Разведение сельскохозяйственных животных. Одомашнивание овец Время и место одомашнивания животных

ВРЕМЯ И ОЧАГИ (МЕСТА) ОДОМАШНИВАНИЯ ЖИВОТНЫХ

Жизнь на Земле возникла много сотен миллионов лет тому назад в архейскую эру. Палеозой (более 300, млн. лет тому назад) характеризуется появлением рыб; в мезозое (более 100 млн. лет назад) были уже рептилии, а в конце его - птицы и первые млекопитающие. В кайнозойскую эру (начавшуюся 30-40 млн. лет назад и продолжающуюся по настоящее время) широкое распространение получили млекопитающие (третичный период); в четвертичный период кайнозойской эры появился и человек.

Третичный период кайнозойской эры подразделяется на геологические эпохи: п а -л е о ц е и (появление рептилий и первых млекопитающих), о л и г о ц е и (дифференциация млекопитающих), миоцен (развитие травянистой растительности и распространение травоядных млекопитающих) и плиоцен (появление новейших млекопитающих, дошедших до наших дней). Три первые эпохи составляют палеоген, а последняя - н е о г е и.

Четвертичный период длился около 1 млн. лет; это период ледниковых передвижений, гибели крупных млекопитающих (мамонта, пещерного медведя и др.), развития современной флоры и фауны и становления человека. Четвертичный период (антропоген) делится на плейстоцен (или дилювий) и голоден (современная эпоха, или аллювий). По орудиям труда, которыми стал пользоваться человек, этот период делится на: 1) эолит (продолжался 400 тыс. лет) -заря каменных орудий, 2) палеолит (150 тыс. лет), или древний -каменный век, 3) мезолит (возник за 12-10 тыс. лет до нашей эры), 4) неолит (за 8-6 тыс. лет до нашей эры), или новый каменный век, - приручение и одомашнивание животных, 5) век меди и бронзы (продолжительностью около 3 тыс. лет), 6) железный век (1500-1000 лет) и 7) историческая эпоха (с половины первого тысячелетия до нашей эры).

Первые следы человека относятся, вероятно, к концу третичного периода (500-600 тыс. лет назад), а в следующий за, ним четвертичный период у человека уже появляются простейшие орудия труда и предметы домашнего обихода.

Палеолит характеризуется только каменными, деревянными и костяными орудиями и утварью; эти орудия с течением времени становятся все более разнообразными и совершенными. Человек палеолита вел «собирательный» образ жизни (питался кореньями, плодами и другими съедобными частями растений) и коллективно охотился на крупных стадных животных (мамонтов, носорогов, диких лошадей, крупный рогатый скот) путем устройства загонов и ловчих ям.

Остатки палеолитической культуры найдены во многих местах Европы, Азии, Африки и Америки (в пещерах и на открытых местах, представляющих «стоянки», расположенные по берегам морей, рек и озер). В СССР остатки этой культуры (кости рыб, зверей и каменные орудия) были обнаружены в средней полосе, в Крыму, на Северном Кавказе, в Сибири и в некоторых других местах.

В эпоху мезолита, переходную к неолиту, когда ледники на равнинах растаяли, мамонты, пещерные медведи и шерстистые носороги вымерли, а северные олени переселились на север, человек изобрел лук и стрелы, с помощью которых можно было убивать дичь на значительном расстоянии. С изобретением лука и стрел коллективная охота постепенно стала терять свое значение. В эпоху мезолита происходило приручение и одомашнивание диких предков собак (волков и шакалов).

В эпоху неолита, относящуюся к послеледниковому периоду, человек имел уже глиняную посуду, более тонкие, отточенные и отшлифованные каменные орудия и вел оседлый образ жизни. Большой известностью пользуются неолитические отложения Ладожского озера; много их найдено и в других местах СССР (в черноземной полосе, на Украине, Урале, Кавказе, в Сибири, на Дальнем Востоке), а также в Западной Европе (в частности, в Швейцарии). В этих отложениях обнаружены кости как диких, так и уже одомашненных животных. Данные раскопок свидетельствуют о том, что вслед за собакой в эпоху неолита человек приручил и одомашнил сначала свинью, затем овцу, козу и крупный рогатый скот (последовательность эта в разных местах, по-видимому, изменялась). Лошадь была одомашнена значительно позднее.

Предположительные очаги происхождения домашних животных определяются в значительной мере зоогеографическими ареалами их диких родичей. Однако легче устанавливаются места происхождения и одомашнивания тех животных, ареал предков и родичей которых во времена одомашнивания был небольшим (например, яка, бантенга, кур и некоторых других). В отношении же таких животных, как крупный рогатый скот, собаки, свиньи, дикие предки которых имели широкое распространение в Азии, Африке и Европе, вопрос решается труднее. Дикие собаки (вернее волки и шакалы) были распространены по всему свету. Дикие свиньи, близкие к домашним, обитали в Средней Азии, Сибири и Европе, но не заходили далеко ни на юг, ни на север. Местами обитания дикого крупного рогатого скота служили степные и лесостепные зоны Азии, Европы и Северной Африки. Дикие овцы и козы населяли горы и плоскогорья Азии и Европы. Дикие ослы и одногорбые верблюды имели более узкий ареал - Северо-Восточную Африку и Аравию, а двугорбый верблюд - Центральную Азию. Дикие лошади были распространены в степях умеренных зон Азии и Европы. Дикие буйволы обитали в Юго-Восточной Азии, яки - в Тибете и т. д.

Считают, что крупный рогатый скот впервые был одомашнен в Центральной и Южной Азии, свиньи -в Южной Азии (по-видимому, в Индокитае), лошади -в Средней Азии, верблюды -в горной части Азии, яки - в Тибете, козы и ослы -в Западной Азии, олени -в Северной Азии. В Азии же впервые одомашнены овцы, куры, павлины, голуби. Европа была родиной длиннорогого крупного рогатого скота, тяжелого типа лошадей, овец (от муфлона) и кроликов; Америка - южноамериканской ламы, индейки; Африка дала в качестве домашних животных осла, одногорбого верблюда, кошку, цесарку и страуса.

Изучение памятников материальной культуры и ряд специальных изысканий по происхождению животных, осуществленных в более позднее время, показывают, что очагов происхождения и одомашнивания животных, так же как и очагов земледельческих культур, было несколько. Осваивая землю, человек вначале выбирал места, наиболее богатые фауной и флорой и с благоприятным климатом, (основные, мощные очаги). Позднее он вынужден был поселяться и в местах, менее благоприятных, с относительно скудной растительностью и бедных животными (дополнительные очаги). В результате в Азии были приручены и одомашнены собаки, крупный рогатый скот, овцы, козы, олени, двугорбые верблюды, свиньи, лошади, а из птиц - куры, павлины, голуби, гуси, утки; в Европе - собаки, крупный рогатый скот, овцы, свиньи, лошади, кролики, а из птиц - гуси и утки; в Африке - ослы, зебры, одногорбые верблюды, антилопы, коней, цесарки, журавли и страусы; в Америке -гуанако и индейки.

К основным древним очагам происхождения и одомашнивания животных С. И. Боголюбский относит Азию - двуречье (бассейн Тигра и Ефрата), Индию, Китай, Индокитай, Северо-Восточную Африку -низовья реки Нила, к дополнительным- Малую Азию, Закавказье, Грецию, Приднепровье, Среднюю Азию, Иран.

* Эпоха неолита в разных географических зонах наступила неодновременно: в очагах более древних культур (Юго-Западная Азия и Северная Африка) --раньше, в Средней и Северной Европе - позже. Соответственно этому приручение и одомашнивание животных также происходило не в одно время. Тогда как в эпоху неолита в Молдавии, Южной Украине, Швейцарии, Средней Азии и Египте были уже домашние собаки, свиньи, овцы и крупный рогатый скот, у Ладожского озера и в некоторых других местах северной части нашей страны в эту же эпоху были лишь домашние собаки.

Как показывают раскопки в Анау (близ Ашхабада), проведенные в 1903-1905 гг., более древней является культура азиатская (3,5-5 тыс. лет до нашей эры); Центральная Азия, по-видимому, и была одним из древнейших очагов происхождения и одомашнивания многих видов животных.

