Русские князья 9 12 века. Киевская Русь IX-X веков. Изменения в государственном управлении в конце X - начале XII вв

Киевская Русь 9-12 века.

План:

    Происхождение Руси

    Первые русские князья

    Крещение Руси

    Первые междоусобицы

    Расцвет Руси при Ярославе Мудром (1020-1054 гг.)

Происхождение Руси. Вопрос происхождения государства у восточных славян всегда был вопросом политическим. Основа дискуссии о происхождении государства была заложена в середине 18 века в трудах немецких историков Байера, Миллера и Шлёцера. Эти учёные были приглашены императрицей Елизаветой для работы в русских архивах. К тому моменту архивы были не разобраны, и немецкие учёные фактически открыли их для всеобщего пользования.

В основу норманнской теории был положен рассказ летописца Нестора, который написал о том, что в 862 году, для того, чтобы прекратить распри среди славян, был приглашен варяжский князь Рюрик с братьями Синеусом и Трувором.

К моменту создания «Повести временных лет» от призвания Рюрика прошло более 300 лет, и, как следствие этого, в рассказ Нестора попали грубые ошибки.

Норманнская теория была принята всем научным сообществом. Позднее на основании этой теории были сделаны выводы о недостаточном уровне развития славян, якобы неспособных самостоятельно создать государство. Ломоносов сразу же выступил с опровержением норманнской теории, доказывая, что Рюрика никогда на Руси не было, и государственность у славян появилась намного раньше, чем варяги на Руси.

Современный подход к созданию нашего государства считает Рюрика историческим персонажем, и сам факт призвания иностранного правителя – дело вполне обычное. Точно также была создана Великобритания после походов Вильгельма Завоевателя.

Иностранцы выступали третьей сагой, стоящей над местными спорами, но влияние варягов необходимо пересмотреть.

По археологическим данным варяг на Руси было очень мало, их количество вряд ли превышало несколько сотен человек. Их деятельность была специфична: это были военно-морские наёмники, и почти все морские термины восходят корнями к скандинавским словам(лодка, парус, якорь и т.д.).

Незначительное влияние оказали на быт и нрав славян. Лишь три имени, и то сильно искаженных, вошли в употребление в России – Олег, Ольга (Хельга) и Игорь (Ингвар). Что касается «Повести временных лет», то исследования показали ошибочность многих утверждений Нестора: рассаз про Рюрика с братьями после детальной разборки выглядят немного по иному: скандинавские слова «сине» и «хус» означают «дружина» и «дом», а слово «труве» – «казна». Таким образом, никаких братьев у Рюрика не было, а приехал он на Русь со своей дружиной, домом и казной, то есть навсегда.

Единственное, что напоминает нам о призвании варягов сейчас – устаревшее название нашего государства: Русь. Вероятно, так назывался род Рюрика. Но и здесь мы не оригинальны: современное название Франции восходит к названию франко-германского племени. В 5 – 6 веках в Германии племена теснят славян на восток и вынуждают большую часть из них уйти в восточную Европу. Здесь на рубеже 7 века единый славянский народ делится на три ветви: одна часть славян перешла вдоль побережья Балтики на озеро Ильмень, где образовался «новый город» - Новгород; вторая часть поселилась в среднем Приднепровье, где легендарный князь Кий с братьями Щеком, Хоривом и сестрой Лыбедью основали город Киев; третья часть славян ушла на Балканы. Затем в 8-9 веках началось заселение междуречья Оки и Волги, а также крайней южной точки киевской Руси – Тьмутараканского княжества.

Первые князья. Правление Рюрика. Согласно летописи, в 862 году Рюрик прибыл в Новгород по приглашению новгородцев, и вероятнее всего возглавил военно-морскую службу. Больше о Рюрике ничего неизвестно, но он сумел сохранить за собой титул князя, став родоначальником великокняжеской, а затем царской династии, которая будет править нашей страной с 862 г. по 1598 г., и прервётся на последнем Рюриковиче – сыне Ивана Грозного Фёдоре Иоанновиче.

Умирая, в 880 году Рюрик оставляет сына и наследника – малолетнего князя Игоря, ввиду малолетства которого власть переходит к Олегу по прозвищу «Вещий».

Правление Олега (880 – 920 гг.). В 882 году князь Олег собирает дружину и ведет ее на юг в Киев, где правят два варяга – Аскольд и Дир. Олег приказал убить их и провозгласил Игоря русским князем. Таким образом, объединив южную и северную Русь, Олег создает первое государство восточных славян – Киевскую Русь, которая формально просуществует с 882 по 1097 год, пока потомки Ярослава Мудрого на съезде в Любиче не примут решение: «Каждый держит отчину свою». Это станет юридическим оформлением феодальной раздробленности.

Князь Олег Вещий проводил типичную для варяжского князя политику, т.е. занимался организацией и проведением военных походов против ближних соседей.

Самым большим и богатым государством была Византийская Империя, которая и стала целью военных походов русских князей. Дважды в 907 и 911 годах Олег ходил на Византию. Не сумев взять сильно укрепленный Константинополь, князь, тем не менее, дважды получал богатый выкуп. Он скончался в 920 году во время похода на хазар.

Правление Игоря. После смерти Олега Игорь становится великим князем. О нем очень мало чего известно, но доподлинно точно: его не интересовала внутренняя политика. Он занимался тем же, чем и его предшественники – войной. Вероятнее всего, Игорь не обладал талантами завоевателя: два похода, организованных им в 941 и 914 годах, закончились полным провалом, особенно последний, в котором он потерял флот и большую часть дружины. Столкнувшись с необходимостью платить наемникам, Игорь обнаружил отсутствие денег и отправился лично собирать дань. В древлянской земле он был убит, по легенде, затребовав слишком много дани.

Вдова Игоря, Ольга жестоко отмстила убийцам мужаи ввиду малолетства сына и наследника Святослава, сама стала управлять государством. Она проводит первую в истории Руси реформу: вводит погостно-урочную систему, где уроки – заранее уговоренный размер дани, который нельзя ни повышать, ни понижать, а погост – место сбора дани в четко уговоренное время (ноябрь – март). Введение этой системы существенно укрепило власть Киева над окрестными народами, сама же Ольга первой из русских князей приняла христианство (955 год, город Константинополь). Крёстным отцом ее стал византийский император Константин IX Багрянородный. Ольга канонизирована и за свою роль в распространении христианства прославлена как равноапостольная.

Правление Святослава. После 962 года Ольга отходит от активных дел, и вся полнота власти переходит к сыну Святославу Игоревичу. Святослав также не желает заниматься внутренними делами, отдавая предпочтение войне.

В период с 962 по 972 год Святослав совершил очень дерзких военных походов. Первый его поход был направлен против Хазарского Каганата. Святослав отбил у хазар крепость Белая Вежа, превратив ее в свой опорный пункт. Это было важно, т.к. хазары почти ежегодно нападали на Русь, и сдержать их было сложно.

В 966 году Святослав вышел из Киева по направлению к земле вятичей, покорив которых заставил платить дань. Затем князь разгромил волжских булгар, и, спустившись вниз по Волге, неожиданно напал на Хазарский Каганат. В битве у города Итиль великий каган погиб, Хазарский Каганат прекратил своё существование.

