Рассмотрим каждый из видов отдельно. Структура фронтальных логопедических занятий План конспект фронтальных занятий логопеда для школьников

Весть комплекс логопедических занятий для детей должен быть нацелен на развитие коммуникативных способностей ребёнка. Все усвоенные им языковые системы должны обязательно включаться в общение. Особенно важно научить детей применять отработанные речевые умения в других ситуациях и творчески использовать полученные на занятиях навыки в разнообразных видах деятельности.

Оптимальное количество детей на фронтальном занятии - 6-8 человек, дети одного возраста с одинаковым типом нарушения, поскольку логопедическая работа строится с учётом дефекта и возраста ребёнка.

Фронтальные занятия проводятся со всеми детьми группы. Они одновременно выполняют одну работу, одинаковую для всех. Индивидуальные и подгрупповые занятия являются некой подготовкой к фронтальным занятиям. Именно поэтому лексический материал должен состоять из изучаемых и правильно произносимых всеми детьми звуков.

Фронтальные занятия в логопедических группах проходят в несколько этапов, которые тесно связаны между собой и взаимообусловлены. На первом этапе закрепляется правильное произношение изучаемого звука. Лексический материал, используемый на данном этапе должен быть разнообразным, насыщенным изучаемым звуком. Однако не должны использоваться дефектные и смешиваемые звуки.

На втором этапе происходит дифференциация звуков, как на слух, так и в произношении. Ход овладения произношением должен основываться на активной познавательной работе по наблюдению за звуками речи, словами и т.д.

Эти 2 этапа должны идти параллельно друг другу, так как верное воссоздание структуры слов зависит от того, насколько правильно ребёнок воспринимает и произносит звуки, которые имеются в его речи.

Структура фронтальных занятий по автоматизации произношения и дифференциации звуков включает обязательные элементы:

1) оргмомент;

2) сообщение темы занятия;

3) характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам;

4) произношение изучаемых звуков в слогах и слоговых сочетаниях;

5) произношение звуков в словах;

6) физминутка;

7) работа над предложением;

8) произношение звука в связной речи;

9) обучение элементам грамоты;

10) итог занятия.

Кроме обязательных элементов вводятся дополнительные: задания на развитие функции языкового анализа и синтеза; подготовка к обучению грамоте; лексико-грамматические задания;

имитация движений и действий, происходящих по ходу развития сюжета; творческие задания; словотворчество; игры и упражнения на развитие познавательных процессов; стихи, диалоги и др. Количество, тип и характер дополнительных элементов определяются задачами каждого конкретного занятия. Их введение, кроме того, обусловлено не только темой занятия, но и характером персонажей, используемых в занятии. Они дополняют содержание занятия и направлены на всестороннее и гармоничное развитие ребенка. Физпаузы, например, в которых происходит взаимодействие речи и движений, помогают снять напряжение и переключиться при необходимости на следующее задание.



1. Первый этап занятия - организационный. Его цель - введение в тему занятия, создание положительного настроя на учение, пробуждение интереса к познанию новых звуков, а так-же коррекция психофизических функций. Основная же задача логопеда - включить детей в работу с первых минут занятия. Оргмоменты проводятся в разных вариантах, но в любом случае полезно включать релаксационные, мимические и имитирующие упражнения.

2. Сообщение темы занятия. Задания, предлагаемые в этой части, позволяют плавно и незаметно перейти к теме занятия. Перед детьми обычно выставляют игрушки, плоскостные фигурки или изображения персонажей - участников занятия.

Дети знакомятся с ними, выделяют изучаемые звуки и названия персонажей.

Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам. На данном этапе реализуются следующие задачи:

Уточняется артикуляция - положение губ, языка и зубов при произношении изучаемого звука;

Показывается «профиль» звука на рисунке;

Уточняются акустические признаки звуков: «спит» или «не спит» голосок (глухие или звонкие); поется или не поется звук (гласные или согласные);

Находится образное сравнение звука (звукр - рычание тигра, звук ш - шелестящая листва, звук л" - весенняя капель);



Звуки обозначаются цветовыми символами;

Определяется их место в Звуко-буквенном городе (в Синем, Красном или Зеленом замке они будут жить).

3. Произношение изучаемых звуков в словах и слоговых сочетаниях. Основной задачей является развитие слухоречевой памяти и фонематического восприятия, мимики и просодических компонентов речи (ритма, ударения и интонации). Произношение слоговых рядов обычно сочетается с развитием интонационной выразительности речи и мимики.

4. Произношение звуков в словах. На этом этапе занятий решаются следующие задачи:

Развитие фонематического восприятия и фонематических представлений;

Уточнение и расширение лексического запаса;

Развитие слухового внимания и зрительной памяти;

овладение простыми и сложными видами звуко-слогового анализа и синтеза.


Введение
В настоящее время все больше детей нуждаются в коррекции нарушений речи. Открываются логопедические центры и пункты, логопедические группы в ДОУ. Логопеды, воспитатели этих групп, испытывают определенные трудности в отборе речевого и игрового материала, применении методов и приемов работы на занятиях.
Разработанные конспекты представляют собой систему специальных логопедических занятий, позволяющих наряду с коррекцией различных речевых нарушений развивать и совершенствовать психические процессы детей.
Содержание конспектов соответствует требованиям программы коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи (ОНР) 2-3-го уровня.
Все занятия были опробованы в старших и подготовительных к школе группах ДОУ.
Для детей со 2-м уровнем ОНР некоторые этапы занятий, несомненно, окажутся сложными. В этом случае рекомендуется логопеду предъявлять задания к таким детям в облегченном варианте, особенно на первых этапах обучения, подбирать для них индивидуальные виды работы, применять приемы, позволяющие выполнить задание после более подготовленных детей.
В результате проделанной работы сделан вывод, что основная часть наработанного материала удачно сочетает в себе требования программы, игровые упражнения, специальные задания способствуют развитию всех сторон речи и психических процессов детей дошкольного возраста.
Опираясь на данное пособие, логопедам будет легче определить задачи того или иного этапа занятия, распределить нагрузку на различные виды анализаторов детей, обеспечить смену видов деятельности, учесть индивидуальные особенности и уровень готовности к освоению материала конкретной группы детей.
Некоторые упражнения и игры даны в нескольких вариантах, что позволит педагогу сделать выбор.
Вместе с пожеланием успешной работы хотелось бы подчеркнуть, что представленные конспекты логопедических занятий не являются чем-то стандартизованным. Это всего лишь основа, которую каждый логопед может применить как вариант в своей работе, обогащая ее своим опытом, индивидуальностью, творчеством.

