Приклони ухо твое к молению моему. Православная Церковь и сектанты. Мощи святых угодников Божиих. Свидетельства Писания о святых мощах

– Ну, фантазерка ты, Анюта, какая была, такой и осталась. Когда это было, ну, твоя влюбленность в меня? Почти лет пятьдесят прошло? Да, где-то так, лет пятьдесят, – и он засмеялся. – Ну, какое это имеет отношение к реальной жизни?

Анна Брониславовна посмотрела на него долгим взглядом, вздохнула и тихо сказала:

– Да, ты прав, Левушка. Какое это имеет отношение к реальной жизни?

Он улетел через десять дней – рано, в шесть утра, за окном еще было совсем темно. Заказали такси. Анна Брониславовна, конечно, вызвалась его провожать. Заспанная Милочка растерянно чмокнула его в щеку. В такси ехали молча. Потом Левушка сказал:

– Чудная у тебя Милочка, Аня. Чудная девочка. Спокойная и теплая. Хорошо ты ее, Анюта, воспитала. Родной человек. Мне от детей за всю жизнь столько тепла и внимания не досталось, сколько от твоей девочки за десять дней.

Анна Брониславовна молчала, отвернувшись к окну. За окном вяло просыпалась серая, хмурая Москва.

"Сказать ему. Вот сейчас сказать. Всю правду. Всю. Про мою жизнь. Про Лару. Про Милочку. Сказать все наконец, – подумала она. Лару она не подведет. Лары уже давно нет. Мама ее простит – мамы тоже давно нет. Есть она. Есть он. Есть Милочка. Впереди есть еще жизнь. Кто знает, сколько им отпущено? Она одинока. Всю жизнь. Он один. Никому не нужный. Одинокий, несчастный старик с перспективой на дом престарелых. Прекрасный, сытый американский – но дом престарелых. Все еще можно изменить, если сказать правду. Ведь правда – это всегда хорошо. Так ее учила ее мать. Так она учила своих учеников и свою дочь. И эта правда может изменить ее жизнь. Его жизнь. Их жизнь. Если только хватит сил на эту самую правду. Если хватит сил".

Такси медленно притормозило у здания аэропорта. Левушка занервничал и засуетился. Стали искать нужную стойку. Он без конца вынимал билет и паспорт, проверял застежку у чемодана. Торопился. Анна Брониславовна видела, что он уже совсем не здесь. Он чмокнул ее в щеку и стал торопливо прощаться и благодарить.

– Левушка! – сказала Анна Брониславовна.

Он остановился, замер и посмотрел на нее.

– Левушка! – повторила она.

Он вскинул брови.

– Оставайся! – непослушными губами прошептала она. – Оставайся! Что тебе там?

Он снял очки, растерянно протер их салфеткой, покачал головой и тихо сказал:

Анна Брониславовна махнула рукой. Сейчас надо было сказать одну фразу. Одну-единственную: "Милочка – твоя дочь". И произнести еще несколько слов. И все бы встало на свои места. Лара бы, наверное, сейчас посмеялась над ними обоими.

Он прощально махнул рукой и двинулся вперед, ведя за собой тяжелый чемодан на колесах, в котором лежали подарки внукам.

Анна Брониславовна долго смотрела Левушке вслед, пока он не исчез из ее поля зрения. Вышла на улицу. Застегнула пальто, надела косынку и, посмотрев на небо, раскрыла зонт. Мартовский снег сыпался мокрой, острой крошкой. Она подняла руку и остановила машину. В машине она закрыла глаза и почувствовала, что безумно устала. Отпуск кончился, и завтра будет обычный рабочий день. И все войдет в свою колею – тетради, уроки, родительские собрания, педсоветы. Обычная жизнь. В которой вряд ли что-нибудь можно изменить. Да и нужно ли? Жизнь уже, считай, прошла. У каждого своя. Кто какую выбрал. Добровольно, между прочим. И к чему сетовать? К чему ворошить? Ничего не исправишь. "В общем, живем дальше", – вздохнула Анна Брониславовна. Посмотрела на часы – девять утра. Значит, магазины уже открылись и надо купить к обеду курицу или рыбу и еще овощей.

Она остановила машину у магазина, расплатилась с водителем и вышла на улицу. Небо неожиданно просветлело, и выглянуло неяркое прохладное солнце.

"В конце концов, у меня есть его телефон и адрес, – подумала Анна Брониславовна. – И писем еще никто не отменял. Да и в письме иногда проще сказать то, что невозможно сказать в глаза".

Она улыбнулась и пошла к дому. Обед на сегодня отменяется. Доедим то, что есть. Просто буду валяться на диване и читать книжку. Она поняла, что за эти дни очень и очень устала. Все-таки возраст, ничего не попишешь.

Да, именно так. Валяться и читать книжку. И ждать левушкиного звонка. Он же обязательно позвонит, чтобы рассказать, как долетел. И она обязательно скажет ему правду. Обязательно. Соберется с духом и скажет. Если хватит сил. Пусть он, Левушка, слабый. Но она-то сильная. А кто-то из двоих должен быть обязательно сильнее. Тот, кто берет на себя. Это она знала наверняка.

«Песнь. Псалом» – указывает на музыкально-вокальное исполнение «сынов Кореевых» , «учение Емана Езрахита» указывает на писателя Емана, левита из фамилии Кореев, современника Давида и начальника над хором. Называется он езрахитянином потому, что долгое время жил среди потомков Зары из колена Иудова. – "Учение" – это произведение представляет размышление по поводу переживаемых событий. «На Махалаф» – слово, за утратой его первоначального значения, оставлено без перевода. Предполагают, что этим словом начиналась какая-то народная песнь, а потому надписание указывает характер напева – по образцу песни, начинающейся этим словом.