По материалам раскопок в Анау прослежено, как потомки дикого быка древней Азии превращались в более крупный длиннорогий скот, а позднее-в мелкий «торфяниковый», типичный для свайных построек Швейцарии.

В нижних слоях этих раскопок найдены остатки муфлонообразных, несколько выше - остатки животных, средних между муфлоиообразными и «торфяниковой» овцой (Швейцария) и, наконец, остатки настоящей - «торфяниковой» овцы. Подобные изменения заметны и на диком индийском кабане. Там же обнаружены остатки лощади, сходной с современной лошадью Джунгарии. По исследованиям же А. А. Брауйера (1916), в нижних слоях раскопок Анау были кости не лошадей, а полуослов (куланов).

Раскопки в Анау вскрыли не только качественные изменения животных в связи с изменением культуры и климата, но и изменения количественных соотношений между отдельными видами животных: при постепенном падении удельного веса газелей, крупного рогатого скота и лошадей сильно возросла доля овец, коз и свиней.

К основным областям, где впервые были одомашнены наиболее важные для человека животные (крупный рогатый скот, лошади, овцы, свиньи, козы), относятся Юго-Западная Азия и средиземноморский бассейн, причем в первой из этих областей одомашнивание происходило раньше, чем во второй. Сравнительно бедной животными, давшими начало домашним, оказалась Америка. Ни одного вида домашних млекопитающих не дала Австралия.

По данным отечественных исследователей, территория наших Сред-неазиатских республик, южнорусские степи и Правобережная Украина, Нижняя и Средняя Волга, Сибирь также были местами, где издавна происходило приручение и одомашнивание животных. Все эти области не оставались изолированными. Частые переселения народов, происходившие в разные периоды, способствовали перемещению освоенных человеком животных в новые области, большему или меньшему смешению их с аборигенными. Границы первичных областей стирались, и к новейшему времени главнейшие домашние животные распространились по всему земному шару.

В местах, более изолированных, сохранились в основном обитавшие здесь виды животных; в местах же, служивших ареной борьбы народов и путями переселения, смешение животных различного происхождения было настолько сильным, что трудно подчас с достаточной точностью установить предков многих современных пород сельскохозяйственных животных.

По исследованиям советских ученых (А. А. Браунер, В. И. Громова и др.), на территории, занимаемой ныне СССР, домашние животные в разных местах появились неодновременно. Средняя Азия, Закавказье, Кавказ и южная часть Украины относятся к областям, где одомашнивание животных происходило не менее чем за 4-3 тыс. лет до нашей эры. Севернее и северо-восточнее указанных мест домашние животные появились в более поздние времена.

В средней и северной частях СССР в остатках материальной культуры неолита не найдено следов домашних животных, кроме собаки. В ископаемых остатках Трипольской культуры (западнее Днепра), относящихся к неолиту и медно-каменному веку (6-3 тыс. лет до и. э.), обнаружены кости домашнего крупного рогатого скота, овец, коз, свиней и лошадей. В бассейне Нижней Волги первые следы домашних животных (овцы и крупный рогатый скот) относятся ко времени древнеямных погребений ранней бронзовой эпохи (1500-1000 лет до и. э.). В срубных культурах, относящихся к среднебронзовому веку (1200- 800 лет до нашей эры), обнаружены остатки домашней козы и лошади; несколько позднее (первые века нашей эры) в причерноморских степях и в Крыму распространяются кочевья с развитым животноводством (культура скифов-кочевников и оседлых поселений).

В лесной И лесостепной части нашей страны появление домашних животных датируется более поздним периодом ранней бронзы (1500- 500 лет до нашей эры). Однако имеются данные о том, что в бассейне Камы еще за 2000 лет до нашей эры человек разводил домашний крупный рогатый скот, лошадей и свиней. В слоях же, относящихся к VIII- VII вв. до нашей эры, кроме этих животных, найдены и остатки овец.

В северных и степных зонах азиатской части СССР ископаемые остатки домашней лошади, крупного рогатого скота и овец соответствуют культурам медио-каменного века (2000-1700 гг. до нашей эры); несколько позднее (1700-1200 гг. до нашей эры) здесь имелись уже все основные виды домашних животных.

Одомашнивание - это процесс приручения диких животных с последующим разведением для нужд человека. Приручать (делать ручными) можно представителей многих видов, но домашними становятся лишь те из них, кто прожил в неволе на протяжении нескольких поколений.

Созданная человеком среда обитания для таких животных за долгие годы стала естественной, и даже необходимой. В этом докладе мы рассмотрим особенности одомашнивания различных представителей фауны.

История одомашнивания животных

Началось всё приблизительно 10-15 тыс. лет назад, когда люди стали приручать диких волков. Учёные говорят, что это происходило на территории Южной Азии. Так с годами приручённые волки были одомашнены и впоследствии стали хорошо нам знакомыми домашними собаками. Это животное зарекомендовало себя отличным помощником человека на охоте и защитником его жилища. Есть также доказательства того, что наши предки употребляли собак в пищу и использовали их шкуры.

Волки - прямые предки домашних собак, именно их люди приручили первыми.

Следующими были одомашнены овцы, свиньи, а немного позже и козы. Это происходило около 10 тыс. лет назад. Предок овец - это муфлон - горный баран. Встречалось такое животное на юге Европы и в Азии. В ходе скрещивания и отбора были выведены овцы, которых сейчас мы называем домашними. Они только отдалённо напоминают муфлона. Свиньи в хозяйстве людей появились в ходе одомашнивания их предков - диких кабанов, а козы - это потомки безоарового козла. Позже человек начал одомашнивать диких туров. Благодаря этому сегодня мы разводим коров.

Коров издавна разводят для получения молока и мяса.
Фото: flickr.com/NeilH

Лошадей человек оседлал 5-6 тыс. лет назад. Примерно в тот же период было начато разведение птиц: кур, гусей и уток.

Одомашнивание кошек происходило на Ближнем Востоке.

Хотя кошки давно одомашнены человеком, но по-прежнему своенравны.

Понадобились они первую очередь для защиты запасов зерна от грызунов.

Возможность разводить скот повлияла на переход человека к оседлому образу жизни.

У наших предков отпадала необходимость переходить с места на место в поисках дичи для охоты. Так что в какой-то мере домашние животные способствовали изменению уклада жизни древних людей.

Как менялись одомашненные животные

Мы уже выяснили, что домашние животные в большинстве случаев сильно отличаются от предков. Одомашнивание каждого вида проходило много этапов и занимало не одну смену поколения. Птицы и звери привыкали к новым условиям, которые создавал для них человек. На генетическом уровне у них выработалась покорность, послушание и понятливость. Но самое интересное, что эти представители животного мира стали проявлять привязанность и даже преданность людям.

Учёные смогли выявить самые типичные признаки одомашненных животных по сравнению с дикими:

  • у представителей крупных видов - уменьшение в размерах;
  • у мелких - увеличение;
  • укорачивание лап;
  • изменение свойств шерсти и перьев;
  • изменение окраса.

Происходит ли одомашнивание в наше время и зачем

В древние времена одомашнивание было спонтанным. Сегодня же оно планируется с целью добычи продуктов животного происхождения, получения новых питомцев, а также для сохранения видов, которые больше не могут существовать в дикой природе.

В России не так давно появились домашние лисицы. Эксперимент начался в 1959 году. В результате уже сегодня каждый может содержать такую лису дома, не беспокоясь, что оно будет чувствовать себя некомфортно.

Лиса - хищное млекопитающее животное, ведущее в основном ночной образ жизни. Содержание её в домашних условиях требует соблюдения мер предосторожности.
Фото: flickr.com/JudyGallagher

Значение домашних животных для человека сегодня

Одомашненные животные могут использоваться человеком в качестве помощников при охоте и охранников, для борьбы с вредителями и передвижения, а также как источник пищи и сырья.

Представители одомашненных видов иногда выступают в декоративной роли (как украшение жилища). Сегодня домашним любимцем может быть практически любое животное.

Собаки разных пород - самые любимые и распространённые домашние питомцы.
Фото: flickr.com/SergiuBacioiu

Нередко четвероногие и пернатые задействованы в серьёзной работе: помощь полиции, спасение и обслуживание людей. Животные используются и в науке - при исследованиях, опытах и испытаниях лекарств.