Но самой главной целью Святослава были Балканы. Он мечтал перенести туда свою столицу, объединив под собственной властью всех славян. В этом стремлении ему противостояла Византийская Империя, и именно византийский поход стал последним для Святослава.

Весной 969 года Святослав переходит Дунай. Болгарский царь обещает поддержку, но предает его, оставив русскую дружину один на один с воинами византийского императора Иоанна Цимисхия. В открытом бою малочисленная русская дружина потерпела поражение, но сумела укрыться за стенами города Доростол. Целый год Святослав просидел за его стенами, пока осенью 971 года не заключил перемирие, получил выкуп и увел свою дружину на Русь. В районе днепропетровских порогов, в марте 972 года, его небольшой отряд попал в печенежскую засаду, в которой Святослав погиб.

Первая междоусобица (972 – 980 гг.). Отправляясь в балканский поход, Святослав рассадил своих детей по княжествам: старший сын Ярополк остался в Киеве, средний, Олег, уехал к древлянам, а младший Владимир – в Новгород.

После смерти Святослава младшие братья отказались подчиняться Ярополку, объявив о своих претензиях на престол.

Первым напал Олег, но погиб в бою. Младший Владимир сумел выбить Ярополка из Киева, тот бежал к своему тестю, чешскому королю, где вскоре погиб при невыясненных обстоятельствах. Так Владимир I Красное Солнышко стал единоличным правителем Руси.

Он усыновляет только что родившегося сына Ярополка – Святополка. Начинается правление Владимира I (980 – 1015 гг.). Этот войдет в русскую историю как святой равноапостольный и с народным прозвищем «Красное Солнышко».

Самое известное событие за время правления этого князя – принятие им крещения, более того, Владимир крестил Русь. Традиционной датой Крещения Руси принято считать 988 год. Крещение Владимир принял в Херсонесе, который в тот момент был византийской колонией. После крещения Владимир I женился на сестре византийского императора Анне.

Вторая междоусобица. Официально князь Владимир I был женат трижды (летопись указывает, что у него было 600 жен), официально у него было девять детей, которых он рассадил на княжение в разные города. Сам Владимир планировал передать княжество любимому сыну Борису, который в момент смерти отца находился в военном походе и командовал его дружиной. Таким образом, в Киеве тогда оказался Святополк, который и объявил себя великим князем.

Святополка не любили, но боялись. Он приказал своим младшим братьям Борису и Глебу приехать в Киев. Дружина их отговаривала, но они всё же послушались и приехали. Первым был убит Борис, а за ним и Глеб.

Убийство двух молодых и ни в чем не повинных князей возмутило русское общество, они были канонизированы, а Святополка прозвали «Окаянным». Вскоре Ярослав, самый младший из братьев, выгонит Святополка из Киева, он бежит в Польшу, где погибнет при невыясненных обстоятельствах.

Правление Ярослава Мудрого. 1020 – 1054 гг. стали расцветом Киевской Руси. При Ярославе Мудром появляется первый сборник законов «Русская Правда».

Разгромив печенегов, Ярослав на этом месте строит главный русский Собор святой Софии.

Он скончался в 1054 году в зените своей славы и европейской известности. Реставрация его саркофага позволила обнаружить официальный титул правителя Киевской Руси – царь.

Древняя Русь (9-12 век) представляла собой протогосударство (раннее), которое только начинало формироваться как политический строй. Бывшие разрозненные общины стали постепенно объединяться в единое государство, во главе которого встала династия Рюриковичей.

Учёные сходятся во мнении, что Древняя Русь представляло собой раннефеодальную монархию.

Зарождение общественно-политического строя Древней Руси

Государство (Древня Русь) образовалось в конце 10 века на территории восточных славян. Во главе становится князь из династии Рюриковичей, который обещает покровительство и защиту окрестным феодалам. Взамен на это, феодалы отдают в пользования князя части своих земель в качестве платы.

В то же время, часть земель, завоёванных в ходе войн и военных походов, отдаётся в пользование боярам, которые получают права взымать дань с этих земель. Для снятия дани нанимаются дружинники, которые могли поселиться на территории, к которой были прикреплены. Таким образом начинает формироваться феодальная иерархия.

Князь –> вотчинники –> бояре –> мелкие держатели земель.

Подобная система способствует тому, что князь из исключительно военного руководителя (4-7 век) превращается в политического деятеля. Появляются зачатки монархии. Развивается феодализм.

Социально-политический строй Древней Руси

Первый правовой документ был принят Ярославом Мудрым в 11 веке и назывался «Русская правда».

Основная задача данного документа – защитить людей от беспорядков и урегулировать общественные отношения. В «Русской правде» были прописаны различные виды преступлений и наказания за них.

Кроме того, документ делил общество на несколько социальных категорий. В частности, существовали свободные общинники и зависимые. Зависимые считались неполноправными гражданами, не имели свобод и не могли служить в армии. Они делились на смердов (простолюдинов), холопов (слуг) и временно зависимых.

Свободные общинники делились на смердов и людей. Обладали правами и служили в армии.

Особенности политического строя Древней Руси

В 10-12 веке во главе государства (которое объединяло несколько княжеств) стоял князь. Ему подчинялись совет бояр и дружинники, с помощью которых он осуществлял управление государством.

Государство представляло собой объединение городов-государств, так как жизнь вне городов была слабо развита. Города-государства управлялись княжескими посадниками.

Сельскими землями управляли бояре и вотчинники, которым эти земли принадлежали.

Дружина князя делилась на старинную и младшую. В старинную входили бояре и более старшие мужи. Дружина занималась сбором дани, осуществлением судебных процессов и управлением на местах. В младшую дружину входили молодые люди и менее знатные люди. Также у князя была личная дружина.

Законодательная, исполнительная, военная и судебная власть находились в руках князя. С развитием государства эти ветви власти стали отделяться в отдельные институты.

Также на Древней Руси существовали зачатки демократии, которые выражались в проведении народных собраний – вече.

Окончательное формирование политического строя на Руси завершилось к концу 12 века.

Самые первые поселения человека на территории
России были обнаружены в Костёнках (Воронежская
область), им около 45 тыс. лет. Жилища людей
были выполнены из костей мамонта, обтянутых
шкурами.














"Венера" из
Костёнок. Сделана
из бивня мамонта.
20-30 тыс. лет.

В начале 13 века монгольские орды через Кавказ вторгаются в причерноморские степи, разбив половцев, продвигаются на Русь. Против них выступило объединенное войско русских князей и половцев. Битва произошла 31 мая 1223 года на реке Калке
и завершилось полным разгромом - уцелела лишь десятая часть войска.

Нашествие Батыя на Русь произошло зимой 1237 года. Первым было разорено Рязанское княжество. Далее Батый двинулся во Владимиро-Суздальское княжество.
В январе 1238 года пала Коломна и Москва, в феврале Владимир , Суздаль , Переславль и др. Битва на реке Сить (4 марта 1238 г.) завершилась поражением русского войска.
7 недель держал оборону "злой город" (Козельск). До Новгорода монголы не дошли (по доминирующей версии из-за весенней распутицы).