Данный псалом – самый грустный, безотрадный в Псалтири по той степени скорби и тяжелого чувства, которые изображены здесь писателем. Трудно указать время и повод его написания. Так как писателем был Еман, современник Давида, преданный ему и разделявший с ним его жизненные злоключения, то можно думать, что он написан по поводу какого-то тяжелого бедствия, переживаемого Давидом, может быть – гонения от Авессалома, что и подтверждается содержанием псалма, где Давид изображается оставленным друзьями, им гнушались, он в бедствиях, из которых не видит выхода; все это согласно с положением Давида во времена восстания Авессалома. Псалом полон жалобы на безвыходность положения писателя, на близость гибели от врагов и на сознание своей полной беззащитности.

Услыши мою молитву, Господи, так как я покрыт скорбями и бедствиями, угрожавшими мне смертью (1–7). Ты изливаешь на меня свой гнев: удалил от меня моих друзей; истомил от ожидания Твоей помощи (8–10). Если я умру, то могу ли славить Тебя в шеоле? (11–13). Я постоянно взываю к Тебе, так как Твои бедствия сокрушили меня, я оставлен даже самыми близкими друзьями (14–19).

. Господи, Боже спасения моего! днем вопию и ночью пред Тобою:

«Днем вопию и ночью пред Тобою» – постоянно, неусыпно писатель взывал к Богу о помощи ввиду тяжелого и безвыходного своего положения.

. ибо душа моя насытилась бедствиями, и жизнь моя приблизилась к преисподней.

«Ибо душа моя насытилась бедствиями, и жизнь моя приблизилась к преисподней» – я полон страданий как духовных, так и телесных. Под «душевными» страданиями можно разуметь или внутреннее терзание Давида за свое преступление с Вирсавией, бывшее причиною неурядиц его семейной жизни в лице восставшего Авессалома, или, что вероятнее (так как писателем был Еман, непричастный этому греху), вообще душевное, угнетенное состояние от переживаемых им бедствий. Под «телесными» – внешние, физические бедствия Давида, прежде всего его болезнь.

. Я сравнялся с нисходящими в могилу; я стал, как человек без силы,

. между мертвыми брошенный, – как убитые, лежащие во гробе, о которых Ты уже не вспоминаешь и которые от руки Твоей отринуты.

«Я сравнялся с нисходящими в могилу» – я, по-видимому, должен разделить судьбу с теми, кто близок к смерти, шеолу. Я беспомощен «между мертвыми брошенный» – безнадежно покинутый, приговоренный к смерти. Я Тобою оставлен «как убитые, лежащие во гробе» , которых Ты оставил и не посещаешь Своей милостью. Пребывание и жизнь в шеоле есть по этому воззрению пребывание вне милости Бога, находящимся там Он не покровительствует и оставляет вне Своего попечения.

. Ты положил меня в ров преисподний, во мрак, в бездну.

. Отяготела на мне ярость Твоя, и всеми волнами Твоими Ты поразил [меня].

. Ты удалил от меня знакомых моих, сделал меня отвратительным для них; я заключен, и не могу выйти.

. Око мое истомилось от горести: весь день я взывал к Тебе, Господи, простирал к Тебе руки мои.

Ты, Господи, присудил меня к смерти, обильно наливаешь на меня свой гнев («ярость... и... волн ы») в многочисленных моих страданиях; сделался я одиноким, оставленным даже друзьями («удалил... знакомых» ). Сношения со мною они считают осквернением («сделал меня отвратительным для них» ), что, вероятно, указывает на какую-то тяжелую болезнь Давида, считавшуюся другими заразительной и гнусной, наподобие проказы.

Вероятно, это та же болезнь, о какой говорил Давид в 37 псалме (), почему можно считать псалом написанным в то же время, т. е. во время начавшегося восстания Авессалома. Я заключен в этих бедствиях и не вижу из них выхода. – «Око мое истомилось от горести» – глаза ослабели от бедствий, страданий или в смысле, что зрение физически притупилось от слез Давида о своем положении, или образно – в том, что его страдания так продолжительны, что его зрение притупилось от ожидания, высматривания помощи от Бога.

. Разве над мертвыми Ты сотворишь чудо? Разве мертвые встанут и будут славить Тебя?

. или во гробе будет возвещаема милость Твоя, и истина Твоя – в месте тления?

. разве во мраке позна́ют чудеса Твои, и в земле забвения – правду Твою?

Молитва писателя об освобождении от бедствий принимает здесь иной характер. Если человек умер, то он исчез безвозвратно для земного существования, ушел в тот мир, где Господь уже не творит чудес. Умершего не может исцелить врачебное искусство, чтобы он мог жить и прославлять Бога в шеоле («во мраке.., в земле забвения» – т. е. лишенной физического света и как бы забытой Богом) никто не может знать о совершаемых Богом чудесах и делах Его великого правосудия. Значит, умерший безвременно, не естественной смертью, как того опасается и для себя писатель псалма, не может осуществить цели назначения человека на земле – воспевать дела Господни и благоговейно чтить Его имя.

. Но я к Тебе, Господи, взываю, и рано утром молитва моя предваряет Тебя.

. Для чего, Господи, отреваешь душу мою, скрываешь лице Твое от меня?

Сознание того, что Господь не допустит человека умереть, не давши ему исполнить своего назначения, ободряет писателя и дает ему силы снова просить Бога о милости и спрашивать Бога – зачем Ты, Господи, «отреваешь душу мою» – зачем не исполняешь желаний моей души, моей молитвы о Твоей помощи?

. Я несчастен и истаеваю с юности; несу ужасы Твои и изнемогаю.

«Я несчастен и истаеваю с юности» – я с юности страдаю. Это можно понимать в отношении к Давиду в гонения от Саула, когда он был юношей. Эти бедствия не оставляют его и теперь, в переживаемые гонения от Авессалома. Указаниями на степень и глубину своих бедствий писатель и заканчивает псалом.

