Почему голосеменные получили такое название: особенности строения. Почему голосеменные относятся к высшим семенным растениям Свое название голосеменные получили потому что

Основной отличительной чертой растений, относящихся к данному виду, является размножение с помощью семян. Голосеменные и покрытосеменные растения относятся к общей группе семенных (сперматофитов). Они представляют собой группу высших. Рассмотрим, чем отличаются покрытосеменные от голосеменных представителей растительного мира.

Вконтакте

Структура и особенности размножения

Этот отдел семенных растений считается самым древним (появился около 350 млн лет назад). Предполагают, что они эволюционировали от споровых — папоротников. Однако первые уже имеют семяпочку (женский спорангий) и пыльцевые зерна.

Внимание! Размножение семенами – одна из основных адаптаций к наземному существованию. Это является эволюционным скачком, с помощью которого семенные растения могут размножаться без непосредственного взаимодействия с водой, распространяться на большие территории и повысить сохранность потомства за счёт запаса питательных веществ. Растения выполняю важную функцию, создавая покров планеты и выделяя большое количество .

Древесные растения без цветения

  • жизненные формы голосеменных растений – деревья и кустарники. Большая часть представителей имеет игловидные листья или чешуйки – хвою, которая покрыта кутикулой. Они называются вечнозелёными. Лишь у небольшого числа голосеменных есть листья;
  • размножение происходит без взаимодействия с водной средой;
  • основную часть ствола занимает ксилема – проводящая ткань, которая содержит трахеиды и смоляные ходы;
  • наличие смолы – характерный признак всех жизненных форм голосеменных. Она придаёт деревьям особенный хвойный запах и обладает бактерицидными действиями, пропитывая древесину и мешая её загниванию;
  • процесс размножения проходит с помощью половых органов стробил (шишек). Чаще всего стробилы являются разнополыми, расположены либо на одном растении (их называют однодомными), либо разведены по разным (двудомные). В таком случае шишки различаются своими размерами и цветом. Женские называются мегастробилы, мужские — микростробилы;
  • подразделяются на несколько классов: гнётовых (вельвичия удивительная, мелинжо), гинкговых (гинкго двулопастный), саговниковые (саговник) и хвойных (араукария, агатис, сосна, лиственница, пихта).

Чаще всего в качестве примера для процесса размножения выбирают сосну обыкновенную. Она является однодомной. Мужские (крупные с красноватым оттенком) и женские (маленьких размеров, зелёного или сизого цвета) генеративные органы расположены на одном растении.

Пыльца микростробил переносится с помощью ветра и попадает на семязачатки мегастробил, где осуществляется опыление. Через пыльцевые трубки частицы пыльцы проникают к яйцеклетке, формирующейся в архегонии. Пыльцевые зёрна образуют два спермия, один из которых оплодотворяет яйцеклетку. Так зарождается зигота. Она остаётся окруженной семязачатком, несущим в себе запас питательных веществ. Семя может прорастать в течение нескольких лет внутри шишки. Спустя необходимый промежуток времени – семена покидают оболочку и рассыпаются по поверхности земли.

Цветущие растения

Отдел покрытосеменных – самый высокоразвитый из всех представителей растительного мира. Он насчитывает более 300 тысяч видов и распространён практически повсеместно. Органы покрытосеменных растений бывают генеративные (цветок, отвечающий за размножение) и вегетативные, которые обеспечивают наличие механической опоры, транспортировку, прохождение процессов фотосинтеза, газообмена, а также накопление питательных веществ.

Основными характерными чертами покрытосеменных являются следующие:

  • жизненные формы представлены как деревьями, кустарниками, так полукустарниками и травами (однолетними, двухлетними и многолетними);
  • корневая система мощная, хорошо выраженная. Выделяют мочковатую и стержневую;
  • органы размножения покрытосеменных растений: женские (гинецей) и мужские (андроцей). Находятся внутри цветка. Андроцей – это объединенные тычинки, каждая из них включает в себя нить и пыльник. Именно там происходит созревание спермиев. Гинецей представляет собой совокупность плодолистиков. Они, в свою очередь, состоят из завязи и удлинённого столбика с широкой частью сверху – рыльцем;
  • особенное значение для развития зародыша имеет завязь. Это замкнутая полость и есть то, чем защищена семяпочка покрытосеменных растений. Располагается на нижней расширенной части пестика и предохраняет зачаток от резких изменений температуры, высыхания и любых других воздействий внешней среды;
  • различают два класса покрытосеменных: однодольные и двудольные, которые сильно различаются по своему строению. К однодольным относятся такие представители, как гладиолусы, лилии, пырей, орхидея. К двудольным: одуванчик, яблоня, малина, толстянка и многие другие.

Главные различия

Для разграничения видов необходима сравнительная характеристика голосеменных и покрытосеменных растений. Два их отдела практически полностью отличаются друг от друга. Для более яркого примера, в чем состоит разница между голосеменными и покрытосеменными, ниже представлена поясняющая таблица.

