Аспекты развития инновационной деятельности в ар крым. Инновационный кластер в республике крым Некоторые аспекты инновационного развития

Докладчиком по концепции создания кластера выступил член Общественного совета при Министерстве энергетики Российской Федерации, эксперт Консультативного совета Комитета Государственной Думы по энергетике, руководитель секции «Наука, инновации и подготовка кадров в области энергосбережения» Научно-экспертного совета при Рабочей группе по мониторингу реализации законодательства в области энергетики, энергосбережения и повышения энергетической эффективности Совета Федерации Сергей Кренц.

На конференции присутствовали представители ведущих НИИ в области инноваций Республики Крым и города Севастополя, представители образовательных учреждений, участвующих в подготовке специалистов и управленцев для инновационных компаний региона, представители инновационных компаний Республики Крым и Севастополя.

В своём докладе Сергей Кренц отметил, что для Республики Крым внедрение механизмов активизации инновационной деятельности субъектов предпринимательства во всех сферах хозяйствования рассматривается как важнейшее условие структурной перестройки экономики, создания привлекательного инвестиционного имиджа, решения социальных вопросов Республики Крым.

Осознавая приоритетность развития курортно-рекреационной сферы, следует отметить, что базовую основу экономики Республики Крым составляют предприятия промышленности, транспорта, связи и ТЭК, обеспечивая порядка 40 % поступлений в бюджеты всех уровней. Республика Крым имеет достаточно развитую инфраструктуру промышленного производства — это 275 предприятий добывающей отрасли, машиностроения, судостроения и судоремонта, пищевой и химической промышленности, производства и распределения электроэнергии, газа, тепла и воды.

Анализ инновационной деятельности в сфере промышленности за последние 10 лет показал, что в производство внедрено порядка 400 новых прогрессивных технологических процессов, из них третья часть — ресурсосберегающие (117). Объём реализованной инновационной продукции за данный период составил около 12 млрд рублей.

Наибольшее число инновационно-активных предприятий составляют предприятия машиностроения. «Завод «Фиолент», ОАО «Симферопольский завод пластмасс», ОАО «Пневматика», Феодосийский казённый оптический завод, ООО «Керченский стрелочный завод», ОАО «Машиностроительный завод «СЭЛМА», УПП УТОС «Крым Пак».

Производственникам нужны не просто идеи и научные разработки, а конкретные технологии, конструкторская документация и опытные образцы с показателями, способными обеспечить мировую конкурентоспособность товаров.

О прорыве в высокотехнологической сфере можно будет говорить только тогда, когда научные учреждения и высшие учебные заведения будут считать эту работу одной из главных задач, когда предприятия займутся выпуском новой продукции на основе новых знаний, когда полноценным связующим звеном на всех этапах производства инновационного продукта станет организованная инновационная инфраструктура.

Нужна система отбора и экспертная оценка предложений учёных и специалистов. Это позволит организовать разработку инновационных проектов и бизнес-планов, понятных и привлекательных для инвесторов.

Создание благоприятных условий для вложения инвестиций в промышленное производство рассматривается как приоритетное направление промышленной политики Республики Крым.

В сфере промышленного производства необходимо сформировать портфель инвестиционных и инновационных проектов, которые направлены на коренную реконструкцию и модернизацию производств, внедрение новых технологических процессов и энергосберегающего оборудования.

Создание регионального инновационно-промышленного кластера в области промышленных технологий, производства строительных материалов, возобновляемой и распределённой энергетики в Республике Крым будет в значительной степени способствовать развитию и перевооружению действующих промышленных производств в Республике Крым, решению остро стоящих перед предприятиями задач по снижению зависимости от импорта, производству восстановительных ремонтов, внедрению высокотехнологичных наукоёмких производств, развитию возобновляемой и распределённой энергетики.

В соответствии с решениями Правительства РФ, кластерный подход, обеспечивает конкурентный потенциал развития региона, высокий уровень кооперации крупных корпораций и организаций ОПК, с одной стороны, с микро-, малым и средним бизнесами, научными организациями ФАНО и РАН, ВУЗами — с другой стороны. Существует большой технологический, научный и образовательный задел в области промышленности, производства строительных материалов, возобновляемой и распределённой энергетики.

Основные цели создания инновационнопромышленного кластера Республики Крым:

1. Привлечение инвестиций, как иностранных, так и отечественных для осуществления инвесторами производственной, научно-исследовательской, инновационной и другой предпринимательской деятельности, не запрещённой законодательством Российской Федерации на основе организации производственной инфраструктуры, а также на основе разработанного специального законодательства, которое будет регламентировать деятельность кластера, включая предоставление некоторых определённых льгот.

2. Развитие инновационной деятельности, отвечающее приоритетам в сфере развития промышленности и услуг, направленной на создание конкурентоспособной высокотехнологичной продукции.

3. Создание новых рабочих мест, повышение уровня заработной платы.

Принципиально важным для успешного и устойчивого развития инновационного кластера является наличие мощного научно-исследовательского ядра, способного обеспечить разработку собственной инновационной продукции

Характерными чертами создаваемого кластера могут стать: предоставление коммуникаций всех типов, необходимых для организации производственного процесса; наличие производственных, складских и офисных помещений в пределах территории кластера (возможно наличие гостиницы); профессиональная и эффективная система организации подъездных путей, мест стоянки грузового и легкового автотранспорта, зон погрузки- выгрузки, контрольно-пропускных зон и др.; система организации работы кластера, в том числе предоставление различных видов услуг компаниям-резидентам инновационно-промышленного кластера, в том числе информационно-консалтинговых и юридических; поддержка развития кластера местными органами самоуправления и исполнительными органами власти; близость основных транспортных коридоров (автомагистрали, железная дорога, аэропорты, трубопроводы и т.д.); наличие приемлемо-профессионального уровня и стоимости рабочей силы; возможность подведения необходимых коммуникаций; близость к сырью и материальным ресурсам.

