Ростовский успенский собор древнее строение. Культурное наследие России:Ростовский кремль. Застойные для кремля времена

Адрес: Ярославская область, г.Ростов, Кремль. Время работы: ежедневно с 10:00 до 17:00. Осмотр крепостных стен и фресок храмов открыт для туристов с 01 мая по 01 октября. Как добраться: на автомобиле трасса М-8 "Москва - Холмогоры"; автобусы до Ростова Великого отправляются ежежневно с московского автовокзала; электропоездом с Ярославского вокзала г.Москвы до остановки "Ростов Великий".

Главной жемчужиной одного из центров Золотого кольца России - Ростова Великого - является местный Кремль , который называют Ростовским. Строго говоря, само название "Кремль" этому ансамблю не подходит, так как сооружен он был не с оборонительной целью. Но архитектурный стиль, повторяющий подавляющее большинство элементов традиционных крепостей древней Руси, позволяет нам называть церковный комплекс в Ростове Кремлем .

История Ростовского Кремля

Иона Сысоевич - митрополит из Ростова - в 1670 г. задумал построить в городе земное воплощение Рая. В самом центре исторической части поселения предполагалось возвести крупный архитектурный комплекс, который включал бы в себя несколько церквей, дом митрополита и цветущий сад. Все планы были составлены в соответствии с описанием Эдема в Библии - комплекс должен был быть окружен стенами, по углам должны были выситься башни, а в самом центре располагаться цветник с озером. Сооружение этого грандиозного ансамбля проводилось почти 13 лет: только к 1683 г. Ростовский Кремль был закончен.
Чуть более ста лет комплекс процветал и расширялся. Ростов в те годы являлся главным центром региона - как культурным, так и религиозным. Здесь располагался центр епархии Ярославской области, здесь стояло множество церквей и храмов. Город развивался и богател, а главной причиной этого была как раз религиозная жизнь. Но в 1787 г. царской властью принято решение о переносе епархии в соседний Ярославль - в центр области. С того времени как Ростовский Кремль , так и весь Ростов начинают терять свое значение в жизни края. Архитектурный комплекс постепенно забывается, его перестают поддерживать в надлежащем виде, многие постройки приходят в упадок. Все пригодные и устойчивые здания были заняты властями города под складские помещения. Ни в одной из церквей не проводились службы. Архитектурная и историческая доминанта Ростова даже могла быть полностью снесена! Впрочем, сейчас мы можем любоваться шедевром древнерусской архитектуры благодаря сознательным городским купцам. Торговая элита Ростова в 1860-х гг. заступилась за комплекс. Он был полностью восстановлен и отреставрирован на средства все тех же купцов. С этого времени начинается новая страница в истории Ростовского Кремля. Большинство его зданий продолжают использоваться в качестве государственных контор или хозяйских помещений, но теперь это проходит под контролем общины города. Дополнительно в 1883 г. в здании Белой палаты открывается Музей церковных древностей, ставший прототипом будущего музея-заповедника. В 1910 г. - в последние годы царской власти - Государственной думой был утвержден национальный статус музея.
Судьба Ростовского Кремля циклична. В 1953 г. почти все здания использовались для государственных нужд, а на верхних этажах палат располагались квартиры. Во дворе граждане разводили домашнюю птицу, в частности "райский пруд" стал купальней для уток. Но 23 августа того же года стихия сказала свое слово: на Ростов обрушился мощный смерч. В результате Кремль сильно пострадал, были сорваны купола и крыши, уничтожены фрески и разрушены дома. Под видом косметической реконструкции архитекторы провели полноценное восстановление ансамбля с параллельной научной работой. В итоге комплекс постепенно выведен из хозяйственного использования, здесь стал развиваться музей. В 1995 г. он был введен в состав объектов культурного наследия. Сейчас же Ростовский Кремль - это несколько памятников архитектуры в ведении государственного музея-заповедника. И ни о каких утках в пруду речи и быть не может!