Таблица: Различие и сходство покрытосеменных и голосеменных растений

Признак Голосеменные Покрытосеменные
Число видов Примерно 800 Более 300 тысяч
Жизненные формы Древесные и кустарниковые Древесные, кустарниковые, полукустарниковые, травы.
Форма листьев Чешуи или хвоинки. Разнообразная: округлая, овальная, мечевидная, яйцевидная и т.д.
Проводящие У большинства нет ситовидных трубок и сосудов. Есть ситовидные трубки, сосуды и клетки-спутницы.
Генеративные органы Микро и макроспорангии Цветок
Положение семязачатков Открытое на внешней стороне шишки. Семена скрыты внутри плодов. На этапе оплодотворения – в завязи пестика.
Скорость образования зародыша 1,5-2 года. Несколько недель.
Наличие видоизменённых органов для вегетативного размножения и запасания веществ. Отсутствуют. Корнеплоды, корневые клубни, луковицы.
Тип опыления Перекрёстное ветром и самоопыление Перекрёстное (животными, ветром, водой) и самоопыление
Роль в природе и жизни человека Образуют леса холодных регионах мира, являются прибежищем многих животных. Широко используются в различных сферах жизни человека (строительство, медицина,

Параграф_16

Голосеменные

Вопрос 1. Почему голосеменные получили такое название?
Свое название голосеменные получили потому, что их семена лежат открыто (голо) на поверхности чешуи шишек, а не внутри плода, как у покрытосеменных. У голосеменных семяпочки расположены открыто.

Вопрос 2. Каковы основные признаки голосеменных растений? Чем их строение отличается от строения папоротников?
Голосеменные имеют стебель, корни и листья. В отличие от папоротников, которые размножаются спорами (спора состоит из одной клетки), голосеменные растения образуют семена (семена — многоклеточные структуры), с помощью которых они размножаются и распространяются.

Вопрос 3. Какие голосеменные растения вы знаете?
Ель, сосна, пихта, лиственница, кедр, можжевельник, кипарис, секвойя (самое высокое дерево на Земле — ее высота может достигать 120 м) и др. Среди голосеменных есть и «долгожители»: Сосна остистая, которая произрастает в Калифорнии, может жить до 5000 лет.

Вопрос 4. Сравните внешнее строение сосны и ели. В каких условиях растут сосны и ели?
Сосна обыкновенная — это дерево, достигающее 50 м высоты. На концах ветвей располагаются почки, которые дают начало новым побегам. Побеги у сосны двух типов: удлиненные и укороченные. На удлиненных побегах находятся коричневатые чешуйчатые листья, из пазух которых развиваются укороченные побеги. Каждый укороченный побег несет два листа — хвоины. Хвоины живут от 1,5 до 2 лет, а затем опадают вместе с побегом. Хвоины покрыты толстой кутикулой, у них всего два неветвящихся сосудистых пучка и немного устьиц, которые находятся в углублении, поэтому сосна экономно испаряет воду. Особенности строения листьев позволяют сосне обитать в относительно засушливых местах и переносить значительное переохлаждение. Неприхотливость сосны также объясняется строением ее корневой системы. Сосна имеет стержневую корневую систему. Главный корень проникает глубоко в почву и доставляет воду растению. При произрастании на зыбучих почвах (пески) у сосны мощно развиваются боковые корни, которые удерживают растение в грунте. Сосна светолюбива, может расти на бедных почвах и даже на болотах и на скалах. Толстая пробка ствола позволяет сосне переносить не очень сильные пожары. У сосны в лесах ветви остаются только вблизи вершины. А на открытых местах сосны раскидистые. Сосна имеет мужские и женские шишки. У сосны, растущей на песке, наблюдается глубокая стержневая корневая система с сильно развитыми боковыми корнями; у сосны, растущей на болоте, стержневая корневая система поверхностная. Сосна светолюбива. Она нетребовательна к почве, растет на сухих песчаных почвах, в сырых заболоченных местах, в меловых горах и даже на голых скалах, в трещинах которых она укореняется. Семена сосны имеют прозрачное крылышко и распространяются ветром.
У ели крона пирамидальной формы; короткие хвоинки сидят поодиночке, оставаясь на ветвях 5—7 лет. У ели тоже образуются два типа шишек — мужские и женские. Главный корень развит слабо; боковые корни располагаются в поверхностных слоях почвы. Ель — теневыносливая порода. В густом лесу у нее сохраняются даже самые нижние ветки. Ель хорошо растет только на богатой питательными веществами, хорошо увлажненной почве.

Вопрос 5. Почему в лесу нижние ветки у сосны отмирают, а у ели покрыты хвоей?
Сосна светолюбива, поэтому ее нижние ветви, затеняемые в лесу соседними деревьями, рано отмирают. Ель — теневыносливая порода, в густом лесу у нее сохраняются в хорошем состоянии даже самые нижние ветки. Ель теневынослива, растет на богатых почвах. Сосна не может расти под пологом ели, а ель может расти под пологом сосны. У ели поверхностная корневая система, хвоя существует 6-8 лет, пробка тонкая, поэтому ель не переносит даже несильные пожары. Корневые системы сосны и ели образуют симбиоз с гифами грибниц — микоризы.