Монголо-татарское нашествие на Русь. Кратко

История Древнерусского Государства 9-12 вв. Кратко

В 1238 году Батый отправил войска на завоевание южной Руси. В 1240 году,
овладев Киевом, его войско двинулось в Европу.
Во время нашествия монголы захватили все русские земли, кроме Новгорода.
Ежегодно Русские княжества выплачивали дань. Право на княжение (ярлык )
русские князья получали в Золотой Орде.

Диорама штурма Владимира татарами (Экспозиция в Золотых воротах). На переднем плане - Золотые ворота. Монголы не смогли войти через них и сделали пролом в стене. Автор фото: Бакулин Дмитрий (Фотки-Яндекс)

Славянские племена. Крещение Руси. Образование древнерусского государства.

Князья древнерусского государства. Феодальная раздробленность на Руси.

Монголо-татарское нашествие на Русь 1237-1240 годы.

Древнерусское государство. Монголо-
татаское нашествие.

1300-1613 гг.

1613-1762 гг.

1762-1825 гг.

9-13 века

1825-1917 гг.

1917-1941 гг.

1941-1964 гг

1964-2014 гг

Краткое содержание истории России. Часть 1
(9-13 вв.)

История Древнерусского государства 9-12 вв.
Монголо-татарское нашествие на Русь.

Краткая история России. Краткое содержание истории России. Истории России в картинках. История Древнерусского Государства 9-12 вв. Монголо-татарское нашествие кратко. История России для детей.

сайт 2016 г. Контакты: [email protected]

После смерти князя Мстислава (правил: 1125 -1132 гг.) Киевская Русь распадается
на княжества, которые по размеру сопоставимы с западноевропейскими
королевствами. В 1136 году восстание в Новгороде приводит
к появлению самостоятельного государства - Новгородской
республики,
которая занимала территорию от Балтийского
моря до Уральских гор (на севере).

В 6 веке происходит Великое переселение славян, появляются первые политические объединения восточных славян в районе Днепра и озера Ильмень. Известно о существовании 13 племен: поляне, кривичи, древляне, уличи, вятичи и др. В то время, территорию современной Центральной России заселяют финно-угорские племена, они постепенно ассимилируются со славянами.

Развитие ремесла в 8-9 веках привело к появлению
городов. Чаще всего они строились на стечении рек,
которые служили торговыми путями. Самый известный
торговый путь того времени - «из варяг в греки», на
севере пути располагался Новгород, а на юге Киев.

В 862 году жители Новгорода призвали варяжских князей править городом
(согласно нормандской теории). Князь Рюрик стал родоначальником княжеской,
а в последствие царской династии. Нормандская теория не раз опровергалась знаменитыми историками и учеными (М. Ломоносовым, В. Татищевым и др.)

После кончины Рюрика, Новгородским князем становится
Олег (Вещий). Он захватывает Киев и переносит туда
столицу Руси. Подчиняет себе ряд славянских племен.
В 907 году совершает успешный поход на Византию,
получает дань и заключает выгодный торговый договор.

Князь Игорь подчинил восточные племена славян.
В 945 г. он был убит древлянами, когда попытался повторно
получить с них дань. Княгиня Ольга (супруга) отомстила
древлянам, но делает дань фиксированной.
В Царьграде она принимает христианство. В 16-м веке её
причислили к лику святых.

Ольга правила в период малолетства Святослава и
продолжала властвовать после того как сын стал князем
в 964 г. Святослав почти всё время находился в военных
походах. Им были разгромлены Болгарское и Хазарское
царства. При возвращении на Русь, после неудачного
похода на Византию (971 г.) он был убит печенегами.

Гибель Святослава привела к междоусобной борьбе между
его сыновьями. После убийства брата Ярополка к власти
приходит князь Владимир .
В 988 году Владимир принимает крещение в Херсонесе
(сейчас это музей-заповедник в Севастополе). Начинается
этап становления христианства на Руси.

В ходе междоусобной войны (1015-1019 гг.) , после кончины Владимира, погибают
от рук Святополка князья Борис и Глеб (стали первыми русскими святыми).
В борьбе со Святополком верх одерживает князь
Ярослав Мудрый . Он укрепляет государство, избавляет
Русь от набегов печенегов. При Ярославе началось
создание первого свода законов на Руси - «Русской Правды».

После смерти Ярослава Мудрого (1054 г.) происходит раздел
Руси между его сыновьями - "Триумвират Ярославичей ".
В 1072 году составлена «Правда Ярославичей», вторая часть
«Русской Правды».

После смерти киевского князя Святополка (правление: 1093 - 1113 гг.), по
настоянию киевлян к власти приходит Владимир Мономаха. В годы его княжения происходит усиление Киевской Руси, останавливаются княжеские междоусобицы.
В результате договорённости на Долобском съезде русских князей (1103 г.) удалось остановить раздоры и в последующи годы, совместным войском нанести порожение половецким ханам.

В 1169 году Андрей Боголюбский разоряет Киев. Он переносит
столицу Руси во Владимир. Политика по централизации власти
приводит к заговору бояр. В 1174 году князь был убит в своём
дворце в Боголюбово (пригород Владимира).
Его приемником становится Всеволода Большое Гнездо.

862

945

988

1019

1113

1136

1169

1223

1237

1242

Новгородская республика избежала монгольского нашествия, но испытывала
агрессию со стороны западных соседей. 15 июля 1240 г. состоялась Невская битва .
Дружина во главе с князем Александр Ярославовичем (ставшим - Невским) разбила шведское войско.
5 апреля 1242 г. на Чудском озере произошло сражение русского войска, во главе с Александром Невским, с рыцарями Ливонского ордена. В ходе Ледового побоища немецкие рыцари были разбиты. В 16-м в. А. Невский был причислен к лику святых.

Отрицание величия России есть страшное ограбление человечества.

Бердяев Николай Александрович

Зарождение древнерусского государства Киевская Русь является одной из самых больших тайн в истории. Конечно, существует официальная версия, дающая многие ответы, но у нее есть один недостаток – она напрочь отметает все, что было со славянами до 862 года. Неужели все обстоит настолько плохо, как то пишут в западных книгах, когда славян сравнивают с полу дикими людьми, которые сами управлять не в состоянии и для этого были вынуждены обратиться к постороннему человеку, варягу, чтобы тот научил их уму разуму? Конечно, это преувеличение, поскольку такой народ не могут до этого времени дважды штурмом взять Византию, а ведь наши предки это сделали!

В данном материале мы будем придерживаться основной политики нашего сайта – изложение фактов, которые доподлинно известны. Так же на этих страницах мы укажем на основные моменты, которые историками обходятся под различными предлогами, но на наш взгляд они могут пролить свет на то, что происходило на наших землях в то далекое время.

