Актуализация проблем дошкольного образования в современном обществе. Дошкольное образование в современной России: проблемы и перспективы развития. Развивающая образовательная программа в дошкольном возрасте

Галина Васильева
Дошкольное образование в современной России: проблемы и перспективы развития

В статье 43 Конституции Российской Федерации , принятой в 1993 году, гражданам РФ гарантируется "общедоступность и бесплатность дошкольного , основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях ". В соответствии с Законом РФ "Об образовании " в редакции Федерального закона от 13.01.1996 12-ФЗ (п. З. ст. 5) государство ". гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования . ". В течение более чем десяти лет отмечалось очевидное противоречие между Конституцией Российской Федерации , являющейся основным законом России , и Законом Российской Федерации "Об образовании " в части государственных гарантий прав граждан в области образования . Подобная юридическая коллизия порождала соответствующее отношение к дошкольному образованию со стороны чиновников всех уровней как к образованию необязательному (в отличие от общего образования , причем необязательному не с точки зрения того, что ребенок-дошкольник имеет право на получение образования , как в условиях дошкольного образовательного учреждения , так и в условиях семьи, а с точки зрения того, что органы власти не обязаны обеспечивать общедоступность дошкольных образовательных услуг .

Таким образом , несмотря на изменение законодательной базы, ситуацию в образовании в целом , а в дошкольном образовании особенно , в настоящее время можно охарактеризовать как кризисную. Любой кризис порождает острую необходимость в реформировании чего-либо. Согласно Федеральному закону "Об образовании " с изменениями, внесенными Федеральным законом от 22.08.2004 122 - ФЗ, решение стратегических проблем образования по-прежнему входит в компетенцию Российской Федерации .

Дошкольное воспитание как первая ступень образования , на которой закладываются основы социальной личности и важнейший институт поддержки семьи за последние 10 лет прошло сложный путь вписывания в новые реалии. Первоначальное резкое сокращение охвата детей дошкольным воспитанием к 1995 году стабилизировалось. В настоящее время около 55 % детей посещает детские сады (например, в скандинавских странах, таких детей – около 90 %) .

Как показывают многолетние исследования, полноценное развитие ребенка происходит при условии наличия двух составляющих его жизни – полноценной семьи и детского сада. Семья обеспечивает необходимые ребенку интимно-личностные взаимоотношения, формирование чувства защищенности, доверия и открытости миру. Вместе с тем, семья и сама нуждается в поддержке, которую и призван оказывать ей детский сад - родители могут работать и учиться, не испытывая при этом чувства вины, что ребенок в это время заброшен, они могут быть уверены, что ребенок находится в комфортных условиях, нормально питается, с ним занимаются педагоги. К тому же система дошкольного воспитания традиционно дифференцированно подходила к родительской плате, малообеспеченные семьи получали льготы, т. е. осуществлялась их адресная поддержка, сегодня это происходит, к сожалению, лишь в отдельных регионах. Очевидно, что современных условиях традиция дифференцированной родительской платы должно быть сохранена.

А что дает детский сад самому ребенку? Главное преимущество детского сада наличие детского сообщества, благодаря которому создается пространство социального опыта ребенка. Только в условиях детского сообщества ребенок познает себя в сравнении с другими, присваивает способы общения и взаимодействия, адекватные различным ситуациям, преодолевает присущий ему эгоцентризм (направленность на самого себя, восприятия окружающего исключительно с собственной.

В настоящее время изменилась и сама система дошкольного образования . Введена дифференциация дошкольных образовательных учреждений по видам и категориям. К существовавшему ранее единственному виду - “детский сад” добавились новые – детский сад с приоритетным осуществлением интеллектуального или художественно-эстетического, или физического развития воспитанников , детский сад для детей с отклонениями в физическом и психическом развитии , присмотра и оздоровления, центр развития ребенка и др . С одной стороны, это позволяет родителям выбирать образовательное учреждение , соответствующее их запросам, с другой стороны, большинство этих видов (за исключением, коррекционных - для детей с серьезными нарушениями в здоровье) не отвечает закономерностям детского развития .

Организация работы с маленькими детьми в современных условиях предъявляет особые требования к профессионализму и личностным качествам педагогов. Вместе с тем сегодня молодые специалисты, получившие образование , практически не идут работать в детские сады. Причина этого не просто маленькая, а мизерная зарплата, не достигающая прожиточного минимума. Труд педагога в детском саду, отвечающего за жизнь и здоровье детей, ведущего многоаспектную воспитательную работу, требует огромных затрат душевных и физических сил. И только такие педагоги смогут достойно воспитать детей. Отсюда следует краткий вывод : достойным педагогам – достойную зарплату.