Этот псалом – четвертый в шестопсалмии. Ночной мрак напоминает ад, сон – смерть. Назначением этого псалма в утреннем богослужении, перед наступлением дня, напоминает человеку о необходимости усилий с его стороны избежать отвержения от Бога, что возможно только при помощи Бога и молитвы к Нему (5, 14), чтобы не подвергнуться вечной ночи, вечной гибели.

Мертвецы
Око мое истомилось от горести:

весь день я взывал к Тебе, Господи,

простирал к Тебе руки мои. Разве

над мертвыми Ты сотворишь чудо?

Разве мертвые встанут и будут

славить Тебя? или во гробе будет

возвещаема милость Твоя, и истина

Твоя - в месте тления? разве во мраке

познают чудеса Твои, и в земле

забвения - правду Твою?
Пс. (87:11-13)

I
- Квартиру, квартиру проси и денег, денег побольше.

Ума, ума, дурак, проси! Какая ж девка за тебя, безумного, выйдет? Кому ты, дурень такой, нужен?

Какая девка? Ты рожу-то его видела? Да с такой мордой на людях стыдно показаться, а ты про девок… Тут и дурнушка без приворота не засмотрится. Красоты, Егорка, проси, иначе пропадать тебе до конца дней без бабы вот таким как сейчас уродом.

Что ж ты горишь-то? Да разве ж рожа в мужике важна? По мне так в молодости всегда было: пусть и урод последний, но с характером. Двинет кулаком по столу, так что мебель в доме ходуном заходит, рявкнет, так, что стены содрогнуться, да как хватит меня по заднице, я вся и таю… Сила, Егор, это главное, без силы не будет тебе счастья.

Какая сила? Ты глянь – его же в телегу запрягать можно заместо кобылы. Сила… Да его головой стены бы ломать, был бы толк, ума все равно нету. Пусть на деле он и размазня хуже бабы, за деньги - любая пойдет. Пусть будет безобразен, слаб, глуп, но с деньгами. Так что не бойся, Егорка, и проси богатств побольше, чай, и нам от тебя перепадет.

Большой, грузный, неуклюжий, взъерошенный, тридцатилетний, в пузырящихся штанах и тряпичной куртке, похожий на застенчивого бегемота, он шагнул в храм, зацепившись рукавом за дверь. Пахло ладаном, талым воском, молитвой. Со стен смотрели на Егорку древние, красивые и строгие святые. Смотрели вкрадчиво и грустно, с тайной надеждой, будто хотели от него чего-то очень важного, но понимали, что перед ними всего лишь Егорка. Он съежился, согнулся, спрятал руки в рукава и глядел на святых, снизу вверх, выпученными, сумасшедшими глазами. Толстые, кривые губы были приоткрыты, из широких бычьих ноздрей доносилось испуганное сопение, огромная, уродливая голова судорожно поворачивалась, когда Егорка переводил взгляд.

Мать со старухой встали в дверях, опасливо шушукали, сбивчиво крестились, глядели на Егорку с любопытством, ненавистью и насмешкой. Они ждали чуда и было в этом ожидании что-то темное, потешное, русское. «Ой, бабоньки, повезло же вам, - нараспев протянула знакомая повитуха пару дней назад, - не ребенок у вас, а золотце, Божий дар». «Да ты что, Сцилла, с дубу рухнула? – удивились мать со старухой. – Тридцать лет этого изверга терпим, кормим, поим, одеваем, а он только мычит в ответ и ни слова благодарности. Только знай кровушку нашу сосет, кровопийца. Да его же из дому без присмотру не выпустишь – то конфету у дитя отнимет, то девку за живое хватит, то встанет посреди дороги и стоит дурень дурнеем, водители ему сигналят, а он им кулаком в ответ грозит…». «Ой и дуры вы, бабы, ой и дуры, - продолжала Сцилла, покачиваясь на стуле, - да вы поглядите, как он весь у вас светится, когда на солнышко смотрит. А когда с деревьев листочки обрывает или из лужицы пьет? Пусть умом он и небогат, но есть в нем Божия искорка, благостный огонечек внутри. Святой он у вас, вот что». «Э-э, ты, Сцилла, видно съела сегодня чего не того, - переглянулись мать со старухой, - Какой же он святой? Ты на рожу-то его посмотри. Гореть ему в аду веки вечные с такой рожей. А ты говоришь, святой…» «Ничего вы, бабоньки, не понимаете, - возразила Сцилла, - ничего. Разве ж святость в роже заключается? Святой человек он может быть и лицом, и телом мерзок, но зато душой красив. Вот, как ваш Егорка. Смотрю на него и не налюбуюсь: глазки безумны, движенья нескладны, с краешка рта слюна капает… Но сколько в этом всем света и смысла потаенного! Он у вас крещеный хоть?» «Крещеный», - немного подумав, решили мать со старухой. «Вот и славно! Ведите его, бабоньки, в церковь да поскорей, - сказала повитуха, - там ему место. А через него и вам благо будет. Он ведь человек Божий, ему на небесах почет и снисхождение. Чего у Господа Бога нашего Иисуса Христа не попросит, все исполниться. У него же каждое движение – молитва. Да вы только посмотрите!..» Они посмотрели, переглянулись, скривились, подумали и кивнули: чем не молитва?