Экспозиции музея

Одной их главных выставок музея считается художественная, ее коллекция насчитывает более 92 тысяч картин. Особую гордость вызывает собрание традиционной российской живописи XVIII-XIX веков. Художественная коллекция музея побывала в разных выставочных залах страны и даже в Европе, в США.
Традиционная школа иконописи Ростова также оставила свой след в музее. Тут хранятся иконы, самые ранние из которых были созданы в XIII столетии. Интересна техника и мотивы произведений: на них не встретить подспудного давления, характерного для иных школ. Все фигуры и лица спокойны, а краски приглушены.
Знаменита на всю Россию выставка финифти - традиционного ростовского народного промысла. Финифть представляет собой роспись огнестойкими красками по эмали на металлической основе. В этой технике создаются ювелирные украшения, зеркала, часы. Музей собрал наибольшую в стране коллекцию предметов в технике финифти.
Интересной является и другая традиционная для России выставка. На ней собрана немалая коллекция классических ямских колокольчиков, которые использовались на каретах в XVIII-XIX веках. Колокольчики были привилегией государственных почтовых экипажей.

Архитектурный ансамбль Кремля

Всего в комплекс Ростовского Кремля входит 6 храмов, 1 звонница, 1 ворота, 5 жилых и государственных зданий, а также все башни. Вот список архитектурных памятников комплекса:

- Успенский собор и его звонница;
- Воскресенская надвратная церковь;
- Иоанновская церковь;
- Храм Одигитрии;
- Церковь Спаса Нерукотворного;
- Храм Григория Богослова;
- Судебный приказ;
- Красная палата;
- Белая палата;
- Святые ворота;
- Самуилов корпус;
- "Дом на погребах";
- Башни.

Ныне весь Ростовский Кремль принято делить на три зоны - центральную, архиерейскую и садовую. В архиерейской части, которая ограничена историческими стенами, находится старейшая церковь ансамбля - Воскресенская, новая церковь Иоанна Богослова и Спасская церковь. При этом храм Воскресения построен в комплексе с воротами и галереей, идущей между двумя башнями. Иоанновская церковь строилась как единое целое с одной из палат - Красной. А храм Спаса Нерукотворного возводился одновременно с Белой палатой. Церковь Одигитрии исторически является самой современной, так как была построена в 1693 году.

Главный собор Кремля - Успенский - является пятой по счету постройкой. Первые деревянные и каменные храмы были сильно повреждены пожарами, временем, смерчем и халатным отношением властей, так что их не раз приходилось перестраивать. Возведенный в начале XVI века, Успенский собор гармонично дополняет весь комплекс!

Ростовский кремль – один из самых красивых в мире – маковки церквей, белокаменные башни и стены выглядят как иллюстрации к «Сказке о царе Салтане» или былине «Садко». История Ростовского кремля началась в то время, когда в этих местах проживало финно-угорское население. Лишь позднее в X-XI веках в эти земли пришли славянские племена, основавшие здесь город.

Ростовский кремль - из истории

На реке Саре, впадающей в озеро Неро, еще во времена варягов было построено городище, названное Сарским. Позднее на этом месте поселились славяне, пришедшие в X - XI веках с северо-запада. Сохранились остатки укреплений Сарского городища, представляющие собой четыре вала, разделявшие поселение на три части.

Центр древнего Ростова находился приблизительно там, где сейчас расположены Успенский собор и крепость митрополии.

Здесь в 911 году была сооружена первая деревянная церковь, но христианство в этом крае распространялось очень медленно. Так, первые епископы Феодор и Иларион были вынуждены спасаться от своей паствы бегством, а в 1071 году местные язычники убили ростовского епископа Леонтия, причисленного впоследствии к лику святых.

Успенский собор в Ростове Великом

Первый каменный храм - Успенский собор был построен при Андрее Боголюбском в 1161 – 1162 годах на месте деревянной церкви. Новый построенный храм простоял лишь три десятилетия, после чего разрушился. Успенский собор восстанавливался в течение 17 лет, работы начались при князе Константине Всеволодовиче, а закончились при его сыне – князе Васильке.