В соответствии с Концепцией модернизации Российского образования предполагается ввести долевое финансирование, предполагающее оплату государством только фиксированного объема образовательных услуг детских садов . Однако специфика образования в дошкольном учреждении состоит в том, что оно, в отличие от школы, осуществляется в течение всего дня и не сводится только к учебным занятиям (необходимо научить ребенка мыть руки, правильно есть, вежливо вести себя в разных ситуациях, быть аккуратным, играть и сотрудничать с другими детьми и многому другому). Поэтому образовательные услуги дошкольных учреждений свести к 3-4 часам практически невозможно. Столь же неприемлемо разделение родительской оплаты за содержание ребенка (в основном, питания, в котором так нуждаются сейчас многие дети) и бюджетного финансирования образования .

Развитие маленьких детей во многом зависит от окружающей их предметной среды (игрушек, пособий, материалов для рисования, лепки, конструирования, книг, музыкальных инструментов, физкультурного оборудования и др.). Решение проблем организации различных форм охвата детей дошкольным образованием , достойной оплаты труда педагогов, доступности качественного детского сада для всех детей требует отдельного бюджетного финансирования на федеральном и региональном уровнях.

Начиная с 2000 года удалось добиться опережающего по сравнению с общеэкономическими показателями увеличения затрат на образование и науку . Это создало предпосылки для институциональной перестройки в сфере образования , в первую очередь касающейся модернизации структуры и содержания общего и профессионального образования , совершенствования его качества, эффективности управления образовательной системой , вхождения Российской Федерации в мировое образовательное пространство . В частности, в первую очередь рассматривается качество реализации образовательной программы . Одним из значимых факторов в этом показателе является реализация в ДОУ экспериментальной программы, при условии обоснования цели и методов, а также предъявленных доказательствах продуктивности проводимого эксперимента.

Сфера образования в России традиционно считается затратной сферой. В разные периоды новейшей истории города предпринимались попытки изменить ситуацию, превратить сферу образования в инвестиционную . Однако, по сути, экономический фундамент образования не создавал достаточной инфраструктуры для привлечения инвестиций.

С другой стороны, попытки прямого переноса рыночных экономических механизмов регулирования в сферу образования оказывались зачастую неудачными в связи с тем, что эффект от вложенных инвестиций измерялась исключительно в денежном эквиваленте. Образовательное учреждение как окупаемый проект или проект, приносящий прибыль в денежном выражении, не стало массовым явлением.

Наиболее ярко такие диспропорции прослеживались в дошкольном образовании многих городов России , в том числе и в Иркутске. В условиях демографического спада естественным образом произошла убыль дошкольных образовательных учреждений . Причем, количество имеющихся на сегодняшний день дошкольных образовательных учреждений города едва ли соответствует реальному спросу населения на образовательные услуги по образованию детей дошкольного возраста .

Практически исчезла сеть ведомственных детских садов, хотя в крупных городах, например, в Москве многие из них были переданы в муниципальную собственность и сохранены для детей. В целом по России наблюдается тенденция перепрофилирования бывших ведомственных детских садов и продажа их зданий.

Уже сегодня ряд учреждений дошкольного образования многих других регионов России осуществили переход в новые организационно-правовые формы. Такой переход стал возможным в связи с объективным фактом растущего спроса со стороны родителей на получение, помимо бюджетной услуги, ещё и дополнительных образовательных услуг . Фактический спрос на индивидуальные образовательные программы и льготные условия в ДОУ на сегодня достаточно высок. Родители готовы заказывать и оплачивать льготные условия и дополнительные программы дошкольного образования за рамками бюджетной услуги.

Высокое качество дошкольного образования при увеличении охвата детей дошкольного возраста может быть обеспечено путем установления горизонтальных связей между образовательными институтами различного уровня и типа. На муниципальном уровне создаются ресурсные центры дошкольного образования , оказывающие методическую поддержку дошкольным образовательным учреждениям соответствующей территории.

В то время как вариативность – требование к разнообразию предоставляемых услуг, доступность образования – требование к широте сети, возможностям ее охватить максимальное число детей. Реализация принципа доступности при построении сети учреждений, реализующих , означает необходимость строить сеть таким образом , чтобы оптимально учесть и образовательные потребности детей , и пространственную близость учреждений к месту проживания детей. Образовательные услуги могут представлять не только традиционные детские сады, но и другие образовательные учреждения , реализующие дошкольные образовательные программы . Задача развития сети образовательных учреждений , реализующих программы дошкольного образования , состоит в том, чтобы спектр услуг и их качество соответствовали современным представлениям о качестве дошкольного образования и были оптимальными .

Таким образом , построение сети дошкольных образовательных учреждений предполагает институционализацию на ряду с традиционными детскими садами таких форм дошкольных образовательных институтов как

Группы совместного кратковременного пребывания ребенка и родителя («ребенок-родитель» , «ясли с мамой» , «центр игровой поддержки» , «адаптационная группа» и др., организованными на базе детских садов, при центрах детского творчества, в специальных центрах работы с детьми раннего возраста или при психолого-педагогических центрах;

Группы надомного образования («ребенок и няня» , «гувернерские группы» , «семейные группы» , «мини-садик» и др., организованных родителями на дому или в специально арендованных с этой целью жилых квартирах;

Группы кратковременного пребывания ребенка в детском саду, или в другом образовательном учреждении , или организации, в которых реализуется программа дошкольного образования ;

Адаптационные группы для детей беженцев и вынужденных переселенцев.