Образование государства Киевская Русь

Современная история выдвигает две основные версии, согласно которым произошло образование государства Киевская Русь:

  1. норманнская. Данная теория опирается на довольно сомнительный исторический документ – «Повесть временных лет». Также сторонники норманнской версии говорят о различных записях у европейских ученых. Данная версия является базовой и принимается историей. Согласно ей древние племена восточных общин не могли управлять собой самостоятельно и призвали трех варяг - братьев Рюрика, Синеуса и Трувора.
  2. антинорманская (русская). Нормандская теория, несмотря на общепризнанность, выглядит довольно спорно. Ведь в ней нет ответа на даже простой вопрос, кто же такие варяги? Впервые антинорманские высказывания сформулировал великий ученый Михаил Ломоносов. Этот человек отличался тем, что активно отстаивал интересы своей Родины и во всеуслышание заявил, что история древнерусского государства написана немцами и не имеет под собой никакой логики. Немцы в данном случае это не нация, как таковая, а собирательный образ, которым называли всех иноземцев, которые говорили не по-русски. Их называли немыми, отсюда и немцы.

Фактически до конца 9 века в летописях не осталось ни одного упоминания о славянах. Это довольно странно, поскольку здесь жили довольно цивилизованные люди. Этот вопрос очень подробно разобран в материале, про гуннов, которые по многочисленным версиям были никем иными, как русскими. Сейчас хочется отметить, что когда Рюрик пришел в древнерусское государство, там были города, корабли, своя культура, свой язык, свои традиции и обычаи. Да и города были достаточно хорошо укрепленными с военной точки зрения. Как то слабо это связывается с общепринятой версией, что наши предки в то время с палкой-копалкой бегали.

Древнерусское государство Киевская Русь было образовано в 862 году, когда варяг Рюрик пришел управлять в Новгород. Интересный момент заключается в том, что свое правление страной сей князь осуществлял из Ладоги. В 864 г. сподвижники новгородского князя Аскольд и Дир отправились вниз по Днепру и обнаружили город Киев, в котором и стали править. После смерти Рюрика опеку над его малолетним сыном взял Олег, который отправился в поход на Киев, убил Аскольда и Дира и овладел будущей столицей страны. Произошло это в 882 году. Поэтому образование Киевской Руси вполне можно отнести к этой дате. В период правления Олега владения страны расширялась за счет завоевания новых городов, а также происходило укрепление международного могущества, в результате войн с внешними врагами, такими, как Византия. Между новгородским и киевскими князьями были добропорядочные отношения, и их незначительные стыки не приводили к крупным войнам. Достоверных сведений на этот счет не сохранилось, но многие историки говорят, что эти люди были братьями и только кровные узы сдерживали кровопролитие.

Становление государственности

Киевская Россия была по-настоящему могущественным государством, уважаемым в других странах. Ее политическим центром был Киев. Это была столица, которая по своей красоте и богатству не имела себе равных. Неприступный город-крепость Киев на берегу Днепра долгое время был оплотом Руси. Этот порядок был нарушен в результате первых раздробленностей, которые нанесли урон могуществу государства. Завершилось же все нашествием татаро-монгольских войск, которые буквально сравняли с землей «мать городов русских». По сохранившимся записям современников того страшного события – Киев был разрушен до основания и утратил навсегда свою красоту, значимость и богатство. С тех пор статус первого города ему не принадлежала.

Интересным является выражение «мать городов русских», которое и по сей день активно применяется людьми из разных стран. Здесь мы сталкиваемся с очередной попыткой фальсификации истории, поскольку в тот момент, когда Олег захватил Киев, Русь уже существовала, и столицей ее был Новгород. Да и в сам стольный киев-град князья попали, спустившись по Днепру от Новгорода.


Междоусобные войны и причины распада древнерусского государства

Междоусобный войны это тот страшный кошмар, которые долгие десятилетия мучил русские земли. Причиной этих событий было отсутствие внятной системы престолонаследия. В древнерусском государстве сложилась ситуация, когда после одного правителя оставалось огромное количество претендентов на трон – сыновья, братья, племянники и т.д. И каждый из них стремился реализовать свое право на управление Русью. Это неминуемо приводило к войнам, когда верховная власть утверждалась оружием.

В борьбе за власть отдельные претенденты не чурались ни чем, даже братоубийством. Широко известна история о Святополке Окаянном, который убил своих братьев, за что и получил это прозвище. Несмотря на противоречия, царившие внутри Рюриковичей, Киевская Русь управлялась великим князем.

Во многом именно междоусобные войны привели древнерусское государство к состоянию близкому к краху. Случилось это в 1237 году, когда древнерусские земли впервые услышали о татаро-монголах. Страшные беды принесли они нашим предкам, но внутренние проблемы, разобщенность и нежелание князей отстаивать интересы других земель привели к великой трагедии, и на долгие 2 века Русь попала в полную зависимость от Золотой Орды.

Все эти события привели ко вполне прогнозируемому итогу – древнерусские земли стали распадаться. Датой начала этого процесса принято считать 1132 год, который ознаменовался смертью князя Мстислава, прозванного в народе Великим. Это привело к тому, что два города Полоцк и Новгород отказались признавать власть его приемника.

Все эти события привели распаду государства на мелкие уделы, которые управляли отдельные властители. Оставалась, конечно, и главенствующая роль великого князя, но данный титул походил больше на корону, которую применял только сильнейший в результате очередных междоусобиц.

Ключевые события

Киевская Русь это первая форма российской государственности, которая имела немало великих страниц в своей истории. В качестве основных событий эпохи киевского возвышения можно выделить следующие:

  • 862 г. – приход варяга-Рюрика в Новгород на княжение
  • 882 г. – Вещий Олег захватил Киев
  • 907 г. – поход на Константинополь
  • 988 г. – Крещение Руси
  • 1097 г. – Любечский съезд князей
  • 1125-1132 гг. – княжение Мстислава Великого

Древнерусское государство Киевская Русь возникла в Восточной Европе в последнюю четверть 9 века. В период наивысшего расцвета занимала территорию от Таманского полуострова на юге, Днестра и верховьев Вислы на западе до верховьев Северной Двины на севере.

Существуют две основные гипотезы образования Древнерусского государства. Согласно норманской теории, опирающейся на Повесть временных лет XII века и многочисленные западноевропейские и византийские источники, государственность на Руси была привнесена извне варягами – братьями Рюриком, Синеусом и Трувором в 862 году.

Антинорманская теория основывается на идее возникновения государства как этапа внутреннего развития общества. Основоположником этой теории в русской историографии считался Михаил Ломоносов. Кроме того, существуют различные точки зрения на происхождение самих варягов. Учёные, относимые к норманистам, считали их скандинавами (обычно шведами), часть антинорманнистов, начиная с Ломоносова, предлагает их происхождение из западнославянских земель. Существуют и промежуточные версии локализации – в Финляндии, Пруссии, другой части Прибалтики. Проблема этнической принадлежности варягов независима от вопроса возникновения государственности.

Первые сведения о государстве русов относятся к первой трети IX века: в 839 году упомянуты послы кагана народа Рос, прибывшие сначала в Константинополь, а оттуда ко двору франкского императора Людовика Благочестивого. Термин «Киевская Русь» появляется впервые в исторических исследованиях XVIII – XIX веков.

