Архитектурный анализ архангельского собора. Архангельский собор Архангельский собор стиль

Православный собор

Собор святого Архистратига Михаила
(Архангельский собор) в Кремле

Страна Россия
Город Москва
Конфессия Православие
Епархия Московская
Тип здания Собор (храм)|Собор
Автор проекта Алевиз Новый
Дата основания XIII век
Строительство 1505-1508 годы
Статус
Состояние действует

Координаты: 55°45?00? с. ш. 37°37?04? в. д. ? / ? 55.75° с. ш. 37.617778° в. д. (G) (O) 55.75 , 37.617778

Собо?р свято?го Архистрати?га Михаи?ла (Арха?нгельский собо?р) в Кремле - православный храм, расположенный на Соборной площади Московского Кремля.

История

Первый деревянный Архангельский собор в Кремле возник на месте нынешнего, возможно, ещё во время княжения Михаила Хоробрита, брата Александра Невского, в 1247-1248 годах.

В 1333 году, за одно лето, Иван Калита построил новый каменный храм - по обету, в благодарность за избавление Руси от голода, вызванного пошедшей в рост и не давшей зёрен рожью. Новый Архангельский собор был освящён митрополитом Феогностом 20 сентября 1333 года.

Согласно предположению Бетина, подтверждённому археологическими исследованиями, установлено, что Архангельский собор Ивана Калиты был большим храмом с нартексом (нартекс с приделами на хорах воспроизведён и в существующем соборе), по композиции подобном Спасо-Евфросиньевскому собору в Полоцке и Троицкому собору в Пскове, а также более позднему собору в Коломне, и, подобно им, имел динамичное завершение, сходное с завершением соборов Андроникова и Рождественского монастырей в Москве. К собору постепенно были пристроены несколько приделов.

Существующий собор был сооружён в 1505-1508 гг. под руководством итальянского зодчего Алевиза Нового на месте старого собора XIV века и освящен 8 ноября 1508 года митрополитом Симоном :10 . С 1599 года по 1765 год при соборе состояли особые архиереи, обязанностью которых было совершать панихиды во дни поминовения князей и царей. С 1743 года по 1883 год был кафедральным храмом Московской епархии. С 1771 по 1801 год протоиереем собора был Пётр Алексеев , крупный лексикограф, автор «Церковного словаря».

Согласно Высочайшему повелению, Святейший Синод указом от 23 февраля 1895 года за № 809 передал Архангельский собор из епархиального в Придворное ведомство со всем имуществом, капиталом и (временно) причтом .

К торжествам по случаю 300-летия дома Романовых (1913), в соборе были проделаны большие работы по реставрации и благоустройству, в частности, по рисунку великого князя Петра Николаевича была сооружена сень над гробницей царя Михаила Феодоровича с 2-я массивными лампадами. Император Николай II, прибыв в Кремль 24 мая 1913 года, прошёл в Архангельский собор и возжёг лампады .

В самом центре Московского Кремля расположена Соборная площадь , окруженная четырьмя соборами.
Самый крупный из них, Успенский, чуть меньше по размерам в плане - Архангельский, затем Благовещенский и Ризположенский. Если выточить из дерева макеты их наружных стен, то они могут быть вставлены друг в друга, как традиционная матрешка.
Сегодня на очереди рассмотрение Архангельского собора -
самого «заморского» по своей архитектурной отделке фасадов.
Как же смотрится этот «иностранец»?
В последней трети ХV века в Кремле шло обширное строительство. Великий московский князь Иван III ставший «государем всея Руси», принял решение перестроить родовой некрополь. Храм, пришедший в ветхость, был разобран, и на его месте в 1505—1508 годах был возведен нынешний Архангельский собор.

Вид Соборной площади с колокольни Ивана Великого -
Архангельский собор, Благовещенский собор и за ним БКД, справа - Грановитая палата.



Колоритная открытка XIX века …..

Для его сооружения в Москву был приглашен архитектор из Венеции Алевиз Новый (возможно, Алевизо Ламберти да Монтаньяно). Истоки венецианской и русской архитектуры уходят в византийские традиции, поэтому зодчий мог быть знаком с особенностями объемно-пространственного решения русских церквей.