Одомашнивание или иначе доместикация — это процесс изменения диких животных или растений, при котором на протяжении многих поколений они содержатся человеком генетически изолированными от их дикой формы и подвергаются искусственному отбору.

Процесс одомашнивания диких животных начинается с искусственной селекции отдельных индивидов для получения потомства с определенными признаками, необходимыми человеку. Индивиды, как правило, выбираются в соответствии с определённым желаемым характеристикам, включая снижение агрессивности по отношению к человеку и представителям собственного вида. В этом отношении принято говорить об укрощении дикого вида. Целью одомашнивания является использование животного в сельском хозяйстве в качестве сельскохозяйственного животного или в качестве домашнего питомца. Если эта цель достигнута, можно говорить об одомашненном животном. Одомашнивание животного коренным образом изменяет условия для дальнейшего развития вида. Естественное эволюционное развитие заменяется искусственной селекцией по критериям разведения. Таким образом, в рамках одомашнивания меняются генетические свойства вида.

Одним из первых одомашненных человеком животных стала собака. Произошло это по некоторым данным от 9 до 17 тысяч лет назад.

Изучение ископаемых останков древних собак началось в 1862 г., когда в Швейцарии были найдены черепа периода неолита. Эта собака была названа "торфяной", и позже ее останки находили в Европе повсеместно, в том числе на Ладожском озере, а также в Египте. Торфяная собака внешне не менялась в течение всего каменного века, останки ее найдены даже в отложениях римской эпохи. Прямым потомком торфяной считается шпицеобразная собака самоедов. Собаку с Ладожского озера, более крупную, чем типичная торфяная, относят к предкам догообразных, а иногда — лаек. С предками самой собаки ясности меньше. В качестве таковых называются: 1) волки — как наш серый тамбовский товарищ, так и индийский (самая распространенная гипотеза); 2) волки и шакалы; 3) ныне вымершая дикая "прасобака" — так считал еще Карл Линней, создатель первой классификации живых существ. По способу применения выделяют пять основных типов собак: мастиффы, волкообразные собаки, борзые, охотничьи пойнтероподобные и пастушьи собаки. С глубокой древности собак рисовали, высекали в камне, чеканили на монетах — это дает нам возможность проследить процесс развития "отношений" собаки и человека. В древнеегипетских гробницах были найдены изображения фараоновой собаки, обожествлявшейся египтянами: так, по свидетельству Геродота, в связи со смертью собаки в египетских домах объявлялся траур. На барельефах Вавилона и Ассирии мы видим мастиффов, использовавшихся для охоты и в качестве боевых псов. В Греции и Риме известно множество монет с изображением собак, древнейшие из которых датируются VII-VI вв. до н. э. Особым спросом пользовались боевые псы. В армии Александра Македонского они занимали почетное место. Ассиро-вавилонские собаки, известные под названием эпиров или молосских догов, были завезены в Древнюю Грецию и Рим, где также использовались в качестве боевых. Весьма ценились собаки охотничьих пород, борзые и гончие (в честь них названо созвездие Гончих псов, оставшихся на небе вместе со своим хозяином, Актеоном).

В Риме боевые собаки стали выступать как гладиаторы, в одиночку соперничая с быками,львами, слонами, медведями. Там же получили распространение и миниатюрные декоративные мелиты, которых потом стали называть мальтийскими болонками. Увлечение матрон собачками было так велико, что императоры неоднократно осуждали его, так как, по их мнению, это препятствовало благородным дамам обзаводиться детьми.

В I веке до н. э. появляется первый известный нам трактат о собаках. В энциклопедическом сочинении Марка Теренция Варрона "О сельском хозяйстве" он описывает различные типы собак, выбор щенка, собачий корм, размножение и способы дрессировки собак. Впрочем, еще раньше в Китае и Японии сохранились письменные упоминания о воспитании и разведении собак — им около четырех тысяч лет. Собаке, спасшей древнегреческий город Коринф, был поставлен памятник. А в засыпанных пеплом Помпеях был найден большой пес, прикрывавший собою тельце ребенка. Надпись на серебряном ошейнике гласила, что собака уже дважды спасла жизнь своего хозяина...

Следующей по времени одомашнивания, видимо, была коза. Произошло это от 9 до 12 тысяч лет назад на территории современного Ирана, Ирака, Палестины. Ее дикими предками были безоаровый и винторогий козлы. Козу уважали как кормилицу (по преданию, коза Амалфея вскормила младенца Зевса), а козья шкура относится к божественному одеянию Афины Паллады. Изображения коз есть и на фресках Древнего Египта. Не все последствия дружбы с козами были предсказуемы. Приручение коз дало человеку высококачественные молоко, шерсть, кожу, но также и навредило среде его обитания. Там, где долго пасутся стада коз, исчезает всякая растительность, и на цветущий край наступает пустыня. Козы не только начисто уничтожают побеги — они добираются даже до неглубоко лежащих семян, которые могли бы прорасти в ближайший дождливый сезон. Оголенная козами почва подвергается эрозии. Такая участь постигла и плоскогория Кастилии, и Малую Азию, и некогда знаменитые марокканские и ливанские кедровые рощи.

Примерно в это же время — 10-11 тысяч лет назад — на территории современного Ирана была одомашнена овца. Оттуда домашние овцы — потомки диких баранов аргали и муфлонов — попали сначала в Персию, потом в Месопотамию. Уже в ХХ в. до нашей эры в Месопотамии были разнообразные породы овец, одна из которых — тонкорунная овца с рогами, закрученными спиралью — широко распространилась: овцы-мериносы потом стали гордостью Испании. 7-12 тысяч лет назад рядом с человеком появилась кошка. Кошки, поселившиеся рядом с жильем человека по своей воле, — исключение среди домашних животных.

Принято считать единым предком домашней мурки североафриканскую и переднеазиатскую степную буланую кошку, одомашненную в Нубии около четырех тысяч лет назад. Отсюда домашняя кошка попала в Египет, в дальнейшем в Азии скрестившись с лесной бенгальской. В Европе пушистые пришельцы повстречались с местной, дикой лесной европейской кошкой. Итог скрещиваний — современное разнообразие пород и расцветок. Ископаемые останки кошек найдены в слоях неолита и бронзы Передней Азии и на Кавказе, в Иордании и городах Древней Индии. На росписях в гробницах Саккараха (2750-2650 гг. до н. э.) кошка изображена с ошейником, а на фреске из Бени-Хасана — в доме, рядом с хозяйкой. В Египте кошки были на особом положении среди прочих обожествляемых животных. Их трупы бальзамировались и захоранивались в пышных гробницах на специальных кладбищах. Они считались воплощением Баст, богини луны и плодовитости, в чьем храме в Бубастисе на праздники собиралось порой до 700 тысяч верующих. Археологами обнаружено около 300 тысяч кошачьих мумий, относящихся к IV тысячелетию до н. э. В XIX веке один предприимчивый купец загрузил ими в Египте целый корабль и привез в Манчестер, думая продать на удобрение. Затея провалилась, и большинство мумий попало в научные коллекции. Закон также охранял священное животное: за убийство кошки грозило суровое наказание вплоть до смертной казни (о несчастном греке, по незнанию убившем кошку, рассказывает Геродот). Вывоз кошек за границу долгое время был запрещен. Лишь во втором тысячелетии до нашей эры домашние кошки появились в Вавилоне, потом — в Индии, Китае и Японии. Из Египта кошка на кораблях финикийских купцов попала во многие уголки Средиземноморья, но вплоть до начала н. э. она была редким и дорогим зверем. Спрос на кошек стал резко падать лишь с распространением христианства, воспринявшего их резко отрицательно. Если в эпоху раннего христианства кошки еще могли жить при монастырях (в ряде женских монастырей они были вообще единственными животными, которых разрешалось держать), то позже кошки (особенно черные) стали восприниматься как пособники ведьм, колдунов и лично дьявола. Невинные зверьки стали жертвами инквизиции, их вешали и сжигали как еретиков.