Оптимальное распределение материального ресурса внутри дошкольной образовательной сети направлено на рациональное использование тех ресурсов, которые существуют в сети нынешних ДОУ – оборудование, помещения, спортивные сооружения, парковые зоны и др. На региональном уровне необходима разработка нормативных документов, регламентирующих использование этих ресурсов дошкольными образовательными институтами сети . На муниципальном уровне необходимо разработать методические рекомендации по подготовке этих ресурсов к использованию дошкольной образовательной сетью .

Оптимальное распределение кадрового ресурса внутри дошкольной образовательной сети предполагает наиболее эффективное использование потенциала методистов, психологов, логопедов, преподавателей иностранных языков, воспитателей-экспериментаторов, старших воспитателей для повышения качества образования в сети в целом . Развитие сети дошкольного образования предполагает появления малых детских садов, надомных групп, родительские группы и т. д.

Ресурсом развития сети является инновационная деятельность. На региональном и муниципальном уровнях предполагается принятие нормативных документов и инструктивных материалов, направленных на развитие инновационной деятельности в сети дошкольных образовательных учреждений/организаций и ее экспертной поддержки.

Проблема общедоступности дошкольного образования для всех категорий граждан должна решаться сегодня также за счет использования внутренних резервов системы образования , в том числе развития различных форм дошкольного образования , а также более гибкой системы режимов пребывания детей в ДОУ.

Следует отметить, что сеть групп кратковременного пребывания развивается не вопреки и не вместо традиционных дошкольных учреждений полного дня, а вместе с ними. Наряду с традиционными режимами функционирования дошкольных образовательных учреждений (12-часовым и круглосуточным режимами пребывания детей, начиная с 2000 года используются также 10-часовой и 14-часовой режимы (во многих случаях 14-часовой режим наиболее предпочтителен для родителей и менее затратен, чем круглосуточный). Это позволяет повысить доступность дошкольного образования для различных категорий граждан.

Кроме того, в настоящее время параллельно с развитием традиционных форм дошкольного образования апробируются новые модели : дошкольные группы на базе общеобразовательных учреждений , дошкольные группы на базе учреждений дополнительного образования , а также систематическое образование детей дошкольного возраста в условиях семейного воспитания.

Таким образом , можно сделать вывод, что эффективность развития сети образовательных учреждений будет достигнута только при условии комплексности подхода к процессу развития (модернизации) .

Значительно важнее учесть потребности современной семьи в различных формах организации функционирования дошкольных учреждений . Требуется увеличение количества групп для детей раннего возраста (от 2 месяцев до 3 лет, групп с круглосуточным и вечерним пребыванием детей, праздничного и выходного дня, групп кратковременного пребывания (2-3 раза в неделю на 3-4 часа) и др.

Гораздо целесообразнее , чтобы все государственные дошкольные учреждения соответствовали одной “хорошей” категории, обеспечивающей полноценное воспитание и развитие детей . А родители, имеющие особые потребности (хотя это не факт, что это полезно для ребенка, могли бы пользоваться услугами негосударственных дошкольных учреждений . Проблема только в том , что эти учреждения нуждаются, как правило, в особом контроле со стороны государства (об этом свидетельствует, например, опыт Франции, где такой контроль является важнейшей задачей инспекторской службы в образовании ).

С учетом вышесказанного, а также того, что в последние 10-15 лет произошла фактически тотальная "муниципализация" учреждений

дошкольного образования (массовый переход детских садов от различных ведомств в муниципальную собственность, решение вопросов выживания, функционирования и развития системы дошкольного образования зависит в настоящее время в основном от органов местного самоуправления.

Именно органами местного самоуправления в муниципальном образовании (городе, районе) должны быть созданы определенные организационно-педагогические условия, которые позволят муниципальной системе дошкольного образования выйти из кризисного состояния и перейти в состояние нормального, стабильного функционирования и развития .

Актуальные проблемы дошкольной педагогики на современном этапе

В «Концепции дошкольного воспитания» утвержденной в 1989 году, был определен принципиально новый личностно-ориентированный подход к ребенку как главное направление государственной политики в обновлении системы дошкольного образования.

Дошкольное детство - это период созревания, активного становления индивидуальности каждого ребенка, активного познания окружающей действительности, эмоционального отношения к миру.

Во всем мире идет признание детства как самоценного, самобытного, определяющего всю дальнейшую жизнь периода.

Современность выдвигает много задач, связанных с вопросами как развивать, воспитывать, обучать детей дошкольного возраста.

Каковы актуальные проблемы дошкольной педагогики на современном этапе?