Вид на Архангельский собор с западной стороны

Алевиз Новый как истинный итальянец «одел» фасады Архангельского собора в строгую ордерную декорацию. С помощью горизонтального среднего пояса - антаблемента, все фасады собора поделены на два яруса, причем каждый ярус получил свое законченное оформление, что создает иллюзию этажности здания. Высокий и мощный нижний ярус с декоративными арками в пряслах, служит своеобразным постаментом для более легкого, верхнего яруса меньшей высоты, украшенного филенками. Вертикальные прямоугольные выступы стены, также разделенные по горизонтали надвое, превратились в пилястры, элементы классического ордера. В тридцати пяти капителях, выполненных по единой классической схеме, нигде не повторяется центральный рисунок цветущего растения. По средней линии каждого яруса расположены высокие и узкие окна.
Западный фасад собора особенно напоминает итальянское палаццо. Его центральную закомару украшают круглые окна-медальоны, а среднее прясло второго яруса прорезает пара больших итальянских арочных окон. Точно такие же окна, на том же уровне, выходят во внутреннее пространство храма. Первоначально собор имел двухцветную окраску, имитирующую кладку из красного кирпича с белыми декоративными деталями, что акцентировало ордерную схему построения фасадов.


План Архангельского собора

В своем конструктивном решении Архангельский собор действительно традиционен для древнерусской архитектуры. Это пятиглавый шестистолпный крестовокупольный храм, с узкими щелевидными окнами, с четырехэтажным притвором с западной стороны, куда ведут боковые входы и где на уровне третьего этажа находятся хоры. Пять глав, венчающих собор, несколько смещены к востоку, барабаны имеют различный диаметр и расставлены асимметрично, что создает впечатление динамики и свободы архитектурного решения.


Вид Соборной площади: Архангельский собор, справа - Благовещенский собор, построенный псковскими мастерами и Грановитая палата.


Продольный разрез
Этот храм имеет четырехэтажный притвор с западной стороны, куда ведут боковые входы и где на уровне третьего этажа находятся хоры. Посмотрев на чертеж разреза здания, все становится понятным.

Особенностью внешнего облика собора является применение ренессансных декоративных форм в отделке фасадов. Карниз разделяет их на два яруса по горизонтали, пилястры с резными капителями по вертикали с запада — на три, а с юга и севера — на пять частей. Западный, главный вход в собор заглублен в арочную лоджию, над которой во втором ярусе располагается огромное двойное окно, а в третьем, в центральной западной закомаре, — группа небольших круглых окон. Остальные закомары, которыми завершаются все фасады, заполнены белокаменными резными раковинами. Резьба является подлинным украшением собора: белокаменным орнаментом насыщены порталы, декор розеток и капителей нигде не повторяется.


Подражая архитектуре древнерусских храмов, Алевиз завершает фасады Архангельского собора декоративными закомарами-нишами, украшенными огромными белокаменными рельефными раковинами, как в Венеции.

В некотором контрасте с пышным, нарядным и торжественным декором фасадов находится интерьер собора. Цилиндрические своды, поднятые на разную высоту, опираются на крещатые в плане столбы, традиционные для русских церквей.


Интерьер собора, взгляд вверх….
Руку мастера-итальянца выдают мощные базы столпов с профилированными цоколями, которым отвечают пилястры на стенах. В уровне подпружных арок рукава креста обходит карниз. Эти горизонтальные членения разделяют пространство интерьера на три зоны, которым соответствует конструкция иконостаса и ярусное расположение сюжетов стенописи.


Внутренняя планировка собора поражает количеством огромных саркофагов, которые занимают чуть не половину площади пола.

Интерьер светлый и свободный, и когда человек смотрит вверх, он ощущает определенный восторг, но вот эти саркофаги производят тягостное впечатление. Всего в Архангельском соборе насчитывается 54 захоронения, из которых 52 находятся под плитами пола, а две раки стоят на полу. Над захоронениями в интерьере храма располагаются 46 белокаменных надгробий ХVII века с резными растительными орнаментами и надписями вязью. Во время подготовительных работ к празднованию 300-летия династии Романовых надгробия были заключены в металлические застекленные футляры.
И туристы, прослушав подробные сообщения экскурсовода об этих надгробиях, спешат покинуть это интересное место и выйти на свежий воздух.


Поперечный разрез, совмещенный с разрезом через малую главу собора


Мощные контрфорсы поддерживают собор с южной стороны, где недалеко находится бровка Кремлевского холма.


Помимо основных апсид, собор дополнился еще несколькими, пристроенными позднее


Вид Архангельского собора с востока, со стороны апсид

После перенесения столицы Российского государства из Москвы в Петербург в Архангельском соборе больше никого не хоронили. Императорский некрополь расположился в Петропавловском соборе.
Сегодня Архангельский собор сохранил целостность своего интерьера во многом благодаря труду исследователей. Научное планомерное изучение памятника началось еще в ХIХ веке, а в конце 1970-х — начале 1980-х годов в соборе завершился очередной этап реставрационных работ. Объем их был весьма значителен: они коснулись и внешнего облика здания и его интерьеров.
Когда я фотографировал, вся восточная стена Архангельского собора была укрыта строительной сеткой, что означает новый виток реставрационных или ремонтных работ.

