Богдановский г а химическая экология. Виртуальные выставки. Тонкослойная хроматография аминокислот в мицеллярных подвижных фазах на силикагеле

Химия и экология

Книги

2010188 тл
28.08
А 91

Астафьева, Людмила Сергеевна. Экологическая химия [Текст] : учебник для сред. проф. образования / Астафьева Л. С. - М. : Академия, 2006. - 223 с. - (Среднее профессиональное образование). 4000 экз. - ISBN 5-7695-2722-6.

В учебнике рассмотрены биохимические функции и токсические свой­ства химических элементов и их неорганических и органических соедине­ний. Особое внимание уделено миграции химических элементов и их со­единений в природной среде и организме человека. Дано представление о химических процессах в окружающей среде. Проанализированы основные экологические проблемы и пути их решения.
Для студентов средних профессиональных учебных заведений. Может быть полезен студентам, специализирующимся в области охраны окружа­ющей среды и рационального использования природных ресурсов.


М891483 тл
28.08
Б 73

Богдановский, Григорий Андреевич. Химическая экология [Текст] : Учеб. пособие по направлению "Экология и природопользование", спец. "Экология" / Богдановский Г. А. - М. : Изд-во МГУ, 1994. - 238 с. : ил. 3000 экз. - ISBN 5-211-01636-X.

В пособии рассматриваются составные части биосферы, круго­вороты биогенных элементов и основные биогеохимические циклы.
Спе­циальная глава посвящена озоновому слою планеты.
Обсуждаются концепции экосистем, термодинамические принципы в экологии, кон­цепция ноосферы. Описываются возобновляемые и невозобновляемые источники энергии, принципы энергетики будущего.
Материал изложен в общем плане и может рассматриваться как основа для углубления и совершенствования химико-экологического образования на уровне высшей школы.
Для студентов и преподавателей естественных факультетов вузов, а также для тех, кто специализируется по экологии.


2028425 тл
28.08
Г 96

Гусакова, Н. В. Химия окружающей среды [Текст] : учеб. пособие для вузов [по эколог. и химико-эколог. спец.] / Гусакова Н. В. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 185 с. - (Высшее образование). Библиогр.: с. 179-182. - 5000 экз. - ISBN 5- 222-05386-5.

Учебное пособие отражает химические аспекты основных эко­логических проблем. В пособии рассматриваются химические про­цессы, протекающие в биосфере, круговороты биогенных элементов и основные биогеохимические циклы. Обсуждаются концепции эко­систем, термодинамические принципы в экологии, химическое за­грязнение окружающей среды и его влияние на экологическое равно­весие.
Предназначено для студентов, аспирантов экологических и хи­мико-экологических специальностей высших учебных заведений, учителей химии, биологии, экологии, а также для лиц, принимающих решения в области природоохранной деятельности.


М796811 тл М800533 оф
40.4
Д 58

Довбан, Корней Иванович. Зеленое удобрение [Текст] / К. И. Довбан. - М. : Агропромиздат, 1990. - 207, с. ; 21 см. Библиогр.: с. 206 (8 назв.). – 34500 экз. - ISBN 5-10-001925-5.

«Зеленое удобрение» (сидерация) – это специальные посевы культур, растительную массу которых частично или полностью запахивают в почву для повышения ее плодородия.
Обобщены сведения о применении сидерации на пахотных землях в полях севооборота, при коренном улучшении естественных кормовых угодий, в са­доводстве, овощеводстве и лесоводстве. Показано значение сидератов в ос­воении солонцовых, пустынных и полупустынных почв.
Проанализирован опыт применения зеленого удобрения в нашей стране и за рубежом, показано влия­ние сидератов на плодородие почвы, ее водно-физические и биологические свойства, на урожай сельскохозяйственных культур и качество продукции.
От­ражена роль зеленого удобрения в почвозащитном земледелии, в оздоровле­нии экологической обстановки. Изложены рекомендации по применению сидератов в качестве промежуточных культур, в сидеральных парах.
Рассмот­рена экономическая эффективность зеленого удобрения в интенсивном зем­леделии.


Другов, Юрий Степанович. Мониторинг органических загрязнений природной среды. 500 методик : практ. руководство / Другов, Юрий Степанович, А. А. Родин. - 2-е изд., доп. и перераб. - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. - 893 с. - (Методы в химии). - Библиогр.: с. 882-890. - ISBN 978-5-94774-761-4.

В практическом руководстве представлены более 5000 экоаналитических методик определения приоритетных органических загрязнений природной среды (питьевая вода, природные и сточные воды, почвы, донные отложения, бытовые и опасные промышленные отходы, атмосферный воздух, воздух рабочей зоны и промышленные выбросы).
Методики отражают перечни нормированной государственной документации России, США и европейских стран.
Для сотрудников аналитических лабораторий любого уровня, занятых анализом различных объектов, в том числе с целью арбитражного анализа.


2053522 тл
24.4
Д 76

Другов, Юрий Степанович. Пробоподготовка в экологическом анализе : практ. руководство / Другов, Юрий Степанович, А. А. Родин. - 3-е изд., доп. и перераб. - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. - 855 с. - (Методы в химии). - ISBN 978-5-94774-764-5.

В практическом руководстве подробно обсуждаются методы пробоподготовки в практической экоаналитике при определении загрязняющих веществ в воздухе, воде, почве, биосредах и продуктах питания. Особое внимание уделено новейшим методам извлечения из матриц (твердофазная экстракция, сверхкритическая флюидная хроматография, экстракция в микроволновом поле, экстракция водой в суперкритическом состоянии и сочетание этих методов с дериватизацией целевых компонентов). Представлены многие стандартные методики.
Для химиков-аналитиков, выполняющих экологические анализы, студентов и аспирантов химических вузов и учебных заведений экологического направ­ления.


2052781 тл
28.08
Е 30

Егоров, Владислав Викторович. Экологическая химия : учеб. пособие для вузов по спец. "Зоотехния" и "Ветеринария" / Егоров, Владислав Викторович. - СПб. : Лань, 2009. - 181 с. - (Учебники для вузов. Специальная литература). - Библиогр. : с. 178. - ISBN 978-5-8114-0897-9.

Учебное пособие предназначено для студентов сельскохозяй­ственных вузов, в том числе ветеринарного профиля. Оно содер­жит сведения по экологической химии - важному разделу эколо­гии. Эти сведения необходимы не только для освоения данного предмета и осознания роли экологии в природе, но и как основа для понимания таких специальных разделов, как ветеринарная и биоэкология, фармакология, зоогигиена и др. Представлены ос­новные понятия экологической химии, ее фундаментальные кон­цепции и законы, а также принципы биологической экологии.
Пособие построено по определенному плану, заключающемуся в последовательном рассмотрении различных сфер природы Земли: атмосферы, гидросферы, педосферы и биосферы, что помогает глуб­же понять их особенности и взаимодействие. В заключительном разделе приведены положения международного права и организа­ции, отвечающие за сотрудничество в данной области.


2008421 тл 2012206 тл 2012217 аб
44.15
З-63

Зинченко, Валентина Алексеевна. Химическая защита растений: средства, технология и экологическая безопасность [Текст] : учеб. пособие для вузов по агр. спец. / Зинченко В. А. - М. : КолосС, 2006. - 232 с. - (Учебники и пособия для студентов высших учебных заведений). 1000 экз. - ISBN 5-9532-0273-3.

Рассмотрены основы агрономической токсикологии, факторы, опреде­ляющие избирательную токсичность пестицидов и устойчивость к ним вредных организмов, поведение пестицидов в окружающей среде и обес­печение экологической безопасности их использования, а также препара­тивные формы и технология применения пестицидов. Даны характеристи­ки основных групп и отдельных препаратов современного ассортимента пестицидов.
Для студентов сельскохозяйственных вузов по агрономическим специ­альностям, а также научных сотрудников и специалистов по защите расте­ний. Интересна и полезна владельцам личных подсобных хозяйств.


М966671 тл
20.1я7
И 85

Исидоров, Валерий Алексеевич. Экологическая химия [Текст] : Учеб. пособие для вузов по спец. "Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов" / Исидоров В. А. - СПб. : Химиздат, 2001. - 303 с. 3000 экз.

Посвящено проблемам глобальных и крупнорегиональных изменений, происходящих в результате антропогенного нару­шения эволюционно сложившихся на нашей планете химиче­ских равновесий.
Показана ведущая роль всей совокупности живых организмов (биоты Земли) в формировании циклов эле­ментов и таких глобальных характеристик, как уровень дости­гающей земной поверхности солнечной радиации, климат и окислительная емкость атмосферы.
Отдельные главы посвя­щены аэрозольной составляющей атмосферы, проблемам ки­слотных осаждений, химии тропосферного и стратосферного озона, а также особо опасным загрязняющим компонентам -соединениям тяжелых металлов, радионуклидам и органиче­ским экотоксикантам.
Для студентов и аспирантов вузов при изучении природо­охранных дисциплин, преподавателей высшей и средней школы, а также для специалистов но охране окружающей среды.