Вопрос 6. Каково значение голосеменных растений?
Значение голосеменных в биоценозах огромно, так как они являются лесообразующими породами. В Северном полушарии большая часть лесов — это хвойные леса. Голосеменные растения дают пищу животным: лоси питаются молодыми побегами сосны, белки, клесты — семенами кедровой сосны и т.д. Древесина голосеменных используется человеком для разных целей (как топливо, как строительный материал, как сырье для получения бумаги и т.д.). Основную массу древесины в России заготавливают в хвойных лесах. Древесина лиственницы отличается особой прочностью и долговечностью, она устойчива к гниению. С помощью химической обработки из древесины сосны получают искусственные волокна, подобные шелковым нитям. Из древесины ели изготовляют бумагу.

Каждый таксон растений имеет свои характерные особенности, которые отличают его от остальных. По какой причине невозможно увидеть цветы и попробовать плоды сосны? Почему Голосеменные получили такое название? Кратко и максимально ясно на эти вопросы мы ответим в нашей статье.

Почему Голосеменные получили такое название: ответ

Голосеменными эти растения назвал известный ботаник Андрей Николаевич Бекетов. Являясь основоположником географии растительности России, он написал первый учебник по систематике. Признаком, положенным в основу этого названия, является особенность расположения семян. Они располагаются на открыто, "голо". В отличие от цветковых растений, у которых семена надежно защищены стенками завязи.

Особенности строения

Жизненные формы данных растений представлены кустарниками или деревьями, поскольку в их стеблях формируется боковая - камбий. Голосеменные произошли от высших споровых. Однако процесс оплодотворения у них уже не зависит от воды, что является прогрессивной чертой строения. Листья голосеменных растений называются хвоинками. Они имеют игольчатую форму, что уменьшает поверхность, с которой испаряется вода.

Есть ли плоды у Голосеменных?

Многие считают, что шишки - голосеменных растений. Но это мнение является ошибочным. Дело в том, что плоды формируются только после развития цветков. У растений, которые являются представителями данного отдела, такие генеративные органы отсутствуют. Они представлены женскими и мужскими шишками, в которых и находятся половые клетки - гаметы.

Процесс опыления у Голосеменных происходит при помощи ветра. Так из мужских шишек спермии попадают в женские, где и происходит оплодотворение и формирование семян. Когда последние созревают, чешуйки шишки открываются. Происходит это только спустя 18 месяцев. В этот период можно невооруженным взглядом рассмотреть семена, которые лежат прямо на чешуйках. Вот почему голосеменные растения получили такое название. Таким образом, шишки являются выполняющие функцию полового размножения.

Зимой и летом...

Детская загадка о елочке известна всем еще с детства. Большинство Голосеменных действительно не сбрасывают листву на зиму. Почему? Голосеменные получили такое название по типу строения генеративных органов. А вот их способность оставаться вечнозелеными связана с вегетативными: листьями и стеблем. Первые, благодаря своей форме и небольшой поверхности, защищают растения от избыточной транспирации.

На зиму устьица запечатываются смолой, юдагодаря чему в этот период испарение практически прекращается. Защита дополняется тем, что хвоинки покрыты кутикулой. Но это не значит, что Голосеменные совсем не меняют листву. Хвоинки могут жить до 7 лет, после чего отмирают и заменяются новыми. Исключением является только лиственница. Это растение меняет свой наряд каждый сезон.

Классификация

Несмотря на ряд общих признаков, в данном отделе различают несколько классов. Самым многочисленным из них являются Хвойные. Ель, сосна, пихта, кипарис, тис, кедр, лиственница - типичные представители класса. Свое название они получили по типу листьев - хвоинок.

К классу Гнетовые относится вельвичия удивительная. Это растение с самыми крупными листьями, достигающими нескольких метров в длину. Они никогда не опадают. При этом самого ствола, который практически полностью находится в земле, не видно. Вельвичия растет в пустыне, где постоянно дует сильный ветер. Он разрывает листья вдоль, поэтому они напоминают клубок змей.

А вот представителей класса Саговниковые можно перепутать с пальмой. Их стебель не ветвится. Он характеризуется наличием развитой сердцевины и слабой древесины. Когда листья Саговниковых опадают, черешки остаются на стебле.

Следующий класс представлен единственным видом - двулопастным гинкго. Это растение является эндемиком Китая и Японии. Гинкго достигает в высоту 30 метров, а диаметр ствола - трех и имеет раскидистую крону. Его листья напоминают веер с выемкой посредине. В переводе с японского языка название этого растения значит "утиные лапки", что также соответствует их форме. Осенью листья приобретают ярко-красный цвет, после чего опадают. В странах, где произрастает гинкго, они считаются священными растениями и охраняются законом.