Фронтальные логопедические занятия
Логопедические занятия в специализированном детском саду являются основной формой коррекционного обучения, на которых осуществляется развитие всех компонентов речи и подготовка к школе. Фронтальные занятия проводятся на протяжении всего времени обучения в определенной системе, по единому для всех детей плану с учетом индивидуальных особенностей. На них присутствуют все дети без исключения. К работе на фронтальных занятиях дети готовятся на индивидуальных и групповых.
Логопедические занятия, в зависимости от конкретных задач и этапов коррекции речи, подразделяются на следующие типы:
1. Занятия по формированию лексико- грамматических средств языка:
- по формированию словарного запаса;
- по формированию грамматического строя речи.
Основными задачами этих занятий являются развитие понимания речи, уточнение и расширение словарного запаса, формирование обобщающих понятий, практических навыков словообразования и словоизменения, умение употреблять простые распространенные предложения и некоторые виды синтаксических структур.
2. Занятия по формированию звуковой стороны речи.
Основными задачами их являются формирование правильного произношения звуков, развитие фонематического слуха и восприятия, навыков произнесения слов различной звуко-слоговой структуры; контроль за внятностью и выразительностью речи, подготовка к усвоению элементарных навыков звукового анализа и синтеза.
3. Занятия по развитию связной речи.
Основная задача - обучение детей самостоятельному высказыванию. На основе сформированных навыков использования различных типов предложений у детей вырабатывается умение передавать впечатление об увиденном, о событиях окружающей действительности, в логической последовательности излагать содержание картин или их серий, составлять рассказ-описание.
Весь процесс коррекционного обучения имеет четкую коммуникативную направленность. Усваиваемые элементы языковой системы должны включаться в непосредственное общение. Важно научить детей применять отработанные речевые операции в аналогичных или новых ситуациях, творчески использовать полученные навыки в различных видах деятельности. Логопедические занятия строятся с учетом, как общей дошкольной педагогики, так и специальной.

Логопед определяет:
- тему и цель занятий;
- предметный и глагольный словарь, словарь признаков, который дети должны усвоить в активной речи;
- отработать лексический и грамматический материал с учетом темы и цели занятия, этапа коррекционного обучения;
- обозначить основные этапы занятия, показав их взаимосвязь, сформулировать цель каждого этапа;
- подчеркнуть наличие обучающего момента и последовательность закрепления нового материала;
- обеспечить постепенную смену видов речевых и речемыслительных заданий;
- включить в занятие разнообразные игровые и дидактические упражнения с элементами соревнования;
- при отборе материала учитывать зону ближайшего развития дошкольника;
- предусмотреть приемы, обеспечивающие вовлечение детей в активную речевую и познавательную деятельность;
- включить регулярное повторение усвоенного речевого материала.

1-й период коррекционного обучения
(сентябрь, октябрь, ноябрь)
Фронтальные занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи проводятся 2 раза в неделю.

- развитие понимания устной речи;
- умение вслушиваться в обращенную речь;
- выделять название предметов, действий, признаков;
- понимание обобщающего значения слов;
- подготовка к овладению диалогической формой общения;
- практическое усвоение некоторых форм словообразования - с использованием существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами и глаголов с разными приставками;
- усвоение притяжательных местоимений «мой-моя»;
- практическое употребление существительных в винительном, дательном и творительном падежах;
- овладение навыками составления простых предложений по вопросам, демонстрации действий по картинке, моделям;
- усвоение навыка составления короткого рассказа.
В первом периоде проводится 13-14 занятий по формированию речевых средств и 6-7 - на развитие первоначальных навыков связной речи.

2-й период коррекционного обучения
(декабрь, январь, февраль, март)
Фронтальные занятия по формированию лексико-грамматических средств языка проводятся 3 раза в неделю. Примерно 14 занятий по формированию словаря и грамматического строя и 12 - по развитию связной речи.
Содержание коррекционного обучения:
- уточнение представлений детей об основных цветах и их оттенках;
- практическое образование относительных прилагательных с различными значениями соотнесенности;
- различение и выделение названий признаков по вопросам: какой–какая–какое;
- усвоение навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже;
- употребление предлогов: в–на–из–под.
Связная речь:
- совершенствование навыка ведения диалога;
- сравнение предметов с выделением сходных качеств;
- составление простого описания предмета;
- закрепление навыка построения простого предложения;
- распространение предложения путем введения однородных членов;
- усвоение конструктно-сложных предложений;
- составление коротких рассказов по картине
- заучивание простых стихов.
3-й период коррекционного обучения
(март, апрель, май)
Содержание занятий:
- закрепление навыка пользования приставочными глаголами;
- закрепление навыка образования относительных прилагательных; употребление притяжательных прилагательных; образование прилагательных с суффиксами -оньк, -еньк;
- усвоение слов-антонимов;
- закрепление навыка согласования прилагательных с существительными;
- расширение значений предлогов.
Связная речь:
- совершенствование диалогической формы речи;
- распространение предложений;
- составление рассказа по картинке, серии картин;
- составление рассказа описания, пересказ;
- усвоение конструкций сложноподчиненных предложений.
Проведение фронтальных занятий требует от логопеда организации работы с воспитателями по подготовке детей к логопедическому занятию и отработке данного материала после занятия. Все виды работ строятся в течение месяца в рамках 3-4 лексических тем. Виды работ планируются исходя из общедидактического принципа: от простого к сложному.

Примерное распределение тем по месяцам:
Сентябрь: «Детский сад», «Осень», «Части тела», «Умывательные принадлежности».
Октябрь: «Овощи-фрукты», «Дом и его части», «Одежда», «Обувь».
Ноябрь: «Мебель», «Посуда», «Игрушки».
Декабрь: «Домашние животные», «Продукты питания», «Зима».
Январь: «Новый год», «Дикие животные», «Домашние птицы».
Февраль: «Дикие птицы», «Почта», «День армии».
Март: «8 Марта», «Семья», «Весна», «Труд взрослых».
Апрель: «Город», «Транспорт», «Профессия», «Насекомые».
Май: «Лес», «Поле», «Луг».
Проведение фронтальных занятий с учетом лексических тем требует большого количества наглядного материала. Это наборы предметных картинок, пособия для дидактических игр, сюжетные картинки, муляжи, игрушки, предметы...
Говоря о фронтальных занятиях, необходимо отметить значимость этапов.
Занятие начинается с организационного момента, его цель - собрать внимание детей и подвести их к теме и цели занятия. Сюда включаются упражнения на внимание, развитие памяти.
Второй этап повторения должен быть органически связан с новым материалом.
Третий этап - обучающий.
Четвертый этап - последовательное закрепление нового материала.
Пятый этап - итог занятия. Здесь может быть дана дифференцированная оценка каждого ребенка или упражнение, подтверждающее еще раз, что занятие поставленной цели достигло.