Литература и фото:
Литература по Кремлевским соборам настолько обширна, что даже список книг займет несколько страниц. В своей статье я привел только самые важные сведения.
Основные фотографии и сканирование исторических чертежей - выполнены автором .
Несколько фото привлечено из интернета.

Первоисточник в моем Блокноте ЖЖ -

Архангельский собор на кремлевской Соборной площади , как и другие здешние храмы, входит в Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль». Он был построен в начале XVI столетия в честь святого Архистратига – главного архангела, наиболее почитаемого не только в православии, но и в других мировых религиях. Архангел Михаил считался на Руси небесным покровителем князей, отправляющихся на ратные подвиги. Великие князья приходили в храм за благословением, а после венчание на царство очередной русский император приходил в Архангельский собор поклониться могилам предков.

История строительства храма

Первое культовое сооружение в честь святого Архистратига появилось в центре старой Москвы в середине XIII века . Деревянный храм возвели по указу брата Александра Невского московского князя Михаила Хоробрита , погибшего вскоре в бою с литовцами. Церковь простояла почти сто лет, пока в 1333 году на ее месте не освятили белокаменный храм. Его построил Иван Калита , князь Московский и Великий князь Владимирский, отблагодаривший таким образом высшие силы за прекращение голода на Руси. Каменный храм был небольшим и одноглавым, и в его стенах начали хоронить членов великокняжеского рода. Через несколько десятилетий украсить каменную церковь пригласили Феофана Грека – знаменитого иконописца и мастера монументальных фресковых росписей. Грек с учениками написали и несколько икон для церковного иконостаса, бывшего двухъярусным и высоким.

К началу XVI столетия церковь пришла в негодность и по причине частых пожаров, и от времени. Огромное количество захоронений не соответствовало возможностям небольшого по площади храма, и Иван III Калита , занимавший тогда царский престол, распорядился разобрать постройку. В 1505 году итальянский зодчий Алевиз Новый получил задание спроектировать и возвести каменный храм в лучших русских традициях. Иван III вскоре скончался и был похоронен в незаконченном соборе, а ход строительных работ после его кончины курировал Василий III .

Алевизу Новому удалось воплотить в жизнь все пожелания заказчика. Его собственный проект представлял собой традиционный русский православный крестово-купольный храм с пятью главами и семью приделами. Собор был освящен в честь архангела Михаила в 1508 году . Соборные приделы строились в честь Андрея Критского, Иоанна Милостивого, Первого и Второго обретения главы пророка Иоанна Предтечи, Симеона Столпника Летопроводца, Апостола Акилы и Обновления Храма Воскресения Христова.

Собор до и после революции

Московские пожары многократно причиняли ущерб храму. Особенно сильно он пострадал в 1547 году , когда огонь сильно повредил стеновую живопись. Фрески пришлось восстанавливать, для чего из Новгорода и Пскова были приглашены иконописцы.

Фрески реставрировали и век спустя, когда государь Алексей Михайлович дал приказ сбить старую роспись, предварительно составив ее подробное описание, и заменить ее на новые фрески. По причине войн с Польшей и Швецией и дефицита денег в казне работы затянулись на долгое время и были закончены лишь в 1666 году. Артель мастеров, расписывающих в XVII веке Архангельский собор, возглавлял Симон Ушаков . К тому времени известный московский иконописец уже был «жалованным» мастером Оружейного приказа, а затем – и Оружейной палаты. Школа иконописцев Симона Ушакова пользовалась особой милостью царя Алексея Михайловича. В Архангельском соборе Московского Кремля с Ушаковым трудилась почти сотня соратников и учеников. Среди них были Гурий Никитин , крупнейший мастер фрески и иконописи второй половины XVII века, и Фёдор Зубов , царский знаменщик и руководитель жалованных иконописцев Оружейной палаты, сменивший на этом посту Ушакова.

Очередной пожар, случившийся в 1737 году и названный Троицким , снова принес разрушения Архангельскому собору. Храм пришлось капитально ремонтировать, и случилось это уже во времена царствования Елизаветы Петровны . В результате реставрации у Архангельского собора была изменена форма центральной главы, южная стена была усилена вертикальными ребрами из белого камня, а закомары приобрели лаконичный и строгий вид. Внутри реконструкция коснулась икон, которые убрали в серебряные оклады, украшенные чеканкой и позолотой.

В 1742 году было учреждено Московское епархиальное управление и Архангельский собор стал местом, где была установлена кафедра. Новый статус требовал особой роскоши, но и обеспечивал храму достаточное финансирование. Собор постоянно ремонтировался и реконструировался.