2007932 тл
24.1я73
К 60

Колесецкая, Галина Ивановна. Экологическая химия в вопросах и ответах [Текст] : учеб. пособие для вузов по спец. – химия / Колесецкая Г. И., Лесовская М. И. - Красноярск: КГПУ, 2004. - 113 с. 150 экз. - ISBN 5-85981-113-6.

Пособие адресовано студентам факультета естествознания, учителям химии, биологии и экологии, учащимся образовательных учреждений.
Может быть использовано преподавателями вузов при подготовке элективных и интегрированных курсов для профильной школы.


2081798 тл
44. 15
К 90

Куликова, Наталья Александровна. Гербициды и экологические аспекты их применения [Текст] : учеб. пособие для вузов по напр. высш. проф. образования "Почвоведение" / Н. А. Куликова, Г. Ф. Лебедева; МГУ им. М. В. Ломоносова, Фак. почвоведения. - Москва: URSS: ЛИБРОКОМ, 2010. - 150 с. : ил. ; 22 см. Библиогр.: с. 141-147. - - экз. - ISBN 978-5- 397-01431-1.

В пособии рассмотрены различные методы борьбы с сорной раститель­ностью: агротехнические, биологические, химические.
Представлена история развития химического метода борьбы с сорняками и масштабы применения гербицидов на совре­менном этапе земледелия.
Дана классификация гербицидов, техника их применения (выбор препарата, норма расхода, способ внесения, техника безопасности при примене­нии гербицидов и т. д.). Приведена характеристика наиболее распространенных гербици­дов, разрешенных к применению на территории России. Рассмотрен механизм действия гербицидов в растениях.
Особое внимание уделено экологическим проблемам, возникающим при применении гербицидов, а также предотвращению и исправлению возможных негативных последствий.
Книга предназначена для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению высшего профессионального образования «Почвоведение», а также для специалистов по защите растений, экологии и охране окружающей среды.


Кумачев, Анатолий Иванович. Глобальная экология и химия / А. И. Кумачев, Н. М. Кузьменок. - Минск: Университетское, 1991. - 182, с. : ил.; 20 см. Библиогр.: с. 182-183 (25 назв.). - 1470 экз. - ISBN 5-7855-0407-3.

Что такое глобальная экология? Какова роль химии в ре­шении глобальных проблем человечества? Насколько велика устойчивость биосферы к хозяйственной деятельности челове­ка? Каково влияние химических веществ на здоровье людей? Является ли химия союзником человечества и биосферы? Эти и другие вопросы, касающиеся современной экологии, в попу­лярной форме рассматриваются в данной книге.
Для широкого круга читателей.


Курячая, Марина Алексеевна. Химия созидающая, химия разрушающая [Текст] : Панорама большой химии / М. А. Курячая. - М. : Знание, 1990. - 157, с. ; 20 см. 37000 экз. - ISBN 5-07-000062-4.

Химия вокруг нас – такова особенность конца XX века. Новые материалы, новые технологии, новые отрасли науки.
Но есть и другая химия – нитраты, пестициды, ядовитые промышленные стоки… Они тоже вокруг нас, в этом тоже особенность нашего времени.
Как сосуществуют химия созидающая и химия разрушающая?
Об этом рассказывает эта научно-популярная книга, адресованная самому широкому кругу читателей.


2051764 тл 2052124 аб
28.08
Л 71

Ложниченко, Ольга Владимировна. Экологическая химия [Текст] : учеб. пособие для вузов по спец. "Биоэкология" и смежным спец. / Ложниченко О. В., Волкова И. В., Зайцев В. Ф. ; [рец.: А. В. Смуров и др.]. - М. : Академия, 2008. - 264, с. : ил., рис., табл. - (Высшее профессиональное образование. Естественные науки). Библиогр.: с. 259-262. - 2000 экз. - ISBN 978- 5-7695-4683-9.

В учебном пособии на основе новейших научных данных рассмот­рены последствия антропогенного воздействия на природную среду и его механизмы. Изложены проблемы глобальных и крупномасштабных изменений, происходящих на планете в результате антропогенного нарушения химических равновесий.
Представлена система меропри­ятий по снижению технологической нагрузки на все сферы Земли.
Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по спе­циальности «Биоэкология» и смежным специальностям.


М999479 бф тл М999480 бф аб
35
М 43

Международные карты химической безопасности [Текст] : Приоритетные химические вещества для России: справочник для спец. по охране труда, чрезвычайным ситуациям, гигиенистов, экологов, врачей, химиков / под общ. ред. Ю. А. Рахманина, З. И. Жолдаковой. - М. : Памятники исторической мысли, 2004. - 205 с. 800 экз. - ISBN 5-88451-164-7.

Карты представляют собой листы, на которых приведена информация о свойствах производимых промышленными предприятиями и применяемых во всех отраслях хозяйственной деятельности и быту химических веществ. Представлены карты химической безопасности веществ, приоритетных для России.
Справочник предназначен для широкого круга работников промышленности – химиков всех специальностей, инженеров и техников, ответственных за технику безопасности, санитарных и технических инспекторов, для специалистов по чрезвычайным ситуациям, медиков, гигиенистов.


М815543 тл
40.4
М 61

Минеев, Василий Григорьевич. Агрохимия, биология и экология почвы [Текст] / В. Г. Минеев, Е. Х. Ремпе. - М. : Росагропромиздат, 1990. - 206 с. : ил.; 22 см. Библиогр.: с. 202-206. - 10000 экз. - ISBN 5- 260-00505-8 (В пер.).

В книге изложены сведения о влиянии современного уровня хими­зации на биологические свойства почвы, характер биологической транс­формации минеральных и органических удобрений, уровень азотного пи­тания и продуктивность возделываемых сельскохозяйственных культур в различных регионах страны.
Особое внимание уделено способам устране­ния негативного влияния высоких доз удобрений и других средств хи­мизации на биологическую активность и экологию почвы.
Рассчитана на агрохимиков, микробиологов и агрономов.


М799425 тл
40.4
М 61

Минеев, Василий Григорьевич. Химизация земледелия и природная среда [Текст] / В. Г. Минеев. - М. : Агропромиздат, 1990. – 287 с. ; 21 см. Предм. указ.: с. 284-286. - Библиогр.: с. 277- 283. - 2.70 экз. - ISBN 5-10-001092-4 (В пер.).

В книге обобщены данные отечественных и зарубежных исследователей о влиянии на окружающую среду интенсивного применения средств химизации в земледелии.
Показана роль удобрений в круговороте и балансе питательных веществ в системе почва - растение - удобрение, рассмотрены основные источ­ники потерь биогенных элементов удобрений и загрязнения ими атмосферы, природных вод, почвы.
Рассказано о влиянии минеральных удобрений, а также различных бытовых и промышленных отходов, используемых для повышения урожаев сельскохозяйственных культур, на качество растениеводческой продук­ции.
Перечислены основные пути эффективного использования удобрений с учетом решения экологических проблем в условиях интенсивной химизации земледелия.
Книга предназначена для научных работников в области агрохимии, земле­делия, почвоведения, экологии.


2085924 тл
26.23
Н 34

Наумов, Георгий Борисович. Геохимия биосферы [Текст] : учебное пособие для вузов по геол. и экол. спец. / Г. Б. Наумов. - Москва: Академия, 2010. - 379, с. : ил., граф. ; 22 см. - (Высшее профессиональное образование. Естественные науки). Библиогр.: с. 372-376. - 2000 экз. - ISBN 978-5-7695-5798-9.

Изложено современное состояние общей геохимии с позиций учения В. И. Вернадского о биосфере и ее переходе в стадию ноосферы. Рассмот­рены вопросы положения Земли в космическом пространстве, распрост­раненность и закономерности распределения элементов и их изотопов, формы их нахождения, механизмы миграции и концентрации на геохи­мических барьерах. Данные классической физической геохимии рассмот­рены во взаимосвязи с материалами биогеохимии и ряда смежных науч­ных дисциплин, при этом особое внимание уделено трем основным со­ставляющим биосферы - косному, живому и социальному.
Для студентов учреждений высшего профессионального образования, обучающихся по геологическим и экологическим специальностям.


М980919 тл
40.4
Н 62

Никитишен, Владимир Иванович. Эколого-агрохимические основы сбалансированного применения удобрений в адаптивном земледелии [Текст] / Никитишен В. И.; РАН, Ин-т физико-химических и биол. Проблем почвоведения. - М.: Наука, 2003. - 183 с. - ISBN 5-02-006500-5.

В работе установлены закономерности взаимодействия почвенно-агрохимических, климатических и агротехнических факторов, определяющих трансформацию питательных веществ в почве, уровень минерального питания растений и эффективность удобрений в условиях центра Европейской части России.
На основе этих данных разработана система оптимизации корневого питания растений сельскохозяйственных культур на типичных черноземах и серых лесных почвах.
Для специалистов в области адаптивного земледелия.


М969890 тл
28.08
О 66

Орлов, Дмитрий Сергеевич. Экология и охрана биосферы при химическом загрязнении [Текст]: Учеб. пособие для химич., химико-технологич. и биологич. спец. и напр. вузов / Орлов Д. С., Садовникова Л. К., Лозановская И. Н. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Высш. шк., 2002. - 334 с. 5000 экз. - ISBN 5-06-004099-2.