В 1408 году в Ростове произошел сильный пожар, не пощадивший многие храмы, в том числе и Успенский собор. Спустя три года, благодаря усилиям архиепископа Вассиана, храм был перестроен, он стал пятиглавым. Для его оформления Вассиан пригласил талантливых мастеров, среди которых был и знаменитый живописец Дионисий.

Успенский собор связан со знаменательными событиями и самыми почитаемыми именами:

  • По преданию, былинный витязь Алеша Попович, погибший в первой битве русских воинов с монголами на Калке, был сыном настоятеля Успенского собора
  • В 1314 году здесь происходит крещение отрока Варфоломея, будущего преподобного Сергия Радонежского
  • В начале XVIII века в храме читал проповеди святой Димитрий Ростовский
  • В 1894 году в соборе служил литургию Святой праведный Иоанн Кронштадтский
  • В 1913 году в Успенском соборе на богослужении молился последний царь из династии Романовых Николай II и будущий Патриарх, архиепископ Ярославский и Ростовский Тихон.

В настоящее время Успенский собор – действующий храм. Его ограда смыкается с кремлевской стеной.

Укрепления города в XIII – XIV веках

В 30-х годах XIII века Ростов Великий, как и большинство русских городов, имел укрепления в виде земляных валов с деревянными стенами и башнями. На территории кремля располагались белокаменный Успенский храм и Григорьевский монастырь, дворы князя и епископа, а за крепостными станами находились городские посады.

На подступах к городу с восточной стороны на берегу озера Неро в XI-XII веках был основан Авраамиев монастырь, огражденный деревянной крепостью, защищавшей город со стороны дороги на Ярославль. Позже рядом с Ростовом были основаны еще два монастыря:

  • Петровский, расположенный к северу от Авраамиева, построенный в XIII веке
  • Яковлевский, защищавший город с западной стороны, сооруженный в XIV веке.

Нашествие хана Батыя

Зимой 1238 года, как и многие другие русские города, Ростов был захвачен и сожжен монголо-татарами. Вместе с тем, его жители своевременно покинули город и укрылись на севере края. По сравнению с Владимиром, Суздалем и Москвой, город меньше пострадал и быстрее смог восстановиться после разорения полчищами хана Батыя.

Правящий в то время 29-летний князь Василько во время битвы на реке Сити попал в плен к ордынцам. Он отказался принять их веру, перед смертью молился за христиан и благодарил Бога, что умирает славной смертью мученика. Его вдова воспитала двух отважных сыновей Глеба и Бориса.

В последующие годы местные князья старались не вызывать ханский гнев и часто имели в своем окружении знатных татар.

Князь Глеб Васильевич выкупал в Золотой Орде многих русских из плена, а Борис Васильевич с риском для жизни восемь раз ездил в Орду, чтобы оградить Ростов от новых бед.

В 1253 году Ростовский епископ Кирилл посетил ордынского хана Берке и силой молитв вылечил его больного сына. На обратном пути в Ростов племянник хана догнал Кирилла и пожелал принять христианскую веру. По прибытию в Ростов, его окрестили под именем Петр.

Позже князь Борис побратался с крещеным татарским царевичем Петром - родственником ханов Батыя и Берке.

Благодаря такой политике, город меньше страдал от нападений ордынцев. Так, один из потомков царевича Петра, воспользовавшись своими родственными связями с ордынскими ханами, спас Ростов от нападения татар.

Вместе с тем, Ростов также испытал все тяготы того времени: обиды от ордынских послов и притеснения со стороны московских князей, выколачивавших из города средства на уплату ордынских поборов.

Присоединение Ростова к Москве

Постепенно княжество мельчало и делилось на уделы. Пользуясь слабостью местных правителей, московские князья прибирали к рукам разделенные земли. Первым приобрел часть княжества Иван Калита, а последний удел был куплен в 1447 году Иваном III.