На смену пожарам пришла очередная беда из Европы. Наполеоновская армия, оккупировавшая Москву, надругалась над многими православными храмами, и Архангельский собор Кремля не стал исключением. Бесценные иконы были испорчены, серебро их окладов переплавлялось в слитки, а в алтаре и вовсе разместили кухню, где готовили еду для Наполеона. Храм переосвятили в 1813 году , и несколько лет спустя центральную соборную главу покрыли позолотой, а угловые купола – пластинами из белой жести.

Генеральная уборка была проведена в соборе в 1913 году : Россия готовилась отмечать 300-летие царствования дома Романовых. Тогда были отреставрированы Царские врата и промыт иконостас, вычищена вся церковная утварь, а над местом захоронения царя Михаила Федоровича сооружена сень и зажжены лампады.

Революция принесла много перемен и Архангельский собор, как и остальные кремлевские храмы, был закрыт в 1918 году. В нем почти сразу начались восстановительные работы – требовался ремонт после обстрела во время вооруженного восстания 1917 года. Сотрудники созданного по инициативе академика и художника И. Грабаря научно-реставрационного центра укрепили и покрыли защитным материалом иконы, отреставрировали многие образы, а позже – раскрыли стенопись XVII века.

С 1955 года в Архангельском соборе Московского Кремля открыт музей .

Что посмотреть в Архангельском соборе

Во время экскурсии в Московский Кремль, в первую очередь, стоит обратить внимание на внешние архитектурные особенности храма:

Собор построен из белого камня и имеет пять куполов . Его высота составляет 21 метр. Центральная глава располагается над амвоном, малые купола установлены над алтарной частью храма.

На фасаде можно видеть пилястры и карнизы , выступающие в качестве украшения и визуально разделяющие стену на два этажа. В нижнем ярусе выделяются мощные декоративные арки.

Во внешнем убранстве собора четко прослеживаются традиции итальянского зодчества эпохи Ренессанса – растительные капители ордерных пилястров, выполненные в виде полукруглых фронтонов закомары с «раковинами», и сочетание круглых окон различных размеров.

- Главный портал располагается в углублении внушительной ширины, имеющем форму мощной арки с росписями на потолке. Он декорирован растительным каменным орнаментом и увенчан резными акротериями – насадками на вершине фронтона.

Интерьер Архангельского собора способен впечатлить любого почитателя древнерусской живописи:

На столпах и стенах первого яруса располагаются портреты русских князей . Среди шестидесяти изображений легко узнаваемы Иван Калита, Дмитрий Донской, Василий III.

Потолок купола и стены центрального барабана содержат росписи на библейские темы , малые купола – портреты архангелов, святых угодников и сцены из жизни Архангела Михаила.

Композиции Богородичного цикла иконописцы разместили над алтарем. Особенно величественно выглядит фреска «Успение Богородицы» .

В западной части храма можно увидеть цикл художественных росписей на тему «Символы веры» .

Самые старые фрески и настенные росписи, сохранившиеся в Архангельском соборе, датированы XVII веком .

В некрополе Архангельского собора насчитывается 54 захоронения. Самым первым в храме был похоронен заложивший его Иван Калита. В приделе для царской усыпальницы, пристроенной в XVI веке, погребены цари Иоанн Грозный и Федор Иоаннович и безвинно убиенный царевич Иоанн Иоаннович.

Иконостас храма

Отдельного внимания заслуживает иконостас Архангельского собора Московского Кремля. Иконостасом называют алтарную перегородку, которая проходит между северной и южными стенами храма и состоит обычно из нескольких рядов икон. Иконостас отделяет алтарную часть церкви от остальных помещений. В Архангельском соборе он представляет собой рамную конструкцию, украшенную резным цветным декором. Высота иконостаса составляет 13 метров, а изготовлен он был в 1680 году на Потешном дворе. Первый иконостас, установленный в 1508 году при строительстве собора, погиб в пожаре 1547 года.

Иконостас Архангельского собора делится при помощи горизонтальных карнизов на четыре яруса и состоит из трех вертикальных частей. Четыре яруса иконостаса традиционны: пророческий, деисусный, праздничный и местный ряды. Основную массу образов для иконостаса написали художники Федор Зубов, Дорофей Золотарев и Михаил Милютин. Это было в 1681 году. Есть среди икон и более старые, датированные XIV-XVI веками.