Во все христианские праздники несчастных животных сжигали живьем и закапывали в землю,жарили на железных прутах и в клетках с обрядовыми церемониями на глазах толп верующих. Во Фландрии, в городе Иперн, среда на второй неделе поста называлась "кошачьей" — в этот день кошек бросали с высокой башни. Обычай был введен графом Болдуином Фландрским в Х веке и просуществовал до 1868 г. Европейские кошки неизбежно были бы истреблены, но их спасло нашествие крыс, принесших с собой "черную смерть" — чуму, и кошки нашли себе достойное применение, а потом и уважение хозяев.

"Ровесниками" кошек — по времени приручения — являются гуси. Гуси были одомашнены первыми среди птиц: дикий серый вид — в Европе, нильский — в Северной Африке, сибирско-китайский — в Китае. Найдены рисунки нильского гуся, разводимого в Египте в 11 тысячелетии до н. э.

В историческое время гусей содержали практически во всех странах Европы, Азии и Северной Африки. В Древней Греции гуси были посвящены Афродите; в Риме же к ним стали весьма уважительно относиться после того, как, по преданию, в начале IV в. до н. э. чуткие птицы, подняв тревогу, помогли отбить нападение галлов. Семь тысяч лет назад в Месопотамии и Китае были одомашнены утки, потомки обычной кряквы.

Куры как домашняя птица впервые появились в Южной Азии. Диким их предком был банкивский петух. Кур разводили как для яиц и мяса, так и для поединков. Фемистокл, собираясь на войну с персами, включил в программу подготовки петушиные бои, чтобы солдаты, глядя на птиц, учились у них стойкости и отваге. От смелых задиристых птиц получили свое название народ галлов.

Буйволы — самые ценные домашние животные в странах Юго-Восточной Азии — были приручены около 9 тысяч лет назад. Удивительно неприхотливые в еде, неутомимые в работе и невосприимчивые ко многим болезням, губительным для другого домашнего скота, с завоеваниями ислама они были завезены арабами в Переднюю Азию и Северную Африку, из Египта — в Восточную. Арабы привезли буйволов на Сицилию и в Северную Италию, а турки — на Балканы.

Примерно 8,5 тысяч лет назад была одомашнена корова. Произошло это, по разным версиям, на территории современной Турции, в Испании, Южной Азии... Ее дикий предок тур был истреблен еще в средневековье, а корова, распространившаяся по свету еще в античности, повсеместно и была возведена в ранг священного животного. Этот статус сих пор сохраняется во многих индийских религиозных школах и в Африке. Священные крылатые быки, высеченные из камня, украшали храмы Ассирии и Персии. В Египте бык Апис был земным воплощением бога-покровителя Мемфиса, Птаха. На Крите, родине быкоглавого минотавра, быки участвовали в знаменитых бычьих играх — цирковых представлениях с религиозной подоплекой. И не зря один из эпитетов богини Геры — "волоокая"...Буйволы и быки широко использовались не только как источники молока, мяса, шкур, но и как тягловые животные. Они тащили за собой тяжелые телеги и рала, помогая человеку заниматься земледелием.

Их аналогом в Южной Америке стали лама и альпака, прирученные пять-семь тысяч лет назад на территории Перу. До прихода испанцев ламы были единственным транспортным животным у индейцев. По горным дорогам лама может нести груз в 50-60 килограммов, что совсем немало, если учесть, что сама она весит около ста. Альпаку же разводят ради прекрасной шерсти.

9000 лет назад в Китае и Юго-Восточной Азии были одомашнены свиньи, разводившиеся ради мяса и шкур. Несколько позже их изображения появляются на фресках Древнего Египта. Свиньи тех времен похожи не на привычных нам хрюшек, а на нынешних кабанов: жилистые, подвижные, по современным меркам очень худые.

В Европе свиней пасли на своеобразных угодьях — в дубовых рощах. Эти парнокопытные любят лакомиться желудями, хотя способны переваривать едва ли не любую органическую пищу. Вечно голодные свиньи были источником беды в средневековых городах. Обычное их преступление — детоубийство. К ним и относились как к преступникам — арестовывали, держали в городской тюрьме наравне с людьми, судили, приговаривали к повешенью... А детишек-поросят конфисковывали в пользу суда.

Первые очаги одомашнивания лошади возникли за 4 тысячи лет до н. э. Предположительно было одомашнено два типа дикой лошади: мелкие, широколобые степные лошадки, отдаленно похожие на тарпанов (вымерших в средние века диких европейских лошадей), и более крупные лесные лошади, с узким лбом, длинной лицевой частью головы и тонкими конечностями. Домашние лошади долго сохраняли признаки диких предков. Первыми стали совершенствовать лошадей народы Древнего Востока. В VII-VI вв. до н. э. лучшими в мире считались несейские лошади Персидского царства.

Коневодством славились области, примыкавшие к Каспийскому морю. В конце первого тысячелетия до н. э. славу несейских лошадей наследовали лошади Парфянского царства, образовавшегося на месте северных провинций Персии и Бактрии. Парфянские кони золотисто-рыжей масти были статными и для тех времен высокими (полтора метра), они становились желанной военной добычей любого государства. Совсем другим было в те времена коневодство лесной полосы Восточной Европы — здесь лошадей использовали в основном на мясо, их рост составлял всего 120-130 см. В XVII в до н. э. появились колесницы. Благодаря им гиксосы, пришлые племена, надолго покорили Египет. Значительно позже появилась конница — вооруженные всадники в крупных боевых соединениях (отдельные наездники были значительно раньше), это произошло в начале I тысячи лет до н. э. у ассирийцев. Интересно, что вначале у конного воина, как и в колесницах, был возница-правчий: в бою он управлял двумя конями (своим и своего воина), а у бойца при этом освобождались обе руки для стрельбы и метания дротиков.

5-6 тысяч лет назад был одомашнен африканский дикий осел. Домашние ослы долгое время были основным транспортным животным, особенно в тех странах, где лошадей не знали или по каким-либо причинам применение ослов было предпочтительней. У осла копыта гораздо крепче, чем у коня, и подковы им не нужны даже на каменистой и неровной горной почве. Ослы широко применялись как верховые и вьючные животные многие тысячелетия, они использовались при постройке египетских пирамид и даже в сражениях. Так, персидский царь Дарий однажды с помощью ослов разогнал войско скифов, которые никогда не видели этих животных и испугались.

В Европе и Азии были выведены сильные, рослые породы домашних ослов, такие как хомадские — в Иране, каталонские — в Испании, бухарские — в Средней Азии. В Греции осел посвящался богу виноделия Дионисию и входил вместе с силенами и сатирами в его хмельную свиту.

Возникнув около пяти тысяч лет назад в Индии, соколиная охота быстро покорила мир, а расцвета "спорт царей" достиг в раннее средневековье. В Европе соколиная охота носила массовый характер: она была увлечением как феодалов, так и простолюдинов. Существовал специальный табель о рангах, предписывающий, кому и с какой птицей охотиться. В Англии воровство или убийство чужого сокола каралось смертной казнью. Громадны и величественны были охоты Чингисхана с участием сотен птиц и тысяч собак. Многие сотни птиц держали при Иване Грозном — даже дорожную подать с купцов брали голубями для соколов.

Собственно голубей человек одомашнил около 6,5 тысяч лет назад (в Месопотамии). Голуби часто изображались на ассирийских барельефах. Во многих странах голуби были священными животными, посвященными богиням любви — Астарте, Афродите.

В Древнем Риме в специальных помещениях-колумбариях голубей разводили на мясо. Плиний Старший писал, что его современники "помешаны на жарком из голубей". Но главное предназначение голубя иное. Это единственная птица, которая верой и правдой служит воздушной почтой, благодаря своему умению находить путь к родным местам.

5000-6000 лет назад одомашнили верблюдов: в Аравии — одногорбого (дромадер), в Средней и Центральной Азии — двугорбого (бактриан). В Египте найдена статуэтка навьюченного дромадера, возраст которой более 5000 лет. Видимо, того же возраста рисунки, изображающие одногорбых верблюдов на скалах Асуана и Синая. В литературе оба верблюда упоминались начиная с 700-600 годов до н. э. Много писал о верблюдах Геродот в связи с большим значением этих животных для войн. "Корабли пустыни" славились способностью долго обходиться без воды и пищи.