1. Проблема личностно-ориентированного взаимодействия воспитателя с
ребенком. Эта проблема мало разработана. У воспитателя практически нет ни новых
средств, ни новых технологий реализации партнерского общения.

2. Проблема выбора и экспертиз новых программ (их сейчас большое количество)
еще долго будет оставаться актуальной.

3. Проблема диагностики (от диагностики отбора к диагностике развития). Отсутствие
профессионализма в отборе и использовании диагностических методик.

4. Недостаточная компетентность педагогов в знании возрастных особенностей
раннего и дошкольного возраста.

5. Психологическая служба в системе дошкольного образования безусловно
способствует развитию личностно-ориентированного взаимодействия педагога с
ребенком, однако недостаточный уровень профессиональной компетентности этих
специалистов, делает эту работу малоэффективной.

6. Отсутствие полноценной преемственности детского сада и семьи в воспитании
и обучении ребенка в условиях ДОУ.

7. Отсутствие дифференцированного, индивидуального подхода к детям с более
высокими темпами развития (одаренными детьми) и детьми с девиантным поведением.

8. Вопрос преемственности дошкольного и школьного образования.

9. Проблема методов и приемов воспитательной деятельности, ведущей к
результатам в нравственном воспитании, в формировании личности дошкольника.

10. Обоснование нового подхода к организации, содержанию образования и
воспитания начиная с младенческого и раннего возраста.

11. Обоснование видов творческой деятельности детей способов и методов ее
организации.

12. Обоснование возможностей творческой деятельности педагога в условиях
реализации различных образовательных программ.

Литература:

1. Актуальные проблемы дошкольной педагогики и психологии: Межвузовский сб. науч.
трудов. - Казань, 1988.

2. Дошкольная педагогика / Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. -М.:
Просвещение, 1988, 4.1.-Гл.1.

3. Запорожец А.В. Главные направления научных исследований в области педагогики
и психологии дошкольного детства// Общественное дошкольное воспитание на современном
этапе /Под ред. М.И. Журавлевой. -М.: Просвещение, 1981.

4. Калдыбаева Т.Ж. Дошкольное образование: теория, методика и практика.
-Семипалатинск, 1991.

5. Крулехт М., Логинова В.И. Ученый педагог//Дошкольное воспитание. -1992. -№9-10.

6. Лихачев Б.Т. Философия воспитания. -М.: Прометей, 1995. -С.140-154; 272-276.

7. Основы дошкольной педагогики. Под ред. А.В. Запорожца, Т.А. Макаровой.-М.:
Педагогика, 1980. -С.5-40.

8. Российская педагогическая энциклопедия в двух томах. -М.: Науч. изд-во «Большая
Российская энциклопедия». 1993. -с.289-291.

9. Поддъяков Н.Н. Современные психолого-педагогические проблемы дошкольного
воспитания// Повышение эффективности воспитательно-образовательной работы в дошкольных
учреждениях: Сб. науч. трудов. -М., 1988. -С.6-14.

10. Поддъяков Н.Н., Казарян Л. Педагогика дошкольного детства// Дошкольное
воспитание. -1987. №11. -С. 50-56.

11. Ткачев С. Гуманизация педагогики// Дошкольное воспитание. -1996. -№3. -С.8-12.

12. Универсальное и национальное в дошкольном детстве: Материалы международного
семинара. /Под ред. Л.А. Парамоновой. Сост. ТА. Румер, Л.И. Эльконинова. -М., 1994. -С. 10-12; 23.

ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ

ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Меняющаяся социальная и политическая среда оказывает влияние на все институты жизни и прежде всего на образование и культуру, трансформируются целевые установки жизнедеятельности, соответственно происходят изменения в образовательных потребностях. В новых политических, социально-экономических и социокультурных условиях требуются разработки новых подходов к управлению образованием в целом, с развитием системы образования, в частности, происходит переосмысление роли и места управления системой дошкольного образования.

Сложившаяся система дошкольного образования в России - это огромное достижение, народное достояние. Для нее характерны следующие положения:

  1. дошкольное образование является первой ступенью общей педагогической системы, в то же время любое ДОУ можно рассматривать как самостоятельную социально-педагогическую систему;
  2. для нее характерны определенные свойства: целенаправленность, целостность, полиструктурность, управляемость, взаимосвязь и взаимодействие компонентов, открытость, связь со средой;
  3. ее преобразование и развитие в значительной степени определяется тем, насколько эффективно осуществляется управление всеми ее звеньями и, в первую очередь, внедрение в практику дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) новейших научно-педагогических достижений в области управления.

Являясь государственно-общественным институтом, детский сад создается обществом для выполнения конкретных целей и поэтому выполняет его социальный заказ. Законом Российской Федерации «Об образовании» устанавливается, что сеть дошкольных образовательных учреждений действует «для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей».

Особенностью реформирования современной России является установка на модернизацию системы образования. Министерством образования реализуется программа модернизации образования. Дошкольное образовательное учреждение имеет свою ярко выраженную специфику: цели, структуру коллектива, виды и содержание информационных и коммуникативных процессов. Поэтому сегодня невозможно обеспечить благоприятные условия для творческой работы коллектива ДОУ без целенаправленного и научно обоснованного управления.