В пособии освещены актуальные вопросы современного состояния биосферы. Обсуждены источники загрязнения, общие закономерности распределения загряз­няющих веществ в биосфере. Рассмотрены важнейшие группы химических сое­динений и элементов, представляющих экологическую опасность, обсуждены пути их миграции, трансформации и аккумуляции в отдельных компонентах биосферы.
Подробно изложены понятия о предельно допустимых концентрациях, приведены установленные нормативы.
Во второе издание введено описание почвенно-растительного покрова РФ, который высту­пает аккумулятором загрязняющих веществ и через который происходит загряз­нение важнейших продуктов питания человека, дана подробная характеристика и проанализированы особенности формирования органического вещества почв ев­ропейской и азиатской частей России.
Для студентов химических, химико-технологических и биологических специаль­ностей вузов.


М626919 аб
20.1
О 95

Очкин, Андрей Владимирович. Химия защищает природу [Текст] : Кн. Для внеклассного чтения: 8-10 кл. / Очкин А. В., Фадеев Г. Н. - М. : Просвещение, 1984. - 158 с. - (Мир знаний). 120000 экз.

Книга посвящена важной проблеме – взаимоотношениям человека и окружающей среды, бережному отношению к природе.
Авторы на конкретных примерах показывают возможности химии в деле защиты природы.


Полихлорбифенилы: проблемы экологии, анализа и химической утилизации / Т. И. Горбунова [и др.] ; отв. ред. В. Н. Чарушин; РАН, Уральское отд-ние, Ин-т органического ситеза. - Москва: КРАСАНД; Екатеринбург: УрО РАН, 2011. - 397 с. Библиогр. : в конце каждой гл. - ISBN 978-5- 396-00309-5 (КРАСАНД). - ISBN 978-57691-2164-7 (УрО РАН).

В книге обобщены данные, связанные с проблемой загрязнения объектов окружающей среды, биоты и живых организмов техническими полихлорбифенилами.
Про­анализирован литературный материал, посвященный химическим методам превращений полихлорбифенилов, развитым за последнее десятилетие, включая исследования авторов книги. Рассмотрены современные методы анализа производных технических полихлорбифе­нилов
Книга ориентирована на специалистов, работающих в области аналитической, органи­ческой и экологической химии, преподавателей вузов, аспирантов и студентов, а также может быть полезной для сотрудников санитарно-эпидемиологических служб, Росздравнадзора, осуществляющих контроль в сфере обращения с веществами, относящимися к стойким органическим загрязнителям.


2011367 тл 2012203 тл 2012222 аб
28.08
С 14

Садовникова, Людмила Константиновна. Экология и охрана окружающей среды при химическом загрязнении [Текст] : учеб. пособие по химич., химико-технологич. и биологич. спец. / Садовникова Л. К., Орлов Д. С., Лозановская И. Н. - Изд. 3-е, перераб. - М. : Высшая школа, 2006. - 334 с. 3000 экз. - ISBN 5-06-005558-2.

В пособии освещены актуальные вопросы современного состояния окружаю­щей среды. Обсуждены источники загрязнения, общие закономерности распреде­ления загрязняющих веществ в биосфере. Рассмотрены важнейшие группы химических соединений и элементов, представляющих экологическую опасность, обсуждены пути их миграции, трансформации и аккумуляции в отдельных ком­понентах окружающей среды. Подробно изложены понятия о предельно допусти­мых концентрациях, приведены установленные нормативы.
Для студентов химических, химико-технологических и биологических направле­ний и специальностей вузов.


2030214 ен
26.23
Т 19

Тарасова, Наталия Павловна. Химия окружающей среды : Атмосфера: учеб. пособие для вузов по напр. "Экология и природопользование" / Тарасова, Наталия Павловна, Кузнецов, Владимир Алексеевич. - М. : Академкнига, 2007. - 228 с. - Библиогр.: с. 228. - ISBN 978-5-94628-274-1.

Изложены современные представления о физико-химических процессах, протекающих в атмосфере Земли. Представлены данные о строении и составе отдельных слоев атмосферы.
Рассмотрены источники образования и причины разрушения озона в стратосфере и тропосфере.
Приведены сведения об источ­никах поступления особо опасных микропримесей в наружный воздух и в воздух жилых и общественных зданий, о процессах их трансформации и влиянии на организм человека.
Подробно рассмотрено поведение аэрозолей в атмо­сфере. Значительное внимание уделено проблеме глобального климата, при­водятся сведения о существующих моделях для оценки его изменения. Теоре­тические материалы сопровождаются примерами решения задач.
Для студентов, обучающихся по направлению 020800 «Экология и приро­допользование». Может быть полезно студентам вузов, изучающим вопросы охраны окружающей среды и рационального природопользования.


2071544 тл
26. 23
Т 69

Трифонов, Константин Иванович. Физико-химические процессы в техносфере : учебник для вузов по спец. "Безопасность жизнедеятельности в техносфере" / К. И. Трифонов, В. А. Девисилов. - Москва: Форум: Инфра-М, 2010. - 239 с. : ил., табл. - (Высшее образование). Библиогр. : с. 224-225. - 3000 экз. - ISBN 5- 91134-081-X (Форум) : 122.32. - ISBN 5-16-002822- 6 (Инфра-М).

В учебнике изложены основные сведения о физико-химических про­цессах в техносфере. Даны представления о процессах трансформации техногенных и антропогенных загрязнений в атмосфере, гидросфере и педосфере. Рассмотрены физико-химические механизмы парникового эффекта, разрушения озонового слоя, формирования фотохимического смога, образования кислотных дождей, загрязнения техносферы тяжелы­ми металлами. Изложены основные сведения о радиационно-химических процессах в техносфере и взаимодействии ионизирующего излучения с ее компонентами.
Предназначен для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению «Безопасность жизнедеятельности» (специаль­ность «Безопасность жизнедеятельности в техносфере»). Мо­жет быть использован студентами, обучающимися по направлению «Защита окружающей среды», а также специалистами, работаю­щими в области защиты окружающей среды, экологического мониторинга и экологической экспертизы.


2020812 ен 2020867 аб 2020868 аб
44.15
Ф 33

Федоров, Лев Александрович. Пестициды - токсический удар по биосфере и человеку / Федоров, Лев Александрович, А. В. Яблоков; Центр экологической политики России. - М. : Наука, 1999. - 461 с. - (Уроки XX века). - ISBN 5-02-00441-5.

Анализируется опыт интенсивного применения пестицидов в ССС с точки зрения последствий для здоровья среды и населения. Рассмотрена история, практика и экономика создания и применения пестицидов различных поколений и классов. Рассмотрены масштабные экологические последствия применения пестицидов для сельского хозяйства и окружающей среды.
Проанализированы долгое время бывшие закрытыми от общества данные по специальному исследованию влияния пестицидов на здоровье населения.
Впервые обсуждается одна из причин широкого распространения пестицидов в СССР – использование мощностей и ресурсов освободившихся после масштабного производства химического оружия.
Обоснована возможность и необходимость решения хозяйственных проблем без использования пестицидов.
Книга рассчитана на всех интересующихся проблемами экологии сельского хозяйства, работников природоохранных служб, общественных экологических организаций.


2040176 ен
20.1я7
Ф 33

Федоров, Анатолий Анатольевич. Методы химического анализа объектов природной среды : учебник для вузов по спец. "Химия" / Федоров, Анатолий Анатольевич, Г. З. Казиев, Г. Д. Казакова. - М. : КолосС, 2008. - 118 с. - (Учебники и учебные пособия для студентов высших учебных заведений). - ISBN 978-5-9532-0288-6.

Изложены теоретические основы химического анализа объектов при­родной среды. Даны современные представления об экологическом мони­торинге и о методологии экологических исследований. Рассмотрены основ­ные источники поступления загрязняющих веществ в природные среды. Приведены общие принципы лабораторных и натурных экспериментов для оценки уровня загрязнения объектов природной среды. Освещены доступ­ные и высокоточные методы химического анализа природных вод суши, почвенного покрова, атмосферного воздуха. Уделено внимание методам статистической обработки экспериментальных данных.
Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специально­сти «Химия» в области образования и педагогики, преподавателей средних, средних специальных и высших учебных заведений, занимающихся пробле­мами экологического образования.


2101872 чз
28. 08
Х 46

Хаханина, Татьяна Ивановна. Химия окружающей среды [Текст]: учебник для бакалавров: учебное пособие для студентов высших учебных заведений: [базовый курс] / Т. И. Хаханина, Н. Г. Никитина, Л. С. Суханова; под ред. Т. И. Хаханиной; Минобрнауки России, ФГБОУ ВПО "Нац. исследоват. ун-т МИЭТ". - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Юрайт, 2013 [т.е. 2012] . - 215 с. : ил., рис., карт., диагр., граф., табл.