Более того, из-за стремления к власти сам Ростов в 1320 году был разделен на две части между братьями Константином и Феодором Васильевичами. В результате в 1409 году Усретинская часть города, принадлежащая Федору, была выкуплена Великим князем Московским Василием I а в 1474 году Иоанн III приобрел Борисоглебскую часть у Константина. Так Ростовская земля полностью была присоединена к Московскому княжеству.

Строительство кремля

Долгое время в Ростове не было надежных оборонительных сооружений - земляные валы и деревянные укрепления не могли противостоять врагу. Но поскольку город находился в центре страны и до него не доходили крымские татары, а с запада - литовцы, шведы и немцы, вопрос о строительстве новых укреплений не был первостепенным.

Из-за отсутствия надежной обороны Ростов пострадал во времена смуты: он был выжжен и разорен.

Поэтому после того, как порядок был установлен, под руководством голландского инженера Роденбурга соорудили новые земляные укрепления в виде насыпей и рвов. Валы имели девять углов и трое ворот - Фроловские, Борисоглебские и Петровские.

К 50-70 годам XVII столетия крепость находилась далеко не в лучшем состоянии, в связи с чем в центре города началось строительство белокаменного сооружений митрополичьей резиденции.

В 1664 году в город приехал митрополит Иона и в течение 30 лет по его заказу строилась знаменитая Ростовская митрополия, известная под названием «Ростовский кремль».

Ростовский кремль

Митрополит Иона вложил весь свой талант и энергию в сооружение Ростовского кремля. По его плану, Митрополичий дом должен был стать русским Ватиканом. За три десятилетия на равнинном берегу озера Неро был создан величественный архитектурный ансамбль. После смерти Ионы строительные работы велись под руководством митрополита Иоасафа.

В центре сказочной панорамы возвышаются купола и башни, а завершают картину два монастыря: справа - Авраамиевский, слева - Яковлевский. Построенный ансамбль является воплощением мастерства нескольких поколений ростовских зодчих.

Все строения кремля соединялись между собой крытыми переходами и галереями, по которым можно было пройти в шесть церквей и Кафедральный собор, а также в терема и палаты.

В 1788 году митрополию перенесли из Ростова в Ярославль и великолепный архитектурный ансамбль оказался брошенным и стал разрушаться.

В связи с этим инженер Бетанкур предложил ликвидировать кремль, а на его месте построить гостиный двор. К счастью, этот проект не был осуществлен. В конце XIX века на средства купцов Ростова была проведена реставрация зданий прекрасного архитектурного ансамбля и открыт музей церковных древностей.

В настоящее время в церквях разместились отделы музея, где можно увидеть церковную утварь и финифть, фарфор и керамику.

На территории Ростовского кремля сохранились следующие строения:

  • Надвратная церковь Иоанна Богослова 1683 года
  • Красная палата, построенная в 1680-е годы
  • Церковь Григория Богослова 1680-х годов
  • Церковь Одигитрии построена в стиле нарышкинского барокко в 1693 году при митрополите Иосафе
  • Митрополичьи хоромы, возведенные в 1660-е годы
  • Церковь Спаса на Сенях 1675 года
  • Судный приказ, здание построено в 1660-х годах
  • Дом на погребах XVII века
  • Белая палата
  • Святые ворота и Надвратная церковь Воскресения Христова 1670 года
  • Успенский собор, возведенный в 1512 году
  • Звонница 1682 года
  • Гостиный двор, построенный в 1830-е годы
  • Церковь Спаса на Торгу, возведена в 1654 – 1690 годы.

Ростовский кремль поражает своей красотой.

Крепость имеет одиннадцать башен, покрытых лемехом, отличных по форме и отделке. Пять из них угловые, четыре воротные и две дозорные.

Со стороны площади особенно великолепным выглядит фасад, где расположены Святые ворота и надвратная Воскресенская церковь, две круглые башни с куполами. Со стороны озера Неро Ростовский кремль выглядит более строго и сурово.

Белые стены и высокие башни крепости отделяли резиденцию митрополита от остальной части города. За крепостными стенами находились каменные палаты и белокаменные многоглавые храмы.