Киевская Русь возникла на торговом пути «из варяг в греки» на землях восточнославянских племен – ильменских словен, кривичей, полян, охватив затем древлян, дреговичей, полочан, радимичей, северян, вятичей.

1. Возникновение Древнерусского государства

Киевская Русь IX-XII веков – огромное феодальное государство, раскинувшееся от Балтики до Черного моря и от Западного Буга до Волги.

Основателями Киева летописная легенда считает правителей племени полян – братьев Кия, Щека и Хорива. По данным археологических раскопок, проводившихся в Киеве в XIX–XX веке, уже в середине I тысячелетия н.э. на месте Киева существовало поселение.

Киевская Русь – одно из самых больших государств средневековой Европы – сложилось в IX в. в результате длительного внутреннего развития восточнославянских племен. Ее историческим ядром было Среднее Поднепровье, где очень рано зародились новые социальные явления, характерные для классового общества.

На северо-востоке славяне углубились в земли угро-финнов и селились по берегам Оки и верхней Волги; на западе достигли реки Эльбы в Северной Германии. И все же большинство их тянулось к югу, на Балканы – с их теплым климатом, плодородными землями, богатыми городами.

Существование Киевской Руси охватывает период с IX века по 30-е года XII века. Древнерусское государство можно охарактеризовать как раннефеодальную монархию. Во главе государства стоял великий князь киевский. Его братья, сыновья и дружинники осуществляли управление страной, суд, сбор дани и пошлин.

Перед молодым государством стояли крупные внешнеполитические задачи, связанные с зашитой его границ: отражение набегов кочевников-печенегов, борьба с экспансией Византии, Хазарского каганата, Волжской Болгарии.

С 862 г. Рюрик, согласно «Повести временных лет», утвердился в Новгороде.

В тот период славяне подвергались постоянным набегам со стороны кочевников. Князь Олег завоевал Киев, убив Рюрика, расширил российские границы, покорив древлян, северян, радимичей.

Князь Игорь завоевал Киев и прославился походами в Византию. Убит древлянами при сборе дани. После него правила его жена Ольга, которая жестоко отомстила за смерть мужа.

Потом престол Киева занял Святослав, который всю жизнь посвятил походам.

Князь Ярополк был завоеван Владимиром (Святым). Он принял христианство и крестил Русь в 988г.

Во времена правление Ярослава Мудрого (1019–1054гг.) наступает период наивысшего расцвета Киевской Руси. Князь Ярослав Мудрый изгнал Ярополка Окаянного, боролся с братом Мстиславом, установил родственные связи со многими странами Европы. Но уже во второй половине 11 века между князьями начинается так называемая княжеская, которая приводит к ослаблению Киевской Руси.

Во второй половине 12 века Русь распадается на самостоятельные княжества.

2. Социально-экономический строй Киевской Руси

Киевская Русь сложилась в форме раннефеодальной монархии. Для феодального общества характерно деление населения на сословия. Сословие – это замкнутая социальная группа, имеющая определенные законом права и обязанности. В Киевской Руси процесс формирования сословий только начался.

На вершине государственной власти стоял Великий князь. К органам власти относились также боярский совет (совет при князе), вече.

Князь. Им мог быть только член семьи Владимира Великого. Киевская Русь не имела четко определенного престолонаследственного права. Сначала Великий князь правил с помощью сыновей, которые полностью подчинялись ему. После Ярослава устанавливается право всех сыновей князя на наследование в Русской земле, но в течение двух столетий ведется борьба двух подходов к наследованию: по очередности всех братьев (от старшего к младшему), а потом по очередности сыновей старшего брата или только по линии старших сыновей.

Компетенция и власть князя были неограниченными и зависели от его авторитета и реальной силы, на которую он опирался. Прежде всего, князь был военачальником, ему принадлежала инициатива военных походов и их организация. Князь возглавлял администрацию и суд. Он должен был «володеть и судить». Он имел право принимать новые законы, изменять старые.

Князь собирал налоги с населения, судебные сборы и уголовные штрафы. Князь Киевский имел влияние на церковные дела.

Боярский совет, а сначала – совет дружины князя, был неотъемлемой частью механизма власти. Советоваться с дружиной, а позднее – с боярами, было моральной обязанностью князя.

Вече. Вече представляло собой орган власти, который сохранился со времен родоплеменного строя. С ростом власти князя вече утрачивает свое значение и только тогда, когда власть киевских князей приходит в упадок, снова возрастает. Вече имело право избирать князя или отказывать ему в княжении. Избранный населением князь должен был заключить с вече договор – «ряд».

Вече в Киевской Руси не имело определенной компетенции, порядка созыва. Иногда вече созывал князь, чаще оно собиралось без его воли.

Органы управления. Четко определенных органов управления в Киевской Руси не было. Длительное время существовала десятинная система (тысяцкие, сотские, десятники), которая сохранилась от военной демократии и выполняла административные, финансовые и иные функции. Со временем ее вытесняет дворцово-вотчинная система управления, т.е. такая система управления, при которой княжеские слуги со временем превратились в государственных должностных лиц, осуществлявших различные функции управления государством.

Разделение княжеств на административные единицы не было четким. Летописи упоминают о волости, погосте. Местное управление в городах и волостях князья осуществляли через посадников и волостелей, которые являлись представителями князя. С середины XII века вместо посадников была введена должность наместников.

Должностные лица местной администрации не получали жалования от Великого князя, а содержались за счет поборов с населения. Такая система получила название системы кормлений.

Органом местного крестьянского самоуправления была вервь – сельская территориальная община.

Власть князя и его администрации распространялась на города и население земель, которые не были собственностью бояр. Боярские вотчины постепенно приобретают иммунитет и освобождаются от княжеской юрисдикции. Население этих вотчин становится полностью подвластным боярам-собственникам.

Все население Киевской Руси условно можно разделить на три категории: свободные, полузависимые и зависимые люди. Верхушку свободных людей составляли князь и его дружина (княжи мужи). Из них князь выбирал воевод и других должностных лиц. Сначала правовой статус «княжих мужей» отличался от земской верхушки – родовитой, знатной, местного происхождения. Но в XI веке эти две группы соединяются в одну – боярство.

Бояре принимали участие в работе боярских советов, вече, администрации, где занимали высшие должности. Боярство не было однородным и делилось на разные группы, принадлежность к которым давала право быть привилегированной частью общества, и все преступления, направленные против бояр, наказывались более строго. Так, согласно Русской Правде, жизнь бояр охранялась двойной вирой (вира – высший уголовный штраф). Бояре также были освобождены от уплаты налогов.

Боярство не было закрытой кастой. За определенные заслуги в бояре мог попасть смерд, и даже иностранец – варяг, половец и др. В Киевской земле боярство не отделялось от купцов, от городской элиты. Со временем в городах создается патрициат, который был более связан с городом, чем с личностью князя.

Русские города, особенно Киев, переживали острый процесс борьбы городского населения, как с княжеской властью, так и с городским патрициатом. Так, ростовщичество Святополка и лихоимство городского патрициата привели в 1113 году к восстанию в Киеве.