Изложены основные закономерности функционирования экологических систем и биосферы в целом. Рассмотрены про­блемы загрязнения биосферы по разделам: происхождение и эволюция Земли, гидросфера, атмосфера, озоновые дыры в атмосфере, кислотные дожди, последствия и возможные методы решения проблемы, антропогенные воздействия токсич­ных веществ и химических элементов, радионуклиды и их воз­действие на окружающую среду.
Содержание учебника соответствует Федеральному госу­дарственному образовательному стандарту высшего профес­сионального образования третьего поколения и методическим требованиям, предъявляемым к учебным изданиям.
Для студентов технических вузов с квалификацией «бака­лавр» для направлений подготовки «Техносферная безо­пасность», профиль «Инженерная защита окружающей среды», «Охрана окружающий среды и рациональное использование природных ресурсов», а также аспирантов, препо­давателей и всех, кто интересуется вопросами экологии.


2048400 тл 2061874 аб
28.08
Х 46

Химия окружающей среды : учеб. пособие для вузов по спец. "Защита окружающей среды", "Техносферная безопасность", "Охрана окружающей среды и рац. использование ", "Защита окружающей среды" / Т. И. Хаханина [и др.] ; под ред. Т. И. Хаханиной. - М. : Высшее образование, 2009. - 129 с. : ил. - (Основы наук). - Библиогр.: с. 128-129. - ISBN 978-5-9692-0283-2.

Изложены основные закономерности функционирования эколо­гических систем и биосферы в целом.
Рассмотрены проблемы загряз­нения биосферы по разделам: происхождение и эволюция Земли, гид­росфера, атмосфера, озоновые дыры в атмосфере, кислотные дожди, последствия и возможные методы решения проблемы, радионуклиды и их воздействие на окружающую среду.
Предназначено для студентов и аспирантов технических вузов, обучающихся по специальностям «Защита окружающей сре­ды» (специалист), «Техносферная безопасность» (специалист), «Охрана окружающей среды и рациональное исполь­зование природных ресурсов» (специалист), «Защита окружающей среды» (бакалавр). Может представлять интерес для преподавателей и тех, кто интересуется вопросами экологии.


М995137 кро М995138 кр
Х 52

Хитрин, С. В. Химия окружающей среды [Текст] : лаб. практикум / Хитрин С. В., Фукс С. Л. ; [рец. А. П. Леушина] ; Федер. агентство по образованию, ГОУ высш. проф. образования Вят. гос. ун-т, Хим. фак., каф. химии и технологии переработки эластомеров. - Киров: ВятГУ, 2005 (Киров: ПРИП ВятГУ). - 56 с. Библиогр.: с. 54. - 52 экз. - ISBN -.

В лабораторном практикуме обобщены методы определения составов атмосферы, почвы и воды при воздействии на них человека. все аналитические методы взяты из руководящих материалов и стандартов.
Приведенный материал позволит студентам более глубоко изучить специфические экологические дисциплины.
Практикум предназначен для стедентов специальности «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов», изучающих дисциплины «Химия окружающей среды», «Экологическая химия», «Промышленная экология».


2080387 кро 2080388 кр
Х 52

Хитрин, Сергей Владимирович. Биоорганическая химия в технологии защиты биосферы [Текст] : учеб. пособие / С. В. Хитрин, Н. В. Колотилова; [рец. Л. И. Домрачева] ; М-во образования и науки РФ, ГОУ ВПО "Вят. гос. ун-т", Хим. фак., Каф. технологии защиты биосферы. - Киров: Изд-во ВятГУ, 2011 (Киров: ПРИП ВятГУ). - 103 с. : ил. Библиогр.: с. 102-103. - 100 экз. - ISBN -.

Учебное пособие предназначено для студентов специальностей «Охрана окружающей среды и рациональное использование при­родных ресурсов», «Биотехнология», «Микробиология» дневной и заочной форм обучения.


Чернобаев, Иван Пантелеевич. Химия окружающей среды [Текст] : [учеб. пособие для техн. и технол. спец. вузов] / И. П. Чернобаев. - Киев: Выща шк., 1990. - 190, с. ; 21 см. На пер. авт. не указан. - Библиогр.: с. 189 (12 назв.). - 4000 экз. - ISBN 5-11-002020-5 (в пер.).

Рассмотрены основные элементы биосферы, влияние произ­водственной, сельскохозяйственной и других видов деятельности человека на биосферу, а также методы хранения, выделения, предотвращения образования и вторичного использования ан­тропогенных отходов, проникающих в окружающую среду.
Описаны химические, физико-химические, биологические и дру­гие методы очистки твердых отходов, газовых выбросов и сточ­ных вод от различных загрязнителей.
Освещены правовые, техни­ческие и социально-экономические проблемы защиты окружаю­щей среды.
Для студентов технических и технологических специаль­ностей вузов.


2029030 ен
28.08
Ш 37

Шевченко, Тамара Михайловна. Химия и окружающая среда: учеб. пособие / Шевченко, Тамара Михайловна, Шевченко, Леонид Андреевич; Федер. агентство по образованию, Гос. образоват. учреждение высш.проф. образования, Кузбасский гос. техн. ун-т. - Кемерово: КузГТУ, 2005. - 134 с. - ISBN 5-89070-454-0.

Подробно рассматриваются вопросы, связанные с антропогенным воздействием на окружающую среду - атмосферу, гидросферу и литосферу.
Концепция учебного пособия базируется на оценке процессов, протекающих в биосфере исключительно с позиций химии и биохимии.
Предназначено для студентов, обучающихся по специальности 330500 «Безопасность технологических процессов и производств (в горной промышленности)».
Может быть также рекомендовано при подготовке специалистов химико-технологического профиля и других специальностей.


М894646 тл М895703 тл М897940 аб
28.08
Ш 97

Шустов, Сергей Борисович. Химические основы экологии [Текст] : Учеб. пособие для шк., гимназий с углубл. изуч. химии, биологии, экологии / Шустов С. Б., Шустова Л. В. ; Под ред. С.Ф. Жильцова. - М. : Просвещение, 1995. - 239 с. 30000 экз. - ISBN 5-09-005156-9.

Книга представляет собой одно из первых учебных пособий по экологической химии, в котором всесторонне рассматриваются химические основы экологических проблем.
В конце разделов имеются оригинальные вопросы и задания для самостоятельной работы.
Книга иллюстрирована рисунками, будет полезна учителям, студентам естественных факультетов педагогических вузов, а также всем интересующимся экологией.


Статьи

Аверьянов, В. А. Экологические аспекты преподавания в общеобразовательной школе [Текст] / В. А. Аверьянов, В. А. Алферов, Б. А. Марков // Экология и пром-сть России. - 1998. - Янв. - С.41-43. - Библиогр.: 10 назв.

Аранская, О. С. Химия и охрана окружающей среды: [образовательный проект] / О. С. Аранская // Химия в шк. - 2004.- № 7. - С. 68-80.

Алехин, Е. А. Химия и естествознание в жизнедеятельности человека: [программа практикума; 9 класс] / Е. А. Алехин // Химия в шк. - 2008. - № 7. - С. 40-46.

Бережной, А. И. Химия и экология [Текст] : [Роль химии и хим. технологий в охране окруж. среды; хим. процессы, хим. пром-сть] / А. И. Бережной // Изв. Акад. пром. экологии. - 2000. - № 2. - С. 3-9.

Колесникова, Е. Е. Игра "Путешествие по химии" [Текст] / Е. Е. Колесникова // Химия - Первое сентября. - 2011. - N 15. - С. 43-46: 6 ил. - (Из опыта работы).
Статья представляет конкурсы по химии, которые можно использовать при проверке и закреплении знаний учащихся.

Кукушкин, И. Г. Российские предприятия выстраивают новую систему взаимоотношений с европейскими партнерами [Текст] / И.Г. Кукушкин; О. Тиссен // Стандарты и качество. - 2011. - № 12. - С. 26-27. - (2011 - Международный год химии).
Анализируется ситуация в химической отрасли России, рассматриваются проблемы, с которыми столкнулись отечественные производители и экспортеры химической продукции при регистрации ряда веществ, а также первые итоги действия REACH в России.

Лавров Ю. REACH шагает по Европе // Нефть России. – 2008. – № 9. – С. 70-73.
О регламенте Европейского Союза REACH (Registration , Evaluation , Authorisation and Restriction of Chemicals ), регулирующем производство и оборот химических веществ, включая их обязательную регистрацию.

Назаренко, В. М. Программа экологизированного курса химии для средней общеобразовательной школы [Текст] : У111-Х1 классы / В. М. Назаренко // Химия в шк. - 1993. - № 5. - С. 35-54.

Назаренко, В. Экологизированный курс химии: от темы к теме [Текст] / В. Назаренко // Химия в шк. - 1996. - № 4. - С. 36-40.

Об экологической составляющей химич. образования [Текст] : [из опыта работы] / Е. В. Ефимова [и др.] // Химия в шк. - 2003. - № 9. - С. 25-30.

Панфилова, Л. В. Формирование системы экологических знаний при изучении химии в педагогическом университете [Текст] : [профессиональная подготовка учителя химии] / Л. В. Панфилова // Химия: методика преподавания. - 2004. - № 5. - С. 13-22.