Итак, мы рассмотрели, почему Голосеменные получили такое название. Причиной этого является расположение семян на чешуйках генеративных органов. Они не защищены стенками завязи и лежат там голо, открыто. Характерными чертами этих растений являются отсутствие цветков и плодов, сосудов в древесине. Опыление у Голосеменных происходит при помощи ветра, а листья называются хвоей.

Цель: познакомить обучающихся с голосеменными растениями.

Задачи:

  • расширить знания учащихся о высших растениях, раскрыть особенности строения голосеменных как наиболее сложно организованных по сравнению со споровыми растениями. Показать значение голосеменных в природе и жизни человека, изучить представителей голосеменных, произрастающих в нашей местности; на примере сосны и ели рассмотреть условия жизни голосеменных;
  • продолжить формирование умений и навыков самостоятельной работы учащихся с объектами; продолжить развитие умение наблюдать, сравнивать, делать выводы;
  • формирование экологической культуры у школьников; воспитание бережного отношения и любви к природе.

Оборудование: рисунки растений разных отделов, коллекции голосеменных растений и их шишек, карточки для деления на группы, ватманы, фломастеры, презентация по теме урока. (проектор один на всю школу, поэтому на урок мне не достался, пришлось по ноутбуку показывать)

Дополнительная информация (для раздачи по командам)

«Разрезанные карточки» для объединения в команды (по 3-4 чел)

Организационный момент:

Создаём рабочие гнёзда, перед уроком [ ?! – В.Б. ] , чтобы сразу начать урок.
Садятся все на свои места.

Изучение нового материала

– Итак. Сегодня мы приступаем к изучению новой группы растений – отдела Голосеменные.

Задача нашего урока сегодня – на примере местных видов голосеменных растений познакомиться с особенностями строения и условиями их жизни, выявить черты более сложной организации голосеменных по сравнению со споровыми растениями.

Для того, чтобы начать урок, делимся на группы по карточкам (рисунки сосны, ели, можжевельника, лиственницы). Разделились быстро. Расселись в свои уже подготовленные рабочие гнёзда (сами организовали, кому, куда – фото 6-10).

На столах лежат ватманы, фломастеры. Даю задание назвать свои команды. Почему-то все по рисункам и назвали свои команды «Ель», «Сосна», «Лиственница», «Можжевельник» (последняя у нас не произрастает, поэтому спросили, что это). Записали на ватманах.

Теперь моё вводное слово . Параллельно по ноутбуку шла презентация иллюстраций-слайдов, специально мною подготовленных по теме урока.


Голосеменные – одна из древнейших групп растений, появились они около 400 млн лет назад. Расцвет голосеменных пришелся на триасовый период. Судя по ряду признаков в это время на Земле был сухой и холодный период. Именно поэтому голосеменные имеют большое количество черт, характерных для засухоустойчивых растений. Современные голосеменные растения произошли, возможно, от ныне вымерших голосеменных папоротников. Скорее всего их полностью вытеснили более приспособленные к жизни предки современных голосеменных растений.

Отдел голосеменные растения насчитывает около 700 видов. Несмотря на их небольшое число, современные голосеменные широко распространены по всему земному шару. Среди них наибольшие площади заняты сосной и елью

Высшие наземные растения. Вечнозеленые, реже листопадные деревья, кустарники или лианы. Вы все хорошо знаете эти растения и многие из них неоднократно встречали в нашей местности. Это ель, сосна, лиственница, пихта, кедр, можжевельник, кипарис, туя и многие другие. Имеют органы: корень, стебель и листья. Образуют семена, с помощью которых размножаются и распространяются. Свое название получили потому, что их семена лежат открыто (голо) на поверхности чешуи шишек.

Общая характеристика.

Как уже было сказано, отдел Голосеменные насчитывает около 700 видов. Жизненная форма голосеменных, в основном, деревья, реже – кустарники и стелющиеся формы растений. Трав среди голосеменных нет. Свое название голосеменные получили благодаря семенам, которые лежат открыто, как бы голо, и в отличие от семян покрытосеменных растений не защищены стенками плода. Голосеменные имеют большое количество черт, характерных для засухоустойчивых растений:

1) небольшая площадь листьев и видоизменение их в хвою,
2) небольшое количество заглубленных устьиц,
3) восковой налет на поверхности хвои –

все это способствует уменьшению испарения влаги.

— Как вы думаете, в чем преимущество голосеменных по сравнению с папоротниками? (наличие семян)

В названии отдела «голосеменные» заключена важная отличительная особенность.
— Ребята, кто может сказать, в чем заключается принципиальное отличие этой группы растений от высших споровых?
(В способе размножения, они размножаются семенами) (слайд 4-6)

Появление семени – важнейший этап в эволюции растений :

1) в отличие от спор в семенах есть запас питательных веществ, необходимый зародышу в первое время его развития
2) внутри семени зародыш защищен от неблагоприятных воздействий
3) оплодотворение не зависит от воды.

А что же такого имеет семя, чего нет у споры?
— спора – 1 клетка, семя – многоклеточное образование
— запас питательных веществ
— зародыш надежно защищен.