Робким, заплетающимся шагом, с полуоткрытым ртом Егорка вышел в середину церкви и встал под самым куполом, разглядывая дивные, высокие своды. Из узких, узорчатых окон проникал в полутьму храма густой солнечный свет, плавно ложился на пыльные, мрачные фрески, делая их мягче, добрее, падал на лица, играл с позолотой иконостаса, высекая искры, придавал алтарю величие ночного небосвода. Редкие старушки, пришедшие помолиться в будничный день, разошлись по углам, точно боялись нарушить царящую гармонию, стояли, молчаливые, слабые, изредка крестились. Горели свечи, вяло потрескивая. Егорка сделал еще несколько шагов, взглянул на иконостас, зажмурился, сморщил лицо, выпятил нижнюю губу, забрался глубже в куртку, застыл.

Чего это он там удумал? – насторожилась старуха.

Мать пожала плечами.

Егорка приоткрыл глаз, покосился на икону Богородицы у окна, повернул голову, за ней туловище, уставился на Деву Марию так, словно та занесла над ним нож, замахал руками, будто гнал от себя кого-то, но вдруг выпрямился, вскинул голову, выпятил грудь, зашагал по направлению к иконе бодро и уверенно. Мать со старухой в ужасе следили за отпрыском. Подойдя почти вплотную к образу Егор остановился, тряхнул головой, уставился на прекрасный и худой лик Богородицы, оскалился в безобразной улыбке с редкими корягами желтых зубов.

Ой, мать, что сейчас будет-то, - протянула старуха.

Егор! – громко позвала мама.

Чирик! – отзывался сын, глядя на образ. – Чир-чирик!


Небольшое кладбище, обнесенное каменной оградой, пятиглавый храм с высокой, худенькой колокольней-красавицей, длинные, тянущиеся следом за колокольней сосны, березы, тесно прижавшиеся друг к другу могилки, ухоженные, заброшенные, малинник с крупными, кровавыми ягодами, сочные пучки земляники, иссиня-черные шарики смородины, изумрудные сабли гигантской осоки… Все здесь шептало о тихой и вечной жизни.

Егорка стал часто наведываться в это место. Приходил робкий, растерянный, садился на продолговатый желтый валун рядом с храмом, смотрел часами на золоченые капли куполов, озадаченно выпятив и без того выдающуюся нижнюю губу. Потом поднимался и брел в глубину кладбища, без особенного интереса разглядывал надгробия, кресты, останавливался рядом с пустыми, поросшими темным бурьяном могилами, осторожно, крадучись обходил по кругу, не сводя с них безумных глаз и вдруг срывался, запрыгивал на могильный холм, погружаясь по щиколотки в землю, выпрямлялся, разводил руки в стороны и стоял так подолгу, изображая крест.

Да гнать его в шею, этого кощунника, – цедили одни прихожане, но подойти к сумасшедшему исполину боялись.

Тише, нехристи, молчите, - шипели другие, - он же юродивый!

Будь он юродивый, могил бы не топтал и вид бы имел богообразный, как у батюшки нашего, - отвечали первые. – Вы на икону блаженного Сименона гляньте – в рясе, в бороде, глаза умные, лицо замученное, - все, как у людей! Сразу видно – святой человек, старец. А этот Егор ваш – что? Не человек, а черт рогатый!

Да где же это видано, чтобы юродивый в рясе ходил? Или, чтоб вел себя как человек обычный? На то он и юродивый, чтобы безумным притворяться, нам с вами наши грехи показывая и пороки наши обличая. Вон взгляните на него – стоит, в носу ковыряет. Вы думаете – безумен он? Ан нет. Это он вам говорит, грешники, мол, уподобьтесь дитю чистому и непорочному…

Кладбищенские вороны, мрачные, тяжелые птицы, облепившие тонкие ветви берез, кресты и надгробия, недовольно глазели на Егорку, когда тот брел между могил.

У-у… - грозил Егорка и тянулся кулаком к птицам.

Кар, - отвечали вороны.

У-у-у-у! - выходил из себя Егорка.

Кар, кар, кар, - дразнились вороны.

Егор подбирал несколько камешков и швырял в птиц. Вороны хлопали крыльями, точно аплодируя, и насмешливо глядели на него черными жемчужинами глаз. Видя это, Егор срывал с себя куртку и бежал к воронам. Птицы настораживались. Вращая курткой так, будто это была палица, Егорка подбегал к надгробиям и в несколько взмахов прогонял оттуда ворон, подпрыгивая, бил по ветвям, лупил по крестам с размаху, пугая оставшихся птиц. Вороны взлетали, рассерженно каркая, садились на крышу и купола храма, подбирали крылья, расправляли грудь, сидели так, надменные, гордые, с презрением глядя на узурпатора. Егорка победно плевал в сторону птиц и важно прохаживался по захваченным землям.

Да вы посмотрите, он же на церковь харкает, еретик! – возмущались одни прихожане.

И то верно, харкает, - соглашались другие, - видать не все хорошо в нашей церкви…

Это что же в ней может быть нехорошего? – спрашивали первые.

А то вы, будто бы, про батюшку нашего не знаете? – переходили на шепот вторые.

Знать ничего про батюшку нашего не знаем, - обманывали первые.

А то, как он пьяный намедни с полуголой девицей в обнимку по улицам слонялся, вы разве не видели?

Видели, - краснели первые, - ну так что с того? Мужчина он видный, холостой… Да и девица недурна была – кто тут устоит?

А то, как он на пасхальной литургии «вечное лето» затянул, вы что, не помните?

Помним, все помним. И все прощаем: с кем не случается?

И даже то вы прощаете, что, как-то пришедши во храм в хмельном угаре и выпив весь церковный кагор, он разбавленным самогоном народ причащал?

И это прощаем. Ничто не должно мешать свершению святого причастия. Да и самогон, надо сказать, был на уровне… Очень даже на уровне… Тише! Батюшка идет.

Пс. 87 Этот псалом является, пожалуй, самым трагичным из всех плачей Псалтири. Однако он лишен ощущения пессимизма и обреченности, поскольку начинается словами: "Боже спасения моего!" (ст. 2).