Содержание примерного фронтального занятия.
Цель: дифференциация звуков [С - Ш] в словах, предложениях.
Задачи:

    Закреплять правильное произношение и различение звуков [С] - [Ш], обучать умению давать характеристику этим звукам.
    Закреплять чтение слогов по карточкам, составление слов по кубикам Зайцева Н. А. «сени», «шея».
    Закреплять навыки звукового анализа и синтеза слов, нахождения звуков [С - Ш] в словах.
    Закреплять названия головных уборов, обуви, одежды и обобщающего понятия.
    Словообразование отглагольных прилагательных, согласование их с существительными в винительном падеже.
    Воспитание умения следить за собственной речью.
    Формирование фонематического восприятия.
    Коррекция внимания, памяти и мышления.
    Активизация словаря

Формы и методы логопедической работы в соответствии с ФГОС дошкольного образования

В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из психолого–педагогических условий для успешной реализации программы является использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их психолого–возрастным и индивидуальным особенностям.

Основной формой коррекционного обучения в специализированном детском саду являются логопедические занятия, на которых систематически осуществляется развитие всех компонентов речи и подготовка к школе. Программа воспитания и обучения детей с нарушениями речи предполагает решение коррекционных задач в форме:

Фронтальных (подгрупповых) занятий;

Индивидуальных занятий;

Занятий подвижными микрогруппами.

Занятия проводятся логопедом после того, как проходит обследование детей группы в начале года.

Фронтальные (подгрупповые) логопедические занятия позволяют эффективно решать те задачи развития речи и коррекции ее недостатков, которые являются приоритетными для всех или большинства воспитанников группы. Данный вид занятий формирует у них умение войти в общий темп работы, следовать общим инструкциям, ориентироваться на лучшие образцы речи.

В основе планирования занятий с детьми с ОНР лежат тематический и концентрический подходы.

Тематический подход организации познавательного и речевого материала занятия предполагает его фокусировку на какой – либо теме из окружающего ребенка предметного мира. Это позволяет обеспечить тесную взаимосвязь в работе всего педагогического коллектива группы. Изучение темы параллельно изучается на разных по видам деятельности занятиях: при ознакомлении с окружающим, развитии речи, на занятиях по рисованию, лепке, аппликации, в играх. Подбор и расположение тем определяются следующими условиями: сезонностью, социальной значимостью, нейтральным характером.

Один из важнейших факторов реализации тематического принципа – концентрированное изучение темы, благодаря чему обеспечивается многократное повторение одного и того же речевого содержания за короткий промежуток времени. Многократность повторения очень важна как для восприятия речи детьми (пассив), так и для ее активизации.

В соответствии с концентрическим подходом программное содержание в рамках одних и тех же тем год от года углубляется и расширяется.

При планировании и проведении фронтальных подгрупповых логопедических занятий:

Определяются тема и цели занятия;

Выделяется предметный и глагольный словарь, словарь признаков, которые дети должны усвоить в активной речи;

Отбирается лексический материал с учетом темы и цели занятия, этапа коррекционного обучения, индивидуального подхода к речевым и психическим возможностям детей, при этом допускается ненормативное фонетическое оформление части речевого материала;

Обеспечивается постепенное усложнение речевых и речемыслительных заданий;

При отборе программного материала учитывается зона ближайшего развития дошкольников, потенциальные возможности для развития мыслительной деятельности;

включается в занятия регулярное повторение усвоенного речевого материала.

Оптимизация содержания занятий обеспечивается их интегрированным характером, когда параллельно реализуются и органично дополняют друг друга разные линии работы по коррекции тех или иных компонентов речевой системы дошкольников, а также дефицитарно развитых психических и психофизиологических функций. Например, на занятиях по формированию фонетико – фонематической стороны речи с старшей группе при изучении звука мы работаем над четким произнесением этого звука, параллельно работаем над развитием фонематического слуха и формированием фонематического восприятия, и у нас начинается формирование языкового анализа и синтеза, когда дети работают с символами звуков, пытаясь «прочитать» их вместе.

Опора на игру как ведущий вид деятельности дошкольников и обязательное включение разных видов игр в логопедические занятия обеспечивают выраженный позитивный эффект как в преодолении речевых нарушений, так и в развитии познавательных психических процессов.

Исходя из всего сказанного, к фронтальным занятиям должны предъявляться следующие требования :

1. Занятие должно быть динамичным.

2. Обязательно включаются игровые фрагменты и сюрпризные моменты. Можно включить забавные ситуации, участниками которых будут дети.

3. Должна быть частая смена различных видов деятельности.

4. Необходимо развивать у детей коммуникативную направленности, обучать общению с педагогом и друг с другом.

5. Необходимо на занятиях приучать детей слушать, слышать, исправлять ошибки в чужой и в своей речи.

6. Использовать разнообразный дидактический материал, красочный и удобный.

7. Самое главное – на занятиях дети должны много говорить.

Технологии, используемые на занятиях, должны располагаться в порядке возрастающей сложности и быть разнообразными.

Фронтальные занятия в зависимости от конкретных задач и этапов коррекции речи подразделяются на следующие типы :

1. Занятия по формированию фонетико – фонематической стороны речи.

2. Занятия по формированию и развитию связной речи.

3. Занятия лексические с элементами грамматики.

4. Занятия по формированию лексико – грамматических категорий.

Основными задачами занятий по формированию фонетико – фонематической стороны речи являются: развитие фонематического слуха и формирование фонематического восприятия, навыков произнесения слов различной звуко – слоговой структуры; контроль за внятностью и выразительностью речи; подготовка к усвоению элементарных навыков звукового анализа и синтеза.

Специфика этого типа занятий обуславливает подбор лексического материала, насыщенного изучаемыми и правильно произносимыми звуками.

Задачей занятий по формированию и развитию связной речи является обучение детей самостоятельному высказыванию. На основе сформированных навыков использования различных типов предложений у детей вырабатывается умение передавать впечатления об увиденном, о событиях окружающей действительности, в логической последовательности излагать содержание картин или их серий, составлять рассказ – описание.

На лексическом занятии с элементами грамматики используется «лексический» подход. При таком подходе происходит пополнение знаний и сведений детей, их словарного запаса. Логопедом выбираются игры, с помощью которых можно закрепить какую – то грамматическую форму, уже имеющуюся в речи детей.

На занятиях по формированию лексико – грамматических категорий используется лексико – грамматический подход. При таком подходе на занятиях изучаются наиболее типичные формы словообразования, а также основные модели построения словосочетаний и предложений, характерные для грамматической системы русского языка. Таким образом, у дошкольников с общим недоразвитием речи формируются грамматические представления. Основными задачами этих занятий являются развитие понимания речи, уточнение и расширение словарного запаса, формирование обобщающих понятий, формирование практических навыков словообразования и словоизменения, умение употреблять простые распространенные предложения и некоторые виды сложных синтаксических структур.