Приоритетность создания производственной деятельности кластера будет определяться в рамках действующего законодательства Российской Федерации в сфере кластерной политики, а также инвестиционной и инновационной деятельности.

Для Республики Крым актуальны следующие направления: ресурсосберегающие технологии и новые источники энергии; машиностроение и приборостроение; микроэлектроника; развитие химических и биотехнологий; высокотехнологичное развитие сельского хозяйства и переработки сельско-хозяйственной продукции; строительство, производство строительных материалов и средств малой механизации; медицинское оборудование и технологии; производство товаров бытового назначения и продукции для курортнорекреационной сферы. Принципиально важным для успешного развития инновационного кластера является наличие мощного научно-исследовательского ядра, охватывающего достаточно широкий спектр фундаментальных и прикладных исследований, способных обеспечить разработку инновационной продукции.

Рассмотрение основных факторов обеспечения инновационного роста высокотехнологичных отраслей России на имеющихся примерах позволяет сделать вывод о том, что в современных условиях может быть эффективной поддержка перспективных производств. Требуется государственная поддержка фундаментальных исследований, основных научноисследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР), процесса обновления производственной базы посредством бюджетного финансирования и государственного заказа на соответствующую продукцию. Правительственные решения должны обеспечивать благоприятные условия для развития и продвижения продукции инновационных кластеров, технологических платформ.

Формирование кластерной системы России, её ориентированность на экономическую эффективность, инновационную специализацию постепенно начинает оказывать влияние на формирование стратегии развития России. Вместе с тем надо понимать, что система российских инновационных кластеров будет эффективна и востребована в полной мере лишь тогда, когда будут реализовываться крупные проекты развития в масштабах страны. При этом в первую очередь должны быть востребованы собственные научные, производственные, кадровые ресурсы России.

По итогам обсуждений предложенного проекта по организации кластера в области промышленных технологий, производства строительных материалов, возобновляемой и распределённой энергетики в Республике Крым было принято решение обратиться к главе Республики Крым С. В. Аксенову с просьбой поддержать идею создания кластера и выступить с ходатайством перед Министерством промышленности и торговли российской Федерации о предоставлении проекту статуса «пилотного» и выделении финансирования на организационные расходы по созданию кластера.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Севастопольский национальный технический университет

Аспекты развития инновационной деятельности в АР Крым

Крикунова А.А., студент;

Аблаев Р.Р., ассистент

Постановка проблемы. Мировая экономика XXI века характеризуется термином "глобальная экономика знаний", или "инновационная экономика", главными факторами формирования и развития которой, становятся знания и человеческий капитал.

В современных экономических условиях, характеризующихся усилением глобализации и активизацией процессов регионализации, повышение конкурентоспособности национальных экономических систем и регионов становится приоритетной задачей экономического развития и определяется эффективностью научно-технической и инновационной деятельности. В условиях перехода экономики Украины на инновационный путь развития, актуализируется проблема формирования и реализации региональной инновационной политики.

В отечественной экономической литературе проблемам формирования национальной и региональной инновационных систем посвящены труды таких ученых как: З.О. Адаманова, Л.Л. Антонюк, Н.В. Апатова, В.С. Савчук, Н.Я. Петраков, СВ. Кортов, Н. Бекетова, В. Подколзина, А. Шабарова, Л. Шаховской.

Целью статьи является рассмотрение основных аспектов развития инновационной деятельности в АР Крым, разработке мероприятий по совершенствованию системы управления инновационной деятельности в АР Крым.

Результаты исследования. Мировой опыт свидетельствует, промышленно развитые страны совершили свой прорыв на мировой рынок, прежде всего через развитие инновационной деятельности и мобилизацию интеллектуальных ресурсов. В условиях глобальной экономической конкуренции главенствующие позиции занимают государства, обеспечивающие наиболее благоприятные условия для инновационной деятельности и применяющие наиболее эффективные методы управления инновационными процессами. Успешность инновационной деятельности определяется, прежде всего, эффективностью реализации государственной инновационной политики.

Формирование инновационной модели развития региона происходит под действием общемировых и национальных тенденций, с учетом региональных инновационных приоритетов, не противоречащих государственным и соответствующих особенностям производственного, ресурсного, кадрового и научного потенциала. В этой связи, инновационную систему региона можно рассматривать как подсистемы инновационного сектора страны и социально - экономической сферы региона. Следовательно, создание инновационной системы предполагает формирование комплекса научных, техническо-технологических, социально-экономических, правовых условий для устойчивого развития экономики, повышения жизненного уровня населения на основе трансформаций экономики региона и создания конкурентоспособной продукции. Исходя из этого, основными целями инновационной политики региона являются:

перманентное наращивание конкурентных преимуществ,

активизация инновационных процессов,

повышение уровня развития инновационного потенциала,

создание благоприятного инвестиционного климата,

повышение инновационной активности.

Развитие региона на основе инноваций является важнейшим фактором его конкурентоспособности. В общем виде, инновационный процесс можно представить как механизм повышения инновационной активности, включающий в себя наличие действенной региональной инновационной системы, для реализации имеющегося инновационного потенциала в сложившихся условиях, с целью создания востребованных инновационных продуктов, их дальнейшей успешной коммерциализации и как следствие повышение конкурентоспособности региона.