Листья у этих растений узкие, игольчатые, так называемая хвоя. Хвоя имеет плотную кожицу, покрытую восковидным веществом, поэтому голосеменные мало испаряют воды.

По форме, размерам, окраске хвои и шишек голосеменные растения различаются между собой.

Все это послужило причиной широкого распространения голосеменных на суше.

Многообразие голосеменных (слайд 7-12)
Голосеменные включают в себя несколько групп, но по численности и распространению превосходят все другие голосеменные растения хвойные . Их насчитывается около 600 видов.

О бщие признаки хвойных растений

1. Лист – хвоинка.
2. Органы — лист, стебель, корень, семя.
3. Шишка – видоизмененный побег.
4. Нет плода, нет цветка.

Голосеменные растения – это, в основном. древесные формы, имеющие все вегетативные органы – корни, стебли, листья. В их строении имеются приспособления для уменьшения испарения воды (хвоя покрыта толстостенной кожицей, устьиц немного и они находятся в углублении). Корневые системы зависят от условий произрастания растений. И ель, и сосна в своем строении приспособлены к конкретным условиям обитания.

Секвойя из Калифорнии имеет возраст 4900 лет
и высоту 100 м, диаметр ствола — 11 м.

Первое задание : На столе лежат рисунки растений разных отделов:
– Найдите среди них голосеменные, прикрепите на доску.
Вместе проверили, убрали лишние, а на обратной стороне были названия растений, их прикрепили (фото 2,4,5,11,12,14).





Второе задание : Прочитайте в учебнике страницы:
1 группа — с.75-76, сосна,
2 группа — с.76-77, ель,
3 группа — с. 78, лиственница,
4 группа — с.78, можжевельник.



После чтения начинаем игру-загадку «Сколько букв в незнакомом слове». Записали на большом листе несколько вариантов (справились за 5 минут) . Например, в команде «Сосна» было записано: 7, 5 и 10 б [ укв ] .

Теперь команды по очереди отгадывают слова другой команды (фото 16-19). Для этого читают уже и незнакомый текст.





После того, как на большом листе окажутся вписанными все отгадки, выбегают и закрепляют готовый лист с найденными словами (фото 20-22).

Когда все закончили, вместе проверяем, исправляем ошибки. Объясняю незнакомые слова.

Третье задание :Каждой команде через посыльного даю задание – вы должны продолжить предложения.

Вопросы команде «СОСНА»

  1. Сосна принадлежит к классу …(хвойные)
  2. По отношению к свету сосна растение…(светолюбивое)
  3. Хвоинки расположены по две на …(укороченных побегах)
  4. Хвоинки покрыты..(кутикулой)
  5. На песчаных почвах у сосны хорошо развивается… (главный корень)

Вопросы команде «ЕЛЬ»

  1. Ель принадлежит к классу… (хвойные)
  2. У ели шишки кожистые… (висячие)
  3. Латинское название «пицеа», что значит …(смола)
  4. Из древесины ели делают самые лучшие … (музыкальные) инструменты
  5. У ели одиночные хвоинки обычно… (четырехгранной) формы.

Вопросы команде «ЛИСТВЕННИЦА» и «МОЖЖЕВЕЛЬНИК»

  1. Лиственница переносит городские условия… (хорошо)
  2. Осенью ее хвоя … (опадает)
  3. На укороченных побегах хвоинки …(мягкие) расположены … (пучками)
  4. Шишки мелкие созревают … (в течение года), а держатся на ветках… (несколько лет)
  5. По отношению к освещенности лиственница растение светолюбивое. (Да)

Объясняю по слайдам значение и применение голосеменных (слайд 13-17)

Четвёртое задание : Делю командам вопросы, на минуту, сама проверяю предыдущее, через посыльных отдаю, просматривают свои ошибки, записываем на большом листе количество правильных ответов.

  1. Какой класс голосеменных имеет наибольшее число видов (хвойные)
  2. Чем представлены листья хвойных (иглы, хвоя)
  3. Из чего развиваются семена хвойных (семязачатков)
  4. Сколько лет живут листья лиственницы (до зимы)
  5. Что получают из древесины сосны (спирт, искус, шелк, бумагу)
  6. Как называются летучие вещества хвойных деревьев (фитонциды)
  7. Как называется смола хвойных (живица)
  8. Что такое смола?

Пятое задание : Загадочная гавань (берут на столе загадки, перевёрнутые вниз, чтобы не видно было). Советуются, отгадывают и прикрепляют к доске к правильному ответу.

  1. Ты – растение-кустарник,
    Синь в осенней желтизне.
    Дай мне ягодок растение,
    Подари колючку мне.
  2. Высока, стройна, душиста
    В небо тянется она.
    Вся одежда золотиста,
    Только шапка зелена.
  3. На берегах Тавриды
    Мы увидели пирамиды.
    Не простые – каменистые,
    А зеленые – деревянистые
    Стоят на страже
    И нет их краше.
    Шишки треснут. Семя разлетится.
    На земле Тавриды… родится.
  4. Иголки у него, а не елка
    «Ягоды» красные, а не вишня.
    Что же это вышло?
  5. Весною цвету,
    Летом плод приношу,
    Осенью не увядаю,
    Зимой не умираю.
  6. Два листа у нее, два листа.
    Почему же живет столько лет?
    Очень жаркие там места
    И дождей то все нет и нет.