В нашем саду во второй младшей и средней группах проходят лексические занятия с элементами грамматики. В старшей и подготовительной группах проводятся занятия по формированию лексико – грамматических категорий.

С чем связано то, что используются разные типы занятий ? В младших группах в саду логопедической направленности основной упор в работе логопеда делается на обогащение словаря детей. И здесь нужны занятия лексического типа. Т.е. в соответствии с тематическим годовым планированием, выбирается лексическая тема, внимание логопеда и детей на занятии полностью сосредоточено на словаре, лексико – грамматические категории если и берутся, то только уже известные ребенку. В данном типе занятий изучение лексико – грамматических категорий играет второстепенную роль.

В старших группах изучение лексико – грамматических категорий выходит на 1 место, то есть, на одном занятии логопед планирует изучение только одной лексико – грамматической темы. Это обусловлено тем, что ни одна грамматическая категория не может войти в самостоятельную речь детей – логопатов без многократного сознательного использования ее в разных словосочетаниях и предложениях. Темы для лексико – грамматических занятий выбираются не случайно, а в соответствии с физиологическими и психолого – педагогическими особенностями формирования ребенка при ОНР.

Занятия в подвижных микрогруппах представляют логопеду возможность варьировать их цели и содержание в зависимости от задач коррекционной работы, речевых и индивидуально – типологических особенностей воспитанников. В начале года, когда большее количество времени отводится на постановку звуков, как правило объединяют детей, имеющих более или менее однородные дефекты произношения звуков. Позднее, когда акцент перемещается на закрепление поставленных звуков, возрастает возможность включать упражнения, направленные на расширение словаря и овладение грамматически правильной речью, целесообразно перегруппировать детей с учетом всего объема речевой работы. Данный подход помогает дифференцированно работать с детьми, недостатки которых выражены в основном в звуковой стороне речи. Так же на занятия в подвижных микрогруппах происходит закрепление лексико – грамматических категорий, работа по развитию фонематического слуха и формированию фонематического восприятия.

Индивидуальные занятия составляют существенную часть рабочего времени логопеда в течение каждого дня. Они позволяют осуществлять коррекцию речевых и иных недостатков психофизического развития, глубоко индивидуальных для каждого воспитанника.

Роль таких занятий особенно велика в работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста, особенности которого мешают установить продуктивные контакты со взрослым, а тем более со сверстниками. Тем не менее постепенный отход от индивидуальных занятий к занятиям в малых подгруппах в течение учебного года позволяет оптимизировать временные затраты и перейти к формированию некоторых навыков совместной продуктивной и речевой деятельности детей.

К индивидуальным логопедическим занятиям предъявляются определенные требования. При их подготовке и проведении логопед должен:

Сформулировать тему и цели занятия;

Продумать этапы занятия, их связь друг с другом;

Запланировать постепенное усложнение речевого материала занятия;

Осуществлять дифференциальный подход к каждому ребенку с учетом структуры речевого дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей;

Формулировать инструкции кратко и четко;

Использовать разнообразный и красочный наглядный материал;

Уметь создавать положительный эмоциональный фон занятия.

Основная задача индивидуальных занятий заключается в первоначальном формировании звуковой стороны речи, что включает в себя комплекс подготовительных артикуляционных упражнений, коррекцию произношения дефектных звуков, слоговой структуры слова, развитие фонематического слуха и формирование фонематического восприятия.

Определяя содержание индивидуального логопедического занятия, подбирая речевой и практический материал, логопед должен стремиться к тому, чтобы сделать занятие не только интересным, но и максимально продуктивным, с высокой речевой активностью ребенка. Для этого можно подбирать лексико – грамматические игры и игры на развитие ВПФ со словами, насыщенными автоматизируемым звуком.

Индивидуальные занятия как правило включают в себя следующие этапы: во – первых, это артикуляционная гимнастика, затем, пальчиковая гимнастика, затем идет работа по постановке или автоматизации звука. Лексический материал должен содержать максимальное количество закрепляемых звуков. Необходимо повышать темп речевых упражнений от неторопливого, утрированного произнесения переходить к более быстрому проговариванию и, наконец, к скороговоркам. Требование здесь – к постепенному усложнению лексического материала, переход от простых видов речевой деятельности к более сложным – от элементарного повторения слов за логопедом, к называнию предметов, описанию, стихам, пересказам, составлению рассказов по картинкам.

здоровьесберегающие технологии . Здоровьесберегающие технологии очень важны для наших детей с ограниченными возможностями здоровья, т.к. это как правило дети с ослабленным здоровьем. Подбор элементов различных здоровьесберегающих технологий зависит от возрастных и психофизиологических особенностей детей.

Здоровьесберегающие технологии – это зрительная гимнастика, смена статических и динамических поз, голосовые и дыхательные упражнения, подвижные игры речевого характера, упражнения для коррекции общей и мелкой моторики. Постепенно включая в каждое занятие различные виды массажа, динамические паузы, пальчиковые игры, гимнастику для глаз, логопед создает необходимую атмосферу, снижающую напряжение и позволяющую использовать все время занятия более эффективно. Все упражнения следует выполнять на фоне позитивных ответных реакций ребенка.

Логопедическое воздействие осуществляется различными методами, среди которых условно выделяются наглядные, словесные и практические.

Наглядные методы направлены на обогащение содержательной стороны речи, словесные – на обучение пересказу, беседе, рассказу без опоры на наглядные материалы. Практические используются при формировании речевых навыков путем широкого применения специальных упражнений и игр. К практическим методам можно отнести широко используемые в последнее время методы моделирования и метод проектов.

Метод моделирования является одним из перспективных направлений совершенствования процесса коррекционно – развивающего обучения и активно применяется в нашем детском саду. Использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности детей. У ребенка, владеющего формами наглядного моделирования появляется возможность применить заместители и наглядные модели в уме, представлять себе при их помощи то, о чем рассказывают взрослые, предвидеть возможные результаты собственных действий. Введение наглядных моделей позволяет более целенаправленно закреплять навыки в процессе коррекционного обучения. Например, при подготовке к обучению грамоте метод наглядного моделирования позволяет решить следующие задачи:

Познакомить детей с понятием «слово» и его протяженностью;

Научить интонационно выделять звук в слове, находить позицию звуков в слове и соотносить со схемой, изображать гласные и согласные звуки с помощью зрительных символов;

Сформировать навыки анализа и синтеза слов и предложений.