Современный этап модернизации системы российского образования в качестве основных приоритетов провозглашает его доступность, качество и эффективность. Реализация данных приоритетов в образовательных учреждениях невозможна без структурных изменений системы управления.

К современному дошкольному учреждению предъявляются такие требования, что повышение уровня управления ДОУ становится объективной необходимостью и существенной стороной его дальнейшего развития. Руководители обязаны гибко и быстро реагировать на запросы общества, в постоянно меняющейся сложной экономической ситуации находить способы выживания, стабилизации и развития.

Создание эффективного механизма управления системой образования во многом зависит от прогностического подхода к развитию образования в условиях современных крупных и средних городов, от качественных характеристик управленческих кадров, владеющих продуктивными способами решения управленческих задач, стоящих перед муниципальной системой образования.

Практика формирования новой системы управления дошкольным образованием вызывает необходимость разработки научных основ оптимизации этой деятельности. Особое значение имеет разработка научных основ программно-целевого подхода к управлению развитием системы дошкольного образования.

В первую очередь, применение программно-целевого подхода касается процесса управления дошкольным образованием на муниципальном уровне, определение его целей и задач, функций и полномочий. Деятельность органов управления дошкольным образованием предполагает формирование широкой сети разнонаправленных потоков и связей между системой дошкольного образования и иными сферами деятельности муниципального сообщества. Она должна включать в себя как вертикальные связи, обеспечивающие управляемость дошкольной образовательной системой при сохранении возможности динамичной и гибкой адаптации к изменяющимся условиям; так и - горизонтальные, способствующие регулированию отношений путем координации в рамках единого пространства управленческой деятельности.

Решение задачи эффективного управления развитием дошкольного образования на муниципальном уровне требует, на наш взгляд, создания рационального алгоритма организации управления дошкольным образованием, выделения функций органа управления и построения на их основе прогностической модели, где на местах должна работать практика привлечения регионального экспертного интеллектуального сообщества.

Данный подход имеет ряд преимуществ, а именно:

  • выделение и постоянное сопровождение основных и промежуточных целей управления в качестве результатов;
  • формирование мобильных специализированных организованных структур в сочетании с организационным механизмом управления, имеющих целью развитие системы управления и решение конкретных задач;
  • комплексное сочетание всех видов ресурсного обеспечения;
  • вовлечение всех субъектов управления в достижение задач, направленных на развитие всей системы дошкольного образования в целом и ее подсистем в частности.

Приоритетными направлениями развития системы дошкольного образования являются повышение качества дошкольного образования в контексте образовательной политики; развитие альтернативных форм дошкольного образования. Помимо традиционных форм дошкольного образования в условиях муниципального образования реализуются мероприятия направленные на управление процессом распространения инноваций, в том числе и по замещению услуг дошкольного образования частными образовательными услугами и услугами частно-государственного партнерства, ведется разработка примерной нормативно-правовой базы для организации вариативных форм дошкольного образования.

Приоритетными моделями вариативной формы дошкольного образования являются негосударственные (частные) и автономные дошкольные образовательные учреждения, гувернерство, семейные группы. По демографическим показателям рост рождаемости значительно актуализирует на данный период проблему дефицита мест в действующих дошкольных образовательных учреждениях и остается самой острой проблемой.

В целях обеспечения всестороннего развития детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения, и развития альтернативных форм дошкольного образования актуализируется проектная работа по созданию малоформатного семейного детского сада , з адачами которого являются:

Обеспечение доступности дошкольного образования независимо от места жительства, состояния здоровья, социального положения семей;

Стимулирование создания системы образовательных услуг, обеспечивающей поддержку семейного воспитания.

Данные мероприятия должны открыть перспективы для развития альтернативных форм содержания детей, включая домашние и семейные.


«Современные проблемы дошкольного образования,
тенденции его развития и направления реформирования»

по дисциплине «Теоретические основы дошкольного образования»

Иванова Наталья Николаевна,
преподаватель С-Пб ГБПОУ «Педагогический колледж №8»

Общепрофессиональная дисциплина ОП.05.«Теоретические основы дошкольного образования» (Профессиональный цикл учебных дисциплин).

Раздел 1. Отечественный опыт дошкольного образования

Тема 1.3. Современные проблемы дошкольного образования, тенденции его развития и направления реформирования.

Количество часов: 3

Тип урока: изучение нового материала

Форма организации обучения: комбинированный урок

Технология «Развитие критического мышления» (см. Приложение 1)

Цель урока: Понимать современные проблемы дошкольного образования, ориентироваться в тенденциях его развития и направлениях реформирования;

Задачи:

Дидактические:

· Познакомить с проблемами дошкольного образования в современной России;

· Показать тенденции его развития в свете Закона об образовании РФ и ФГОС дошкольного образования.