К свободному населению относилось также духовенство, которое представляло собой отдельную группу населения и делилось на черное и белое. В то время ведущую роль в государстве играло черное духовенство – монашествующее. В монастырях жили и работали лучшие ученые (Нестор, Илларион, Никон), врачи (Агапит), художники (Алимпий), которые вели летописи, переписывали книги, организовывали различные школы. Первое место среди монастырей Киевской Руси принадлежало Киево-Печерскому. Он стал примером для других монастырей и имел огромное моральное влияние на князей и все общество.

К белому духовенству принадлежали церковники: священники, диаконы, дьяки, паламари, причетники. Количество белого духовенства было очень большим. По некоторым источникам, в Киеве в начале XI века было более 400 церквей.

Среднюю группу свободных людей давали города. Жители городов юридически были свободны, даже равноправны с боярами, но фактически они зависели от феодальной верхушки.

Низшую группу свободного населения представляли крестьяне – смерды. Они владели землей и скотом. Смерды составляли подавляющую часть населения Киевской Руси, платили установленные налоги и отбывали воинскую повинность с личным оружием и лошадьми. Смерд мог передавать по наследству свое имущество сыновьям. Русская Правда охраняла, личность и хозяйство смерда, как свободного, но наказание за преступление против смерда было меньшим, чем за преступление против бояр.

В XII-XIII веках по всей Руси увеличивается боярское землевладение, и в связи с этим уменьшается число независимых смердов. Растет количество смердов, которые работают на боярской земле, оставаясь при этом свободными.

Полузависимые (полусвободные) люди. В Киевской Руси существовала довольно многочисленная группа полусвободных людей – закупов. Так называли смердов, которые по разным причинам временно утрачивали хозяйственную самостоятельность, но при определенных условиях имели возможность обрести ее снова. Такой смерд брал в долг «купу», в которую могли входить деньги, зерно, скот, и до того времени, пока он не возвратит эту «купу», оставался закупом. Закуп мог иметь собственное хозяйство, двор, имущество, а мог жить на земле того, кто давал ему «купу», и работать на этой земле. Закуп отвечал сам за свои поступки, за преступление против него виновный отвечал, как за преступление против свободного. За несправедливое наказание, возложенное кредитором на закупа, последний мог жаловаться в суд, и тогда кредитор нес ответственность. Попытка продажи закупа в холопы освобождала его от долга, а кредитор платил за это высокий штраф. В случае воровства, осуществленного закупом или его побега от кредитора без уплаты долга, он превращался в холопа.

Зависимые (невольные) люди назывались холопами. Сначала этим термином называли лиц мужского пола (хлопец – холопец – холоп), а со временем всех невольных людей.

Основными источниками холопства были: плен на войне; брак с невольным; рождение от холопов; продажа при свидетелях; злостное банкротство; побег или воровство, осуществленные закупом. Закон предусматривал условия, при которых холоп мог стать свободным: если он выкупился на волю, если хозяин освободил его. Женщина-холопка, если хозяин ее изнасилует, после его смерти получала волю с ее детьми. Холоп фактически не имел никаких прав. За ущерб, нанесенный холопу, возмещение получал хозяин.

Однако он нес и ответственность за преступление, совершенное холопом. Холоп не мог иметь своей собственности, он сам был собственностью хозяина. С распространением христианства положение холопов улучшилось. Церковь призывала к смягчению в отношениях с холопами, советовала отпускать их на волю к «воспоминанию души». Такие холопы переходили в категорию изгоев.

К изгоям относились люди, которые в силу различных причин выбыли из той социальной группы, к которой принадлежали ранее, но не вступили в другую.

Главным богатством и основным средством производства на Руси была земля. Сначала формировался домен – личное владение князя. К X – XII вв. в Киевской Руси сложились крупные частные землевладения. Формой земельной собственности стала вотчина – земля, передаваемая по наследству с правом полной собственности. Вотчина могла быть княжеской, боярской, церковной. Проживающие на ней крестьяне становились поземельно зависимыми от феодала. Распространенной формой организации производства стала феодаль­ная вотчина, или отчина, т.е. отцовское владение, передававшееся от отца к сыну по наследству. Владельцем вотчины был князь или боярин.

Характерной чертой экономики Руси явилось подчинение крестьян коллективному феодалу – государству, взимавшему с них поземельную подать в виде дани. На начальном этапе развития древнерусского дань собиралась со всего свободного населения и называлась полюдье. Это было осуществлением верховного права на землю, установлением подданства князю.

Высшие должностные посты в Киевской Руси занимали представители дружинной знати. Совет при князе составлял Думу. Военными отрядами руководили воеводы. Сбором подати ведали данники (поземельная подать) и летники (торговые). Были судебные чиновники – мечники, вирники, земцы и мелкие должностные лица – бирючи, метельщики. К X веку земли племенных союзов превратились в административные единицы – волости под управлением князей – наместников Великого князя.

Продолжается рост числа русских городов. Известно, что в Х веке в летописях упоминается 24 города, в XI веке – 88 городов. Только в XII столетии на Руси их было построено 119.

Росту числа городов способствовало развитие ремесла и торговли. В это время ремесленное производство насчитывало не один десяток видов ремесел, в том числе оружейное, ювелирное, кузнечное, литейное, гончарное, кожевенное и ткацкое дело. Центром города был торг, где ремесленная продукция реализовывалась. Внутренняя торговля, из-за ведения натурального хозяйства, была развита гораздо слабее внешней. Киевская Русь торговала с Византией, Западной Европой, Средней Азией, Хазарией.

На основе христианизации происходило становление нового типа государственности в Киевской Руси.

В первой половине XI века начинается оформление церковной юрисдикции. В ведение церкви передаются дела о браке, разводе, семье, некоторые наследственные дела. К концу XII века церковь стала осуществлять надзор за службой мер и весов. Значительная роль отводилась церкви в международных делах, связанных с углублением отношений с христианскими государствами и церквями.

Митрополит и духовенство управляли и судили подчиненных им людей так, как это делалось в греческой церкви, на основании особого сборника законов, Номоканона, получившего на Руси название Кормчей.

В этом сборнике заключались церковные правила Апостольские и вселенских соборов, также гражданские законы православных Византийских императоров.

Таким образом, на Руси вместе с новым вероучением появились новые власти, новое просвещение, Новые землевладельцы, новые землевладельческие обычаи, новые законы и суды.

Князья не имели ни склонности, ни возможности вмешиваться в общественную жизнь и поддерживать порядок, когда к ним не обращалось за этим само население. Преступление тогда считалось “обидой”, за которую должен был отплатить, отомстить, сам обиженный или его род. Обычай “кровной мести” и вообще мести был так крепок и широко распространен, что его признавало даже тогдашнее законодательство.

Семейный быт отличался грубостью, тем более что везде существовал обычай многоженства. Предание говорит, что сам князь Владимир до своего крещения тоже придерживался этого обычая. Положение женщины в семье, особенно при многоженстве, было очень нелегко.

Вместе с Христианским учением о любви и милости церковь принесла на Русь и начала культуры. Уча язычников вере, она стремилась улучшить их житейские порядки. Через свою иерархию и примером ревнителей новой веры церковь действовала на нравы и учреждения Руси.