Предводителев, Д. А. Роль химических знаний в экологической подготовке школьников [Текст] / Д. А. Предводителев, Э. Е. Нифантьев // Химия в шк. - 1998. - № 3. - С. 20-23.

Рыбникова, М. Н. Изучение экологических проблем на уроках химии [Текст] / М. Н. Рыбникова // Химия в шк. - 1998. - № 3. - С. 24-28.

Тарасова, Н. П. Химия и проблемы устойчивого развития и сохранения окружающей среды [Текст] / Н. П. Тарасова, О. М. Нефедов, В. В. Лунин // Успехи химии. - 2010. - Т. 79, N 6. - С. 491-492.
2011 год объявлен Международным годом химии. Проведение года химии в нашей стране должно содействовать созданию и внедрению новых экологически безопасных, энерго- и ресурсосберегающих процессов химии и химической технологии, содействовать модернизации экономики страны, преодолению ее сырьевого характера и переводу на современный высокотехнологичный путь развития, решению многих экологических и природоохранных проблем.

На сегодня нет необходимости убеждать кого-либо в том, какое огромное значение для всего человечества играют вопросы, связанные с проблемой охраны окружающей среды. Эта проблема сложна и многопланова. Она включает не только чисто научные аспекты, но и экономические, социальные, политические, правовые, эстетические.

В основе процессов, обусловливающих современное состояние биосферы, лежат химические превращения веществ. Химические аспекты проблемы охраны окружающей среды формируют новый раздел современной химии, названный химической экологией. Это направление рассматривает химические процессы, протекающие в биосфере, химическое загрязнение окружающей среды и его влияние на экологическое равновесие, дает характеристику основных химических загрязнителей и способов определения уровня загрязнения, разрабатывает физико-химические методы борьбы с загрязнением окружающей среды, проводит изыскание новых экологически чистых источников энергии и др.

Понимание сути проблемы охраны окружающей среды, безусловно, требует знакомства с рядом предварительных понятий, определений, суждений, детальное изучение которых должно способствовать не только более глубокому проникновению в суть проблемы, но и развитию экологического образования. .Геологические сферы планеты, а также структура биосферы и протекающие в ней химические процессы в обобщенном виде представлены на схеме 1 .

Обычно различают несколько геосфер. Литосфера - внешняя твердая оболочка Земли, состоящая из двух слоев: верхнего, образованного осадочными породами, включающими гранит, и нижнего - базальтового. Гидросфера - это все океаны и моря (Мировой океан), составляющие 71% поверхности Земли, а также озера и реки. Глубина океана в среднем составляет 4 км, а в отдельных впадинах - до 11 км. Атмосфера - слой над поверхностью литосферы и гидросферы, достигающий 100 км. Нижний слой атмосферы (15 км) называют тропосферой . Она включает взвешенные в воздухе водяные пары, перемещающиеся при неравномерном нагреве поверхности планеты. Над тропосферой простирается стратосфера , у границ которой возникают северные сияния. В стратосфере на высоте 45 км расположен озонный слой, отражающий губительное для жизни космическое излучение и частично - ультрафиолетовые лучи. Выше стратосферы простирается ионосфера - слой разряженного газа из ионизированных атомов.

Среди всех сфер Земли особое место занимает биосфера . Биосфера - это геологическая оболочка Земли вместе с населяющими ее живыми организмами: микроорганизмами, растениями, животными. Она включает верхнюю часть литосферы, всю гидросферу, тропосферу и нижнюю часть стратосферы (в том числе озонный слой). Границы биосферы определяются верхним пределом жизни, ограниченным интенсивной концентрацией ультрафиолетовых лучей, и нижним пределом, ограниченным высокими температурами земных недр; крайних пределов биосферы достигают лишь низшие организмы - бактерии. Особое место в биосфере занимает озонный защитный слой . В атмосфере содержится всего лишь об. % озона, однако он создал на Земле такие условия, благодаря которым на нашей планете зародилась и продолжает развиваться жизнь.

В биосфере осуществляются непрерывные круговороты веществ и энергии. В круговороте веществ постоянно участвуют в основном одни и те же элементы: водород, углерод, азот, кислород, сера. Из неживой природы они переходят в состав растений, из растений - в животных и человека. Атомы этих элементов удерживаются в круге жизни сотни миллионов лет, что подтверждается данными изотопного анализа. Указанные пять элементов называют биофильными (жизнелюбивыми), при этом не все их изотопы, а только легкие. Так, из трех изотопов водорода биофильным является только . Из трех природных изотопов кислорода биофилен только , а из изотопов углерода - только .

Роль углерода в возникновении жизни на Земле поистине огромна. Имеются основания полагать, что при образовании земной коры часть углерода вошла в состав ее глубинных слоев в виде минералов типа карбидов, а другая его часть была удержана атмосферой в виде СО. Понижение температуры на определенных этапах формирования планеты сопровождалось взаимодействием СО с водяным паром по реакции ккал, так что ко времени появления на Земле жидкой воды углерод атмосферы должен был находиться в виде углекислого газа. В соответствии с приводимой ниже схемой круговорота углерода углекислый газ атмосферы извлекается растениями (1), и через пищевые связи (2) углерод попадает в организм животных:

Дыхание животных и растений и тление их останков постоянно возвращают атмосфере и водам океана громадные массы углерода в виде углекислого газа (3, 4). Вместе с тем имеет место некоторый вывод углерода из круговорота за счет частичной минерализации останков растений (5) и животных (6).

Дополнительным, причем более мощным, выводом углерода из круговорота является неорганический процесс выветривания горных пород (7), при котором содержащиеся в них металлы под действием атмосферы переходят в углекислые соли, вымываемые затем водой и переносимые реками в океан с последующим частичным осаждением. По ориентировочным подсчетам ежегодно при выветривании горных пород из атмосферы связывается до 2 млрд т углерода. Такой грандиозный расход не может быть скомпенсирован различными свободно протекающими природными процессами (извержением вулканов, газовыми источниками, действием образующейся при грозах на известняки и т.д.), ведущими к обратному переходу углерода из минералов в атмосферу (8). Таким образом, как неорганический, так и органический этапы круговорота углерода направлены на уменьшение содержания в атмосфере. В этой связи следует отметить, что сознательная деятельность человека существенно влияет на общий круговорот углерода и, затрагивая по существу все направления процессов, протекающих при естественном круговороте, в конечном счете компенсирует утечку из атмосферы. Достаточно сказать, что за счет сжигания только одного каменного угля атмосфере ежегодно (в середине нашего века) возвращалось в виде более 1 млрд т углерода. Принимая во внимание потребление и других видов ископаемого горючего (торфа, нефти и др.), а также ряд промышленных процессов, ведущих к выделению , можно полагать, что эта цифра в действительности еще более высокая.

Таким образом, влияние человека на циклы превращений углерода по своему направлению прямо противоположно суммарному результату естественного цикла:

Энергетический баланс Земли слагается из различных источников, однако главнейшими из них являются солнечная и радиоактивная энергия. В ходе эволюции Земли радиоактивный распад был интенсивным, и 3 млрд лет тому назад радиоактивного тепла было в 20 раз больше, чем сейчас. В настоящее время тепло солнечных лучей, падающих на Землю, значительно превосходит внутреннее тепло от радиоактивного распада, так что основным источником тепла сейчас можно считать энергию Солнца. Солнце дает нам в год ккал тепла. Согласно приведенной выше схеме, 40% солнечной энергии отражается Землей в мировое пространство, 60% поглощается атмосферой и почвой. Часть этой энергии расходуется на фотосинтез, часть идет на окисление органических веществ, а часть консервируется в угле, нефти, торфе. Солнечная энергия возбуждает на Земле грандиозные по своим масштабам климатические, геологические и биологические процессы. Под влиянием биосферы солнечная энергия преобразуется в различные формы энергии, обусловливающие огромные по размерам превращения, миграции, круговорот веществ. Несмотря на свою грандиозность, биосфера является открытой системой, так как постоянно получает поток солнечной энергии.

Фотосинтез включает сложный комплекс различных по природе реакций. В этом процессе происходит перестройка связей в молекулах и , так что вместо прежних связей углерод-кислород и водород-кислород возникает новый тип химических связей: углерод-водород и углерод-углерод:

В результате этих превращений возникает молекула углевода, которая представляет собой концентрат энергии в клетке. Таким образом, в химическом отношении сущность фотосинтеза заключается в перестройке химических связей. С этой точки зрения, фотосинтезом можно называть процесс синтеза органических соединений, идущий за счет световой энергии. Суммарное уравнение фотосинтеза показывает, что кроме углеводов образуется также и кислород:

но это уравнение не дает представления о его механизме. Фотосинтез - это сложный, многоступенчатый процесс, в котором с биохимической точки зрения центральная роль принадлежит хлорофиллу - органическому веществу зеленого цвета, которое поглощает квант солнечной энергии. Механизм процессов фотосинтеза может быть представлен следующей схемой:

Как видно из схемы, в световой фазе фотосинтеза избыточная энергия "возбужденных" электронов порождает для процесса: фотолиз - с образованием молекулярного кислорода и атомарного водорода:

и синтез аденозинтрифосфорной кислоты (АТФ) из аденозиндифосфорной кислоты (АДФ) и фосфорной кислоты (Ф). В темновой фазе идет синтез углеводов, для осуществления которого расходуется энергия АТФ и атомов водорода, возникающих в световую фазу в результате преобразования световой энергии Солнца. Общая продуктивность фотосинтеза огромна: ежегодно растительность Земли связывает 170 млрд т углерода. Помимо того, растения вовлекают в синтез миллиарды тонн фосфора, серы и других элементов, в результате чего ежегодно синтезируется около 400 млрд т органических веществ. Тем не менее при всей своей грандиозности природный фотосинтез - медленный и малоэффективный процесс, поскольку зеленый лист использует для фотосинтеза всего 1% падающей на него солнечной энергии.