Воспитательные:

· Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес(ОК 1).

· Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий (ОК 9).

· Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм (ОК 11).

Развивающие:

· Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности (ОК 5).

· Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития (ОК 4).

· Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. (ОК 8).

Средства обучения:

· Комплект документов, в том числе на электронных носителях.Закон РФ “Об образовании”2012 г.; ФГОС дошкольного образования 2013 г.(проект). Формы для рефлексии «ПМИ».

Технические средства обучения:

· Компьютеры с лицензионным программным обеспечением;

· Мультимедийная установка.

Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная.

Технологическая карта занятия

структура

Деятельность

преподавателя

Деятельность

обучающегося

обучения

контроля

обучения

Средства

Развиваемые

Организационный этап

Взаимное приветствие преподавателя и обучающихся, определение отсутствующих, проверка подготовленности обучающихся к уроку, организация внимания.

I фаза «Вызов»

Актуализация опорных знаний

Препод. обращает внимание обучающихся на название темы урока (на экране) и просит ответить на несколько вопросов.

. Почему?

Отвечают на вопросы

Фронтальн.

Целеполагание

Препод.предлагает студентам самим поставить цели урока.

Нацелить на рефлексию по методу «ПМИ»- обращает внимание на таблички, предлагает самостоятельно делать заметки по ходу занятия.

Определяют цель урока.Вместе с препод. формулирую т задачи урока.

Фронтальн.

II фаза «Осмысление содержания» (получение новой информации)

Изучение нового материала:

Сообщение нового материала - рассказ преподавателя: проблемы и разработка ФГОС

Препод. с помощью проектора демонстрирует слайды «Совр. Проблемы ДО», дает пояснение.

Обучающиеся делают записи в тетрадь. «Подсказывают» проблемы, с которыми сталкивались на практике или в жизни.

Поддержка активного восприятия новой информации; её осмысление; соотнесение полученной информации с собственными знаниями.

Лекция с визуализацией

Фронтальн.

Организует просмотр из Интернет фрагмента презентации

Просмотр фрагмента презентации в международном мультимедийном пресс-центре РИА Новости

Фронтальн.

Знакомство обучающихся с текстом ФГОС дошкольного образования 2013 г. Анализ документов.

Предлагает познакомиться с учебным материалом, по вопросам, размещенным в виде таблице на экране

Студенты читают материал, по мере понимания и осмысления новой информации заполняют графы таблицы.

индивидуальная

III фаза «Рефлексия»

Рефлексия.

ПМИ (Плюс -Минус -Интересно)

Сообщение необходимых заданий. Предлагает объединиться в пары для оформления общей ПМИ-таблички.

Работа в паре. Озвучивание результатов.

парная работа

ОК 6 таблицы

Домашнее задание

Визуализаци ФГОС ДО: выполнение презентации или в схематических рисунках -кластерах.(на экране-схемы)

индивидуальная

Информационное обеспечение:

1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ"Об образовании в Российской Федерации" опубликовано:1 декабря 2012 г. (в "РГ" - Федеральный выпуск №5976)

2. Российское образование Федеральный порталМинистерство образования и науки РФ http://www.edu.ru/

3. Комитет по образованию Санкт-Петербурга http://www.educom.spb.ru

Конспект занятия

I фаза «Вызов»

(пробуждение имеющихся знаний интереса к получению новой информации)

Обратите внимание на название темы урока Современные проблемы дошкольного образования, тенденции его развития и направления реформирования (на экране)

и ответьте на вопрос:
. Актуален ли этот вопрос для выпускников колледжа?
. Почему?

Повторение материала:

Фронтальная беседа

1.Когда появилась в нашей стране единая программа для детских садов?

В начале 60-х гг. XX в. была создана единая комплексная программа воспитания детей в детском саду, ста вшая обязательным документом в работе дошкольных образовательных учреждений СССР. Над содержанием этой программы работали ведущие научно-исследовательские институты дошкольного воспитания страны и ведущие кафедры дошкольной педагогики.

2.Каковы достоинства советской системы дошкольного образования?

И хотя советское дошкольное образование было ориентировано на запросы системы, оно имело свои достоинства: системный характер, общедоступность, государственное финансирование.

3.Какие изменения произошли в конце 80х-начале 90х годов прошлого века?

На пороге ХХI века возникла Концепция дошкольного воспитания, авторами которой стали педагоги Давыдов В. и Петровский В .

В этой Концепции содержатся основные принципы дошкольного образования России:

· Гуманизация (воспитание гуманистической направленности личности дошкольника, основ гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к семье, природе).

· Развивающий характер образования (ориентация на личность ребенка, сохранение и укрепление его здоровья, установка на овладение способами мышления и деятельности, развитие речи).

· Деидеологизация дошкольного воспитания (приоритет общечеловеческих ценностей, отказ от идеологической направленности содержания образовательных программ детского сада).

· Дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения (развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами, способностями и возможностями).