Найдя на Руси ряд союзов, родовых и племенных, церковь образовала собою особый союз – церковное общество; в состав его вошло духовенство, затем люди, которых церковь опекала и питала, и, наконец, люди, которые служили церкви и от нее зависели. Церковь давали приют и покровительство всем изгоям, потерявшим защиту мирских обществ и союзов. Изгои и рабы становились под защиту церкви и делались ее работниками.

На основании церковного закона, принятого и подтвержденного первыми русскими князьями в их церковных уставах, все проступки и преступления против веры и нравственности подлежали суду не княжескому, а церковному.

Принятие христианства имело огромное значение для всего русского общества. Оно создало широкую основу для объединения всех народов, постепенно начало вытеснять языческие обряды и традиции.

Христианство, став господствующей религией, выразилось в целом ряде новых установлений и учреждений. Из Греции пришла на Русь иерархия, в Киеве стал жить митрополит, поставленный Константинопольским патриархом. Свою власть он осуществлял с собором епископов. Как высшие пастыри всей русской земли митрополиты имели право административного надзора над всеми епархиями русской церкви.

В других городах были поставлены подчиненные митрополиту епископы. Епархиальный епископ Киевской Руси, как этого требовали каноны, был верховным учителем паствы, первосвященником и главным начальником над клириками своей церкви. Кроме того, епископ был обыкновенно советником удельного князя в государственных делах. В княжеских распрях епископы выступали гарантами незыблемости договоров. Своими свидетельствами они скрепляли договоры, при этом обычно давали мирящимся князьям крест для целования. Церковь через епископа благословляла князя на княжение.

Приходское духовенство на Руси через несколько десятилетий после ее крещения стало весьма многочисленным. Об этом можно судить по количеству существовавших тогда церквей.

И в Киеве и во всех епархиях также устраивались монастыри, которые были основными поставщиками русского епископата.

4. Характерные черты и особенности культуры Киевской Руси

Культура, сложившаяся в Киевской Руси, отличалась своеобразием от предшествующей ей эпох. Принятие христианства – это первая попытка «модернизации» культуры Руси, при которой была воспринята та духовная, идеологическая культура, которая в наибольшей степени соответствовала требованиям новой цивилизации.

Самобытность культуры России проявляется в ряде факторов. Это прежде всего аграрная, земледельческая культура, причём расположенная в зоне рискованного земледелия. Здесь периодически, раз в 4-5 лет, из-за погодных условий урожай погибал почти полностью: причиной были ранние морозы, затяжные дожди, на юге – засуха, нашествия саранчи. Это порождало необеспеченность существования, угрозу постоянного голода, сопровождающие всю историю Руси, России.

На первых порах города имели аграрный характер и лишь со временем превращались в центр ремесла и торговли. В города входили и земли, административно им подчинённые.

Важнейшим достижением культуры Киевской Руси является освоение огромнейшего пространства северо-востока Европы, утверждение здесь земледелия, преобразование природного ландшафта, придание ему культурного, цивилизованного облика: строительство новых городов – центров культуры, прокладывание дорог, возведение мостов, путей, связывающих отдалённейшие уголки некогда дремучих, «нехоженых» лесов с центрами культуры.

С православием приходит на Русь каменное храмовое строительство. Один из первых христианских храмов был построен в Пскове княгиней Ольгой около 965г., то есть ещё до крещения Руси, и был посвящён Божественной Троице.

Культурное развитие цивилизации невозможно без появления письменности, распространения грамотности, книжного искусства. Своя система фиксации информации появляется у славян задолго до православия. Кроме способа «узелковой» фиксации информации применялась и иная система записи, известная как «черты и резы», или славянские руны. Тексты договоров, заключённых с греками, писались также и на русском языке. Заслугой православия, несомненно, явилась та помощь, которую оказала Византия в придании русской письменности – «глаголице», совершенных форм, создании «кириллического» алфавита, отвечающего и потребностям языка того времени, и звуковому составу славянского языка, и даже современным нормам языка.

Создание современной письменности способствовало складыванию единого русского языка. Русский язык как национальный стал складываться очень рано. Он берёт своё начало от «словенского», «славянского» языка. Для письменности русские использовали специфический материал – берёсту.

Раннее складывание единого языка породило обширную русскую литературу. Ей предшествовало богатое народное творчество, создание былин. В IX - X вв. были созданы былины о Михаиле Потоке, об Илье Муромце, о Ставре Годиновиче, о Даниле Ловчанине, о Дунае, об Иване Годиновиче, о Вольге и Микуле, о Добрыне, о женитьбе Владимира и др.

Первые летописные записи появились около 872 г. в Киеве. Первые Летописи опираются на устные предания, славянские мифы, эпические сказания. В них доминирует языческое начало.

Киевская Русь славилась искусством мастеров-оружейников. Именно на Руси впервые появились: шестопер, наруч, крюк для натягивания арбалёта, кольчуги с плоскими кольцами, конская стальная маска, шпоры с пластинчатым козырьком и шпоры с колёсиком, пластинчатая броня.

5. Внешняя политика киевских князей

Объектом внешней политики князей являлись все дела, связанные с династическими отношениями, с вопросами войны и мира, внешней торговлей, отношением великого князя и его государства к иностранным религиозным организациям. Все эти проблемы требовали личного участия главы государства, ибо дела династии, военное дело, налоги, как и вся остальная казна, сосредоточивались в руках князя.

Киевская Русь имела внешнеполитические отношения с тремя типами государств за период своего существования:

1. Русские независимые или удельные и родственно (династически) зависимые от великого князя Киевского княжества и земли.

2. Нерусские государственные образования и земли, являвшиеся ближайшими соседями Киевской Руси, граничившие с ней, вступавшие с ней в войны, союзы, договорные отношения.

3. Западноевропейские государства, не имевшие непосредственных границ с Киевской Русью.

Таким образом, Киевская Русь имела сложные отношения с почти четырьмя десятками внешнеполитических объектов.

Сосредоточение всей внешней политики, руководства ею в руках одного лица – великого князя – создавало благоприятные условия для укрепления тактики осторожности, обеспечивало величайшую тайну, неожиданность всех важнейших решений руководителя государства. И в этом было огромное преимущество Киевских князей перед другими европейскими монархами.

Во внешней политике князей Киевской Руси можно выделить следующие периоды:

1. От Рюрика до Ярослава Мудрого (862 – 1054 г.г.) Основной чертой являются накопление земель, расширение государства за счет внутренних ресурсов – уделов ослабевших и обедневших князей – родственников великого князя.

2. От Ярослава Мудрого до Владимира Мономаха (1054 – 1125 г. г.) Период стабилизации внешнеполитических продвижений, период закрепления успехов внешней политики и ограждения от вмешательства в неё других Рюриковичей, удельных князей, попытки отстоять и канонизировать единоличность проведения внешнеполитической линии как личной политики князя или, по крайней мере, как единой общегосударственной политики.