87:2 Боже спасения моего! Даже пребывая в глубочайшем отчаянии, псалмопевец не перестает сознавать, что Бог - его надежда и спасение.

днем... и ночью. Иными словами, непрестанно.

87:4 жизнь моя приблизилась к преисподней. В данном случае неясно, какие именно бедствия преследуют псалмопевца. Однако очевидно, что слова эти были бы наиболее уместны в устах человека, стоящего перед лицом близкой смерти.

87:6 между мертвыми брошенный. Псалмопевец пребывает в состоянии крайнего одиночества, возможно, вызванного ощущением оставленности Богом.

которые от руки Твоей отринуты. Т.е. оставлены Богом. Следует помнить, что первоначально Господь не открыл людям всей полноты истины, особенно в отношении того, что касается посмертной судьбы человека. Тогда как в некоторых псалмах находит отражение упование на вечную жизнь, создатели других, в том числе и Пс. 87, явно лишены этого понимания.

87:8 ярость Твоя. Псалмопевец уверен, что его состояние - следствие Божиего гнева, который он сам на себя навлек, и его в первую очередь заботят причины Божией немилости.

87:9 сделал меня отвратительным. Страдания псалмопевца сходны с испытаниями, выпавшими на долю Иова.

87:10 простирал к Тебе руки мои. Простертые к небу руки - обычная для ветхозаветных времен молитвенная поза.

87:11 Разве над мертвыми Ты сотворишь чудо? См. ком. к Пс. 29,10.

87:15 отреваешь душу мою. Т.е. "отнимаешь душу".

87:18 как вода. См. ком. к Пс. 17,5; 68,2.

87:19 Ты удалил от меня друга и искреннего. Ближайшие друзья псалмопевца оставили его, как бы следуя Самому Богу (ст. 9). Данный псалом, один из немногих, завершается на скорбной ноте (см. Введение: Характерные особенности и темы).

Содержание главы 6. Мощи святых угодников Божиих

Глава 6. Мощи святых угодников Божиих

Понятие о святых мощах

Святыми мощами называются честные останки св. угодников Божиих, будут ли то более или менее целые тела их или одни кости . Одно нетление тел без чудотворений Церковь православная не признавала и не признает за доказательство святости усопших , а главнейшим признаком святости и прославления их на небе считает чудеса, которые совершаются при их гробах или от их мощей. Мощи святых, если они нетленны, составляют чудо, но лишь дополнительное к тем чудесам, которые творятся через посредство их.

***

Нетленные и чудотворные мощи святого преподобного Александра Свирского, за свою святость сподобившегося явления Бога, и почившего в 1533 году

О жизни этого подвижника, о чудесах от его мощей Вы можете прочитать на сайте Свято-Троицкого Александра Свирского мужского монастыря - www.svirskoe.ru

***

Учение православной Церкви о почитании мощей

"Господь наш Иисус Христос даровал нам мощи святых, как спасительные источники, многообразно изливающие благодеяния на немощных. Итак, дерзнувшие отвергать... мощи мучеников, о которых знали, что они подлинные и истинные, - если это епископы или клирики, - да низложатся; а если иноки и миряне, да лишатся приобщения" (Постановление VІІ всел. соб.) .

Сохранение останков святых в нетлении и совершение при посредстве их чудес служит для Церкви православной основанием и побуждением к чествованию мощей святых угодников и вместе с тем уверением, что такое чествование есть дело богоугодное. Это чествование выражается в установлении праздников в дни обретения и перенесения святых мощей, в благоговейном хранении их, в поставлении их в святых храмах, в сооружении гробниц, в возжигании пред ними свечей и лампад, каждении фимиамом, лобзании и поклонении.

Свидетельства Писания о святых мощах

Святого Ефрема Сирина: "по смерти мученики действуют, как живые: исцеляют больных, изгоняют бесов и силою Господа отражают всякое лукавое влияние их мучительского владычества. Ибо святым мощам всегда присуща чудодействующая благодать Святого Духа. Поелику мученики мужественно, с великим терпением исповедали Христа пред человеками, то и Он провозгласил их пред Отцом и ангелами Своими и обетовал им блага (1 Кор. 2:9). Они (христиане) поют псалмы, и, радуясь, славословят Бога, увенчавшего главы вашего мужества, в великой радости окружают святые останки вашего страдальчества, желая принять благословение и взять с собою врачевства для души и тела" .

Святого Василия Великого: "честное тело мученицы Иулитты, почивая в прекраснейшем предместье города, освящает место, освящает и сходящихся на оное. Земля же, благословенная пришествием блаженной, из недр своих источает самого приятного вкуса воду... Вода сия служит предохранительным средством для здоровых... подает облегчение больным; потому что, какую благодать явил Елисей иерихонянам (4 Цар. 2:19-20), такую же и нам явила мученица; соленость, вообще, свойственную водам сего места, переменив благословением в ощущение сладкое и мягкое, и всем приятное" .

Святого Григория Богослова: "они (святые мученики) прославляются великими почестями и празднествами, они прогоняют демонов, врачуют болезни, являются, прорекают; самые тела их, когда к ним прикасаются и чтут их, столько же действуют, как святые души их; даже капли крови и все, что носит на себе следы их страданий, так же действительны, как их тела" .