Звонница Ростовского кремля

Одна из достопримечательностей Ростова – звонница, построенная в 1682-1687 годах рядом с Успенским собором. Звонница была знаменита своими 13-ю уникальными колоколами, каждый из которых имеет яркое имя, например 500-пудовый «Лебедь», 1000-пудовый «Полиелейный» или «Голодарь», звонивший во время Великого поста.

Среди колоколов был и весивший 2000 пудов колокол «Сысой», звон которого раздавался далеко за пределами города. Свое название он получил в память об отце митрополита Ионы, построившем звонницу. Только один язык «Сысоя» весил больше тонны.

Со строительства звонницы началась знаменитая колокольная традиция Ростова.

В 1883 году выполняется первая реставрация старинных памятников, а в 1953 году, когда мощный ураган повредил многие храмы, были вновь проведены восстановительные работы.

На Руси только два города называли Великими: Новгород – северную столицу Руси и Ростов. История Ростовского кремля хранит память обо всех поворотах судьбы русского государства. Это город-первопроходец, познавший и славу и унижения. Возможно, Великим его называют потому, что был он одним из крупных городов своего времени.

Стоит на месте своих белокаменных предшественников XII-XII вв. Собор во многом сходен с одноимённым Московским Успенским собором. Высота собора с крестом 60 м.

История

Во время Смуты собор был захвачен и разграблен татарами и казаками войска Лжедмитрия, а митрополит Филарет (Романов) взят в плен и в рубище отправлен в стан Тушинского вора. В 1613 г. собор принимал проезжавшего из Ярославля в Москву молодого . В советское время в 1922 г. из собора были изъяты ценности, в 1930 г. запретили звоны, а в 1935 г. собор был закрыт. В период 1935-53 гг. в соборе располагался склад кофе-цикорной фабрики. В 1953 г. мощный смерч разрушил купола и кровлю здания. Собор передали Ростовскому музею-заповеднику, но на реставрацию памятника у музея средств не было. В 1991 г. началась реставрация Успенского собора, в ходе которой были обнаружены остатки белокаменных стен второго каменного собора XIII в. В 1991 г. в Успенском соборе прошло первое после многих лет богослужение. В 2008 г. начался внешний ремонт здания.

Архитектура

Архитектура собора находится под явным влиянием Успенского собора Московского Кремля - вероятно, зодчие, строившие собор, бывали в Москве и внимательно изучали столичный храм.

Собор сложен из кирпича, а цоколь и сильно выступающие лопатки из белого камня. Многочисленные декоративные элементы: аркатурно-колончатые пояса, горизонтальные тяги филенки и т. п. придают облику храма особую пластическую выразительность, красоту и устойчивость до сих пор. Апсиды храма украшены колонками, придающими им устремленность вверх. Венчают собор пять мощных глав на световых барабанах. Первоначально главы были несколько иными (возможно, шлемовидными), а в XVIII в. их заменили на нынешние луковичные, крытые лемехом.

Интерьер

В 1669 г. он был расписан мастерами из Ярославля и Костромы - артелью Севастьяна Дмитриева и Иосифа Владимирова, в которой тогда работали и знаменитые мастера Гурий Никитин и Сила Савин, которые позднее расписывали храмы Архиерейского двора. Под их фресками исследователи-реставраторы уже в советское время обнаружили фрагменты более ранних фресок, сделанных в 1589 г. Барочный иконостас, сохранившийся до наших дней, был установлен в соборе при архиепископе Иоакиме в 1736 г. после очередного пожара.

Захоронения

В соборе сохранились захоронения многих ростовских князей и духовенства, в том числе строителя Ростовского кремля, митрополита Ионы Сысоевича, племянника преподобного Сергия Радонежского архиепископа Феодора, в час испытаний не предавшего своей веры и своих принципов.

Святыни

Во время замены полов в 1884 г. в южной апсиде была обнаружена рака Св. Леонтия, основавшего здесь христианство - дар князя Андрея Боголюбского. В Ростовском кафедральном Успенском соборе также хранятся святые мощи угодников Божиих, просиявших в Ростове в течение многих веков: святителя Исайи, преемника святителя Леонтия, святителя Игнатия чудотворца.