Разработка стратегии региональной инновационной политики, должна, прежде всего, соответствовать приоритетам социально-экономического развития региона в целом. Основными направления стратегии социально-экономического развития АР Крым на 2011-2020 гг. являются :

1) реформирование санаторно-курортного и туристического сектора, в частности всесторонняя реализация потенциала санаторно-курортного лечения и туризма за счет внедрения инновационных технологий в рекреационную деятельность;

2) формирование агросектора ХХI века, предполагающего развитие высококачественного сельскохозяйственного производства на базе современных наукоемких и экологически чистых технологиях;

3) модернизация отраслевой структуры промышленности, предполагающая создание конкурентоспособной промышленности на основании использования передовых достижений науки и техники в производственной деятельности;

4) развитие транспортного потенциала, включающего повышение уровня, качества и диверсификации транспортных коммуникаций;

5) создание условий для повышения уровня жизни населения.

Инновационное развитие экономики АР Крым, с учетом основных направлений социально-экономического развития, предполагает :

усиление инновационной ориентации экономики, увеличение объемов производства конкурентоспособной продукции, курортно-реакционных услуг и развития социальной сферы;

экологизацию производства, сбалансированное использование и восстановление рекреационных и других природных ресурсов;

ускорение развития приоритетных отраслей экономики, обеспечивающих население и рекреационно-туристический комплекс высококачественными продуктами питания, товарами и услугами, расширение их экспортных возможностей.

Основой разработки инновационной политики на региональном уровне является комплексное исследование имеющегося инновационного потенциала, его динамику, результатов реализации. Уровень развития инновационного потенциала отражает эффективность инновационной деятельности, определяет приоритетные направления развития экономики региона (табл.1).

Таблица 1 - Показатели инновационной деятельности АР Крым в период 2005-2010 гг. .

Показатели

Количество инновационно активных предприятий, ед.

Объем реализованной инновационной продукции, млн. грн.

Объем затрат на инновационную деятельность, млн. грн

Объем затрат на исследования и разработки в промышленности, млн. грн

Удельный вес реализованной инновационной продукции в объеме промышленной, %

Доля промышленных предприятий, внедряющих инновации, %

Количество выполненных научно-технических работ, ед.

Удельный вес инновационно активных предприятий АР Крым в общем объеме предприятий Украины, %

Характеризуя развитие инновационной деятельности в АР Крым, следует отметить, что до начала кризисных явлений 2008 г. наблюдается позитивная тенденция инновационного развития, но по результативности, в сравнении с лидирующими регионами Украины, Крым значительно отстает. За последние годы, экономика региона продолжает медленно наращивать утраченные показатели инновационного развития, однако принимая во внимание то, что износ основных фондов в АР Крым с каждым годом увеличивается и продолжает использоваться устаревшая материально-техническая база, сокращая при этом результативность производства, необходимо безотлагательно активизировать процесс инновационной деятельности, посредствам реализации действенной государственной инновационной политики.

Важнейшим показателем инновационности экономики является инновационная активность предприятий, среди факторов, сдерживающих инновационные процессы на предприятиях, выделяют такие как :

недостаточность собственных денежных средств (44,5%),

высокая денежная стоимость инновационных затрат (34,8%),

наличие более конкурентоспособных организаций (20,3%),

недостаточность государственного финансирования (19,4%),

недостаточность внешнего финансирования (16,3%) и другие (табл. 2).

Таблица 2 - Распределение факторов, сдерживающих инновационные процессы в АР Крым .

Число случаев в % от общего их количества, когда предприятие указало на предлагаемый фактор

Недостаточность средств в пределах организации или группы

Инновационные затраты слишком высокие

На рынке преобладают хорошо оснащенные организации

Недостаточное государственное финансирование

Недостаточное финансирование с источников за пределами организации

Трудно найти партнеров по сотрудничеству

Нет надобности, так как нет спроса на инновации

Недостаточно квалификационного персонала

Отсутствует точная информация о спросе на инновационные товары (услуги)

Недостаточно информации о рынках

Недостаточно информации о технологиях

Нет надобности, так как недавно были внедрены инновации

Следовательно, для предприятий автономии, наиболее значимым сдерживающим фактором инновационного процесса является нехватка финансирования, причем всех источников: собственных, государственных и иных привлеченных средств.

АР Крым обладает значительным научно-техническим и инновационным потенциалом для развития инновационной деятельности, однако, вследствие накопившихся нерешенных проблем, в частности увеличения разрыва между наукой и производством; затянувшаяся трансформация административно-командного управления экономикой в рыночную систему хозяйствования; отсутствие льгот и преференций, а также благоприятных условий для финансирования инновационной деятельности; отсутствие последовательного и системного характера проведения инновационного менеджмента в регионе, инновационное развитие региона становится крайне затруднительным.

С учетом региональных инновационных приоритетов, анализа развития инновационной деятельности АР Крым и рассмотрением существующих проблем развития инновационной деятельности в регионе, для интенсификации и эффективности инновационной деятельности необходимо проведение следующих мероприятий:

формирование региональной системы управления инновационной деятельностью;

формирование эффективной инновационно-инвестиционной стратегии для развития рекреационно-туристического комплекса - как базовой отрасли экономики региона;

формирование кластеров "инновационной активности" - как эффективного инструмента активизации инновационной деятельности.

В сложившихся экономических условиях развития АР Крым, одним из основных стратегических приоритетов, является формирование региональной инновационной системы, обладающей развитой инфраструктурой и эффективным механизмом регулирования. Эффективное управление инновационным процессом необходимо для реализации следующих мероприятий:

координации научных исследований,

стимулировании инновационной активности,

усовершенствовании законодательной базы,

целевом финансировании,

регулировании международного сотрудничества и пр.