Святого Иоанна Златоуста: "не на то гляди, что лежит пред тобою нагое тело мученика (святого Вавилы), лишенное душевной деятельности, а рассмотри то, что в нем присутствует иная, высшая самой души сила, благодать Святого Духа, которая через свои чудотворения всем говорит в защиту воскресения... Итак, не сегодня только, но и каждый день будем приходить к нему (ко гробу святого Игнатия Богоносца) для получения от него духовных плодов. Может, поистине может приходящий сюда с верою получить великие блага, потому что не только тела, но и самые гробницы святых исполнены духовной благодати. Если при Елисее случилось, что мертвый, прикоснувшись только к гробнице его, расторг узы смерти и снова возвратился к жизни, то гораздо более ныне, когда благодать обильнее, когда действие Духа сильнее, прикасающийся к этой гробнице с верою может получить от нее великую силу. Поэтому Бог и оставил нам мощи святых, желая привести нас к одинаковой с ними ревности и дать нам надежное прибежище и утешение в бедствиях, постоянно постигающих нас . Подлинно после силы слова второе место занимают гробы святых в деле возбуждения взирающих на них душ к такой же ревности; и когда кто предстанет где-нибудь пред такой гробницей, он тотчас начинает ясно чувствовать ее действие. Вид гробницы, проникая в душу, и поражает ее и возбуждает и приводит в такое состояние, как будто сам лежащий стоит пред нами, и мы видим его; и таким образом человек, испытывающий это, исполняется великой ревности и уходит отсюда, сделавшись иным человеком... Поэтому Бог и оставил нам мощи святых. Α что я теперь, вовсе не хвастая, говорю это, то сделал это для нашей пользы, в этом достаточно удостоверяют как чудеса, каждодневно совершаемые мучениками, так и множество стекающихся к ним людей; не менее же того и доблестные дела этого блаженного (Вавилы), совершенные по смерти" .

Святого Исидора Пелусиота: "если соблазняет тебя, что ради любви мучеников к Богу и за их постоянство чествуется нами прах мученических тел, то спроси тех, которые получили от них исцеление и дознайся, в каких страданиях подают они врачевания. Тогда не только не будешь смеяться над тем, что делается, но, конечно, и сам поревнуешь исполняемому" .

Опровержение возражений

Сектанты говорят:

В приведенном месте нет речи о святых мощах. Господь через пророка предсказывает, что вавилоняне при своем нашествии в Иудею не только жителей убьют (Иер 7:30-34), но выбросят из гробниц кости царей, князей, священников, пророков (ложных) и всех, кто оскорблял Бога идолопоклонством. Неприятели оставят кости их брошенными на открытой поверхности земли под солнцем, луной и др. светилами небесными, как пред взором тех богов, коим служили эти умершие, так и для того, чтобы все видели ничтожество и позор идолопоклонников и совершенное бессилие и беспомощность их богов. "Предсказывает, что вавилоняне в нашествие свое не только живых предадут закланию," - замечает блаженный Феодорит, - "но поругаются над давно умершими священниками и царями, раскопав гробы, оставят кости непогребенными и будут они лежать против солнца, луны и звезд. Кому служение возлюбили они, от тех не получат помощи".

2) Нетленных останков не может быть, так как Бог сказал Адаму: "прах ты и в прах возвратишься" (Быт. 3:19); праведный Давид, подобно другим людям, увидел тление (Деян. 13:36).

Праведный Енох не видел смерти (и тления), "потому что Бог переселил его" (Евр. 11:5; ср. Быт. 5:24); пророк Илия "не возвратился в прах," так как был взят живым на небо (4 Цар. 2:11). Бог по Своему изволению для блага живущих сохранял и сохраняет останки некоторых праведников (ср. Мф. 27:52; 4 Цар. 13:21), ибо Ему "все возможно" (Мф. 19:26). Почему Он останки не всех праведников хранит в нетлении? Но "кто познал ум Господень?" (Рим. 11:34). Сектанты, отрицая нетление святых мощей, произносят хулу на Святого Духа (Мф. 12:32).

3) Богу не угодно почитание святых мощей, посему Он скрыл тело Моисея и самое место погребения (Втор 34:5-б ).

Не потому Бог скрыл место погребения Моисея, что почитание святых мощей Ему не угодно, а потому, что народ еврейский был склонен к идолопоклонству и мог останки Моисея обоготворить. Чудеса, проистекающие от святых мощей, чествуемых православною Церковью, ясно свидетельствуют о богоугодности почитания останков святых угодников. Над сектантами сбывается слово Божие: "слухом услышите и не уразумеете; и глазами смотреть будете, и не увидите: ибо огрубело сердце людей сих" (Мф. 13:13-14; Исайи 6:9-10). "Без сомнения сему великому пророку (Моисею)," - говорит блаженный Феодорит, - "не дозволил Владыка ввести народ в обетованную землю, чтобы Израильтяне не стали поклоняться ему, как Богу; потому что обоготворявшие неодушевленные вещи и изображение тельца наименовавшие богом, очевидно, тем более воздали бы, как Богу, поклонение тому, кто был для них служителем многих благ. Посему то премудро правящий нами Бог и гроб Моисеев соделал неизвестным" .

4) Хотя и было чудо от костей пророка Елисея, но не видно из Писания, чтобы их почитали евреи, как теперь православные почитают святые мощи.

В ветхозаветное время, когда мир не был еще искуплен (Гал 4:4-5; Рим. 3:24-25), праведники не сподобились прославления (Евр. 11:39-40), почему не могло быть религиозного чествования останков их, какое установлено православною Церковью. Как свидетельствует Священное Писание, евреи почитали останки праведников хранением их и сооружением над ними памятников и гробниц (ср. Быт. 35:20; Исх. 13:19; 4 Цар. 23:17-18; Мф. 23:29).

5) Устройство и украшение гробниц для святых мощей Господь осудил (Μф. 23:29).

Господь осудил книжников и фарисеев не за устройство и украшение гробниц пророков и праведников, а за то, что они делали это из тщеславия и лицемерно, осуждая своих отцов за убийство (стих 30), в то время как сами превосходили их в беззакониях (ст. 34). "Господь возвещает им горе не за то," - объясняет блаженный Феофилакт, - "что они созидают гробы для пророков (это дело богоугодное), но за то, что, делая это лицемерно и осуждая отцов своих, они поступали хуже их, превосходили их нечестием и, очевидно, лгали, когда говорили: если бы мы жили во дни отцов наших, то не убили бы пророков; ибо они хотели убить Самого Господа пророков".