Фотогалерея





Полезная информация

Богослужения в соборе проводятся ежедневно, утром с 8 утра, вечером с 17 часов. К этому же времен приурочен звон Ростовской соборной звонницы. В праздничные дни служба начинается в 9 часов утра

Предшественники

Ныне существующий Успенский собор – уже пятый по счету на этом месте.

  • Первым был деревянный («от древес дубовых») кафедральный собор Успения Божией Матери, возведённый в 991 г. при князе Владимире, один из первых соборов на Руси. С тех пор в несколько столетий находилась архиерейская кафедра, только в 1778 г. перенесенная в Ярославль, но до сих пор митрополит в Ярославле носит титул «Ярославский и Ростовский».
  • В 1160 г. деревянный храм сгорел, и по велению князя Андрея Боголюбского на его месте заложили белокаменный, «в меру Великой церкви Печерской» (вероятно, имелся в виду собор Киево-Печерской Лавры). Известно, что на рубеже XII-XIII вв. настоятелем собора был отец богатыря . В 1185 г. собор перестраивался, а в 1204 г. верх его обрушился «по неискусству немчины Куфира».
  • В 1213 г. началось строительство нового храма. 11 июня 1314 г. в соборе был крещен сын ростовского боярина Кирилла младенец Варфоломей, будущий . Во время большого городского пожара 1408 г. собор горел «со всем украшением», было утрачено множество древних ценных икон, книг, утвари, повреждены фрески.
  • В 1411 г. собор восстановили, не пожалев на работы и убранство средств из церковной казны. Здание собора разобрали в 1508 г., чтобы заложить ныне существующий Успенский собор.

Всего 66 фото

В истории Руси было лишь два Великих города - Великий Новгород и Ростов Великий. Сегодня мы окажемся в Ростове Великом - древнем русском городе, оставившим славный след в нашей с вами истории. Именно Ростовский кремль является одним из самых красивых в мире, определенно вызывающий из глубин бессознательного образ сказочного былинного русского города.

Это историческое место и, захватывающее не только своим древнерусским колоритом, но и чем-то особенным, что заставляло чаще биться сердце от самого осознания, где ты находишься и, что ты видишь. Всем нам с детства знаком образ Ростовского кремля по уже отечественной киноклассике «Иван Васильевич меняет профессию» да и не только. Его величественные стены, башни, храмы вызывают у русского человека архетипный образ светлой, могучей Руси и наполняют безраздельной любовью к своему Отечеству. Озеро же Неро, на берегах которого стоит Ростовский кремль, достойно отдельного упоминания, поскольку оно побудило в моей душе массу самых разных волнующих эмоций, в том числе и при обработке этих фотографий.

На четвертый день моего путешествия по Золотому Кольцу погода стала портиться, с утра начал накрапывать мелкий, противный дождик, так, что белёсые небеса - это фактически те самые, что я и видел в то время. Поскольку в каждом событии всегда есть и позитивная составляющая - такой мрачноватый контекст только способствовал моему торжественному и строгому восприятию этого удивительного архитектурного сооружения в Ростове Великом, равного которому, пожалуй, нет и вовсе.

Одно замечание. Поскольку разного по эмоциональной составляющей визуального материала накопилось как минимум на два поста - я встал перед дилеммой - рассказывать о Ростовском кремле, уделяя выбророчно внимание его архитектурным шедеврам, давая четкую сжатую информацию о них, выкладывая целевые фотографии или попробовать передать Вам, как происходило это моё посещение Ростовского кремля в мельчайших деталях и выложить фото в хронологической последовательности. В конце концов, я решил использовать второй вариант, поскольку для читателя, возможно, важна цельность рассказа, его логическая канва и получаемые в этом непрерывном процессе впечатления.