Совершенствование системы управления инновационной деятельностью должно быть основано на создании систем соответствующих органов управления инновационными процессами в АР Крым. Основными элементами которого, по нашему мнению, могут быть:

региональный инновационный фонд - ведущий орган по интенсификации инновационной деятельности региона;

региональный венчурный фонд, осуществляющий поддержку инновационного бизнеса;

региональный центр инновационного развития;

центр инжиниринга и трансферта технологий;

совет научно-технической деятельности;

центр технологических исследований;

фонд поддержки малого и среднего бизнеса;

центр маркетингово-аналитических исследований и экспертизы;

агентства по привлечению инвестиций.

Главным моментом в формировании региональной системы управления инновационной деятельностью является определение основополагающей роли государства в осуществлении финансовой поддержки и внедрении организационных и нормативно-правовых мероприятий.

С учетом специфики нашего полуострова, разработанная правительством программа социально-экономического развития Крым на 2011-2020 гг., определяет одним из важнейших стратегических приоритетов - эффективное функционирование рекреационно туристического комплекса и формирование его на инновационной основе как основной отрасли экономики республики. Важным в данном направлении является формирование эффективной инновационно-инвестиционной стратегии региона, направленной на создание благоприятного инвестиционного климата, повышающего инновационную привлекательность региона для иностранных инвесторов, реформирование налогового законодательства для активизации инвестиционной деятельности, актуализация инвестирования в кадровый потенциал, для повышения интеллектуального потенциала региона.

Инновационным направлением развития туристической отрасли в Крыму должно стать создание курортополисов в прибрежных городах. Организация курортополисов, предусматривает создание свободных экономических зон, и способствует развитию инфраструктуры городов, активизации инвестиционной деятельности, а, следовательно, улучшению инвестиционного климата. В связи с этим целесообразно предоставить Южном берегу Крыма (ЮБК) статус туристическо-рекреационной зоны, свободной от налогов и имеющей различные виды льготного налогообложения, способствующей появлению конкурентоспособного туристского продукта, переводу индустрии гостеприимства, отдыха и путешествий на инновационный путь развития.

Обязательным условием развития региональной инновационной модели АРК является использовании кластерной стратегии. Характерная для инновационного кластера коммуникационная сеть создаст благоприятные условия для диффузии новых технологий и основывается с учетом комбинации внутренних возможностей и внешних стимулов участников для активизации инновационной деятельности. Осуществление структурных преобразований региона на основе развития кластеров заключается в формировании инновационных кластеров как целостной системы создания новых продуктов и технологий, взаимосвязанных между собой и сконцентрированных в определенном экономическом пространстве. Целесообразным является создание следующих кластеров "инновационной активности":

промышленных парков (Бахчисарай, Джанкой, Красноперекопск),

агропромышленных комплексов (Красногвардейское, Джанкой),

наукоемких кластеров (Симферополь, Севастополь).

Выводы. В результате проведенного исследования выявили основные аспекты развития инновационной деятельности в АР Крым, определили приоритетные мероприятия для активизации инновационного процесса в регионе, в частности касающиеся усовершенствования системы инновационного менеджмента в регионе, создания эффективной инновационно-инвестиционной стратегии, формирования инновационных структур в туристической отрасли, развития экономики региона на основе кластерной стратегии. Проведение данных мероприятий направлено на активизацию инновационного развития региона, повышение его конкурентоспособности, улучшению социально-экономического положения и обеспечения устойчивого развития.

управление инновационная модель активизация

Библиографический список использованной литературы

1. Крым в условиях глобализации мировой экономики: монография / под ред. проф.А.М. Клейменова. - Симферополь: КРП "Изд-во "Крымучпедгиз", 2008. - 196 с.

2. Наукова діяльність в Автономній Республіці Крим: стат. зб. - Сімферополь: Голов. упр. статистики в АРК, 2011. - 266 с.

3. Организация территориальных инновационных структур (полисов): [Электронный ресурс] // Труды Крымской Академии Наук. - Режим доступа: http://www.crimea.edu

4. Резник В.Г. Внедрение инновационных технологий - путь повышения конкурентоспособности малых предприятий Крыма / В.Г. Резник // Наука и бизнес. Проблемы развития малого инновационного предпринимательства: материалы науч. - практ. конф. - Симферополь: Минэконом АРК, 2008. - 131 с.

5. Стратегия экономического и социального развития Автономной Республики Крым на 2011-2020 годы: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.minek-crimea.gov.ua

6. Тухбатуллина А.Б. Региональная инновационная система как основа формирования кластеров в регионе / А.Б. Тухбатуллина // Социально-экономические явления и процессы. - 2008. - №4 (012). - С.79-82

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Сущность и принципы, формирование инновационной политики. Государственная поддержка и текущее состояние инновационной деятельности. Инструменты и федеральные программы в сфере государственной инновационной политики. Создание инновационной системы.

    курсовая работа , добавлен 04.06.2008

    Роль государства в регулировании инновационной деятельности. Цели и приоритеты инновационной политики. Методы государственного управления инновационной политикой в Беларуси. Приоритетные задачи и направления инновационного развития РБ на 2011-2015 гг.

    контрольная работа , добавлен 29.06.2011

    Сущность инноваций и инновационной деятельности. Анализ регулирования и поддержки инновационной деятельности в России. Полезные примеры зарубежного опыта для российской инновационной деятельности. Перспективы развития инновационной деятельности в России.

    курсовая работа , добавлен 25.04.2012

    Принципы построения эффективной модели управления инновационной деятельностью в условиях кризиса: системный и динамический подходы; проявление необходимости и случайности. Организация инновационной деятельности: показатели, источники финансирования.