Центр пророческого ряда занимает образ Богоматери на троне , а по сторонам от нее располагаются изображения ветхозаветных пророков со свитками, содержащими тексты их предсказаний. В деисусном ряду стоит обратить внимание на центральную композицию Спаса в Силах . Другие иконы этого яруса изображают Богоматерь с Архангелом Михаилом и Иоанна Предтечу с Архангелом Гавриилом. Праздничный чин рассказывает о церковных праздниках, упомянутых в Новом Завете. В местном ярусе представлены патрональные святые, которых почитали великие князья и государи российские. Древнейший образ местного ряда – икона, написанная в конце XIV столетия по заказу вдовы Дмитрия Донского и изображающая Архангела Михаила с деяниями.

На заметку:

  • Ближайшие станции метро: "Боровицкая", "Александровский сад", "Библиотека им. Ленина", "Арбатская".
  • Официальный сайт: www.kreml.ru
  • Часы работы: С 15 мая по 30 сентября - каждый день, кроме четверга, с 9:30 до 18:00. Кассы открыты с 9:00 до 17:00. c 1 октября по 14 мая - каждый день, кроме четверга, с 10:00 до 17:00. Кассы открыты с 9:30 до 16:30. Оружейная палата и смотровая площадка Колокольни Ивана Великого работают по отдельному расписанию.
  • Билеты: продаются возле Кутафьей башни в Александровском саду. Стоимость билета на Соборную площадь, в соборы Кремля: для взрослых посетителей – 500 рублей. Для российских студентов и пенсионеров при предъявлении соответствующих документов – 250 рублей. Дети до 16 лет - бесплатно. Билеты в Оружейную палату и Колокольню Ивана Великого приобретаются отдельно от общего билета.

Архангельский собор

Архангельский собор 1505–1508

Алевиз Новый (конец XV - начало XVI века) Архангельский собор 1505–1508. Северный фасад

Архангельский собор в XIV–XVIII веках служил храмом-усыпальницей московских государей. При князе Иване Калите здесь в 1333 построили небольшой белокаменный храм, в котором он позднее был похоронен. Существующее здание возведено в 1505–1508 по заказу великого князя Ивана III итальянским мастером из Венеции, прозванным в России Алевизом Новым. Построенный им крупный пятиглавый шестистолпный крестово-купольный храм, имеющий позакомарное покрытие помимо древнерусских черт несет на себе печать итальянской архитектуры эпохи Возрождения. Фасады собора подчиняются принципу ордерного членения. Деление их профилированным карнизом на два яруса не соответствует, однако, организации внутреннего пространства собора. Обильную декорацию фасадов дополняют расположенные с севера и запада белокаменные резные порталы и вставленные в полукружия закомар изящные раковины. До середины XVIII века закомары были увенчаны декоративными столбиками - фиалами, а центральная глава имела, как и все остальные, шлемовидное покрытие. Со временем изменилась окраска собора. Первоначально на фоне небеленых краснокирпичных стен четко выделялись белокаменные детали. После революции 1917 в храме, ставшем музеем, богослужения прекратились и возобновились только в 1990-е.

Усыпальница Архангельского собора

В Московском Кремле традиционную для Средневековья функцию храма-усыпальницы выполнял Архангельский собор. Первым, в 1340, в недавно построенном им храме был похоронен Иван Калита. К моменту начала сооружения нового собора в 1505 здесь уже существовало двадцать три гробницы. Поскольку каменные саркофаги стояли прямо на полу, в период строительства их вынесли в расположенную рядом церковь Иоанна Лествичника. Через четыре года их вернули обратно, но в соборе уже был погребен его заказчик - великий князь Иван III. С этого времени захоронения осуществлялись под полом храма. С 1340 по 1730, пока существовал царственный кремлевский некрополь, в Архангельском соборе были похоронены пятьдесят четыре человека - это правящие монархи двух династий (Рюриковичей и Романовых) и их близкие по мужской линии. Кроме того, в центре храма находятся надгробные плиты, отмечающие место захоронения двух принявших православие представителей татарской знати. Последним здесь погребен Петр II (внук Петра Великого), единственный покоящийся здесь император. Существующие ныне сорок четыре надгробия, выполненные в 1630-е, сооружены из кирпича и облицованы белокаменными плитами, на которых помещены имена и даты жизни усопших великих и удельных князей, царей и их близких. В начале XX века они были прикрыты остекленными латунными чехлами.

Интерьер Архангельского собора

Посечение войска мадианитян израильтянами во главе с Гедеоном Роспись на южной стене. 1652–1666

Первая известная роспись Архангельского собора относится ко времени правления Ивана Грозного. Ее программа являлась отражением сложных богословских идей, связанных с представлением о «богоизбранности» рода первого русского царя и покровительстве ему небесных сил. Все основные особенности ее композиции были повторены в стенописи, исполненной при царе Алексее Михайловиче в 1652–1666. К созданию росписи привлекли большую группу иконописцев из Москвы, Ярославля, Костромы и других городов России. Артель, в которой трудились такие знаменитые мастера, как Иосиф Владимиров, Федор Зубов, Сидор Поспеев, возглавлял лучший царский изограф - Симон Ушаков.