Не остался без домашних животных и север. Две-три тысячи лет назад на Чукотке зародилось оленеводство. В довольно бедном мире тундры олень стал настоящим спасением северных народов. Туша животного использовалась полностью, а не только мясо и шкура. В пищу шло все, вплоть до молодых рогов, сухожилий, костного мозга и личинок подкожного овода!

Таким же спасением в горах, степях и полупустынях Тибета стал як, прирученный в первом тысячелетии до н. э. Из жирного — в два раза жирнее коровьего — молока, помимо обычных масла и сыра, делают специальный творог, который долго не портится и почти ничего не весит (что весьма удобно для путешествующих). Шерсть и шкура яков спасает от холода, а высушенный навоз зачастую оказывался единственным доступным топливом в горах.

Чуть позже — по разным оценкам, от 2300 до 5000 лет назад — люди начали одомашнивать пчел. Самое древнее изображение пчелы нашли в Аранской пещере (Испания) — рисунку периода палеолита более 15 тысяч лет. Планомерное разведение пчел начали древние египтяне, причем в Египте пчеловодство было кочевым: ульи на плотах, по мере цветения медон осных растений в северных провинциях Египта, медленно двигались вниз по Нилу. Со второго тысячелетия до нашей эры в Ассирии появился обычай покрывать тела умерших воском и погружать в мед. Продержался обычай долго — до Александра Македонского, тело которого тоже перевозили в гробу, доверху залитом медом, к месту его захоронения в Египет. Если судить по частоте упоминаний в литературе, пчелы были одним из самых популярных животных в античности: о них писали царь Соломон и Демокрит, Аристотель и Вергилий, Аристофан и Ксенофонт. В 950 г. по приказу императора Константина VII была составлена энциклопедия по пчеловодству — "Геопоника". Мед был практически единственным сырьем для приготовления сладких блюд до середины средних веков, а воск служил для изготовления свечей.

На противоположном конце Евразии нашли применение другому насекомому — бабочке-шелкопряду. Впервые упоминание о шелке встречается в древней китайской рукописи ок. 2600 г. до н. э. Более двадцати веков китайцы сохраняли монополию на производство шелка. По преданию, первая удачная попытка контрабанды гусеничных коконов была произведена в IV в. н. э. одной китайской принцессой, которая вышла замуж за короля Малой Бухары и принесла ему в дар "яйца шелковичного червя", спрятанные в прическе. Развести шелкопряда вне Китая не получилось. Удачнее оказался второй контрабандный провоз в 552 году, когда два монаха пронесли коконы в посохах и вручили их императору Юстиниану. С этого времени шелководство начало развиваться и вне Китая. Правда, потом на некоторое время оно заглохло, но возродилось после арабских завоеваний.

Кролика начали одомашнивать еще в Древнем Риме — там зверьки содержались в особых загонах- лепорариях. Как всем известно, кролик — "это не только ценный мех". Римляне стали откармливать их на мясо (гурманы особенно любили кроличьи эмбрионы и новорожденных крольчат). Ценились кролики и в средневековой Европе — так, в Англии начала XIV в. кролик стоил не меньше поросенка. И уже в античные времена кролик стал доставлять много хлопот. На Балеарском архипелаге от пары выпущенных на волю кроликов произошло столь многочисленное потомство, что местные жители стали просить императора Августа помочь им справиться с напастью и прислать солдат для борьбы с прожорливыми зверюшками. Судя по Австралии, "съеденной" кроликами уже в Новое время, эта история никого ничему не научила.

За несколько тысяч лет до н. э в Новом Свете началось одомашнивание морских свинок. Вполне вероятно, что эти зверьки в поисках защиты и тепла сами приходили в жилище человека. У инков свинки были жертвенными животными, которых приносили в дар богу Солнца, а также ели по праздникам. Особой популярностью пользовались свинки с пестрым коричневым или белым окрасом. В Европу их завезли в XVI в. "Морскими" называются они сейчас скорее по ошибке — куда более верно звать их "заморскими".

Страуса, ради перьев и яиц, одомашнили пять тысяч лет назад древние египтяне. Птиц содержали стадами и охраняли. Приручались молодые животные, которых после достижения зрелого возраста периодически ощипывали. Одомашниванием страусов занимались также в восточном Судане — там их содержали со стадами крупного рогатого скота и верблюдов. В Древнем Египте начали разводить и цесарок. Довольно долго цесарки в Греции и Риме были лишь жертвенными птицами. Так продолжалось до императора Калигулы, который постановил: в знак "божественного величия" приносить ему цесарок в жертву — то есть к столу.

В V в. н. э. из дикого сазана был выведен карп. В Европе карпы разводились главным образом в монастырских прудах. Первое упоминание о них есть в приказах, разосланных министром Кассиодором губернаторам провинций: министр требовал, чтобы ко столу короля Теодориха (456-526 гг.) регулярно поставлялись карпы.

С древности были и такие домашние питомцы, чьи функции сводились к сугубо декоративным. В Х в. до н. э. в Китае из карасей были выведены различные породы золотых рыбок, которые быстро распространились в Японии и Индонезии. А в средневековье (XV в.) была одомашнена канарейка. Сегодня мы с трудом можем представить в качестве домашних таких животных, как дрозды, куропатки, лебеди, аисты, журавли, пеликаны — в Египте их откармливали на мясо и использовали в качестве несушек. Ради мяса разводили и гиен (!), их же использовали в качестве сторожевых животных. В Древнем Риме сонь (мелких грызунов) содержали в особых горшках (долиях), где и откармливали орехами. Их мясо ценилось как большой деликатес. Издавна повелся обычай на пирах ставить на стол весы, взвешивать на них в присутствии нотариуса соню и заносить в протокол ее вес. Подавать наиболее упитанных сонь было делом престижа и гордости богачей. А в древнеримских прудах на радость гурманам разводились мурены.

На Древнем Востоке леопарды и львы содержались как священные и жертвенные животные (а также — ради престижа правителя). Со львами даже охотились, хотя в качестве охотников куда более популярны были гепарды. Кое-где с ними, а также с прирученными гораздо позже — 1000-2000 лет назад — каракалами (крупные дикие кошки) охотятся и сейчас. Сотни лет насчитывает использование прирученных бакланов — в Китае и Японии их используют как "живые удочки": на шею птице надевается железное кольцо, не позволяющее проглотить рыбу, после чего баклан выпускается на рыбалку. В последние два века были сделаны попытки одомашнить еще несколько животных: лосей, овцебыков, антилоп; а также декоративных животных — сирийских хомячков и многих аквариумных рыбок.

В процессе приручения, под влиянием новых условий среды и искусств, отбора у животных появились признаки, отличающие их от диких, причём тем более значительные, чем больше труда и времени затрачивал человек на получение животных с необходимыми ему свойствами. Величина и форма тела в наибольшей, степени изменились у животных, условия существования которых сильно отличаются от условий дикого обитания (крупный рогатый скот, свиньи, овцы, лошади) и в меньшей у таких животных, как верблюд и северный олень, условия обитания которых в неволе близки к естественным. Исчезла так называемая защитная окраска; домашним животным свойственны разнообразные масти. По сравнению с дикими, у них более лёгкий скелет, менее прочные кости, более тонкая кожа. Претерпели изменения и внутренние органы. У многих домашних животных менее развиты лёгкие, сердце, почки, но лучше, чем у диких, функционируют млечные железы, органы размножения (домашние животные, как правило, более плодовиты), у многих из них исчезла сезонность в размножении. Для большинства одомашненных животных характерны уменьшение размеров мозга, падение реактивности нервной системы, упрощение поведенческих реакций, повышение гетерозиготности и высокая фенотипическая стабильность в изменяющихся условиях существования, изменение фенотипического выражения мутаций под влиянием изменённого генофонда, общее повышение изменчивости. Человечество развивалось бы иначе, если бы его путь не пересекся с дорогами братьев меньших. Сумели бы люди выжить и создать современную культуру без участия собак, коров, лошадей, овец? Даже отсутствие на Земле такого простого вида насекомых, как пчелы, сильно изменило бы образ жизни человека.

Тур, тарпан и джунглевые курицы — как и когда они превратились в коров, лошадей и несушек.

Процесс одомашнивания был небыстрым и начался очень давно. А еще — избирательно (далеко не для всех животных), потому что сделать дикого зверя домашним очень непросто.