    контрольная работа , добавлен 16.11.2013

    Инновации и конкурентоспособность предприятия. Организационные формы реализации инновационной деятельности. Расчет экономического эффекта. Разработка предложений по совершенствованию управления инновационной деятельностью ОАО "Пинский мясокомбинат".

    курсовая работа , добавлен 22.04.2013

    Причины, которые сдерживают развитие инновационной деятельности в России. Изменения в федеральном законодательстве, направленные на развитие государственной поддержки в этой области. О состоянии и перспективе активизации инновационной деятельности.

    доклад , добавлен 24.02.2009

    Правовые основы инновационной деятельности в Республике Казахстан. Цели и задачи развития национальной инновационной системы. Технопарки - основополагающий элемент создаваемой в республике национальной инновационной системы. Значение венчурных инвестиций.

    курсовая работа , добавлен 14.06.2011

    Организация инновационной деятельности предприятия в рыночных условиях хозяйствования. Нормативно-правовая база инновационной деятельности в Республике Беларусь. Планирование развития инновационной деятельности на примере ОАО "Гомельстройматериалы".

    курсовая работа , добавлен 29.11.2010

    Уровни технологического развития и технологические уклады, структура и проблемы национальной инновационной системы России. Выбор стратегических приоритетов научно-технического и инновационного развития. Правовое обеспечение инновационной деятельности.

    курсовая работа , добавлен 11.11.2010

    Анализ инноваций, инновационной деятельности и управления. Понятия инновации и инновационной деятельности. Технология управления инновационным процессом. Элементы организационного обеспечения управления эффективностью инновационной деятельности.

На современном этапе развития мировой экономики в связи с усилением глобализации и активизацией процессов регионализации, повышение конкурентоспособности национальных экономических систем и регионов становится приоритетной задачей экономического развития. В условиях евроинтеграции Украины актуальной является проблема формирования и реализации региональной инновационной политики, необходимость рассмотрения которой, продиктована развитием регионов как структурных единиц государства, имеющих стратегическое значение для развития страны, являясь ее экономической и социальной базой.

Стратегия инновационного развития АР Крым на период до 2015 года, предусматривает один из основных принципов - устойчивое инновационное развитие региона. В соответствии с данной стратегией, экономическая политика должна быть направлена на достижение стабильного уровня конкурентоспособности региона. Реализация данной стратегии требует создания эффективного механизма управления инновационной деятельностью, с учетом региональных инновационных приоритетов, которые не противоречат государственным и отвечают особенностям производственного, ресурсного, кадрового и научного потенциала. Следовательно, важнейшей стратегической целью инновационной деятельности является повышение конкурентоспособности экономики.

Инновационная экономика в регионе формируется под влиянием двух основных факторов: 1) создания условий для перехода на инновационный путь развития и 2) появления мотиваций у субъектов рынка для активизации инновационных процессов. Следовательно, инновационная политика региона включает такие основные цели как: формирование долгосрочных конкурентных преимуществ; развитие инновационного потенциала; стимулирование инновационных процессов; создание благоприятного инвестиционного климата. Основой разработки инновационной политики на региональном уровне является комплексное исследование имеющегося инновационного потенциала и результатов его реализации. Под региональным инновационным потенциалом следует понимать совокупность научно-технических, материально-финансовых, кадровых, институциональных и иных ресурсов региона, используемых для инновационной деятельности. Уровень развития инновационного потенциала отражает эффективность инновационной деятельности, при этом анализ показателей необходим для формирования действенной инновационной стратегии региона.

Важнейшим показателем восприимчивости экономики к новым достижениям является инновационная активность предприятий. В соответствии со статистическими данными за 2009г. в АР Крым одно из одиннадцати промышленных предприятий было инновационно активно, тогда как в Европейских странах – каждое второе предприятие. По уровню инновационной активности АР Крым занимает 21 место среди регионов Украины. Инновационной деятельностью в 2010 году занималось 37 промышленных предприятий или 11,1% общего количества исследуемых (в 2009г. – 9,2%). Инновационную продукцию в 2010 году реализовали 18 промышленных предприятий. Объем реализованной продукции составил 163,0 млн.грн или 1,1% общего объема промышленной продукции (в 2009г. – 174,5 млн. грн и 1,4% соответственно). Согласно статистическим данным, начиная с 2006 года, начинается значительное падение объема реализации инновационной продукции, в связи с сокращением выпуска инновационной продукции, обусловленное наличием ряда факторов, сдерживающих развитие инновационных процессов в регионе.

Анализ динамики и структуры удельного веса предприятий и их отраслевой принадлежности в инновационной деятельности, позволяет определить приоритетные для государственной поддержки виды экономической деятельности предприятий, формирующие ядро инновационного развития региона. В структуре отраслей инновационно активных предприятий более 80% занимает перерабатывающая промышленность, где практически в равных долях (с небольшим преимуществом в разные годы) преобладают предприятия машиностроения (ремонт и монтаж машин и оборудования) и пищевой промышленности (основной являются предприятия виноделия). Анализ статистических наблюдений в сфере инвестиций, аналогично показывает, что промышленность является одной из наиболее инвестируемых отраслей экономики АР Крым. Несмотря на то, что ежегодно на развитие промышленности автономии направляется от 20 до 30% всех капитальных вложений, – на инновации используются только 2-3%. Вместе с тем, износ основных фондов приблизился к 60%, а уровень их обновления колеблется в пределах 4%.