При обучении связной речи моделирование может быть использовано в работе над всеми видами связного высказывания. На этом этапе метод наглядного моделирования способствует:

Усвоению принципа замещения (умение обозначать персонажей художественного произведения заместителями), передачи событий при помощи заместителей;

Овладению умением выделять значимые для развития сюжета фрагменты картины, определять взаимосвязь между ними и объединять их в один сюжет;

Формированию умения создавать особый замысел и разворачивать его в полный рассказ;

Применение наглядных моделей в работе над монологической речью детей с ОНР позволяет более успешно обучить детей составлению связного речевого высказывания.

Таким образом, результаты проводимого коррекционного обучения свидетельствуют о широких возможностях использования наглядного моделирования в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими общее недоразвитие речи.

В последнее время в нашем саду стал активно применяться метод проектов. Использование этого метода - принципиально иной подход к построению образовательного процесса, основанный на активной исследовательской позиции детей с учетом их личных интересов. Это способ достижения цели через детальную разработку проблемы, результатом которой является продукт, оформленный тем или иным способом. В этом году в подготовительной группе был разработан, а затем проведена презентацияпроекта на тему: «Мотивы осени». Этот проект развивает эмоциональную сферу и музыкально-эстетические чувства старших дошкольников с речевыми нарушениями. Исследуя окружающий мир, ребенок, получает обобщенный опыт в сфере развития речевых, познавательных, музыкально-эстетических способностей.

Для того, чтобы дети проявили музыкально-эстетические чувства – нужно привить им любовь к хорошей музыке и научить эту музыку понимать, а это невозможно без развития музыкальных способностей.

Деятельность педагогов в этом проекте была сосредоточена на приобщение детей к высокохудожественному и доступному музыкальному репертуару, на развитии творческой активности детей.

Еще одним новшевством в работе нашего сада является использование такого метода коррекции речевых нарушений у детей как логосказки. Мы только приступаем к разработке этого проекта, целью которого является создание условий для ранней пропедевтики речевых нарушений у детей посредством игровой деятельности. С помощью логосказок мы надеемся решить следующие задачи логопедической коррекции коммуникативной сферы детей:

Создание благоприятной психологической атмосферы в ходе образовательной деятельности;

Обогащение эмоционально – чувственной сферы детей посредством общения со сказкой;

Развитие диалогической и монологической речи;

Повышение эффективности игровой мотивации детской речи, ее художественно – эстетической направленности;

Приобщение детей к красоте художественного слова, народному фольклору;

Развитие сотрудничества учителя – логопеда и воспитателей с детьми и друг с другом на основе личностно ориентированной модели взаимодействия.

Самсонова С. Н., Яковлева И. В.

П Фронтальные формы логопедической работы: учебное пособие. – Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2014. – с.

В учебном пособии рассматриваются принципы, методы, приёмы, специфика планирования фронтальных форм логопедической работы с детьми.

Пособие адресовано студентам, обучающимся по направлению: 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование.

© Елецкий государственный

университет им. И. А. Бунина, 2014 г.

© С. Н. Самсонова, И. В. Яковлева, 2014

ВВЕДЕНИЕ

29.12. 2012 года был принят Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации". Статья 10 нового закона («Структура системы образования») гласит, что в Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования: высшее образование – бакалавриат и высшее образование – специалитет, магистратура.

В свете новых требований к преподаванию в системе бакалавриата остро стоит необходимость в разработке учебной и учебно – методической литературы, обеспечивающей потребность студентов направления «Специальное (дефектологическое) образование».

Учебное пособие по дисциплине «Фронтальные формы логопедической работы» предназначено для подготовки к практическим занятиям студентов очного и заочного отделений высших учебных заведений, обучающихся по направлению: 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование.

Это учебное пособие направлено на формирование у студентов теоретических знаний и практических умений по предлагаемому курсу и предполагает глубокое изучение принципов разработки и проведения фронтальных форм логопедической работы.

Задачами курса «Фронтальные формы логопедической работы» являются:

Расширение и систематизация знаний студентов об обследовании речи детей и проведении фронтальных форм логопедической работы;

Ознакомление студентов с принципами, методами, приёмами, спецификой планирования фронтальных форм логопедической работы в дошкольной образовательной организации и на логопункте общеобразовательной школы;

Обучение проведению логопедического обследования и составлению конспектов фронтальных форм логопедической работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста;

Обучение студентов анализу проводимых фронтальных форм логопедической работы с детьми с нарушениями речи в дошкольной образовательной организации и на логопункте общеобразовательной школы.

К каждой теме даны вопросы для самоконтроля и промежуточного контроля знаний студентов в форме тестирования, список используемой и рекомендуемой литературы.

В целом, предлагаемое учебное пособие, может быть рекомендовано для подготовки будущих бакалавров.

Тема 1. Фронтальные занятия как особая форма организации логопедической работы с детьми.

Цель: уточнить, систематизировать и расширить знания студентов о фронтальных формах логопедической работы.

Задачи:

Познакомить студентов с принципами организации фронтальных форм логопедической работы с детьми с нарушениями речи;

Охарактеризовать систему планирования и проведения фронтальных форм логопедической работы;

Раскрыть методы и приёмы фронтальных форм логопедической работы.

Ключевые слова и фразы: «фронтальные формы логопедической работы», «речевая патология», «дети с нарушениями речи», «логопедическая работа», «принципы фронтальной логопедической работы», «логопедическое воздействие».

План

1. Принципы организации фронтальных форм логопедической работы с детьми.

2. Система планирования и проведения фронтальных форм логопедической работы с детьми.

3. Методы и приёмы фронтальных форм логопедической работы.

Принципы организации фронтальных форм логопедической работы с детьми.

Логопедические занятия в дошкольной образовательной организации являются основной формой коррекционного обучения, на которых осуществляется развитие всех компонентов речи (звукового состава слова, словообразования, грамматического строя), формирование высших психических функций (памяти, внимания, мышления) и подготовка к школе.

На фронтальных формах логопедической работы осуществляется

процесс логопедического воздействия, на котором реализуются задачи корригирующего обучения и воспитания. В процессе проведения фронтальных форм логопедической работы большое значение придаётся общедидактическим принципам: воспитывающий характер обучения, научности, систематичности и последовательности, доступности, наглядности, сознательности и активности, прочности, индивидуального подхода .

Помимо этого, логопедическое воздействие опирается и на специальные принципы, наиболее значимыми из которых являются следующие.