(Ответы: 1.Можжевельник; 2. Сосна; 3. Кипарис; 4. Ель; 5. Тис; 6. Вельвичия; см. фото – 1, 2, 23, 24, 25, 26, 27)



Молодцы! И последнее задание.

Шестое задание : Ответить: верно или неверно утверждение.
По пять заданий каждой команде.

Одной команде :
1. Гинкго появилось 250млн лет назад [+]
2. Во время бури сосны ломаются, а ели выкорчевываются [+]
3. У голосеменных в плодах образуются семена [-]
4. Среди голосеменных есть растение внешне похожее на пальму [+]
5. У ели хвоя опадает каждый год [–]

Второй команде :
1. Если у пихты прижать нижние ветки, то они укореняться и образуют новые побеги. [+]
2. У гинкго шишки называют серебряным абрикосом. [+]
3. В народе её называют «степной малиной», из неё делают лекарство эфедрин [+]
4. У лиственниц хвоинки собраны по две штуки на побеге. [-]
5. Шишки у можжевельника созревают в первый год [+]

Третьей и четвёртой командам :
1. У ели хвоя живет 7-9 лет и даже по 13 лет [+]
2. Ель, сосна, пихта живут 10-3- лет [-]
3. Вельвичия живет в пустыне и берет влагу из туманов [+]
4. Для оплодотворения голосеменным нужна вода [-]
5. У сосны шишки созревают в тот же год как опылились [-]

Так как новая тема, то у каждой команды была ещё и дополнительная информация , по которой они могли найти ответы на вопросы.
Проверяем и проставляем оценки.

Домашнее задание : (задала в начале урока) параграф 16, сообщение о об одном представителе голосеменных.

хохохохохохохохохохохохохохохохохох

Плюсы:
интересный урок, понравилось всем, не заметили, как прозвенел звонок, последнее задание доделывали на перемене, урок закончился, а ученики всё продолжали искать ответы.

Минусы:
опять не уложилась за урок, пятёрок за урок никому не было, в основном 4 и 3. Допускали много ошибок.

Не успевала засекать время. Всё делали быстро, но всё равно не успели чуточку.

Сидеть на уроке мне не пришлось. Класс маленький, тесный – сядешь, мешаю для выхода к доске.

В начале спорили по делению (никак не хотелось некоторым быть с мальчиками в команде). Хотели только мальчики отдельно, но всё таки решили по картинкам разделится.

хохохохохохохохохох

Для просмотра
нажать на выбранный ярлычок или






Дополнительная информация (для раздачи по командам)

а) ЕЛЬ
¨Ель, может быть первое дерево, с которым знакомится каждый из нас. Каждый Новый год мы ждем ее появления с радостью надеждой. По сравнению с другими деревьями ель удивительно стройна. Издали она похожа на наконечник огромной, нацеленной в небо пики – так прям ее ствол. Но такой высокой и стройной она вырастет лишь в том случае, если самая верхняя почка развивается нормально. Ель растет всю жизнь. Каждый год отрастает прямой однолетний побег. Он словно ведет ель, указывая путь ввысь. Если у молодого дерева эта почка была повреждена, рост главного стебля прекращается, ветви непомерно толстеют и изгибаются. Но каждый год отрастает не только вертикальный побег, под ним на стволе отрастают боковые побеги.
1¨ Ветви ели растут как бы этажами. По ним можно точно (с разницей в год) сказать, сколько дереву лет. Для этого нужно сосчитать этажи и прибавить 3 или 4 (в первые 3-4 года ель не дает боковых побегов).
2¨ У ели есть еще одна неожиданность. У такого прямоствольного дерева и корень должен как будто бы уходить отвесно вглубь. Так оно и есть. Но только до 10-15 лет жизни дерева. Потом вертикальный корень отмирает, и остаются лишь боковые корни, горизонтальные, как бы звездой расходящиеся в разные стороны. Во время бури они нередко подводят дерево: они не в силах противостоять ветру. Даже большие деревья часто наклоняются и падают.
3¨ Ель – теневыносливая порода, в густом лесу у нее сохраняются даже самые нижние ветки. В еловом лесу всегда царит полумрак, практически нет подлеска и очень мало трав.
4¨ Молодые елочки боятся заморозков и растут очень медленно. К 10 годам они не выше полутора метров. Взрослая ель достаточно морозоустойчива. Ель хорошо растет только на богатой питательными веществами, хорошо увлажненной почве.
5 ¨ Крона у ели пирамидальной формы. Короткие хвоинки сидят поодиночке. Каждые 5-7 лет хвоинки опадают. Но не все сразу, примерно 7-ю часть хвои ель сбрасывает каждую осень.
6¨ Весной побеги ели становятся изумрудные и рубиново-красные. Это появляются молодые шишки, которые потом темнеют, становятся коричневыми, а через несколько месяцев превращаются в красивые еловые шишки, в которых зреют семена. Пока семена не созреют, чешуйки плотно прижаты и для верности склеены смолой. Но вот созрели семена, и чешуйки отогнулись, выпуская их на свободу. Семена имеют по одному крылышку и с помощью ветра переносятся довольно далеко.
7¨ Многих животных выручают еловые шишки: большого пестрого дятла, мышевидных грызунов, белку, клеста и др.
8 ¨Щедра ель и к людям. Из нее изготавливают:
-строительный материал — высокосортная бумага и картон
— целлофан — кинопленка
— автомобильные покрышки — кормовые дрожжи
— глицерин — лекарства
— искусственная кожа — музыкальные инструменты.
б) ЛИСТВЕННИЦА
¨ Почти половину наших лесов занимает это дерево. Она очень долговечна. Живет 400-500 лет, а некоторые деревья и до 700- 900 лет. Хорошо сохраняется она и после смерти. При раскопках курганов на Алтае было найдено множество изделий из лиственницы: колоды-саркофаги, боевые колесницы с колесами, сплетенных из корней лиственниц. Все это было сработано более25 веков назад топорами кочевников. Но древние изделия не тронуло время. Они лишь потемнели и приобрели твердость камня. Теперь эти находки хранятся в Эрмитаже в Санкт-Петербурге.
1¨ Зная о стойкости лиственницы, во время строительства Петербурга, который предстояло возвести на болоте, Петр 1 приказал вбивать в землю лиственничные бревна. Древесина лиственницы к тому же никогда не коробится, поэтому в Зимнем дворце рамы сделаны из лиственницы.
2¨ Во времена парусного флота лиственница считалась лучшим материалом для постройки кораблей.
3¨ Телеграфные столбы и шпалы из лиственницы без дополнительной обработки служат десятки лет.
4¨ из 1 м 3 древесины изготовляют:
2 тыс. пар чулок или 1,5 тыс. метров искусственного шелка;
200 кг целлюлозы или 6 тыс. метров целлофана.