Посвящение собора определило особое место в его росписи композициям, иллюстрирующим деяния архангела Михаила, который считался небесным покровителем московских князей-воинов. Эти сцены располагаются на северной и южной стенах собора и занимают четыре яруса из пяти. Многие из них являются символическим отражением реальных событий, связанных с борьбой Московского государства с внешними врагами.

Одна из таких композиций - «Посечение войска мадианитян израильтянами во главе с Гедеоном» - посвящена известному эпизоду Священной истории, когда малыми силами с Божьей помощью была одержана победа над многочисленным врагом. Это событие ассоциировалось у современников Ивана Грозного с его победами над Казанским и Астраханским ханствами. Против татар, которые считались в то время потомками мадианитян, царь выступал, словно новый Гедеон, под покровительством архангела Михаила.

В левой части композиции Гедеон со смирением склонился перед стоящим в величественной позе архангелом, диктующим ему волю Бога. В правой части сидящий на коне предводитель «сынов израилевых» в присутствии архистратига Божия, обнажившего свой грозный меч, стремительно несется навстречу смешавшимся в кучу и уже обращенным вспять врагам. Мастеру-иконописцу удалось передать и торжественный момент предстояния, и динамичную сцену атаки. Склоненные копья мадианитян, их опадающий стяг, поверженные наземь людские и конские фигуры свидетельствуют о скорой победе.

Рака царевича Дмитрия 1813

Среди многочисленных захоронений в Архангельском соборе выделяется одна гробница, размещенная в центральном нефе. Здесь покоятся останки младшего сына Ивана Грозного, царевича Дмитрия. Как известно, после смерти отца двухлетний Дмитрий был отправлен удельным князем в город Углич, где прожил около шести лет и загадочным образом погиб при невыясненных до сих пор обстоятельствах. По одной из версий, его убили люди, подосланные Борисом Годуновым, правителем при немощном царе Федоре Ивановиче.

В начале XVII века именем царевича воспользовался самозванец, который даже занял царский трон. После его свержения останки подлинного Дмитрия доставили в Москву, и он был канонизирован. Представители новой династии Романовых признали его своим святым покровителем. Над захоронением царевича в Архангельском соборе соорудили белокаменную резную сень, а вскоре кремлевские мастера под руководством Гаврилы Овдокимова выполнили серебряную раку. Во время наполеоновского нашествия ее похитили и переплавили, сохранилась только спрятанная в тайнике крышка с изображением царевича, которая сейчас демонстрируется в Оружейной палате. По заказу московского митрополита Августина создана новая рака, хранящаяся в соборе до сих пор.

Надгробные портреты князей. Великие князья Иван Данилович Калита и Семен Иванович Гордый Роспись на южной стене. 1652–1666

Уникальной особенностью росписи Архангельского собора, программа которой была разработана в период правления царя Ивана Грозного, является наличие на гранях четырех столпов собора большого числа (около шестидесяти) изображений русских князей, многие из которых причислены к лику святых. Здесь представлены киевские князья Ольга и Владимир, князья владимирские Андрей Боголюбский и Александр Невский, первый московский князь Даниил Александрович и некоторые другие. Это являлось свидетельством законности правящей в Москве династии, преемственности ее власти от великих князей Киева и Владимира.

Продолжает линию вереница «воображаемых» портретов представителей московского княжеского дома, помещенных в нижнем ярусе росписи стен непосредственно над их захоронениями. Рядом с каждой фигурой, показанной в молитвенной позе фронтально или в трехчетвертном развороте, нанесены надписи, раскрывающие имена князей и их святых покровителей, изображения которых в круглых медальонах располагаются ярусом выше. Подобно святым, все князья с нимбами обращены в большинстве своем к востоку, в сторону алтаря. Такая постановка фигур и их атрибуты должны были, по мнению авторов программы росписи, обосновывать «богоизбранность» рода Ивана Калиты, фигурой которого открывается шествие.

Иконостас Архангельского собора 1679–1681

О первоначальном иконостасе Архангельского собора сохранились лишь скудные сведения. Известно, что он поновлялся при царе Иване Грозном. Из него, по-видимому, происходят иконы «Благовещение Устюжское», «Никола Можайский» и «Иоанн Предтеча - Ангел пустыни» (две последние под записью XVII века). Самой древней иконой собора является главный храмовый образ - «Архангел Михаил, с деяниями ангелов», расположенный на втором месте справа от царских врат. Он, скорее всего, был написан в конце XIV века, находился в первоначальном белокаменном соборе (1333) и мог быть связан с мастерами круга знаменитого иконописца Феофана Грека.