При чем тут Анна Каренина?

Судьба одомашнивания, или, по-научному, доместикации, подчиняется так называемому принципу Анны Карениной (у Льва Толстого его перифраз звучит так: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему»; слишком много условий должны совпасть, чтобы сделать семью действительно счастливой), когда успех зависит от очень большого числа факторов. И если хотя бы один невыполним — провально все мероприятие.

Кого только не пытались «доместицировать»:

журавлей, страусов, антилоп, питонов, даже крокодилов, пока не поняли: одомашнить можно далеко не всех, а лишь животных с определенным набором признаков. Так, телеканал «Живая Планета» рассказывал недавно, .

При этом важны:

рацион зверя (последний должен быть неприхотлив, иначе неудобно и накладно его кормить), скорость роста (одомашнивать, к примеру, слонов невыгодно — придется ждать наступления их половозрелости до 12 лет), проблемы с размножением в неволе, повышенная злобность (скажем, у зебр) или тревожность, а еще слишком сильная независимость (именно по этой причине кошек можно считать не до конца одомашненными).

Важно: приручить — не значит одомашнить.

Прирученные звери (например, боевые слоны в Античности или беркуты, помогающие на охоте) не боятся человека, а вот с размножением в неволе напряг. Домашние не только активно плодятся, но и порой уже не могут жить без помощи человека.

И последнее: домашние отличаются внешне.

Обычно они крупнее диких сородичей (хотя некоторые, наоборот, мельче), у них другой окрас (из-за того, что уже нет потребности мимикрировать под окружающую среду) и часто обвисают уши. У диких их собратьев уши торчком — им нужно постоянно слушать (не притаился ли рядом враг, не копошится ли в норе мышь). Для домашних животных это уже неважно. Вот они и вислоухие.

Собака

Предок: волк, а также, возможно, шакал и прасобака (последняя уже вымерла). Помесь всех троих с «упором» на волка

Время одомашнивания: 33 000 лет назад

Место: Юго-Восточная Азия

Друг человека на то и друг, что одомашнен был раньше всех. Последние данные говорят, что это случилось всего на 12 000 лет позже после того, как вообще окончательно сформировался вид Homo sapiens (до этого современный человек находился в переходной стадии — от предковой формы Homo sapiens idaltu), а по земле ходили последние неандертальцы.

Крупные собаки помогали людям на охоте, а мелких, по мнению ученых, люди разводили на случай голода — чтобы съесть

А дело было, по-видимому, так. Вокруг стоянок людей всегда было много костей, а там, где кости, — хищные звери. Прежде всего волки (а некоторые ученые считают, что вместе с ними шакалы и прасобаки, ныне вымершие и, возможно, являющиеся одними из предков современных собак). Их всегда много, они не так независимы и пугливы, как, к примеру, медведи. Волков, конечно, прогоняли. Но потом те просто поняли: не будут вредить людям — получат вкусные кости. Поняли и люди: не будут гнать волков — получат защиту от других хищников. Так и повелось.

Шел постепенный отбор на «доброту»: самые дружелюбные из волков оставались с людьми, самые агрессивные уходили в лес (где живут и поныне). Прибившиеся к людям волки становились все более мирными, пока — около 12 000 — 15 000 лет (во времена перехода от охоты и собирательства к скотоводству и земледелию) — не «превратились» в собак. Это произошло, конечно, не в одночасье, имеется в виду постепенное формирование вида.

А вот породы стали появляться намного позже — около 4000 лет назад. Но самая первая (или одна из первых) — салюки, или персидская борзая, — аж 5500 лет назад. Крупные собаки помогали людям на охоте, а мелких, по мнению ученых, люди разводили на случай голода — чтобы съесть.

Овца

Предок: дикий горный баран муфлон

Время одомашнивания: 12 000 лет назад

Место: Юго-Западная Азия

Овца стала вторым животным, которое человек сумел одомашнить. Здесь все было еще проще, чем с волками. Люди охотились на диких баранов (они существуют и поныне и на современных овец, кстати, не похожи: это поджарые звери с короткой рыжей шерстью и большими загнутыми рогами, а вот характер совсем овечий — очень трусливы), а потом догадались держать их дома. Не только ради мяса, но из-за шерсти и молока. Отныне муфлонам уже не надо спасаться от хищников или добывать пищу — они становятся более ручными, упитанными, у них уменьшаются рога (вероятно, это следствие меньшей конкуренции за самок). Так появилась овца.

Свинья

Предок: дикий кабан

Время одомашнивания: 11 000 лет назад

Место: Ближний Восток

Одомашнить кабана — дело непростое. Но нежное мясо и прочные шкуры (их использовали для самых разных нужд: для музыкальных инструментов или мечей воинов, из щетины изготавливали кисти) того стоили. Отлов и содержание в неволе злобных кабанов имели успех — откормленные и неприхотливые ко всему кабаны начали стремительно набирать вес и давать много потомства, стали менее агрессивными и сбросили шерсть (ведь отныне им не надо скитаться по заснеженным лесам в поисках пищи). Итог: домашние свиньи сегодня являются одним из самых многочисленных видов млекопитающих на Земле — их численность насчитывает 1 млрд особей.

Корова

Предок: тур

Время одомашнивания: 10 000 лет назад

Место: Алтай, Индия, Ближний Восток, Северная Африка

Последний дикий бык — тур — скончался в 1627 году (из-за болезни, а вообще эти быки вымерли по причине повальной на них охоты), но, к счастью, оставил потомков — коров. Очевидно, что поначалу на тура тоже охотились, а позже стали приводить под крышу дома, подобно овцам. Так и появились коровы. Впрочем, не все. Индийские коровы произошли от другого животного — дикого быка зебу (в отличие от тура, зебу живут и здравствуют и поныне). Одомашнивание зебу произошло 7000 лет назад.

Кошка

Предок: ливийская буланская кошка

Время одомашнивания: 9500 лет назад

Место: Ближний Восток

Кошка, как и собака, относится к животным-компаньонам, то есть предназначена для помощи, а не для употребления в пищу. Дикие ливийские кошки, они же североафриканские степные или нубийские, прибились к людям сами, после того как с расцветом земледелия стали появляться амбары и хранилища с зерном, а с ними — мыши. Грызуны наносили огромный ущерб хозяйству, поэтому кошек не выгоняли, а, наоборот, старались подкормить и задобрить. Интересно, что, в отличие от собак, современные кошки почти не отличаются от своих предков (если не считать специально выведенные породы).

Курица

Предок: банкивская курица

Время одомашнивания: 8000 лет назад

Место: Индия и Юго-Восточная Азия

Банкивские куры и сегодня обитают в Южной и Юго-Восточной Азии, причем в джунглях (от этого их еще называют джунглевыми курицами). Самцы этих птиц почти не отличаются от домашних петухов (разве что окраска их ярче), а вот самки поинтереснее: у них буроватый цвет перьев (в области шеи — зеленоватый или желтый), хохолка не имеют. А еще они очень дружелюбны и не пугливы, чем и воспользовалось в свое время местное население, поселив их в своих домах.

Лошадь

Предок: тарпан

Время одомашнивания: 6000 лет назад

Место: территория современного Казахстана

Тарпан очень похож на современную лошадь, но не так красив: тело его более грузное и покрыто мохнатой шерстью, грива короче, а нос «с горбинкой». К сожалению, тарпанов на Земле больше нет — последняя особь умерла в 1918 году. Но если бы не это коренастое животное, никакой изящной сивки-бурки сегодня мы бы, конечно, не знали.

Считается, что первыми одомашнили тарпана ботайцы — народ (смешение средиземноморской, монголоидной и экваториальной расы), живший 6000 лет на территории современного Казахстана (хотя есть версия, что тарпан был приручен в Южном Предуралье). Изначально лошади нужны были ради мяса и молока. И лишь потом одомашненный тарпан стал незаменимым помощником по хозяйству и на охоте.

А вот , где нет пресной воды, деревьев и кустарников, узнал ведущий телеканала «Живая Планета» Александр Хабургаев. В Ростовской области оказался отрезанным от суши табун лошадей.