Как отмечалось выше, в результате поглощения углекислоты и дальнейших ее преобразований в ходе фотосинтеза образуется молекула углевода, которая служит углеродным скелетом для построения всех органических соединений в клетке. Органические вещества, возникшие в процессе фотосинтеза, характеризуются высоким запасом внутренней энергии. Но энергия, аккумулированная в конечных продуктах фотосинтеза, недоступна для непосредственного использования ее в химических реакциях, протекающих в живых организмах. Перевод этой потенциальной энергии в активную форму осуществляется в другом биохимическом процессе - дыхании . Основная химическая реакция процесса дыхания - это поглощение кислорода и выделение углекислого газа:

Однако процесс дыхания очень сложный. Он включает активацию атомов водорода органического субстрата, освобождение и мобилизацию энергии в виде АТФ и генерации углеродных скелетов. В процессе дыхания углеводы, жиры и белки в реакциях биологического окисления и постепенной перестройки органического скелета отдают свои атомы водорода с образованием восстановленных форм. Последние при окислении в дыхательной цепи освобождают энергию, которая аккумулируется в активной форме в сопряженных реакциях синтеза АТФ. Таким образом, фотосинтез и дыхание - это различные, но весьма тесно связанные стороны общего энергообмена. В клетках зеленых растений процессы фотосинтеза и дыхания тесно сопряжены. Процесс дыхания в них, как и во всех других живых клетках, идет постоянно. Днем наряду с дыханием в них происходит фотосинтез: растительные клетки преобразуют световую энергию в химическую, синтезируя органическое вещество, а в качестве побочного продукта реакции выделяя кислород. Количество кислорода, выделяемого растительной клеткой в процессе фотосинтеза, в 20-30 раз больше, чем поглощение его в одновременно идущем процессе дыхания. Таким образом, днем, когда в растениях идут оба процесса, воздух обогащается кислородом, а ночью, когда фотосинтез прекращается, сохраняется только процесс дыхания.

В организм человека необходимый для дыхания кислород поступает через легкие, тонкие и влажные стенки которых имеют большую поверхность (порядка 90 ) и пронизаны кровеносными сосудами. Попадая в них, кислород образует с гемоглобином, заключенным в красных кровяных клетках - эритроцитах, - непрочное химическое соединение - оксигемоглобин и в таком виде красной артериальной кровью разносится ко всем тканям тела. В них кислород отщепляется от гемоглобина и включается в различные обменные процессы, в частности окисляет органические вещества, поступившие в организм в виде пищи. В тканях к гемоглобину присоединяется углекислый газ, образуя непрочное соединение - карбгемоглобин. В таком виде, а также частично в виде солей угольной кислоты и в физически растворенном виде углекислый газ с током темной венозной крови поступает в легкие, где и выводится из организма. Схематически этот процесс газообмена в организме человека можно представить следующими реакциями:

Обычно вдыхаемый человеком воздух содержит 21% (по объему) и 0,03% , а выдыхаемый - 16% и 4% ; за сутки человек выдыхает 0,5 . Аналогично кислороду реагирует с гемоглобином угарный газ (СО), причем образующееся соединение Гем. СО значительно более прочно. Поэтому даже при небольших концентрациях СО в воздухе значительная часть гемоглобина оказывается связанной с ним и перестает участвовать в переносе кислорода. При содержании в воздухе 0,1% СО (по объему), т.е. при соотношении СО и 1: 200 гемоглобином связываются равные количества обоих газов. В силу этого при вдыхании отравленного окисью углерода воздуха смерть от удушья может наступить, несмотря на наличие избытка кислорода.

Брожение как процесс распада сахаристых веществ в присутствии особого рода микроорганизмов настолько часто протекает в природе, что спирт, хотя и в ничтожных количествах, является постоянной составной частью почвенных вод, а пары: его всегда в небольших количествах содержатся в воздухе. Простейшая схема брожения может быть представлена уравнением:

Хотя механизм процессов брожения сложен, все же можно утверждать, что чрезвычайно важную роль в нем играют производные фосфорной кислоты (АТФ), а также ряд ферментов.

Гниение - сложный биохимический процесс, в результате которого экскременты, трупы, останки растений возвращают почве ранее взятый из нее связанный азот. Под влиянием особых бактерий в конечном счете этот связанный азот переходит в аммиак и соли аммония. Кроме того, при гниении часть связанного азота переходит в свободный азот и теряется.

Как следует из приведенной выше схемы, часть солнечной энергии, поглощаемой нашей планетой, "консервируется" в виде торфа, нефти, угля. Мощные сдвиги земной коры погребали под слоями горных пород громадные растительные массивы. При разложении отмерших растительных организмов без доступа воздуха из них выделяются летучие продукты распада, а остаток постепенно обогащается углеродом. Это соответствующим образом сказывается на химическом составе и теплотворной способности продукта разложения, который в зависимости от его особенностей называют торфом, бурым и каменным углем (антрацитом). Подобно растительной, животная жизнь минувших эпох также оставила нам ценное наследство - нефть. Современные океаны и моря содержат громадные скопления простейших организмов в верхних слоях воды до глубины примерно 200 м (планктон) и в придонной области не очень глубоких мест (бентос). Общая масса планктона и бентоса оценивается громадной цифрой (~ т). Будучи основой питания всех более сложных морских организмов, планктон и бентос в настоящее время вряд ли накапливаются в виде останков. Однако в далекие геологические эпохи, когда условия для их развития были более благоприятными, а потребителей намного меньше, чем сейчас, останки планктона и бентоса, а также, возможно, и более высокоорганизованных животных, массами гибнувших в силу тех или иных причин, могли стать основным строительным материалом для образования нефти. Сырая нефть представляет собой нерастворимую в воде маслянистую жидкость черного или коричневого цвета. В ее состав входят 83-87% углерода, 10-14% водорода и небольшие количества азота, кислорода и серы. Ее теплотворная способность выше, чем у антрацита, и оценивается величиной 11000 ккал/кг.

Под биомассой понимается совокупность всех живых организмов биосферы, т.е. количество органического вещества и заключенной в нем энергии всей совокупности особей. Биомассу обычно выражают в весовых единицах в пересчете на сухое вещество на единицу площади или объема. Накопление биомассы обусловливается жизнедеятельностью зеленых растений. В биогеоценозах они как производители живого вещества играют роль "продуцентов ", растительноядные и плотоядные животные как потребители живого органического вещества - роль "консументов ", а разрушители органических остатков (микроорганизмы), доводящие распад органического вещества до простых минеральных соединений, - "редуцентов ". Особой энергетической характеристикой биомассы является ее способность к размножению. По определению В.И. Вернадского, "живое вещество (совокупность организмов) подобно массе газа растекается по земной поверхности и оказывает определенное давление в окружающей среде, обходит препятствия, мешающие его продвижению, или ими овладевает, их покрывает. Это движение достигается путем размножения организмов". На поверхности суши увеличение биомассы происходит в направлении от полюсов к экватору. В этом же направлении возрастает и количество видов, участвующих в биогеоценозах (см. ниже). Биоценозы почв покрывают всю поверхность суши.

Почва - это рыхлый поверхностный слой земной коры, изменяемый атмосферой и организмами и постоянно пополняемый органическими остатками. Мощность почвы наряду с поверхностной биомассой и под ее влиянием увеличивается от полюсов к экватору. Почва плотно заселена живыми организмами, и в ней происходит непрерывный газообмен. Ночью при охлаждении и сжатии газов в нее проникает некоторое количество воздуха. Кислород воздуха поглощается животными и растениями и входит в состав химических соединений. Проникший с воздухом азот улавливается некоторыми бактериями. Днем при нагревании почвы из нее выделяются аммиак, сероводород и углекислый газ. Все процессы, происходящие в почве, входят в круговорот веществ биосферы.