Ныне существующий иконостас и большинство его икон созданы в 1679–1681 по заказу царя Федора Алексеевича, старшего брата Петра I. Над его резной рамой работало более семидесяти мастеров, среди которых Мокей Ильин, Герасим Окулов и другие. Среди авторов икон - известные изографы Федор Зубов и Михаил Милютин. Иконостас имеет только четыре яруса: пророческий, деисусный, праздничный и местный и завершается резным Распятием. Царские врата, заменившие первоначальные, были выполнены в 1770-е. По обе стороны от них расположены иконы «Спас Великий Архиерей» и «Богоматерь Благодатное Небо», написанные в годы создания иконостаса. К этому же времени относится патрональная царская икона «Федор Стратилат».

Из книги Большая Советская Энциклопедия (АР) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СО) автора БСЭ

Из книги 100 великих храмов автора Низовский Андрей Юрьевич

Из книги Русская литература сегодня. Новый путеводитель автора Чупринин Сергей Иванович

Из книги Музеи Петербурга. Большие и маленькие автора Первушина Елена Владимировна

Из книги Краткий справочник необходимых знаний автора Чернявский Андрей Владимирович

Из книги 100 знаменитых символов Украины автора Хорошевский Андрей Юрьевич

Из книги автора

Софийский собор «Неужели где-то там, за этими стенами, - двадцать первый век? Неужели в нескольких десятках метров живет своей жизнью, бурлит двухмиллионный город, шуршат шинами по широким мостовым автомобили, гудят корабли на Днепре, заходят на посадку самолеты?!»

Из книги автора

Почему Архангельский собор в Москве считается главным собором Кремля? В 1504 году по приглашению великого князя Ивана III в Москву прибыл итальянский архитектор Алевизио Нуово (Фрязин). Именно он в 1505–1508 годах на месте храма XIV века построил в Московском Кремле собор,

Из книги автора

Глава 16 Беломорский, Архангельский, Северный, Ленинградский ордена Ленина (с 1968 г.) военные округа в 1944-1992

Из книги автора

Архангельский собор Архангельский собор 1505–1508 Алевиз Новый (конец XV - начало XVI века) Архангельский собор 1505–1508. Северный фасадАрхангельский собор в XIV–XVIII веках служил храмом-усыпальницей московских государей. При князе Иване Калите здесь в 1333 построили небольшой

До Петра I служил родовой усыпальницей русской церкви.

Из истории Архангельского собора

На месте Архангельского собора еще в 1247-1248 годах во времена Михаила Ярославича, брата святого князя Александра Невского, была построена деревянная церковь во имя Архангела Михаила. При Иване Калите в 1333 году был сооружен новый белокаменный храм. По одной из версий его построили в знак благодарности за избавление Руси от голода из-за неурожая ржи в то лето. По другой версии – в память избавления Руси от чумы. Храм имел высоту 20 метров и был самым большим в Кремле . Иван Калита стал первым, кто был погребен под сводами строящегося храма. С тех пор храм стал усыпальницей великих князей Москвы и их ближайших родственников - удельных князей.

В сентябре 1933 года храм был освящён. К началу 16 века церковь обветшала. Тогда под руководством итальянского архитектора Алевиза Нового в 1505-1508 гг. на месте старого храма строится новый. Для поминовения князей и царей здесь были служители, совершающие панихиды. Здание несколько раз реставрировалось. В 18 веке работы проводились дважды, поскольку храм находился в аварийном состоянии. В 1772 году по проекту Баженова для укрепления здания была сооружена Южная пристройка. Как и другие храмы, после Отечественной войны 1812 года здание пришлось восстанавливать. Оклады и украшения с икон были украдены французскими солдатами. Иконы первых двух ярусов иконостаса использовались как скамейки и кровати. После войны убранство храма и иконостас были обновлены. Изготовлены резные царские врата. С 1955 года в здании храма работает музей. В начале 1980-х годов завершилась очередная реставрация храма. Были отремонтированы каменные надгробия и иконостас, внешнее и внутреннее убранство. В начале 19 века после сноса церкви Рождества Иоанна Предтечи к северной стороне храма был перенесен придел святого мученика Уара.