6) Прикосновение к умершим есть осквернение (Лев. 21:11; Чис 19:11).

Таково было ветхозаветное установление. В новозаветное время тело человека, облагодатствованное в таинствах, сподобляется быть храмом Святого Духа (1 Кор. 3:16; 6:19). Останкам святых человеков присуща благодать Божия. Почитание святых мощей и есть почитание присущей и действующей через них силы Божией. О каком осквернении здесь может быть речь? "Что Бог очистил, того ты не почитай нечистым" (Деян. 10:15).

7) Нетленных останков не может быть: "тление не наследует нетления" (1 Кор. 15:50 ).

Апостол не о мощах говорит, а об изменении при воскресении мертвых силою Божией тел земных, тленных, смертных на тела нетленные, бессмертные (стих 52-54). "Тление (тело смертное, тленное) не наследует нетления," а должно измениться. Святые мощи прежде общего воскресения процветают начатками нетления, но и они при "последней трубе" изменятся в тела духовные, бессмертные. "В будущем веке," - говорит блаженный Феофилакт, - "будет наслаждаться Царством не нынешнее тело, состоящее из плоти и крови. Ибо там нет пищи и питья, которыми питается нынешнее тело… Посему необходимо нашему телу сделаться духовным и нетленным" . - "Плотью и кровью называет," - объясняет блаженный Феодорит, - "природу смертную. Α ей, будучи еще смертною, невозможно улучить Небесного Царства. Сие то и присовокупил апостол: и тление не наследует нетления. Но ясно, что, сделавшись нетленною, насладится обетованных благ" .

8) Чудес от мощей не может быть: "разве над мертвыми Ты сотворишь чудо?" (Пс. 87:11-13 ).

Из приведенного текста только сектанты способны делать такой вывод. О всемогуществе Божием псалмопевец ясно учит: "Бог наш - на небесах и на земле; творит все, что хочет" (113:11). "Господь творит все, что хочет, на небесах и на земле, на морях и во всех безднах.".. (134:6-10). "Кто Бог так великий, как Бог наш! Ты - Бог, творящий чудеса" (Пс. 76:14-15 и др.).

Какой же истинный смысл разбираемого места? "Разве над мертвыми Ты сотворишь чудо?" Т.е. если я умру, то Ты не сотворишь надо мной чуда, не воскресишь меня. "Разве мертвые встанут и будут славить Тебя?" - нет! Так и я, если умру, то не восстану, чтобы славить Тебя. "Или во гробе будет возвещаема милость Твоя, и истина Твоя - в месте тления?" Если я сойду во гроб - в место тления, то уже не буду возвещать о милости Твоей и истине Твоей. "Разве во мраке познают чудеса Твои, и в земле забвения - правду Твою?" Во мраке могилы не знают о чудесах Твоих и находящиеся в стране мертвых, преданных забвению, не познают оправдания Твоего, они уже от руки Твоей отринуты (стих 6) . "Пока еще я жив, говорит пророк, покажи чудо Твое," - объясняет блаженный Феодорит, - "потому что, когда умру, не увижу его... Мертвецам, разрешившимся в прах, пребывающим во гробе смерти и преданным забвению, возможно ли ощущать Твое человеколюбие и быть зрителями чудес Твоих". Неужели сектанты не знают о чуде воскрешения мертвого через прикосновение к костям пророка Елисея? (4 Цар. 13:21).

Пророк Исаия, упомянув (стих 18), что Бог дал уже народу иудейскому "указания и предзнаменования" будущих событий, говорит (стих 19): не к чему поэтому обращаться к разного рода гадателям ("вызывателям умерших и к чародеям, к шептунам и чревовещателям") за предсказаниями о будущем. Где же здесь запрещение почитать останки святых угодников?

10) Останки мученика Стефана погребли, а не выставляли для почитания (Деян. 8:2).

Так в православной Церкви и поступают предавая земле всякого умершего, как бы он ни был праведен. Мощи износятся для поклонения впоследствии, если Господу угодно бывает прославить их чудесами, как это и было со святыми мощами Стефана, обретенными в 415 г.

Дмитрий Владыков , протоиерей

Использованная литература и примечания

В 1472 г. в Москве по случаю перестройки Успенского собора открывали гробы митрополитов для осмотра их тел, и о результате осмотра пишется в одной летописи: "Иону цела суща обретоша, Фотия же цела суша не всего, едины ноги толико в теле, а Кипреана всего истлевша, едины мощи," совершенно ясно, что""едины мощи" значит: одни кости. В 1667 г. открыты были мощи преп. Нила Столбенского, и о них было доносимо: "гроб и тело его (Нила) святое земли предадеся, а мощи святые его целы все; ясно, что слова: "а мощи целы все" значат: "а кости целы все". Голубинский Е. проф. История канонизации святых в русск. Церкви. 1903 г., стр. 298.

"Если бы это было так," - пишет проф. Ε. Голубинский, - "то все усопшие, тела которых оказались нетленными, были бы причислены к лику святых. Однако этого нет. Из усопших, тела которых оказались нетленными, но которые не были прославлены чудотворными, остаются не причтенными к лику святых, можно указать на митроп. Тобол. Павла Конюскевича (+1770 г.), нетленное тело которого почивает открыто в Киевской Лавре, и на княжну Слуцкую Софию Юрьевну (+1617 г.), нетленные мощи которой почивают в Слуцком (Минск. губ). Троицком монастыре. В Авг. мес. 1419т., по случаю перенесения в новопостроенный Успенский собор (в Москве), обретено было нетленным тело митроп. Филиппа, скончавшегося 6 лет и 5 мес. тому назад; в продолжение двенадцати дней тело не было погребаемо, очевидно, в ожидании не последует ли от него чудотворений; но чудотворений не было, и оно, несмотря на нетление, спустя двенадцать дней предано было погребению". История канон. св. в рус. Церкви. 1903 г., стр. 301-302.