Гидросфера Земли , или Мировой океан , занимает более 2/3 поверхности планеты. Физические свойства и химический состав вод океана весьма постоянны и создают среду, благоприятную для жизни. Водные животные выделяют при дыхании , а водоросли при фотосинтезе обогащают воду . Фотосинтез водорослей происходит главным образом в верхнем слое воды - на глубине до 100 м. На долю планктона океана приходится 1/3 фотосинтеза, происходящего на всей планете. В океане биомасса в основном рассеяна. В среднем биомасса на Земле, по современным данным, составляет примерно т, масса зеленых растений суши - 97%, животных и микроорганизмов - 3%. В Мировом океане живой биомассы в 1000 раз меньше, чем на суше. Использование солнечной энергии на площади океана - 0,04%, на суше - 0,1%. Океан не так богат жизнью, как это предполагалось еще недавно.

Человечество составляет лишь небольшую часть биомассы биосферы. Однако, овладев различными формами энергии - механической, электрической, атомной, - оно стало оказывать громадное влияние на процессы, протекающие в биосфере. Человеческая деятельность превратилась в столь мощную силу, что эта сила стала соизмеримой с естественными силами природы. Анализ результатов деятельности человека, влияния этой деятельности на биосферу в целом привел академика В.И. Вернадского к выводу о том, что в настоящее время человечество создало новую оболочку Земли - "разумную". Вернадский назвал ее "ноосферой ". Ноосфера - это "коллективный разум человека, сконцентрированный как в его потенциальных возможностях, так и в кинетических воздействиях на биосферу. Эти воздействия, однако, на протяжении веков носили стихийный, а подчас и хищнический характер, и следствием такого воздействия стало угрожающее загрязнение окружающей среды, со всеми вытекающими отсюда последствиями".

Рассмотрение вопросов, связанных с проблемой охраны окружающей среды, требует уточнения понятия "окружающая среда ". Под этим термином понимается вся наша планета плюс тонкая оболочка жизни - биосфера, плюс космическое пространство, окружающее нас и воздействующее на нас. Однако часто для упрощения под окружающей средой подразумевают лишь биосферу и часть нашей планеты - земную кору. По В.И. Вернадскому, биосфера - это "область существования живого вещества". Живым веществом называют совокупность всех живых организмов, включая человека.

Экология как наука о взаимоотношениях организмов между собой, а также между организмами и средой обитания особое внимание уделяет изучению тех сложных систем (экосистем), которые возникают в природе на основе взаимодействия организмов между собой и неорганической средой обитания. Отсюда экосистемой называется совокупность живых и неживых компонентов природы, находящихся во взаимодействии. Это понятие применяется к единицам различной протяженности - от муравейника (микроэкосистема) до океана (макроэкосистема). Сама биосфера является гигантской экосистемой земного шара.

Связи между компонентами экосистемы возникают прежде всего на основе пищевых связей и способов получения энергии. По способу получения и использования питательных материалов и энергии все организмы биосферы разделяются на две резко различающиеся группы: автотрофы и гетеротфоры. Автотрофы способны синтезировать органические вещества из неорганических соединений (, и др.). Из этих бедных энергией соединений клетки синтезируют глюкозу, аминокислоты, а затем и более сложные органические соединения - углеводы, белки и т.д. Главными автотрофами на Земле являются клетки зеленых растений, а также некоторые микроорганизмы. Гетеротрофы не способны синтезировать органические вещества из неорганических соединений. Они нуждаются в доставке уже готовых органических соединений. Гетеротрофами являются клетки животных, человека, большинства микроорганизмов и некоторых растений (например, грибов и зеленых растений, не содержащих хлорофилла). В процессе питания гетеротрофы в конечном счете разлагают органическое вещество до углекислоты, воды и минеральных солей, т.е. веществ, пригодных для повторного использования автотрофами.

Таким образом, в природе возникает непрерывный круговорот веществ: необходимые для жизни химические вещества извлекаются автотрофами из окружающей среды и через ряд гетеротрофов вновь в нее возвращаются. Для осуществления этого процесса необходим постоянный приток энергии извне. Его источником служит лучистая энергия Солнца. Движение вещества, вызванное деятельностью организмов, происходит циклически, и оно может быть использовано вновь и вновь, тогда как энергия в этих процессах представлена однонаправленным потоком. Энергия Солнца лишь трансформируется организмами в другие формы - химическую, механическую, тепловую. В соответствии с законами термодинамики такие превращения всегда сопровождаются рассеиванием части энергии в форме тепла. Хотя общая схема круговорота веществ сравнительно проста, в реальных условиях природы этот процесс принимает очень сложные формы. Ни один вид гетеротрофных организмов не способен сразу расщеплять органическое вещество растений до конечных минеральных продуктов (, и др.). Каждый вид использует лишь часть содержащейся в органическом веществе энергии, доводя его распад до определенной стадии. Непригодные для данного вида, но еще богатые энергией остатки используются другими организмами. Таким образом, в процессе эволюции в экосистеме сложились цепи взаимосвязанных видов, последовательно извлекающих материалы и энергию из исходного пищевого вещества. Все виды, образующие пищевую цепь, существуют за счет органического вещества, генерируемого зелеными растениями.

Суммарно лишь 1% лучистой энергии Солнца, падающей на растения, превращается в энергию синтезированных органических веществ, которые могут быть использованы гетеротрофными организмами. Большая же часть энергии, содержащейся в растительной пище, расходуется в организме животных на различные процессы жизнедеятельности и, превращаясь в тепло, рассеивается. При этом только 10-20% этой энергии пищи идет непосредственно на построение нового вещества. Большие потери полезной энергии предопределяют то, что цепи питания состоят из небольшого числа звеньев (3-5). Другими словами, в результате потерь энергии количество образующегося органического вещества на каждом последующем уровне пищевых цепей резко уменьшается. Эта важная закономерность называется правилом экологической пирамиды и на диаграмме представляется пирамидой, в которой каждому последующему уровню отвечает плоскость, параллельная основанию пирамиды. Имеются различные категории экологических пирамид: пирамида чисел - отражающая число особей на каждом уровне пищевой цепи, пирамида биомассы - отражающая соответственно количество органического вещества, пирамида энергии - отражающая количество энергии в пище.

Любая экосистема состоит из двух компонентов. Один из них - органический, представляющий комплекс видов, образующих самоподдерживающуюся систему, в которой осуществляется круговорот веществ, который называется биоценозом , другой - это неорганический компонент, дающий пристанище биоценозу и называемый биотоном :

Экосистема = биотон + биоценоз.

Другие экосистемы, а также геологические, климатические, космические воздействия по отношению к данной экологической системе выступают как внешние силы. Устойчивость экосистемы всегда связана с ее развитием. Согласно современным воззрениям, экосистема обладает тенденцией развиваться в направлении к ее устойчивому состоянию - зрелой экосистеме. Это изменение называется сукцессией . Ранние стадии сукцессии характеризуются незначительным видовым разнообразием и небольшой биомассой. Экосистема в начальной стадии развития очень чувствительна к нарушениям, и сильное воздействие на основной поток энергии может ее разрушить. В зрелых экосистемах флора и фауна увеличиваются. В этом случае повреждение одного компонента не может оказать сильного влияния на всю экосистему. Отсюда зрелая экосистема имеет высокую степень устойчивости.

Как отмечалось выше, геологические, климатические, гидрогеологические и космические воздействия по отношению к данной экологической системе выступают как внешние силы. Среди внешних сил, оказывающих влияние на экосистемы, особое место занимает воздействие человека. Биологические законы строения, функционирования и развития природных экосистем связаны только с теми организмами, которые являются их необходимыми компонентами. В связи с этим человек как в социальном (личность), так и в биологическом (организм) плане не входит в состав природных экосистем. Это вытекает хотя бы из того, что любая природная экосистема в своем возникновении и развитии может обходиться без человека. Человек не является необходимым элементом этой системы. Кроме того, возникновение и существование организмов обусловлено только общими закономерностями экосистемы, тогда как человек порождается обществом и существует в обществе. Человек как личность и как биологическое существо является компонентом особой системы - человеческого общества , которая обладает исторически меняющимися экономическими законами распределения продуктов питания и других условий его существования. При этом элементы, необходимые для жизни, такие, как воздух и вода, человек получает извне , поскольку человеческое общество - это открытая система, в которую энергия и вещество поступают извне. Таким образом, человек является "внешним элементом" и не может вступать в постоянные биологические связи с элементами природных экосистем. С другой стороны, выступая в качестве внешней силы, человек оказывает большое влияние на экосистемы. В этой связи следует указать на возможность существования двух типов экосистем: естественных (природных) и искусственных. Развитие (сукцессия) естественных экосистем подчиняется законам эволюции или законам космических воздействий (постоянству или катастрофам). Искусственные экосистемы - это совокупности живых организмов и растений, живущих в условиях, которые создал человек своим трудом, своей мыслью. Сила воздействия человека на природу проявляется именно в искусственных экосистемах, которые охватывают сегодня большую часть биосферы Земли.