Архитектура Архангельского собора

В основном храм сооружен в традиционно русском стиле. В плане - прямоугольник, вытянутый по оси восток – запад. Построен из кирпича с белокаменными деталями. Это пятиглавый шестистолпный крестовокупольный храм, с узкими щелевидными окнами. Пять глав храма смещены к востоку. Их барабаны имеют различный диаметр и расставлены асимметрично. Так архитектор сумел создать впечатление динамики и свободы.

При строительстве храма была впервые использована интерпретация архитектуры Успенского собора Московского Кремля . В западной части были устроены палати, в которых разместились 4 придела. В архитектуре прослеживаются элементы венецианского стиля. Если посмотреть на фасады, то видим, что здесь применен двухъярусный ордер, что характеризует Венецианскую архитектуру. Закомары (полукруглые или килевидные завершения стены здания) выполнены в виде полукруглых фронтонов, известных в Венеции в 15 веке. В обработке стен широко использованы мотивы зодчества итальянского Возрождения - ордерные пилястры с растительными капителями, «раковины» в закомарах и многопрофильные карнизы.

При устройстве внутреннего пространства Алевиз Новый впервые внёс в интерьер храма ордерную декорацию. В середине 16 века с восточной стороны был пристроен одноглавый храм Покрова Богородицы. Позже симметрично был построен придел в честь Обретения главы Иоанна Предтечи.

Убранство Архангельского собора

В интерьере собора преобладает торжественно-сумеречное настроение. Считается, что Архангел Михаил, в честь которого и построен храм, был проводником душ в царство вечности. Также, он считался и покровителем князей, отличившихся на поле брани. Исследователи предполагают, что при первоначальном оформлении храма при Василии III роспись не предполагалась. Впервые, видимо, храм был расписан в 1564-1565 гг. при Иване IV. Доказательство этому – сохранившиеся фрески над западным входом и в южном предалтарии. Те фрески, которые мы видим сейчас были созданы в середине 17 века. По указанию царя Алексея Михайловича в 1652 году четверо жалованных иконописцев - Симон Ушаков и Степан Рязанец, Яков Казанец и Сидор Поспеев сделали тщательные прориси. Всего 92 мастера принимали участие в росписи стен храма. Интересна галерея из условных портретов князей и царей, похороненных здесь. В роспись стен включены сюжеты о героической борьбе русских воинов с иноземными захватчиками и легендарные страницы жития Архангела Михаила.

Иконостас, сооруженный при строительстве храма (1508 года) сгорел во время пожара в 1547 году. В настоящее время в храме установлен иконостас, выполненный царскими резчиками в 1679-1680 гг. Большинство икон были выполнены тоже в это время. Главная достопримечательность - храмовый образ «Архангел Михаил с деяниями», относится к 14-15 вв. Ее можно назвать вершиной в истории иконописи на Руси. Также примечателен список чудотворной иконы Благовещение Устюжское. Некоторые иконы верхних ярусов иконостаса написаны на старых досках, принадлежащих иконам 1547 года и старше. Верхний ряд венчает Распятие Господне, выполненное Ф. Зубовым и М. Милютиным.

Архангельский собор как усыпальница

Как были расположены захоронения в храме в 1333 году неизвестно. Первым на территории храма был похоронен Иван Калита, который и заложил храм.

Когда в 1505 году храм разобрали, княжеские гробы были вынесены. А в новый храм их поместили в октябре 1507 года. Расположение погребений проводилось по чётким правилам. По южным стенам расположены великокняжеские погребения. Удельные князья погребены вдоль западной стены, а опальные князья - у северной стены. У алтарной преграды у южной стены похоронены Василий III, его дед и отец (Василий II и Иоанн III) и внук царевич Димитрий. В 60-х гг. 16 века царь Иоанн IV соорудил новый придел для царской усыпальницы. Здесь покоятся царевич Иоанн Иоаннович, цари Иоанн Грозный и Феодор Иоаннович.

Всего в храме 54 захоронения. Большая часть погребений находится под плитами пола. В 17 веке над ними были сооружены надгробия, украшенные орнаментами и надписями. Открыто здесь почивают мощи царевича Димитрия Угличского, помещенные сюда в 1606 году у среднего северного столба. В 1774 году из Сретенского собора были перенесены мощи святых князя Михаила Черниговского и боярина его Федора. Они покоятся в раке за иконостасом, у северной стены. В 1928 году в крипту (могилу) подвальной палаты южной пристройки из снесенного собора Вознесенского монастыря были перенесены погребения женщин из династии Рюриковичей и Романовых.

Архангельский собор Московского Кремля – это одна из святынь русского православия. И хотя в нём работает музей, но в престольный праздник и на Радоницу в нем совершаются богослужения.

Похожие статьи

© 2024 bol-zoo.ru. Стоп Вредитель.