- Появились разнообразные вариативные или альтернативные программы дошкольного воспитания.

Сегодня мы познакомимся с теми вопросами, которые волнуют каждого педагога ДОУ, родителей дошкольников, ученых, чиновников, имеющих непосредственное отношение к дошкольному образованию. Современные проблемы дошкольного образования, тенденции его развития и направления реформирования.

II фаза «Осмысление содержания» (получение новой информации)

Знакомясь с целым рядом сегодняшних материалов, попробуйте проанализировать информацию по методике ПМИ (плюс-минус-интересно).(см. Приложение 2)

Она используется в технологии «Развитие критического мышления»

Мы учимся работать с информацией, анализировать различные стороны явлений.

Вопросы для ознакомления с ФГОС дошкольного образования:

1. Основные компоненты образовательного стандарта, структура (использовать сокращения ФГОС ДО, ООП ДО).

2. Базовые ценности российского дошкольного образования.

3. Принципыдошкольного образования.

5. Задачи.

6. Стандарт - основа для разработки…

7. Требования, устанавливаемые стандартом.

8. Образовательные области.

9. Виды деятельности детей дошкольного возраста.

10. Аспекты образовательной среды для ребёнка дошкольного возраста.

11. Формы организации образовательного процесса.

12. Требования к психолого-педагогическим условиям реализации
основной образовательной программы дошкольного образования.

13. Требования к развивающей предметно-пространственной среде.

14. Целевые ориентиры дошкольного образования.

Знакомство обучающихся с текстом ФГОС дошкольного образования 2013 г. Анализ документа.- 45 минут

III фаза «Рефлексия» (осмысление, рождение новых направлений)

Предлагает объединиться в пары для оформления общей ПМИ-таблички.

Слушание ответов учащихся, корректировка выводов.

Задание для самостоятельной работы. Визуализация ФГОС ДО: выполнение презентации в программах «PowerPoint», «Prezi» или в схематических рисунках в тетради. Сроки сдачи-10 октября 2013 г.

Приложение 1

Технология «Развитие критического мышления»

Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.).

В основе данной технологии - трехфазовая структура урока

Технологические этапы

Задачи каждого этапа технологии:

1.Актуализировать имеющиеся у учащихся знания и смыслы в связи с изучаемым материалом

Пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу

Помочь учащимся самим определить направление в изучении темы

2.Помочь активно воспринимать изучаемый материал

Помочь соотнести старые знания с новыми

3. Помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал

Помочь самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала

Формы и средства:

· сбор данных

· анализ текстов

· сопоставление альтернативных точек зрения

· коллективное обсуждение

· разные виды парной и групповой работы

· дискуссии

· направляет усилия учеников в определенное русло

· сталкивает различные суждения

· создает условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений

· дает учащимся возможность самостоятельно делать выводы

· подготавливает новые познавательные ситуации внутри уже существующих

Приложение 2

Эдвард де Боно (англ. Edward de Bono ; род. 19 мая , Мальта) — британский психолог и писатель, эксперт в области творческого мышления, доктор медицины. Создатель концепции «нестандартного мышления ».

1. «Плюс» (+) записываем те факты, которые могут отвечать на вопрос «Что хорошего?»

2. «Минус» (-) записываем все те факты и мысли, которые могут отвечать на вопрос «Что в этом плохого?»

3. «Что в этом интересного?» (?) запись различных интересующих человека фактов и мыслей.

Приложение 3

Уточнение понятий

* Дорожная карта - это наглядное представление пошагового сценария развития определённого объекта.В американской культуре термин «Дорожная карта» (Road map) в одном из переносных смыслов значит «план, как двигаться дальше», планы на будущее, на перспективу; наглядное представление сценария развития.

**Диверсифика́ция Назад

  • Вперёд
  • Обновлено: 29.09.2019 22:03

    You have no rights to post comments

    Актуальные проблемы современного дошкольного образования

    Несомненно система современного дошкольного образования очень важна и актуальна. В настоящее время есть и проблемы современного образования. Хочется отметить что именно в дошкольном возрасте у ребенка закладываются все основные особенности личности и определяется качество дальнейшего его физического и психического развития. Если проигнорировать особенности развития ребенка в этом возрасте, то это может неблагополучно сказаться на его дальнейшей жизни.

    Обратим внимание на общение ребенка. Общение- большая проблема. К общению необходимо отнести- умение слышать и слушать, умения входить в контакт со сверстниками и взрослыми, умение выражать свои мысли, понимать речь. Но полноценное общение невозможно без коммуникативных умений, которые необходимо развивать с самого детства в процессе сюжетно-ролевой игры. Но не смотря на все плюсы сюжетно-ролевой игры не все воспитатели уделяют должное время этому виду деятельности. И часто бывает, что воспитатель проводит сюжетно-ролевую игру только по просьбе детей.