Остается добавить, что каждый час на Земле исчезают около трех видов флоры и фауны — так утверждают специалисты из Ибероамериканского центра биологического разнообразия. XX век стал «летальным» для более чем 100 видов животных. О некоторых из них — . Впрочем, XXI продолжает печальную летопись: некоторые животные вымерли буквально у нас на глазах. .

Таблица 1. Примерная датировка наиболее ранних ископаемых, подтверждающих одомашнивание крупных видов млекопитающих.

Дата (тыс. лет до н. э.)

Юго-Западная Азия, Китай, Северная Америка

Юго-Западная Азия

Юго-Западная Азия

Юго-Западная Азия, Китай

Юго-Западная Азия, Индия, Северная Америка

Азиатский буйвол

Двугорбый верблюд

Центральная Азия

Одногорбый верблюд

Одомашнивание животных - сложный и длительный процесс, так как не все виды животных легко поддаются одомашниванию. Известно, что в эпоху палеолита, или древнего каменного века, конец которого отделяет от наших дней около 15 тыс. лет, приручена была только собака. В эпоху неолита, или нового каменного века, конец которого отделяет от наших дней около 10000 лет, с появлением родового первобытнообщинного строя, оседлостью и земледелием, переходом от мотыжного земледелия к первобытному плугу приручение и одомашнивание животных охватило все основные их виды. В эпоху бронзового века с его рабовладельческим строем развивается сельское хозяйство, а в ряде стран уже разводят высокопродуктивных животных разных видов.

Основные первичные очаги приручения и одомашнивания животных совпадают с очагами древних мощных культур: это области Средней Азии и Средиземного моря. Приручение и одомашнивание животных происходило всюду, где развивалось человеческое общество, а закончилось совсем недавно - около 1000 лет назад. Общая длительность эволюции основных видов сельскохозяйственных животных является очень небольшой по сравнению с длительностью диких животных: эволюция позвоночных длится около 500 млн лет, а млекопитающих - около 135 млн лет.

Ученые установили шесть основных центров одомашнивания сельскохозяйственных животных.

Китайско-малазийский (Индокитай, Малайский архипелаг), который стал местом одомашнивания свиней, буйволов, уток, кур, гусей.

Индийский (Индия). Предполагают, что здесь произошло одомашнивание буйволов, гаялов, зебу, павлинов, пчел.

Юго-Западный Азиатский (Малая Азия, Кавказ, Иран). В этом центре одомашнены крупный рогатый скот, лошади, овцы, свиньи, верблюды.

Средиземноморский (побережье Средиземного моря). Одомашнены крупный рогатый скот, лошади, овцы, козы, кролики, утки.

Андийский (Северные Анды, Южная Америка). Здесь одомашнены мускусные утки, индейки.

Африканский (Северо-Восточная Африка). Одомашнены страус, осел, свинья, собака, кошка, цесарка.

Следует отметить, что ни одного вида домашних млекопитающих не произошло из Австралии. Единичные виды животных были одомашнены в Америке.

В распространении домашних животных в новых районах земного шара важную роль сыграло переселение народов с Востока на Запад. Одновременно с их переселением перемещались и домашние животные. Переселившись в Европу за 4-5 тыс. лет до нашей эры, народы Азии привели с собой уже одомашненный скот, и здесь домашние животные приспосабливались к новым условиям, скрещивались с местным скотом, видоизменялись.

Следует отметить, что у некоторых западноевропейских ученых сложились неправильные представления о причинах, побудивших первобытного человека заняться приручением и одомашниванием диких животных. Неверно, в частности, мнение немецкого зоолога А. Неринга, полагавшего, что человек начал приручать диких животных с целью "позабавить себя и детей", а также утверждение С. Рейнаха и других о том, что в их одомашнивании основную роль играли религиозные побуждения. Даже такой крупный ученый прошлого века, много писавший по вопросам животноводства и на труды которого неоднократно ссылался Ч. Дарвин, как Г. Натузиус, явно ошибочно ставил вопрос о том, что "создано ли было домашнее животное таковым, чтобы сделаться домашним, как водные животные пригодны для жизни в воде, лазящие и наземные - для существующих условий существования?" Можно утверждать, что не культ животных (быков, коров, голубей и т. д.) и религиозные мотивы привели к приручению и одомашнению диких животных, а наоборот, этот культ был следствием их приручения, следствием большой роли и хозяйственной полезности уже одомашненных животных. Так, в Иранской Зенд-Авесте можно прочитать: "В крупном рогатом скоте наша сила, в крупном рогатом скоте наша потребность, в крупном рогатом скоте наша речь... в нем победа, пища, одежда, земледелие".

О том, что животноводство возникло из охоты, свидетельствуют материалы археологических раскопок. Изучение остатков древних культур на территории России и Украины (трипольская культура и др.) показывает, что приручение крупного рогатого скота произошло вследствие охоты. На происхождение скотоводства из охоты указывают и материалы ямно-катакомбовых погребений, Федоровской стоянки, раскопок в Анау, швейцарских свайных построек и т. д.

По мнению Ф. Энгельса, одомашнивание животных явилось материальной предпосылкой к первому крупному разделению труда в первобытной общине, к возникновению отцовского рода (переход от матриархата к патриархату).

Данные археологических, этнографических и других исследований, в том числе и советских ученых, а также указания Ф. Энгельса о происхождении животноводства позволяют прийти к следующему заключению:

1) нет необходимости прибегать к гипотезам о распространении домашних животных из одного или немногих "центров", так как во многих местах одомашнивание животных могло происходить самостоятельно, являясь неизбежным результатом предшествующего развития;

2) животноводство возникло из охоты, а стадо - из необходимости иметь живой запас мясной пищи;

3) животноводство стало мужским занятием, почему одомашнивание животных и явилось материальной предпосылкой для возникновения отцовского рода;

4) в одомашнивании животных большую роль играло устройство загонов, западней, капканов и т. п. и даже преднамеренное калечение животных.

И. И. Соколов придает большое значение и особенностям нервной системы животных, типу их нервной деятельности. Так, канна в Аскании-Нова приручалась легко и стала почти домашней, а гну, несмотря на все усилия, осталась такой же злобной и пугливой, какой она была и в Африке. И. И. Соколов считает, что семейство Bovidae (с подсемействами Bovinae и Caprinae) наиболее прогрессивно, эволюция его шла путем выработки приспособлений универсального значения. Таким же широко приспособляющимся и имеющим большие эволюционные возможности считается род Sus. Вот почему из этих групп диких животных (подсемейства быковых, овец и коз, семейства свиней и некоторых других) и было одомашнено наибольшее число видов. Следует также отметить, что легче приручались и одомашнивались стадные животные.

Вопрос об одомашнении животных и о тех изменениях, которые они претерпели в процессе одомашнивания, имеет большое значение для понимания и обоснования эволюционного учения. Особого внимания он заслуживает и потому, что в России ведутся большие работы по приручению и одомашниванию животных многих диких видов.

Естественно, что для этого необходимо знать историю приручения и одомашнивания животных, технические приемы, которыми пользовался человек при вовлечении в культуру их диких форм, а также характер изменений животных под влиянием одомашнивания. В деятельности человека, направленной к овладению животным миром, следует различать две стадии (ступени): первая - это приручение, сводившееся к поимке диких животных (чаще молодых) и содержанию их в неволе, и вторая - собственно одомашнивание, когда из диких животных выбирали наиболее легко приручаемые особи, удовлетворяющие определенным требованиям человека. Те из приручаемых животных, которые оказывались более полезными и плодились в неволе, становились домашними. Убедившись в пользе отдельных животных, человек, руководствуясь уже хозяйственными соображениями, мог перейти к систематическому их приручению, к разведению в неволе и настоящему одомашниванию. Процесс этот шел медленно, особенно вначале, в разных местах, причем одни пароды у других заимствовали технику приручения, а впоследствии и уже одомашненных животных.