Принцип системности. В основе данного принципа лежит представление о речи как о сложной функциональной системе, структурные компоненты которой находятся в тесном взаимодействии. В связи с этим изучение речи, процесса ее развития и коррекции нарушений предполагает воздействие на все компоненты, на все стороны речевой функциональной

Принцип комплексности. Данный принцип имеет большое значение при изучении речевых расстройств как симптомов нервных и нервно – психических заболеваний (например, дизартрия, алалия, заикание и др.). Устранение речевых нарушений в этих случаях должно носить комплексный, медико – психолого – педагогический характер.

Принцип развития. Этот принцип предполагает учет общих и специфических закономерностей в онтогенезе аномальных детей, а также выделение в процессе логопедической работы тех задач, трудностей, этапов, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка.

Принцип деятельностного подхода. Реализация данного принципа применяется по отношению к тем видам деятельности, которые на различных возрастных этапах обеспечивают наиболее интенсивное психическое

развитие ребенка. В рамках ведущей деятельности происходят качественные изменения в психике, которые являются центральными психическими новообразованиями возраста. Качественная перестройка обеспечивает предпосылки для перехода к новой, более сложной деятельности, знаменующей достижение нового возрастного этапа.

Онтогенетический принцип. Заключается в том, что разработка методики коррекционно – логопедического воздействия на фронтальных формах логопедической работы ведется с учетом последовательности появления форм и функций речи, а также видов деятельности ребенка в онтогенезе.

Принцип обходного пути. Этот принцип предполагает формирование новой функциональной системы в процессе компенсации нарушенных речевых и неречевых функций, в обход пострадавшего звена.

Этиопатогенетический принцип. Учёт данного принципа очень важен при устранении речевых нарушений, так как для правильного построения коррекционной работы с ребенком специалистам необходимо знать этиологию (причины) и патогенез (механизмы) нарушения. У детей, особенно в дошкольном возрасте, при различной локализации нарушений возможна сходная симптоматика. Причины и механизмы, обусловливающие грубое речевое недоразвитие, различны, соответственно методы и содержание коррекционной работы должны отличаться.

Особое значение имеет учет личностных особенностей при коррекции

расстройства речевой деятельности, связанных с нарушением головного

мозга (алалия, афазия, заикание, дизартрия). В этом случае в симптоматике

нарушения отмечаются выраженные особенности формирования личности, которые носят как первичный характер, обусловленный органическим поражением мозга, так и характер вторичных наслоений.

Планирование и проведение фронтальных форм логопедической работы.

Логопедическая работа включает следующие виды занятий:

фронтальные (групповые), подгрупповые и индивидуальные. Их особенность заключается в коррекционной направленности, обеспечиваемой программой с учётом специфики речевого нарушения.

С точки зрения дидактической классификации, все виды логопедической работы делятся на:

Фронтальные логопедические занятия с целью овладения новыми знаниями, где дети накапливают фактический материал, изучают языковые явления и процессы, что в дальнейшем обеспечивает формирование понятий;

Фронтальные формы логопедической работы с целью совершенствования, формирования практических умений и навыков, на которых предусматривается проведение упражнений, направленных на длительное и многократное повторение;

Фронтальные формы логопедической работы с целью обобщения знаний, умений и навыков: при этом систематизируются и воспроизводятся наиболее существенные вопросы из ранее пройденного материала, восполняются имеющиеся пробелы в знаниях детей; такие занятия проводятся в конце изучения отдельных тем и разделов программы;

Фронтальные логопедические занятия с целью повторения, на которых, учитывая особенности психических процессов детей с речевой патологией, закрепляются приобретенные знания, умения и навыки;

Комбинированные логопедические занятия, на которых одновременно решаются несколько дидактических и коррекционных задач.

Основными задачами фронтальных форм логопедической работы с детьми, являются:

Развитие понимания речи; воспитание умения наблюдать и осмысливать

предметы и явления окружающей действительности, что дает возможность

уточнить и расширить запас конкретных представлений ребенка; формирование обобщающих понятий; формирование практических навыков

словообразования и словоизменения; воспитание умения употреблять простые распространенные предложения и некоторые виды сложных семантических структур;

Формирование правильного произношения звуков; развитие фонематического слуха и восприятия; закрепление навыков произнесения слов различной звуко – слоговой структуры; контроль за внятностью и выразительностью речи; подготовка к усвоению элементарного звукового анализа и синтеза;

Обучение детей самостоятельному высказыванию, на основе сформированных навыков использования различных типов предложений; вырабатывается умение передавать впечатления об увиденном, о событиях окружающей действительности, в логической последовательности пересказывать содержание сюжетных картин и их серий, составлять рассказ-

описание .

Тема, цели, содержание, методическая аранжировка, а также периодичность и продолжительность фронтальных форм

логопедической работы определяются специальной (коррекционной) программой и соотносятся с возрастными и речевыми особенностями детей.

Технология проведения фронтальных форм логопедической работы может меняться в зависимости от задач коррекционной работы, возраста детей, структуры речевого дефекта, уровня общего развития. Однако можно выделить некоторые этапы фронтальных форм логопедической работы, которые составляют организационный стержень и базируются на общих

закономерностях процесса усвоения знаний и умений (табл. 1).

К работе на фронтальных занятиях дети готовятся на: индивидуальных и подгрупповых. На фронтальных заня­тиях изучаются только те звуки, которые правильно произ­носятся всеми детьми изолированно и в облегченных фоне­тических условиях.

Фронтальное занятие включает в себя услов­но два этапа. Они тесно связаны между собой и взаимо­обусловлены.

Первый этап - закрепление правильного произно­шения изучаемого звука. При подборе лексического мате­риала необходимо предусмотреть его разнообразие, насы­щенность изучаемым звуком, при этом исключить по возможности дефектные и смешиваемые звуки.

Рекомендуется включить упражнения на употребление усвоенных детьми лексико-грамматических категорий (единственное и множественное число существительных, согласование прилагательных и порядковых числительных с существительными, приставочные глаголы и т. д.), а так­же различные виды работ, направленные на развитие связ­ной речи (составление предложений, распространение их однородными членами, составление рассказов по картине, серии картин, пересказ). В процессе выработки правильно­го произношения звуков логопед учит детей сопоставлять изучаемые звуки, делать определенные выводы о сходстве и различии между ними в артикуляционном укладе, спосо­бе их артикулирования и звучания.

Второй этап - дифференциации звуков на слух и в произношении. Процесс овладения детьми произношением предусматривает активную мотивацию, концентрацию вни­мания к звукам речи, морфологическим элементам слов.

Работа по развитию фонетической стороны речи прово­дится одновременно с работой по различению фонем родно­го языка. От умения ребенка воспринимать и правильно произносить имеющиеся в его речи звуки во многом зави­сит точное воспроизведение звуко-слоговой структуры слов. Направленность внимания на звуковую сторону язы­ка, на отработку фонем из разных противопоставленных групп позволяет активизировать фонематическое воспри­ятие. Систематические, последовательные занятия по отра­ботке всех звуков, по дифференциации часто смешиваемых звуков обеспечивают основу для подготовки детей к овладе­нию элементарными навыками письма и чтения.