Сейчас Ростовский кремль - государственный музей-заповедник. Чувствуется, что это святое место сейчас находится как будто в долгом летаргическом сне, но у нас всегда есть возможность услышать и почувствовать его, понять и принять ту информацию и его чувства, что оно нам трогательно и шепотом стремиться передать. Для начала и впоследствии - немного исторической информации без которой будет трудно сделать подобную попытку полностью охватить тот посыл, что несет эта древняя земля.

Еще в самые отдаленные времена здесь - на впадении реки Сары в озеро Неро было основано финно-угорское городище, названное сейчас «Сарским». Четыре высоких вала, разделяли тогда это поселение на три части. Позднее, в X-XI веках в этом месте проживало смешанное население со значительной долей славян (словен и кривичей). Более 20 лет с 988 года в нём княжил Ярослав Мудрый. В конце своей недолгой жизни городом управлял и его младший брат князь Борис, ставший одним из первых русских святых. Здесь был крещен Сергий Радонежский, а одним из настоятелей был отец легендарного русского богатыря Алеши Поповича. Однако, обо всем по порядку.

Столицей северо-восточных владений русских князей Ростов оставался до 1125 года, пока князь Юрий Долгорукий не перенёс центр своих владений в Суздаль. В 1207 году Ростов Великий стал главным городом небольшого удельного княжества. Здесь действовала своя иконописная школа. Местные монастыри - Петровский, Иоанно-Богословский - были центрами книжности. Особенно славился Григорьево-Богословский монастырь под названием «Затвор», в котором учились знаменитые монахи, в том числе Стефан Пермский и Епифаний Премудрый. Несмотря на присоединие в XV веке Ростовского княжества к Московскому, значение города сохранилось.


Святые врата Ростовского кремля. Здесь кассы и вход для посетителей.
02.

Центром архиепископии, а затем и митрополии Ростов оставался с XI до конца XVIII века. Поэтому с древнейших времен город застраивался сооружениями, которые соответствовали бы его положению духовного центра обширного христианского края. Так, еще в XI веке здесь был основан первый в Ростовской земле монастырь - Авраамиев, который сохранился до наших дней. Большое строительство в Ростове велось и в середине XII века при Владимирском князе Андрее Боголюбском и в начале XIII века - при Константине, сыне великого князя Всеволода Большое Гнездо.

Татаро-монгольское нашествие почти на 200 лет приостановило, как, и на всей территории Руси, монументальное строительство в Ростове. Но, начиная с XV века, оно возобновляется. В середине XVI века - в период расцвета международной торговли России через Белое море, в которой участвовал и Ростов, - здесь ведется большое каменное строительство. Об искусстве ростовских зодчих было известно далеко за пределами Ростовской земли. Их приглашали строить в Москве, Кирилло-Белозерском монастыре и других местах. Но самые грандиозные сооружения возводятся во второй половине XVII века. Это «Архиерейский дом», строившийся, начиная с 1660-х годов, более 30 лет. В XIX веке он стал именоваться одним коротким звучным словом «кремль».

Возведение кремля было начато после возвращения в 1664 году митрополита Ростовского Ионы III Сысоевича из Москвы, где он два года занимал пост Местоблюстителя Патриаршего престола. Иона, вслед за патриархом Никоном, считал такие строения средством утверждения могущества Церкви и митрополичьей власти. Поэтому в Ростове началось бурное их строительство. Замысел Ионы предполагал создание на этом месте рая в полном соответствии с библейским описанием: окруженный стенами с башнями райский сад с зеркалом пруда в центре.
04.


По словам заведующего архитектурным отделом Ростовского кремля А.Г.Мельника, «по замыслу митрополита Ионы, ансамбль должен был с небывалой для того времени наглядностью символизировать небесный град - горний Иерусалим». А согласно Апокалипсису небесный Иерусалим «имеет большую и высокую стену, имеет двенадцать ворот». Резиденция митрополитов представляет собой почти прямоугольную в плане крепость со стенами толщиной 2 метра, высотой до 12 метров и 12 башнями.