В современных условиях процесс развития инновационной деятельности значительно зависит от объема финансирования, в свою очередь, дефицит собственных и привлеченных средств у субъектов инновационной деятельности и неприемлемые условия предоставления кредитов, сдерживают данный процесс. Анализ структуры объема финансирования инновационной деятельности, позволяет констатировать, резкое сокращение финансирования в 2009г. по всем видам источников, средства из госбюджета отсутствовали полностью, а в 2010г. увеличение на 13%, и полное отсутствие финансирования со стороны иностранных инвесторов. Данные тенденции крайне негативно влияют на развитие инновационной деятельности региона, так как недостаточность финансирования приводит к распылению имеющихся средств и их нерациональному использованию.

Одной из важнейших составляющих инновационного потенциала является кадровое обеспечение научной и научно-технической деятельности. В АР Крым наблюдается относительно невысокий кадровый потенциал и нестабильная динамика измения показателей научно-технических кадров, данная ситуация требует создания со стороны государства благоприятных экономических и организационных условий, для привлечения большого количества невостребованного научного потенциала.

В результате проведенного статистического анализа следует, что негативных тенденций в инновационном развитии региона значительно больше, чем позитивных, что говорит о низкой эффективности государственной инновационной политики в регионе. Механизм реализации государственной инновационной политики должен быть, прежде всего, направлен на эффективную организацию системы государственной поддержки научной и научно-исследовательской деятельности, обеспечивающей оперативное и постоянное продвижение научно-технических разработок во всех направлениях и сферах деятельности региона; содействовать поиску разнообразных форм и источников финансирования и непрямого стимулирования исследований; максимально стимулировать и оказывать поддержку инновационному предпринимательству различных форм собственности, а также содействовать эффективному взаимодействию отечественных и иностранных инвесторов, заинтересованных работать в экономике регионе. Чрезвычайно важным является формирование эффективной инновационно-инвестиционной стратегии региона заключающейся в выявлении наиболее эффективных источников финансирования инновационной деятельности. Для стимулирования инновационной активности предприятий, необходимо создание льготного налогообложения, благоприятных условий для внедрения инвестиционных проектов, подразумевающих минимизацию рисков и способствующих повышению личной заинтересованности предприятия. Инвестирование в развитие региональной инновационной инфраструктуры, обеспечивающее научно-техническое развитие региона и реализацию инновационной деятельности. Создание благоприятного инвестиционного климата, повышающего инновационную привлекательность региона для иностранных инвесторов.

Литература

1. Инновационная деятельность промышленных предприятий / Экономический доклад // ГУ статистики в АР Крым. - Отдел статистики науки, инноваций и обследовании предприятий сферы услуг. – Симферополь. – 2010.

2.Наукова діяльність в Автономній Республіці Крим /(статистичний збірник). – Сімферополь: Головне управління статистики в Автономній Республіці Крим, 2011.- 266с.

Хаирова Э.А.
Культура народов Причерноморья. - 2012. - №219. - С.98-100.

Постановка проблемы. Мировая экономика XXI века характеризуется термином «глобальная экономика знаний», или «инновационная экономика», главными факторами формирования и развития которой, становятся знания и человеческий капитал.

В современных экономических условиях, характеризующихся усилением глобализации и активизацией процессов регионализации, повышение конкурентоспособности национальных экономических систем и регионов становится приоритетной задачей экономического развития и определяется эффективностью научно-технической и инновационной деятельности. В условиях перехода экономики Украины на инновационный путь развития, актуализируется проблема формирования и реализации региональной инновационной политики.

В отечественной экономической литературе проблемам формирования национальной и региональной инновационных систем посвящены труды таких ученых как: З.О. Адаманова, Л.Л. Антонюк, Н.В. Апатова, В.С. Савчук, Н.Я. Петраков, СВ. Кортов, Н.Бекетова, В. Подколзина, А. Шабарова, Л. Шаховской.

Целью статьи является рассмотрение основных аспектов развития инновационной деятельности в АР Крым, разработке мероприятий по совершенствованию системы управления инновационной деятельности в АР Крым.

Результаты исследования. Мировой опыт свидетельствует, промышленно развитые страны совершили свой прорыв на мировой рынок, прежде всего через развитие инновационной деятельности и мобилизацию интеллектуальных ресурсов. В условиях глобальной экономической конкуренции главенствующие позиции занимают государства, обеспечивающие наиболее благоприятные условия для инновационной деятельности и применяющие наиболее эффективные методы управления инновационными процессами. Успешность инновационной деятельности определяется, прежде всего, эффективностью реализации государственной инновационной политики.

Формирование инновационной модели развития региона происходит под действием общемировых и национальных тенденций, с учетом региональных инновационных приоритетов, не противоречащих государственным и соответствующих особенностям производственного, ресурсного, кадрового и научного потенциала. В этой связи, инновационную систему региона можно рассматривать как подсистемы инновационного сектора страны и социально- экономической сферы региона. Следовательно, создание инновационной системы предполагает формирование комплекса научных, техническо-технологических, социально-экономических, правовых условий для устойчивого развития экономики, повышения жизненного уровня населения на основе трансформаций экономики региона и создания конкурентоспособной продукции. Исходя из этого, основными целями инновационной политики региона являются:

Перманентное наращивание конкурентных преимуществ,
- активизация инновационных процессов,
- повышение уровня развития инновационного потенциала,
- создание благоприятного инвестиционного климата,
- повышение инновационной активности.

Развитие региона на основе инноваций является важнейшим фактором его конкурентоспособности. В общем виде, инновационный процесс можно представить как механизм повышения инновационной активности, включающий в себя наличие действенной региональной инновационной системы, для реализации имеющегося инновационного потенциала в сложившихся условиях, с целью создания востребованных инновационных продуктов, их дальнейшей успешной коммерциализации и как следствие повышение конкурентоспособности региона.