Первая часть программы «Логопедическая рабо­та по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей в старшей группе»предназначена для коррекции нарушений речи у детей 5 лет.

Последовательность отработки звуков в I периоде обучения обеспечивает поэтапную работу над фонемами, посте­пенный переход от более легких к сложным звукам. Это помогает, в свою очередь, постепенному усвоению детьми фонематической системы языка. В процессе обучения про­изношению следует воспитывать у детей стойкий познава­тельный интерес, активизировать мыслительную деятель­ность, постоянно ставить посильные и в то же время требующие определенного напряжения задачи. Работа по развитию произношения проводится одновременно с работой по развитию слухового восприятия.


В течение I периода детей учат четко, даже утрирование воспроизводить гласные звуки, угадывать их по беззвучной артикуляции, слышать и выделять из ряда других звуков. Включаются упражнения по удерживанию в памяти ряда, состоящего из 3-4 гласных звуков. Учитывая возрастные особенности детей, все задания предлагаются в игровой форме,

Отработка правильного произношения простых соглас­ных звуков ([п], [п"], [т], [к], [к’], [л"]) сочетается с выработкой умения слышать эти звуки в ряду других, выделять! соответствующие слоги среди других слогов, а также определять наличие данного звука в начале слова (паук), затем - в конце (паук). Много внимания уделяется запоминанию слоговых рядов, например: та-ат, пку-уп-пу и т. д. Эти слоги произносятся с разной интонацией, силой голоса, медленно и отрывисто, с выделением ударного слога. Например: па -па -па; па -па -па; па -па -па.

Процесс проговаривания сопровождается отхлопыванием, отстукиванием ритма, угадыванием количества слогов. Постепенно ряды слогов удлиняются и варьируются. Включаются не только прямые, но и обратные слоги, со стечением согласных, открытые и закрытые. Упражнения на узна­вание звука в слове, отбор картинок, называние слов с этим звуком также осуществляются в процессе игр с использова­нием различного дидактического материала. Например, иг­ра «Кто самый внимательный». На столе у детей лежат! картинки. Логопед называет разные звуки: [и], [у], [р], [л],; [т], [к] и т. д. Дети, услышав звук [т], должны поднять картинку, в названии которой есть этот звук. Или игра «Добавь пропущенное слово» (в тексте игры должен быть звук [т]). «Построили новый дом, а рядом сидит собака (Том). Сидит дома девочка (Тома)».

Когда дети свободно определяют наличие звука в слове, можно перейти к определению его места в слове. Напри­мер, игра «Кто в домике живет?». Дети ищут только те картинки, в названии которых есть, например, звук [т]. А затем «расселяют» их в трехэтажном домике. На первом этаже - картинки со звуком [т] в начале слова, на 2-м - в середине, на 3-м - в конце (Таня, кот, плита, коты. Том, утка, Тоня, боты, тыква, хата и т. д.).

Умение выделить гласные и согласные звуки позволяет перейти к анализу и синтезу обратных слогов (от, ап, ут, уп, ит, ип, аль, оль). Дети играют в «живые звуки», когда каждый из них выбирает себе один из пройденных гласных и согласных звуков. По сигналу логопеда дети становятся в определенной последовательности, образуя названные сло­ги (уп, ут и т. д.). Одновременно детей учат преобразовы­вать слоги, изменяя один звук (уп-оп-от и т. д.).

На индивидуальных занятиях во II периоде продолжает­ся постановка отсутствующих звуков и их автоматизация. По-прежнему эта работа предопределяет содержание фрон­тальных занятий. Новым по сравнению с I периодом являет­ся усиление направленности на дифференциацию (на слух и в произношении) звуков по принципам твердости-мягкости, глухости и звонкости. Наибольшее количество фронтальных занятий посвящается закреплению и дифференциации сви­стящих звуков [с], [с*], [з], [з*], [ц]. По мере включения в лек­сический материал новых звуков детей знакомят с измене­нием форм слова в зависимости от рода, числа, падежа, времени действия. Например, при закреплении правильного произношения звуков [с], [с"], [з], [з"] дети могут упражнять­ся в согласовании прилагательных синий, зеленый с сущест­вительными трех родов; при отработке дифференциации зву­ков [л] - [л"] могут включаться задания на преобразование глаголов, например: гуляет - гуляли - погуляет; копа­ет - копали - выкопали и т. д.; звуков [ы] - [и] - на закрепление категории числа существительных: тыквы - кубики, коты - соки, лилии - липы и т. д.

В зависимости от индивидуальных особенностей детей, динамики их продвижения, логопед может уменьшать или увеличивать время для изучения звуков.

В это же время продолжается работа по составлению и распространению предложений по вопросам, демонстрации действий, картинкам, опорным словам. Оречевляя простые сюжеты, дети учатся составлять несложные рассказы с опорой на наглядность. В то же время заучиваются корот­кие рассказы, стихотворения, потешки.

Продолжается работа по закреплению навыков звуково­го анализа и синтеза. На материале изучаемых звуков дети тренируются в выделении согласного в слове, определении его позиции (начало, середина, конец слова), составлении слогов, например: ас-са, уц-цу и т. д. В это же время детей учат определять гласный в положении после согласного (мак, суп, кот) и т. д. В конце обучения II периода дети са­мостоятельно в устной форме анализируют слоги (такие, как: са-со-су), соединяют отдельные звуки (согласные и гласные) в прямые слоги и преобразуют их (са-су, цу-цо и т. д.). Таким образом дети практически знакомятся с тер­минами «слог», «слово», «гласные звуки», «согласные зву­ки» (звонкие, глухие, мягкие, твердые), «предложение».

В III периоде индивидуальная работа проводится по ме­ре необходимости с детьми, имеющими стертую дизарт­рию, ринолалию или какие-либо другие отклонения. В под­группах занимаются дети, у которых сохраняются трудности в дифференциации звуков, усвоении анализа и синтеза. Фронтальные занятия проводятся 3 раза в неделю. В течение этого времени изучаются звуки: [л], [р], [л] - [л"], [р] - [р"], [л] - [р], [л] - [л"] - [р] - [р"], [ч], [щ] и осуществляется их дифференциация. Акцент перено­сится на закрепление навыка употребления этих звуков в самостоятельной речи. При этом много внимания уделяет­ся развитию самостоятельных высказываний (составление рассказов по картине, серии картин, пересказ). Весь мате­риал подбирается с учетом правильно произносимых зву­ков. Важно, чтобы дети достаточно свободно пользовались словами с уменьшительно-ласкательными значениями, приставочными глаголами, передающими оттенки дейст­вий, учились образовывать родственные слова, подбирать слова-антонимы. Большое значение уделяется совершенст­вованию практического навыка употребления и преобра­зования грамматических форм (категории числа сущест­вительных, глаголов, согласование прилагательных и порядковых числительных с существительными), исполь­зованию предложных конструкций. Отрабатываемые рече­вые формы включаются в работу над связной речью.

