаются люди и по эмоциональной возбудимости: одни эмоционально реагируют на самые слабые раздражители, другие – только на очень сильные.

Эмоции обладают свойством заразительности. Это значит, что один человек может невольно передавать свое настроение, переживание другим людям, общающимся с ним. Вследствие этого может возникнуть как всеобщее веселье, так и скука или даже паника. Другим свойством эмоций является их способность долгое время храниться в памяти. В связи с этим выделяют особый вид памяти – эмоциональную память.

Внешние выражения эмоций. Возникновение эмоционального процесса приводит к формированию новых форм реагирования. Иногда эмоциональные явления бывают бурными и внезапными, возникая почти сразу после действия возбуждающего агента. Такая эмоция принимает форму аффекта.

Но эмоции могут формироваться и постепенно, не проявляясь и не оставляя следов в сознании. Остается только повышенная готовность к эмоциональной реакции. Иногда эмоции вовсе не находят отражения в сознании.

Эмоция, набравшая достаточную силу и организованность, способна оказывать большое влияние на функциональное состояние различных психических механизмов. Она проявляется:

В форме выразительных движений;

В форме эмоциональных действий;

В форме высказываний об испытываемых эмоциональных состояниях;

В форме определенного отношения к окружающему.

Зачем же нужны выразительные эмоциональные движения? По мнению Чарльза Дарвина, это пережитки прежде целесообразных действий. Напряжение мускулов, сжимание кулаков, скрежетание зубами при гневе – все это наследие наших далеких предков, которые спорные вопросы решали с помощью кулаков и челюстей. «Для примера, – пишет Дарвин, – достаточно вспомнить о таком движении, как наклонное положение бровей у человека, который страдает от горя или тревоги... Или же такие движения, как едва заметное опускание углов рта, должны рассматриваться как последние следы или остатки более резко выраженных в прошлом движений, имевших понятный смысл».

Выразительные движения в наши дни служат в качестве непроизвольного аккомпанемента эмоций: они играют огромную коммуникативную роль, помогают общению между людьми, обеспечивают эмоциональный контакт между ними. Именно благодаря мимике (выразительные движения лица), пантомимике (выразительные движения всего тела), эмоциональным компонентам речи и т.д. мы узнаем о переживаниях другого человека, сами проникаемся этими переживаниями, строим в соответствии с ними свои взаимоотношения с окружающими. Понимание языка эмоций помогает нам найти верный тон в общении с окружающими. Наиболее полно и ярко эмоции выражаются изменениями человеческого лица. Именно на лице другого человека «прочитываем» мы радость и печаль, задумчивость и гнев, любовь и ненависть. Точно так же «прочитываются» разнообразные оттенки чувств и эмоций на нашем лице.

Из каких же элементов складывается "язык эмоций", как усваивается он человеком? Этим вопросам были посвящены многочисленные исследования. Выяснилось, что наибольшее значение для выражения эмоций имеют глаза и рот.

Но обычно мы при прочтении эмоции по лицу учитываем всю ситуацию, которая подсказывает характер эмоционального переживания. Радость и веселье угадываются быстрее, чем страх и страдание.

На точность определения эмоции по внешним проявлениям влияет состояние того, кто оценивает, люди имеют тенденцию приписывать другому те переживания, которыми они сами
охвачены.

Принцип «физических действий», т.е. воссоздания эмоции по точному внешнему ее выражению, предложил К.С. Станиславский для правдивого отображения на сцене эмоциональной жизни персонажей. Здесь имеется в виду, конечно, не только мимика, но и другие способы внешнего выражения эмоций: жесты, движения, позы и т.д. Одним из самых сильных путей выражения эмоций и чувств является речь. Интонация, сила звука, ритм – все это всегда, с одной стороны, зависит от нашего эмоционального состояния и, с другой – служит средством его выражения.

Язык эмоций – это универсальные, сходные для всех людей наборы экспрессивных знаков, выражающих те или иные эмоциональные состояния. Мы можем правильно понять эмоции людей других культур и национальностей. Но эта универсальность не абсолютна. Есть определенные национальные различия, которые определяются традициями и обычаями. Например, в некоторых частях Африки смех – показатель изумления и даже замешательства и вовсе не обязательно признак веселья. В некоторых странах Азии от гостя ждут отрыжки после еды в знак того, что он вполне удовлетворен. Тот же жест в американском обществе вряд ли повлечет за собой повторное приглашение в гости.

Формы выражения эмоций зависят от принятых правил приличия. У нас, например, не принято в общественных местах громко хохотать, вообще привлекать к себе всеобщее внимание проявлением своих эмоций. Есть и индивидуальные особенности в проявлении эмоций, которые зависят от темперамента человека, его воспитания, привычек. Иногда привычные для человека эмоции накладывают своеобразный отпечаток на выражение его лица. Недаром говорят о лицах озабоченных, веселых, удивленных и т.д. Впрочем, такая «психологизация» внешности может быть результатом не совсем правильного «прочтения» природных особенностей лица.

Таблица 4

Внешние проявления эмоциональных состояний при повышении психической нагрузки

Похожие статьи

© 2024 bol-zoo.ru. Стоп Вредитель.