Разработка стратегии региональной инновационной политики, должна, прежде всего, соответствовать приоритетам социально-экономического развития региона в целом. Основными направления стратегии социально-экономического развития АР Крым на 2011-2020 гг. являются :

1) реформирование санаторно-курортного и туристического сектора, в частности всесторонняя реализация потенциала санаторно-курортного лечения и туризма за счет внедрения инновационных технологий в рекреационную деятельность;
2) формирование агросектора ХХI века, предполагающего развитие высококачественного сельскохозяйственного производства на базе современных наукоемких и экологически чистых технологиях;
3)модернизация отраслевой структуры промышленности, предполагающая создание конкурентоспособной промышленности на основании использования передовых достижений науки и техники в производственной деятельности;
4) развитие транспортного потенциала, включающего повышение уровня, качества и диверсификации транспортных коммуникаций;
5) создание условий для повышения уровня жизни населения.

Инновационное развитие экономики АР Крым, с учетом основных направлений социально-экономического развития, предполагает :

Усиление инновационной ориентации экономики, увеличение объемов производства конкурентоспособной продукции, курортно-реакционных услуг и развития социальной сферы;
- экологизацию производства, сбалансированное использование и восстановление рекреационных и других природных ресурсов;
- ускорение развития приоритетных отраслей экономики, обеспечивающих население и рекреационно-туристический комплекс высококачественными продуктами питания, товарами и услугами, расширение их экспортных возможностей.

Основой разработки инновационной политики на региональном уровне является комплексное исследование имеющегося инновационного потенциала, его динамику, результатов реализации. Уровень развития инновационного потенциала отражает эффективность инновационной деятельности, определяет приоритетные направления развития экономики региона (табл. 1).

Таблица 1.

Показатели инновационной деятельности АР Крым в период 2005-2010гг..

Показатели 2005 2006 2007 2008 2009 2010
Количество инновационно активных предприятий, ед. 33 24 33 40 31 37
Объем реализованной инновационной продукции, млн. грн. 932,2 557,9 624 280,1 174,5 163
Объем затрат на инновационную деятельность, млн.грн 93,6 90,2 185 225,6 129,8 146,7
Объем затрат на исследования и разработки в промышленности, млн. грн 1,5 2,8 9,4 12,3 21,2 12,7
Удельный вес реализованной инновационной продукции в объеме промышленной,% 14,5 7,9 6,5 2,3 1,4 1,1
Доля промышленных предприятий, внедряющих инновации, % 6,6 6,1 8,7 9,9 6,8 6,9
Количество выполненных научно-технических работ, ед. 2996 3053 1545 1304 1019 1005
Удельный вес инновационно активных предприятий АР Крым в общем объеме предприятий Украины, % 11,9 11,2 14,2 13,0 12,8 13,8

Характеризуя развитие инновационной деятельности в АР Крым, следует отметить, что до начала кризисных явлений 2008 г. наблюдается позитивная тенденция инновационного развития, но по результативности, в сравнении с лидирующими регионами Украины, Крым значительно отстает. За последние годы, экономика региона продолжает медленно наращивать утраченные показатели инновационного развития, однако принимая во внимание то, что износ основных фондов в АР Крым с каждым годом увеличивается и продолжает использоваться устаревшая материально-техническая база, сокращая при этом результативность производства, необходимо безотлагательно активизировать процесс инновационной деятельности, посредствам реализации действенной государственной инновационной политики.

Важнейшим показателем инновационности экономики является инновационная активность предприятий, среди факторов, сдерживающих инновационные процессы на предприятиях, выделяют такие как :

Недостаточность собственных денежных средств (44,5%),
- высокая денежная стоимость инновационных затрат (34,8%),
- наличие более конкурентоспособных организаций (20,3%),
- недостаточность государственного финансирования (19,4%),
- недостаточность внешнего финансирования (16,3%) и другие (табл.2).

Таблица 2.

Распределение факторов, сдерживающих инновационные процессы в АР Крым .

Фактор Число случаев в % от общего их количества, когда предприятие указало на предлагаемый фактор
Недостаточность средств в пределах организации или группы 44, 5
Инновационные затраты слишком высокие 34,8
На рынке преобладают хорошо оснащенные организации 20,3
Недостаточное государственное финансирование 19,4
Недостаточное финансирование с источников за пределами организации 16,3
Трудно найти партнеров по сотрудничеству 16,3
Нет надобности, так как нет спроса на инновации 8,8
Недостаточно квалификационного персонала 7,5
Отсутствует точная информация о спросе на инновационные товары (услуги) 6,6
Недостаточно информации о рынках 5,3
Недостаточно информации о технологиях 4
Нет надобности, так как недавно были внедрены инновации 1,8

Следовательно, для предприятий автономии, наиболее значимым сдерживающим фактором инновационного процесса является нехватка финансирования, причем всех источников: собственных, государственных и иных привлеченных средств.

АР Крым обладает значительным научно-техническим и инновационным потенциалом для развития инновационной деятельности, однако, вследствие накопившихся нерешенных проблем, в частности увеличения разрыва между наукой и производством; затянувшаяся трансформация административно-командного управления экономикой в рыночную систему хозяйствования; отсутствие льгот и преференций, а также благоприятных условий для финансирования инновационной деятельности; отсутствие последовательного и системного характера проведения инновационного менеджмента в регионе, инновационное развитие региона становится крайне затруднительным.