Экологическое вмешательство человека, очевидно, всегда имело место. Всю предшествующую деятельность человека можно рассматривать как процесс подчинения многих или даже всех экологических систем, всех биоценозов потребностям человека. Вмешательство человека не могло не влиять на экологическое равновесие. Еще древний человек, выжигая леса, нарушал экологическое равновесие, но делал он это медленно и в относительно малых масштабах. Такое вмешательство носило больше локальный характер и не вызывало глобальных последствий. Другими словами, деятельность человека того времени проходила в условиях, близких к равновесным. Однако сейчас воздействие человека на природу в силу развития науки, техники и технологии приняло такой размах, что нарушение экологического равновесия стало угрожающим в глобальном масштабе. Если бы процесс воздействия человека на экосистемы не был стихийным, а подчас и хищническим, то вопрос об экологическом кризисе не стоял бы так остро. Между тем деятельность человека на сегодня стала настолько соизмерима с мощными силами природы, что сама природа уже не в состоянии справляться с испытываемыми ею нагрузками.

Таким образом, основная сущность проблемы охраны окружающей среды заключается в том, что человечество благодаря своей трудовой деятельности превратилось в столь мощную природообразующую силу, что ее влияние стало проявляться много быстрее, чем влияние естественной эволюции биосферы.

Хотя термин "охрана окружающей среды" на сегодня весьма распространен, он все же не строго отражает существо дела. Физиолог И.М. Сеченов в свое время указывал, что живой организм не может существовать без взаимодействия с окружающей средой. С этой точки зрения, по-видимому, более строгим является термин "рациональное использование окружающей среды". В целом же проблема рационального использования окружающей среды заключается в поиске механизмов, обеспечивающих нормальное функционирование биосферы.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Дайте определение понятия "окружающая среда".

2. В чем состоит основная сущность проблемы охраны окружающей среды?

3. Перечислите различные аспекты проблемы охраны окружающей среды.

4. Дайте определение термина "химическая экология".

5. Перечислите основные геосферы нашей планеты.

6. Укажите факторы, определяющие верхний и нижний пределы биосферы.

7. Перечислите биофильные элементы.

8. Прокомментируйте влияние деятельности человека на естественный цикл превращений углерода.

9. Что Вы можете сказать о механизме фотосинтеза?

10. Приведите схему процесса дыхания.

11. Приведите схему процессов брожения.

12. Дайте определение понятий "продуцент", "консумент", "редуцент".

13. В чем отличие "автотрофов" от "гетеротрофов"?

14. Дайте определение понятия "ноосфера".

15. В чем сущность правила "экологической пирамиды"?

16. Дайте определение понятий "биотон" и "биоценоз".

17. Дайте определение понятия "экосистема".

Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

Можно искать по нескольким полям одновременно:

Логически операторы

По умолчанию используется оператор AND .
Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

Оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

Оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

Тип поиска

При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

$ исследование $ развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

" исследование и разработка"

Поиск по синонимам

Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "# " перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

# исследование

Группировка

Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

Приблизительный поиск слова

Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~ " в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

бром~1

По умолчанию допускается 2 правки.

Критерий близости

Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~ " в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

" исследование разработка"~2

Релевантность выражений

Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^ " в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

исследование^4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.

Поиск в интервале

Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO .
Будет произведена лексикографическая сортировка.

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.

Почва - верхний слой суши, образовавшийся под влиянием растений, животных, микроорганизмов и климата из материнских горных пород, на которых он находится. Это важный и сложный компонент биосферы, тесно связанный с другими ее частями.

В почве сложным образом взаимодействуют следующие основные компоненты:

Минеральные частицы (песок, глина), вода, воздух;

Детрит - отмершее органическое вещество, остатки жизнедеятельности растений и животных;

Множество живых организмов - от детритофагов до редуцентов, разлагающих детрит до гумуса.

Таким образом, почва - биокосная система, основанная на динамическом взаимодействии между минеральными компонентами, детритом, детритофагами и почвенными организмами.

В своем развитии и формировании почвы проходят несколько этапов. Молодые почвы являются обычно результатом выветривания материнских горных пород или переноса отложения осадков (например, аллювия). На этих субстратах поселяются микроорганизмы, пионерные растения - лишайники, мхи, травы, мелкие животные. Постепенно внедряются другие виды растений и животных, состав биоценоза усложняется, между минеральным субстратом и живыми организмами возникает целая серия взаимосвязей. В результате формируется зрелая почва, свойства которой зависят от исходной материнской породы и климата.

Процесс развития почвы заканчивается, когда достигается равновесие, соответствие почвы с растительным покровом и климатом, то есть возникает состояние климакса. Таким образом, изменения почвы, происходящие в процессе ее формирования, напоминают сукцессионные изменения экосистем.

Каждому типу почв соответствуют определенные типы растительных сообществ. Так, сосновые боры, как правило, растут на легких песчаных почвах, а еловые леса предпочитают более тяжелые и богатые питательными веществами суглинистые почвы.

Почва является как бы живым организмом, внутри которого протекают различные сложные процессы. Для того чтобы поддерживать почву в хорошем состоянии, необходимо знать природу обменных процессов всех ее составляющих.

Поверхностные слои почвы обычно содержат много остатков растительных и животных организмов, разложение которых приводит к образованию гумуса. Количество гумуса определяет плодородие почвы.

В почве обитает великое множество различных живых организмов - эдафобионтов, формирующих сложную пищевую детритную сеть: бактерии, микрогрибы, водоросли, простейшие, моллюски, членистоногие и их личинки, дождевые черви и многие другие. Все эти организмы играют огромную роль в формировании почвы и изменении ее физико-химических характеристик.

Растения поглощают из почвы необходимые минеральные вещества, но после смерти растительных организмов изъятые элементы возвращаются в почву. Почвенные организмы постепенно перерабатывают все органические остатки. Таким образом, в естественных условиях происходит постоянный круговорот веществ в почве.

В искусственных агроценозах такой круговорот нарушен, так как человек изымает значительную часть сельскохозяйственной продукции, используя ее для своих нужд. Из-за неучастия этой части продукции в круговороте почва становится бесплодной. Чтобы избежать этого и повысить плодородие почвы в искусственных агроценозах, человек вносит органические и минеральные удобрения.

Загрязнение почв. В нормальных естественных условиях все процессы, происходящие в почве, находятся в равновесии. Но нередко в нарушении равновесного состояния почвы повинен человек. В результате развития хозяйственной деятельности человека происходит загрязнение, изменение состава почвы и даже ее уничтожение. В настоящее время на каждого жителя нашей планеты приходится менее одного гектара пахотной земли. И эти незначительные площади продолжают сокращаться из-за неумелой хозяйственной деятельности человека.

Громадные площади плодородных земель погибают при горнопромышленных работах, при строительстве предприятий и городов. Уничтожение лесов и естественного травянистого покрова, многократная распашка земли без соблюдения правил агротехники приводит к возникновению эрозии почвы - разрушению и смыву плодородного слоя водой и ветром (рис. 58). Эрозия в настоящее время стала всемирным злом. Подсчитано, что только за последнее столетие в результате водной и ветровой эрозий на планете потеряно 2 млрд га плодородных земель активного сельскохозяйственного пользования.

Одним из последствий усиления производственной деятельности человека является интенсивное загрязнение почвенного покрова. В роли основных загрязнителей почв выступают металлы и их соединения, радиоактивные элементы, а также удобрения и ядохимикаты, применяемые в сельском хозяйстве.

К наиболее опасным загрязнителям почв относят ртуть и ее соединения. Ртуть поступает в окружающую среду с ядохимикатами, с отходами промышленных предприятий, содержащими металлическую ртуть и различные ее соединения.

Еще более массовый и опасный характер носит загрязнение почв свинцом. Известно, что при выплавке одной тонны свинца в окружающую среду с отходами выбрасывается его до 25 кг. Соединения свинца используются в качестве добавок к бензину, поэтому автотранспорт является серьезным источником свинцового загрязнения. Особенно много свинца в почвах вдоль крупных автострад.

Вблизи крупных центров черной и цветной металлургии почвы загрязнены железом, медью, цинком, марганцем, никелем, алюминием и другими металлами. Во многих местах их концентрация в десятки раз превышает ПДК.

Радиоактивные элементы могут попадать в почву и накапливаться в ней в результате выпадения осадков от атомных взрывов или при удалении жидких и твердых отходов промышленных предприятий, АЭС или научно-исследовательских учреждений, связанных с изучением и использованием атомной энергии. Радиоактивные вещества из почв попадают в растения, затем в организмы животных и человека, накапливаются в них.

Значительное влияние на химический состав почв оказывает современное сельское хозяйство, широко использующее удобрения и различные химические вещества для борьбы с вредителями, сорняками и болезнями растений. В настоящее время количество веществ, вовлекаемых в круговорот в процессе сельскохозяйственной деятельности, примерно такое же, что и в процессе промышленного производства. При этом с каждым годом производство и применение удобрений и ядохимикатов в сельском хозяйстве возрастает. Неумелое и бесконтрольное использование их приводит к нарушению круговорота веществ в биосфере.

Особую опасность представляют стойкие органические соединения, применяемые в качестве ядохимикатов. Они накапливаются в почве, в воде, донных отложениях водоемов. Но самое главное - они включаются в экологические пищевые цепи, переходят из почвы и воды в растения, затем в животных, а в конечном итоге попадают с пищей в организм человека.

Похожие статьи

© 2024 bol-zoo.ru. Стоп Вредитель.