Никитский С. Вера Правосл. Восточ. Грско-Российск. Церкви, по её символическ. кннг. Тетрадь 1-я. 1889 г., стр. 84.

Церков. История. Кн. 4, глав. 15. 1858 г., стр. 198.

Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его.

Творения. Часть 2. 44 похвал. слов. славн. мученик. 1908 г., стр. 330.

Творения. Часть 3. 102 похвал. слов. мучникам. 1897 г., стр. 233).

И сказали жители того города Елисею: вот, положение этого города хорошо, как видит господин мой; но вода нехороша и земля бесплодна. И сказал он: дайте мне новую чашу и положите туда соли. И дали ему.

Творения. Часть 4. 5 Бес. на память муч. Иулитты. 1901 г., стр. 61; ср. 189 письмо к Амвросию, еп. Медиолан. Там же, стр. 34 – 36.

Творения. Часть 1. Слово первое обличительное на царя Юлиана. 1889 г., стр. 101; ср. Часть 2. 24 слово в похвалу св. священ. Киприану, стр. 213 – 214.

Творения. Том. 2. О св. священномученике Вавиле. 1899 г., стр. 569.

Творения. Том. 2. Похвала св. священномученику Игнатию Богоносцу; пунк. 5, стр. 641-642.

Творения. Том. 2. Слово о блаж. Вавиле, а также против Юлиана, и к язычн., пунк. 11-12, стр. 593-594.

Творения. Том. 1. 55 письмо светлейшему иераксу о чудодейственности мученических мощей. 1859 г., стр. 38.

В то время, говорит Господь, выбросят кости царей Иуды, и кости князей его, и кости священников, и кости пророков, и кости жителей Иерусалима из гробов их; и раскидают их пред солнцем и луною и пред всем воинством небесным, которых они любили и которым служили и в след которых ходили, которых искали и которым поклонялись; не уберут их и не похоронят: они будут навозом на земле.

Ибо сыновья Иуды делают злое пред очами Моими, говорит Господь; поставили мерзости свои в доме, над которым наречено имя Мое, чтобы осквернить его; и устроили высоты Тофета в долине сыновей Енномовых, чтобы сожигать сыновей своих и дочерей своих в огне, чего Я не повелевал и что Мне на сердце не приходило. За то вот, приходят дни, говорит Господь, когда не будут более называть место сие Тофетом и долиною сыновей Енномовых, но долиною убийства, и в Тофете будут хоронить по недостатку места. И будут трупы народа сего пищею птицам небесным и зверям земным, и некому будет отгонять их. И прекращу в городах Иудеи и на улицах Иерусалима голос торжества и голос веселия, голос жениха и голос невесты; потому что земля эта будет пустынею.

Творения. Часть 6. Толков, на пророчество божествен. Иер 1859 г., стр. 149.

В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься.

Давид, в свое время послужив изволению Божию, почил и приложился к отцам своим, и увидел тление;

Верою Енох переселен был так, что не видел смерти; и не стало его, потому что Бог переселил его. Ибо прежде переселения своего получил он свидетельство, что угодил Богу.

И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его.

Когда они шли и дорогою разговаривали, вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на небо.

И гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли.

И было, что, когда погребали одного человека, то, увидев это полчище, погребавшие бросили того человека в гроб Елисеев; и он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои.

А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же всё возможно.

Если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем.

И умер там Моисей, раб Господень, в земле Моавитской, по слову Господню; и погребен на долине в земле Моавитской против Беф-Фегора, и никто не знает места погребения его даже до сего дня.

И сказал Он: пойди и скажи этому народу: слухом услышите - и не уразумеете, и очами смотреть будете - и не увидите. Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их.

Творения.Часть 1. Толков. на кн. Второз., ответ на 43 вопр. 1905 г., стр. 224-225.

Но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего [Единородного], Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.

Получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе, которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде.

И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного, потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства.

Иаков поставил над гробом ее памятник. Это надгробный памятник Рахили до сего дня.

И взял Моисей с собою кости Иосифа, ибо [Иосиф] клятвою заклял сынов Израилевых, сказав: посетит вас Бог, и вы с собою вынесите кости мои отсюда.

И сказал Иосия: что это за памятник, который я вижу? И сказали ему жители города: это могила человека Божия, который приходил из Иудеи и провозгласил о том, что ты делаешь над жертвенником Вефильским. И сказал он: оставьте его в покое, никто не трогай костей его. И сохранили кости его и кости пророка, который приходил из Самарии.

Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников.

И говорите: если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в пролитии крови пророков.

Посему, вот, Я посылаю к вам пророков, и мудрых, и книжников; и вы иных убьете и распнете, а иных будете бить в синагогах ваших и гнать из города в город;

Благовестник. Часть 1. Еванг. от Мф. 1907 г., стр. 283.

И ни к какому умершему не должен он приступать: даже прикосновением к умершему отцу своему и матери своей он не должен осквернять себя.

Кто прикоснется к мертвому телу какого-либо человека, нечист будет семь дней.

Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?

Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?

Но то скажу вам, братия, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления.

Вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие. Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою.

Вот я и дети, которых дал мне Господь, как указания и предзнаменования в Израиле от Господа Саваофа, живущего на горе Сионе.

Стефана же погребли мужи благоговейные, и сделали великий плач по нем.

Похожие статьи

© 2024 bol-zoo.ru. Стоп Вредитель.