На каждом логопедическом занятии даются упражне­ния на звуковой анализ и синтез. Основной единицей изу­чения является теперь не отдельный звук в составе слова, а целое слово. Детей учат делить слова на слоги. В качестве зрительной опоры используется схема, где длинной полос­кой обозначено слово, короткими - слоги. Выделяются гласные звуки - красными кружочками, согласные - си­ними. К концу III периода дети самостоятельно проводят анализ и синтез односложных слов (рак, шум, лук), слогов со стечением согласных (сто, шко, сту) и слов, таких, как: стол, стул, шкаф.

Заканчивается обучение детей в июне. К этому времени дети овладевают навыками правильного произношения и различения фонем родного языка, а также анализа и синте­за односложных слов без стечения согласных и со стечени­ем согласных. В самостоятельной речи они должны доста­точно свободно пользоваться лексико-грамматическими конструкциями, структурами простых и сложных предло­жений. В процессе овладения фонетической стороной речи в занятия постепенно включаются упражнения по обуче­нию детей осознанному анализу и синтезу звукового соста­ва слова. Развитие умения выделить звуки из разных пози­ций в слове, в свою очередь, помогает восполнить пробелы фонематического развития. Система упражнений по подго­товке детей к овладению элементарными навыками письма и чтения начинается с выделения звука в слове и заканчи­вается анализом и синтезом односложных слов.

Вторая часть данной программы «Логопедическая работа по преодолению фонетико - фонематического недоразвития у детей в подготови­тельной группе» предназначена для коррекции речево­го нарушения детей 6-7 лет. Дошкольники должны за период пребывания в специализированном учреждении овладеть объемом знаний, умений и навыков, определен­ных настоящей программой и программой общего типа, чтобы быть полностью готовыми к обучению в общеобразо­вательной школе. Вместе с тем методы воспитания звуко­вой культуры речи значительно отличаются от рекомендуе­мых для детей с нормальным речевым развитием.

В соответствии с особенностями речевого развития детей программа содержит такие разделы, как «Формирование произношения» и «Формирование элементарных навыков письма и чтения». Выделение пропедевтического периода на­правлено на воспитание правильного произношения звуков в сочетании с интенсивным формированием речезвукового ана­лиза и синтеза, который предшествует овладению дошколь­никами элементарными навыками письма и чтения.

Определены специфические направления формирования диалогической и монологической речи детей, учитываю­щие трудности дошкольников в ориентировке в звуковой форме слова. В связи с этим выделены этапы овладения грамматическими элементами на основе ориентировки на звуковую форму слова, установления общей звуковой фор­мы, соединения этого звукокомплекса с определенным предметом или явлением (модель - тип). Это влияет на развитие языковой способности детей, т. е. способствует накоплению неосознаваемых знаний о языке и практиче­ских правил оперирования с языковым материалом.

Выделен особый период формирования элементарных навыков письма и чтения, органически связанный с про­цессом нормализации звуковой стороны речи во всех ее аспектах (правильное произношение звуков, орфоэпически правильная речь, дикция, культура речевого общения).

Общая цель программы - освоение детьми 6-7 лет коммуникативной функции языка в соответствии с возраст­ными нормативами.

Программа имеет широкую сферу использования, так как в настоящее время четко прослеживается тенденция к увеличению числа детей с данным нарушением. Кроме то­го, известно, что дети с ФФН представляют наиболее рас­пространенную группу риска по дисграфии и дислексии при обучении в школе. В связи с этим ведущей задачей яв­ляется целостное развитие речи во всех ее формах (внутренней, внешней) и во всех ее функциях (общения, сообще­ния и воздействия).

Ядром программы является работа, направленная на осознание детьми взаимосвязи между содержательной, смысловой стороной речи и средствами ее выражения на основе наблюдения основных единиц языка: текста, пред­ложения, слова. Рекомендуется активное употребление языка в специально организованных речевых ситуациях с учетом скорригированных звуковых средств и развивающе­гося фонематического восприятия. Соблюдение данных ус­ловий создаст надежную базу для выработки навыков чте­ния, письма и правописания.

Отбор и структурирование программного содержания основаны на тщательном изучении речевой деятельности детей 6 лет с ФФН, выделении ведущей недостаточности в структуре речевого нарушения и анализе специфических проявлений, обусловленных клиническими и этиопатогенетическими причинами.

При тщательном логопедическом обследовании могут быть выявлены нерезко выраженные вторичные наруше­ния лексико-грамматического оформления речи, как пра­вило обусловленные ограничением речевого общения. Ком­плектование подготовительных групп для детей б-7 лет с ФФН происходит аналогично комплектованию групп для детей 5 лет с ФФН.

Обучение детей в соответствии с предлагаемой системой обеспечивает овладение фонетическим строем языка, под­готовку к овладению навыками письма и чтения аналитико-синтетическим методом и предполагает усвоение элементарной грамоты и графомоторных навыков. Преду­смотрены систематические упражнения, направленные на расширение и уточнение лексики, на воспитание грамма­тически правильной связной и выразительной речи.

Формирование ориентировочной деятельности в звуковой действительности, развитие высшей формы фонематического слуха - фонематического восприятия - позитивно влияет на сенсорную систему ребенка, создает благоприятные усло­вия для развития слухового внимания и слуховой памяти.

В I периоде обучения фронтальные занятия по произно­шению и развитию речи проводятся 5 раз в неделю, индивидуальные и подгрупповые - ежедневно. Занятия по формированию элементарных навыков письма и чтения проводятся на материале правильно произносимых звуков в часы, выделенные для формирования произношения.

Во II периоде фронтальные занятия по формированию произношения и развитию речи планируются 3 раза в не­делю. Занятия по формированию элементарных навыков письма и чтения - 2 раза в неделю.

В III периоде фронтальные занятия по формированию произношения и развитию речи проводятся 1-2 раза в не­делю. Занятия по формированию элементарных навыков письма и чтения - 3 раза в неделю. Фронтальные занятия заканчиваются к 1 июня. В июне - августе проводятся только индивидуальные и подгрупповые занятия, на кото­рых окончательно дорабатываются все оставшиеся недоче­ты в речи детей.

Похожие статьи

© 2024 bol-zoo.ru. Стоп Вредитель.