Приручение и одомашнивание животных имело огромное значение для эволюции человека. По окончании второго оледенения, когда Европа покрылась лесами, травянистыми степями и озерами и повсюду стали водиться мамонты, носороги, пещерные львы и медведи, кабаны, зубры, туры, олени, он стал использовать в пищу и мясо диких животных. Охотились люди на них племенами, используя загоны. Оружием при этом служили камни, метательные копья, палицы. Несколько позднее охота на птиц и мелких зверей совершенствовалась устройством силков и западней. В эпоху мезолита с изобретением лука и стрел, позволявшими поражать дичь на значительном расстоянии, охота стала более успешной, а питание человека разнообразным и более регулярным. В этот период приручались и одомашнивались в разных местах волки и шакалы, давшие начало домашним собакам, помогавшим человеку на охоте. Последняя стала возможной и в одиночку.

К концу мезолита появляются костяные иглы для шитья одежды из шкур, человек научился пользоваться огнем и изготовлять глиняную посуду для варки пищи. Постепенно человек переходил к приручению диких животных путем выращивания пойманного на охоте молодняка и содержания его в неволе в качестве живого запаса мясной пищи. Первоначально все приручаемые и одомашниваемые животные предназначались, по-видимому, для забоя на мясо, а со временем и для других целей.

Все домашние животные произошли от диких предков, часть которых уже вымерла, а некоторые и в настоящее время существуют в различных местах нашей планеты.

Одомашнивание диких животных, наравне с окультуриванием полезных человеку растений, имело огромное значение в развитии человеческого общества. Созданные человеком породы домашних животных и сорта культурных растений явились новыми важными средствами производства продуктов питания и сырья для изготовления одежды, обуви и других предметов. К. Маркс указывал, что прирученные, следовательно, уже измененные посредством труда, выращенные человеком животные играли на первых ступенях человеческой истории главную роль как средство труда. Приручение и одомашнивание животных сыграло исключительно важную роль в дальнейшей эволюции самого человека. Отмечая огромное влияние на человека перехода к мясной пище, Ф. Энгельс писал: "Употребление мясной пищи привело к двум новым достижениям, имеющим решающее значение: к пользованию огнем и к приручению животных. Первое еще более сократило процесс пищеварения, так как оно доставляло рту, так сказать, уже полупереваренную пищу; второе обогатило запасы мясной пищи, так как наряду с охотой оно открыло новый источник, откуда ее можно было черпать более регулярно, и доставило, кроме того, в виде молока и его продуктов новый, по своему составу по меньшей мере равноценный мясу, предмет питания. Таким образом, оба эти достижения уже непосредственно стали новыми средствами эмансипации для человека".

Накопляя опыт и познавая законы природы, в частности законы развития организмов, человек сначала бессознательно, а затем все более целеустремленно (методически) стал изменять животных, сознательно управлять их эволюцией. В пределах каждого вида он создал большое число разнообразных по форме и характеру продуктивности пород сельскохозяйственных животных (только пород крупного рогатого скота в настоящее время насчитывается свыше 400).

Происхождением животных еще до Ч. Дарвина интересовалось много ученых (Паллас, Линией, Кювье, Сент-Илер, Юарт и др.), но только Дарвину удалось дать материалистическое объяснение происхождения органического мира и доказать его эволюцию. Крупные исследования по эволюции, высоко оцененные Дарвином, принадлежат русскому ученому В. О. Ковалевскому.

Ч. Дарвин в своих работах о происхождении видов и об изменениях животных и растений под влиянием одомашнивания широко использовал накопленные к середине XIX в. материалы по географии, истории, культуре, животноводству и прочим областям знаний. В обосновании теории отбора особенно помогли ему достижения заводчиков того времени и создании многих пород сельскохозяйственных животных, а также труды Г. Натузиуса и Л. Рютимейера.

Ч. Дарвин был первым ученым, заложившим научные основы изучения вопроса о происхождении домашних животных путем тщательного сравнения современных пород с более древними и со сходными с ними дикими формами (по окраске, телосложению, по строению внутренних органов и скелета, а также по поведению к повадкам). В конце XIX - начале XX в. появляются работы русских исследователей А. Ф. Миддендорфа, Е. А. Богданова, А. А. Браунера, П. Н. Кулешова, М. Ф. Иванова, В. И. Громовой, С. Н. Боголюбского и др., посвященные изучению вопросов происхождения и одомашнивания животных. На важное значение проблемы происхождения культурных растений и домашних животных указывал Н. И. Вавилов. Он отмечал, что, зная прошлое, владея элементами, от которых развивалось земледелие, собирая культурные растения в древних очагах земледелия, можно в кратчайшее время научиться управлять историческим процессом, научиться изменять культурные растения и животных в соответствии с запросами сегодняшнего дня. Академией наук РСФСР под руководством И. И. Вавилова проведен ряд крупных экспедиций по отысканию основных очагов происхождения культурных растений и домашних животных, а также по изучению их видового и внутривидового состава. Эти экспедиции дали обширный материал, значительно обогативший наши знания о происхождении культурных растений и домашних животных.

Изучение происхождения домашних животных подтверждает выводы эволюционной теории Ч. Дарвина о том, что виды животных и растений не созданы "небесным творцом", а возникали и развивались естественным путем из других, более простых видов.

Знание эволюции домашних животных, ее закономерностей, а также исходного материала, видового и внутривидового состава животных является ключом к управлению формообразовательными процессами, к выведению новых, полезных человеку пород животных. Чтобы правильно и успешно вести племенную работу, необходимо изучить процесс превращения диких животных в домашних.

Приручение диких животных я их одомашнивание относится к глубокой древности, когда еще не было письменности. Поэтому сведения о ходе, объеме и характере этого процесса основываются на источниках, добытых естественными и культурно-историческими науками с использованием сравнительно-анатомического, физиологического, археологического, этнографического и некоторых других методов.

Так, зоолог вопрос о происхождении домашних животных решает на основании сравнения современных их представителей с соответствующими дикими родичами и с ископаемыми остатками домашних животных, которыми владел древний человек. Путем сопоставления отдельных костей ныне живущих домашних животных и сохранившихся остатков ископаемых форм устанавливает наиболее близких диких родичей современных домашних животных. Особое внимание при сравнительно-анатомических исследованиях обращают на строение черепа, так как он чаще сохраняется в целом, малоизмененном виде, благодаря чему становится возможным улавливать отдельные детали, по которым различают черепа разных животных. Этот частный случай сравнительно-анатомического исследования получил название краниологического метода.

Пользуясь сравнительно-анатомическим методом и учитывая некоторые определенные взаимоотношения между формой и строением отдельных костей и всего организма, а также между строением, функциями и образом жизни животного, известному французскому ученому Кювье удавалось по отдельным остаткам ископаемых форм, живших и вымерших еще до появления человека, восстанавливать внешний вид и даже образ жизни ряда давно вымерших животных. На основании сравнительного изучения черепов ныне существующих пород крупного рогатого скота и полученных в результате многих раскопок ученые построили ряд гипотез о его происхождении от диких предков и классифицировали все породы крупного рогатого скота на несколько основных краниологических типов. Краниологический метод широко использован Е. Ф. "Пискуном при решении некоторых других вопросов научной зоотехнии. Прибегают к этому методу при изучении закономерностей роста черепа; установлении степени количественного и качественного воздействия на рост черепа наследственности и факторов внешней среды, а также соотношений костей черепа между собой, с одной стороны, я соотношений их с другими частями скелета - с другой; при выяснении степени однородности изучаемых групп животных по строению их черепов и установлении наиболее типичных черт строения черепа, имеющих систематическое значение; при освещении вопросов скрещивания и гибридизации животных различных пород и видов; при установлении и описании краниологических признаков, характеризующих собой различные расы домашних животных. Изучение костных остатков и орудий производства из раскопок имеет большое значение для разработки широкого круга вопросов, относящихся к истории материальной культуры и животноводства, в том числе к вопросам происхождения домашних животных, центров (очагов) одомашнивания, местных формирований и заимствований домашних животных, эволюции их в домашнем состоянии, оценки породного состава и продуктивности древних животных, форм животноводства и их роли в хозяйстве различных исторических периодов и в разных природных условиях. Значительную помощь при решении вопроса о происхождении отдельных видов домашних животных оказывает скрещивание (гибридологический метод) домашних животных с существующими дикими формами. Прибегают к нему для того, чтобы узнать, получается ли от такого скрещивания плодовитое потомство и можно ли, следовательно, считать этих животных близкими родичами.

Похожие статьи

© 2024 bol-zoo.ru. Стоп Вредитель.