    Так же хочется рассмотреть тему - семья. На сегодняшний день большое количество неполных семей, где воспитываются дети. Отсюда и вытекают ситуации. Когда родителю некогда заниматься своим ребенком, он отдан на произвол судьбы. Большинство современных родителей не желают сотрудничать с ДОУ ссылаясь на занятость.

    И таких проблем в современном образовании можно перечислить очень много, такие как проблемы развития произвольной памяти, проблемы обучения НОД. И все упирается на методики. Необходимы внедрение новых технологий и методик.

    Хочу перейти непосредственно к самому современному образованию. Перечисляя проблемы образования, хочется выяснить, каким же все-таки должно быть современное образование. Я предлагаю рассмотреть несколько совершенно разных линий современного образования.

    Первая - воспитатель и взрослые самостоятельно строят работу с детьми. Ребенок до школы впитывает в себя информацию как «губка», ребенок часто активен в познании нового, и заинтересован новым. Отсюда появляется у взрослых желание воспользоваться этим периодом и немного сместить время, когда ребенок пойдет в школу, на год или на пару лет. И эти случаи двояки. В первом случае взрослый хочет оставить ребенка в детском саду на большее количество времени. Во втором же случае родитель настаивает на том, что ребенку необходимо раньше пойти в школу, обращая внимание лишь на его физиологическую готовность к школе и сосем забывая о психологической готовности к школе. Это показывает то, что что практика раннего обучения детей ЗУН может привести к исчезновению учебной мотивации. И часто может быть, что ребенок дважды изучает программу первого класса.

    Отсюда можно сделать вывод, что результатом вышесказанного является замедление цели раннего образования. Принеся за собой отрицательные эффекты, такие как например- потеря детьми интереса к учебе, возникают проблемы с преемственность в системе образования между ДОУ и начальной школой. Хотелось бы добавить. Что наличие знаний ребенка не определяет успешность обучения, намного важнее, чтобы ребенок самостоятельно их добывал и применял.

    Вторая- образование строится на интересах самого ребенка и интересах его семьи, т. е. Его законных представителей. Личностно-ориентированный подход нацелен на развивающий тип образования. Она учитывает возрастные и индивидуальные особенности, ориентируется на интересы каждого ребенка. Но хочется отметить, что далеко не каждый воспитатель может увидеть эту грань в развивающем образовании. И не для каждого ребенка можно реализовать цели развивающего образования из-за некоторых причин. Можно заметить, что такой образования носит как развивающий эффект, так и развитие или продвижение. Воспитатель должен ставить перед собой цель - обеспечения развития с помощью этих знаний и умений. Если ребенок активный и любознательный, можно предположить, что идет процесс развития.

    С целью достижения новых образовательных результатов в своей работе с детьми дошкольного возраста я использую здоровьесберегающие технологии

    Здоровье нации- одна из актуальнейших проблем современного общества. Проблема оптимизации здоровья и физического развития детей в условиях дошкольных образовательных учреждений в современных социально-экономических условиях развития общества такова, что серьёзным вопросом является неудовлетворительное состояние здоровья и физического развития значительной части детей дошкольного возраста.

    Показатели здоровья детей требуют принятия эффективных мер по улучшению их здоровья.

    Реализация здоровьесберегающих технологий в ДОУ становится эффективным средством сохранения и укрепления здоровья детей, если:

    Учитывается состояние здоровья ребёнка и его индивидуальные психофизиологические особенности при выборе форм, методов и средств обучения.

    Здоровьесберегающие технологии - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах обучения и развития.

    Применяя такие методы как: динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксацию, гимнастику: пальчиковую, для глаз, дыхательную; физкультурные занятия, занятие по ОЗОЖ, самомассаж, я тем самым повышаю результативность воспитательно- образовательного процесса, формирую у воспитанников ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья.

    Внедрение здоровьесберегающих технологий способствует воспитанию интереса ребёнка к процессу обучения, повышает познавательную активность и, самое главное, улучшает психоэмоциональное самочувствие и здоровье детей. Способствует снижению заболеваемости, повышению уровня физической подготовленности, сформированности осознанной потребности в ведении здорового образа жизни.

    Итак, подведя итоги вышесказанного, хочется сказать, что проблемы в образовании а в частности в современном образовании есть, и они очевидны. Без общения невозможно развить коммуникативную сторону личности ребенка, что далее может следовать неблагоприятному социогенезу. Без сотрудничества родителей с ДОУ невозможно полноценное развитие ребенка. Необходимо влиять на родителей таким образом, чтобы они старались быть с ребенком на протяжении всего дошкольного возраста, помогали ему. А что касается нескольких линий образования, хочется добавить, что они совершенно противоположные, но часто встречающиеся. Конечно более эффективное обучение - то, которое происходит в личностно-ориентированном стиле, но все зависит от воспитателя, от его целей, что воспитатель принимает на первый план, что на второй. И именно от взрослых зависит, будут ли решаться проблемы в современном образовании или нет.

    Похожие статьи

    © 2024 bol-zoo.ru. Стоп Вредитель.