3. От Мстислава I до Даниила Романовича Галицкого (1126 – 1237 г.г.) Период оборонительного направления внешней политики, главной задачей которой ставится сохранить приобретения прежних веков, не дать ослабить Киевское государство усиливающимся региональным княжествам. В этот период ослабевшим Киевским князьям приходится делиться монополией на внешнюю политику с родичами Мономаховичами. А ведет к тому, что исчезает преемственность внешнеполитической линии, сохранявшаяся при личной внешней политике князя. Часто сменяемые, правящие год-два великие князья не могут уже видеть внешнеполитические перспективы. В результате при первом же сильном внешнем давлении татаро-монголов вся Русь разваливается.

Начиная с 1125 года, на Киевском великокняжеском престоле утверждается новая династия – Владимировичей-Мономаховичей. Воздействие великих князей на внешнюю политику после Владимира Мономаха ослабевает. Причина заключается не только в кратких сроках пребывания князей на своей должности, но и необходимость считаться с мнением всего клана Мономаховичей. Вместе с ликвидацией самостоятельности (политической) Киевской Руси была ликвидирована и ее самостоятельная внешняя политика, определяющаяся в Орде великим ханом.

Однако само государственное единство Руси не было прочным. Признаки непрочности единства обнаружились после гибели Святослава, когда в Киеве власть взял юный Ярополк. Ярополк опирался на варягов – наёмников, нанятых ещё отцом. Варяги вели себя заносчиво. Второй сын Святослава Олег начал с ними борьбу и стремился пополнить свою дружину крестьянами – Олег погиб в этой усобице, но стенами Киева начал княжить Владимир (3-й сын). После смерти великого князя Владимира в 1015 году для Руси наступили тяжелые времена: его сыновья (их 12) начали длительные усобицы, в которые были вовлечены и печенеги, и поляки, и варяжские отряды. Воины нарушали едва – едва установившийся порядок в государстве. Наступил 1073 год, и новая междоусобная борьба. На этот раз распри произошли между сыновьями Ярослава Мудрого. Если Ярославу Мудрому удавалось в течение долгого времени сохранить единство Руси, то его сыновьям и внукам делать это оказалось труднее. Это объясняется многими причинами.

Во-первых, установленный Ярославом порядок престолонаследия оказался неудачным. Сыновья умершего великого князя не хотели отдавать власть старшим по возрасту, своим дядям, а те не пускали племянников к власти, ставя на их место своих сыновей, хотя те и были помоложе.

Во-вторых, среди преемников Ярослава Мудрого не нашлось целеустремленной и волевой личности, какими были Владимир I и сам Ярослав.

В-третьих – набирали силу крупные города и земли. Появление крупных вотчинных хозяйств, в том числе церковных владений, способствовали общему прогрессу хозяйственной жизни и стремлению к независимости от Киева.

В-четвёртых, постоянное вмешательство половцев во внутренние дела Руси История Государства Российского.

В 1068 году, когда половецкий хан Шакуран вторгся в русские земли, сыновья Ярослава Мудрого укрылись в своих крепостях. Киевский народ сверг Изяслава и провозгласил на престол половецкого князя Всеслава, оставившего благодарную память за семь лет. Изгнав Всеслава, Ярославичи продолжали враждовать между собой в течение восьми лет. В эти годы вспыхнули народные восстания в Поволжье и на далеком Белозере, в Ростовской земле, Новгороде против феодальной знати, которая увеличила подати: виры и продажи (судебные пошлины), корм (для должностных лиц поставки). Поскольку антифеодальные движения были направлены и против церкви, во главе восставших иногда оказывались волхвы. Движение принимало форму антихристианского, апеллируя к возврату старой языческой религии.

С 1125 года после смерти Мономаха на киевском престоле утвердился сын Мономаха, прозванный Великим. Русью он правил столь грозно, сколь его отец. При нем были изгнаны из своих владений полоцкие Всеславичи. Из-за внутренних распрей ослабли черниговские Святославичи: Муромо-Рязанская земля отделилась от Черниговской. Никто из князей не решался противостоять Мстиславу. Но после его смерти 1132 года распри начались уже среди потомков Мономаха. Этим немедленно воспользовались Олеговичи, и относительному спокойствию на Руси пришел конец.

Таким образом можно сделать вывод, что после смерти Святослава возникла новая политическая ситуация на Руси: после смерти правителя осталось несколько сыновей, деливших власть. Новая ситуация породила новое событие – княжескую усобицу, целью которой была борьба за власть.

Заключение

Существование Киевской Руси охватывает период с IX века по 30-е года XII века. Древнерусское государство было одним из крупнейших европейских государств. Борьба Руси с набегами кочевников имела большое значение для безопасности стран как Передней Азии, так и Европы. Широкими были торговые связи Руси. Русь поддерживала политические, торговые и культурные отношения с Чехией, Польшей, Венгрией и Болгарией, имела дипломатические связи с Византией, Германией, Норвегией и Швецией, налаживала также связи с Францией и Англией. О международном значении Руси свидетельствуют династические браки, заключавшиеся русскими князьями. Договоры с Византией хранят ценные свидетельства об общественных отношениях в Киевской Руси и международном ее значении.

Однако уже в XII в. от древнерусского государства отделился целый ряд княжеств. Наряду с экономическими предпосылками раздробленности существовали и социально-политические. Представители феодальной верхушки, превратившись из военной элиты (дружинников, княжьих людей) в землевладельцев, стремились к политической самостоятельности. Шел процесс оседания дружины на землю. В финансовой области он сопровождался превращением дани в феодальную ренту.

В этот период изменяется и система государственного управления. Формируются два центра управления - дворец и вотчина. Все придворные чины одновременно являются государственными должностями в пределах отдельного княжества, земли, удела и проч. Наконец, в процессе распада относительно единого Киевского государства важную роль сыграли внешнеполитические факторы. Вторжение татаро-монголов и исчезновение древнего торгового пути «из варяг в греки», объединявшего вокруг себя славянские племена, довершили распад.

Киевское княжество, серьезно пострадавшее от монгольского нашествия, утратило свое значение славянского государственного центра.

Список использованной литературы

1. Георгиева Т.С. История России: учебник. – М.: Юнити, 2001

2. Исаев И.А. История государства и права России: Полный курс лекций. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Юрист, 1998

3. История Государства Российского: учебное пособие \ А.М. Пушкарёв. – М.: Правда, 2003

4. Кондаков И.В. Новая история России: учебник. – М.: Университет, 2000

5. Любимов Л.Д. Искусство Древней Руси. – М.: Просвещение, 1991

6. Павлов А.П. История: учебник для вузов. – СПб., 2005

7. Россия в 9-20 века: учебник \ под. ред. А.Ф. Покрапивного. – М.: Юнити, 2004

8. Рыбаков Б.А. Рождение Руси. - М.: «АиФ Принт», 2003

9. Хрестоматия по истории России: В 4-х т., - Т. 1. С древнейших времен до XVII века. /Сост.: И. В. Бабич, В. Н. Захаров, И. Е. Уколова. - М.: МИРОС, Международные отношения, 1994

Похожие статьи

© 2024 bol-zoo.ru. Стоп Вредитель.