сахар, скипидар, различные кислоты и серу, канифоль и краски.
5¨ Лиственница даёт ценнейшую смолу – живицу, которую используют в лакокрасочной промышленности.
6¨ Почему же ботаники назвали ее лиственницей? Они подметили очень важное свойство этого дерева: в отличие от других хвойных, лиственница осенью сбрасывает все свои иголки и зиму стоит голая, как осина или береза.
7¨ Есть у лиственницы еще одна особенность. Ее хвоинки не колются, они мягкие, шелковистые.
Лиственница особенно хороша ранней весной, когда за 1-2 теплых дня расцвечивается щеточками яко-зеленых хвоинок. На их фоне огоньками загораются красноватые, розоватые или зеленые шишечки и жёлтые колосочки.
8 ¨ Это очень светолюбивая и холодостойкая порода. Она может расти на сухих песках, каменистых и заболоченных почвах.

в) СОСНА
¨ Это величавое дерево, достигающее порой 40-метровой высоты (а бывают и 80-метровые сосны!) встречается повсюду. И северный ветер обдувает сосны, и южное солнце золотит, и на солончаковых почвах они растут, и на болотистых, и на песчаных. А иногда и взбираются на голые скалы. Налетит ветер, а сосна непоколебимо стоит: ее корни прочно держатся в расщелинах камней.