С учетом региональных инновационных приоритетов, анализа развития инновационной деятельности АР Крым и рассмотрением существующих проблем развития инновационной деятельности в регионе, для интенсификации и эффективности инновационной деятельности необходимо проведение следующих мероприятий:

Формирование региональной системы управления инновационной деятельностью;
- формирование эффективной инновационно-инвестиционной стратегии для развития рекреационно-туристического комплекса – как базовой отрасли экономики региона;
- формирование кластеров «инновационной активности» - как эффективного инструмента активизации инновационной деятельности.

В сложившихся экономических условиях развития АР Крым, одним из основных стратегических приоритетов, является формирование региональной инновационной системы, обладающей развитой инфраструктурой и эффективным механизмом регулирования. Эффективное управление инновационным процессом необходимо для реализации следующих мероприятий:

Координации научных исследований,
- стимулировании инновационной активности,
- усовершенствовании законодательной базы,
- целевом финансировании,
- регулировании международного сотрудничества и пр.

Совершенствование системы управления инновационной деятельностью должно быть основано на создании систем соответствующих органов управления инновационными процессами в АР Крым. Основными элементами которого, по нашему мнению, могут быть:

Региональный инновационный фонд – ведущий орган по интенсификации инновационной деятельности региона;
- региональный венчурный фонд, осуществляющий поддержку инновационного бизнеса;
- региональный центр инновационного развития;
- центр инжиниринга и трансферта технологий;
- совет научно-технической деятельности;
- центр технологических исследований;
- фонд поддержки малого и среднего бизнеса;
- центр маркетингово-аналитических исследований и экспертизы;
- агентства по привлечению инвестиций.

Главным моментом в формировании региональной системы управления инновационной деятельностью является определение основополагающей роли государства в осуществлении финансовой поддержки и внедрении организационных и нормативно-правовых мероприятий.

С учетом специфики нашего полуострова, разработанная правительством программа социально-экономического развития Крым на 2011-2020 гг., определяет одним из важнейших стратегических приоритетов - эффективное функционирование рекреационно-туристического комплекса и формирование его на инновационной основе как основной отрасли экономики республики. Важным в данном направлении является формирование эффективной инновационно-инвестиционной стратегии региона, направленной на создание благоприятного инвестиционного климата, повышающего инновационную привлекательность региона для иностранных инвесторов, реформирование налогового законодательства для активизации инвестиционной деятельности, актуализация инвестирования в кадровый потенциал, для повышения интеллектуального потенциала региона.

Инновационным направлением развития туристической отрасли в Крыму должно стать создание курортополисов в прибрежных городах. Организация курортополисов, предусматривает создание свободных экономических зон, и способствует развитию инфраструктуры городов, активизации инвестиционной деятельности, а, следовательно, улучшению инвестиционного климата. В связи с этим целесообразно предоставить Южном берегу Крыма (ЮБК) статус туристическо-рекреационной зоны, свободной от налогов и имеющей различные виды льготного налогообложения, способствующей появлению конкурентоспособного туристского продукта, переводу индустрии гостеприимства, отдыха и путешествий на инновационный путь развития.

Обязательным условием развития региональной инновационной модели АРК является использовании кластерной стратегии. Характерная для инновационного кластера коммуникационная сеть создаст благоприятные условия для диффузии новых технологий и основывается с учетом комбинации внутренних возможностей и внешних стимулов участников для активизации инновационной деятельности. Осуществление структурных преобразований региона на основе развития кластеров заключается в формировании инновационных кластеров как целостной системы создания новых продуктов и технологий, взаимосвязанных между собой и сконцентрированных в определенном экономическом пространстве. Целесообразным является создание следующих кластеров «инновационной активности»:

Промышленных парков (Бахчисарай, Джанкой, Красноперекопск),
- агропромышленных комплексов (Красногвардейское, Джанкой),
- наукоемких кластеров (Симферополь, Севастополь).

Выводы. В результате проведенного исследования выявили основные аспекты развития инновационной деятельности в АР Крым, определили приоритетные мероприятия для активизации инновационного процесса в регионе, в частности касающиеся усовершенствования системы инновационного менеджмента в регионе, создания эффективной инновационно-инвестиционной стратегии, формирования инновационных структур в туристической отрасли, развития экономики региона на основе кластерной стратегии. Проведение данных мероприятий направлено на активизацию инновационного развития региона, повышение его конкурентоспособности, улучшению социально-экономического положения и обеспечения устойчивого развития.

Источники и литература

1. Крым в условиях глобализации мировой экономики: монография / под ред. проф. А.М. Клейменова. – Симферополь: КРП «Изд-во «Крымучпедгиз», 2008. – 196 с.
2. Наукова діяльність в Автономній Республіці Крим: стат. зб. – Сімферополь: Голов. упр. статистики в АРК, 2011. – 266 с.
3. Организация территориальных инновационных структур (полисов): [Электронный ресурс] // Труды Крымской Академии Наук. – Режим доступа: http://www.crimea.edu
4. Резник В.Г. Внедрение инновационных технологий – путь повышения конкурентоспособности малых предприятий Крыма / В.Г. Резник // Наука и бизнес. Проблемы развития малого инновационного предпринимательства: материалы науч.-практ. конф. – Симферополь: Минэконом АРК, 2008. – 131 с.
5. Стратегия экономического и социального развития Автономной Республики Крым на 2011-2020 годы: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.minek-crimea.gov.ua
6. Тухбатуллина А.Б. Региональная инновационная система как основа формирования кластеров в регионе / А.Б. Тухбатуллина // Социально-экономические явления и процессы. – 2008. - №4(012). - С.79-82.

Похожие статьи

© 2024 bol-zoo.ru. Стоп Вредитель.