1¨ Латинское название сонны «пинус», что означает – скала. Может быть, она названа так потому, что поражала людей своей способностью расти на голых скалах, а может быть потому, что считали ее твердой и неуязвимой, как скала.
2¨ У сосны действительно твердый «характер». Это дерево способно выдержать испытания, которые другим не под силу. Сухо? Сосна старается как можно меньше испарять влаги. И действительно, испаряет ее в 3 раза меньше, чем дуб, и в 5 раз меньше, чем ель. Голодно? Сосна пошире раскинет корни, найдет пищу где-нибудь по соседству. Налетел ветер? И тут корни не подведут: они в 12 раз длиннее, чем у ели, и в 24 раза длиннее, чем у пихты.
3¨ Только одно пугает сосну – темнота. Ей надо много света и солнца. Как и других светолюбивых растений, у сосны ажурная крона, хорошо пропускающая солнечные лучи. Поэтому сосновый лес светлый, приветливый.
4¨ Хотя сосна – дерево вечнозеленое, у нее каждую весну появляются новые побеги. Настоящей хвои на них еще нет, вместо нее – беловатые отростки. Каждый отросток – пара молодых хвоинок, еще не успевших вырасти. Хвоинки-двойняшки плотно прижаты друг к другу и одеты снаружи пленчатым чехлом. Подрастут, прорвут чехол, но по-прежнему будут держаться парой. А через 2-3 года вместе и опадут.
5¨Весной сосна начинает «пылить», и в сухую погоду над деревьями поднимаются целые облака золотистой пыльцы. Пыльца летает над бором, тонкой пленкой покрывает окрестные водоемы: озера, пруды. У каждой пылинки по бокам два микроскопических мешочка, заполненных воздухом. Это приспособление дает возможность и летать, и плавать. Правда, плавает пыльца недолго: в эту пору рыбьи мальки переходят на «сосновую» диету и быстро очищают воду.
6¨ Шишечки поначалу и не заметишь среди хвоинок, они чуть больше булавочной головки. К осени становятся примерно с горошину. Зато на второй год наверстывают упущенное и к зиме превращаются во всем знакомую коричневатую сосновую шишку.
7¨Дерево-скала на многое способно. Благодаря мощным, длинным, разветвленным корням сосна скрепляет сыпучие пески дюн на морском побережье, не дает весенним паводкам и дождевым потокам размывать почву. Сосны – хранители вод, под их сенью не высыхают и не мелеют реки.
8¨ Как говорили в старину: «Где сосна выросла, там и в дело пошла». А дел для нее всегда хватало. Столетиями она служила корабелам. Мачты из сосны держали наполненные ветром паруса.
9¨Из сосновых бревен строили и стены сибирских крепостей, и крестьянские избы.
10¨ Сейчас из сосны получают тысячи различных материалов. В том числе и целлюлозу, искусственный шелк и кожу, пластмассы.
11¨ А из смолы получают скипидар – основу всевозможных лаков, красок, лекарств, а также канифоль, без которой и мыла не сваришь, и бумага перестанет держать чернила, превратится в промокашку.
12¨ Из семян сосны получают ценное иммерсионное масло. Хвоя сосны служит источником витаминов, всевозможных экстрактов и настоев.
13¨У сосны есть замечательная способность очищать воздух от бактерий, поэтому санатории для легочных больных чаще всего строят в сосновых борах.

____________________________________

___ Напомним , что этот материал получен от того, кто интересуясь социо/игровой «режиссурой урока», ждёт разборов и обсуждений своего рассказа, как от «знатоков» и «начинающих», так и от всех остальных посетителей нашего сайта.
___ Ваши деловые

Голосеменные и покрытосеменные являются представителями двух групп семенных растений, последовательно появившиеся на Земле и распространившиеся по ней.Покрытосеменные растения иначе именуют Цветковыми. Они относятся к высшим растениям, которые «обзавелись» цветком, как органом полового размножения и местом, где формируется завязь, а потом плод. Цветок покрытосеменных растений - это ключевой орган генеративного или полового размножения. В нем происходит двойное оплодотворение, открытое у представителей группы Навашиным. Суть его в том, что из мужского гаметофита, представленного пыльцевым зерном, прорастает 2 спермия. Первый оплодотворяет яйцеклетку - семязачаток, другими словами - видоизмененный женский спорангий. При этом образуется зигота, тотипотентная клетка, способная произвести на свет новую, получившую свой комплект генов от обоих родителей.Второй спермий сливается с полярными тельцами. Они находятся в «свободном плаванье» в центре зародышевого мешка. После завершения процесса слияния-оплодотворения в архегонии образуется первичный эндосперм, обладающий полиплоидным набором хромосом. Большинство покрытосеменных имеют триплоидный хромосомный комплект.Эндосперм нужен для того, чтобы обеспечивать семя питательными веществами, поступающими из материнского организма. Здесь же происходит импритинг генов, явление, при котором наследственная информация, несомая нуклеотидами ДНК, преобразуется в функциональную среду - белки и РНК. Здесь же находятся гормоны цитокинины, стимулирующие деление клеток и формирование органа зародыша.Весь процесс происходит у покрытосеменных в полости завязи, нижней вздутой части пестика цветка. Завязь защищает семязачаток от высыхания, температурных колебаний и атак насекомых. После удачного завершения процесса оплодотворения завязь становится плодом, в середину которого надежно упрятаны семена, образованные из семязачатка.Строение зародыша семени позволило выделить у Покрытосеменных 2 класса - Двудольных и Однодольных растений. Популярными представителями первого являются магнолии, лютики, гвоздики, капуста, жимолость, колокольчик. Во вторую группу вошли лилии, пальмы, орхидеи, аир и спаржа.Голосеменные растения появились в палеозое, в девоне. Они считаются прародителями покрытосеменных. К этой группе относятся гинковые, саговниковые, хвойные и самые продвинутые — гнетовидные, удивительные растения, семена которых покрыты оболочкой. Почему удивительные? - Вельвичия, пенек с двумя листками, лианы и эфедра являются яркими представителями класса.Вельвичия удивительная (лат. Welwítschia mirábilis)Основной особенностью голосеменных является незащищенность семязачатка, а впоследствии - семян. Завязь представлена чешуйкой женской шишки, на которой посажены одна или несколько семяпочек. Из него развивается семя - зародыш, покрытый защитной семенной кожурой. Эндосперм, накапливающий питательные вещества, формируется из тела женского гаметофита до начала процесса оплодотворения.

Похожие статьи

© 2024 bol-zoo.ru. Стоп Вредитель.