Кремль не был предназначен для обороны. Его машикули (навесные бойницы), бойницы и варовые щели, наличники, декоративные пояски и жгуты выполняют декоративную функцию. А многие повторяющиеся элементы традиционной церковной архитектуры - пятиглавие, колончатые пояса (декоративный мотив из небольших арок), щипцовые фронтоны - создают впечатление древности и единства ансамбля, отражающего величие Русской Церкви.


Немного оглядимся вокруг. Это Церковь Одигитрии.
05.

На фото справа от церкви Одигитрии - Успенский собор за высокой каменной стеной и Церковь Воскресения, а под ней - переход к Соборной площади. Церковь очень красива, но в то время когда я там был ее почти полностью закрывали строительные леса.
06.

В центре кремля - открытая площадь с квадратным прудом посередине, рядом с которым красовался в старые времена яблоневый сад. По периметру живописной асимметричной композиции гражданские и церковные постройки.
07.

Первым в 1650-1660-е годы был построен корпус Судного приказа. Он был центром общего управления епархией, а также несло на себе роль судебных функций.
08.

Уже около 1670 года рядом с ним возвели характерную постройку в «стиле Ионы Сысоевича» - северные Святые ворота с надвратной пятиглавой церковью Воскресения, окружённой галереей. Фрески с изящными, стройными фигурами и обилием архитектурных и пейзажных фонов были написаны около 1675 года под руководством Дмитрия Плеханова и Гурия Никитина. Они подробно изображают евангельские события, в том числе страдания Христа. Галерея храма расписана сценами из Ветхого завета и Апокалипсиса.

Церковь Воскресения - справа. "Судный приказ" - виден еще немного правее от церкви Воскресения.
09.

На противоположной, южной стороне двора расположен корпус митрополичьих хором. Первый его этаж был построен ещё в XVI веке, а второй - в начале 1670-х годов. Через 100 лет, в 1770-е - при архиепископе Самуиле Миславском - надстроили третий этаж, здание получило новый классицистический облик и было переименовано в "Самуилов корпус". Рядом расположены Государские хоромы, которые были предназначены для встречи государя. Они построены в 1670-е, частично разобраны в 1840-м и реконструированы в 1968-1969 годах.
10.

За Самуиловым корпусом "спрятано" сложное здание Белой столовой палаты, возведённой в 1672 году. Её одностолпный интерьер восходит к московской Грановитой палате. В 1675 году к ней пристроили одноглавую домовую церковь Спаса на Сенях. Ее мы тоже еще осмотрим.

Левее от Самуилова корпуса - двухэтажный корпус красного цвета так называемый "Дом на Погребах".
11.

«Дом на Погребах» получил свое название из-за того, что стоял он как раз на них. Двухэтажный корпус, примыкающий с севера к Иераршим палатам и Водяной башне. Постройка очень проста и лишена каких-либо декорирующих ее элементов, всего несколько окон в полуподвальных помещениях имеют наличники, остальные два этажа вообще их лишены. Арочные перемычки заменены плоскими трехцентровыми. Второй этаж выполнен из дерева, поэтому часто подвергался пожарам, после пожара 1758 года, сруб простоял более 200 лет и был заменен окончательно в 1973-1974 годах.
12.


13.

К южной и восточной стенам кремля примыкают хозяйственные постройки XVI- XVII веков: поварня и приспешня, пивоварня, сушила на леднике и кладовых палатах, а также Иераршие палаты, в которых, по преданию, в начале XVII века жил ростовский митрополит Филарет - отец царя Михаила Фёдоровича. Почти все постройки кремля объединялись переходными и «висячими» галереями.
14.

Иераршие палаты на дальнем плане.
15.

Церковь Спаса на Сенях со стороны Иеарарших палат.
17.

18.

В 1683 году были построены западные ворота с двумя башнями и стройной надвратной пятиглавой церковью Иоанна Богослова на высоком подклете. Четыре нижних яруса фресок посвящены житиям Иоанна Богослова и Авраамия Ростовского. Особенный интерес представляет расписной каменный иконостас, редко встречающийся в других городах. Кроме церкви Иоанна Богослова, такие иконостасы сохранились в церквях Воскресения и Спаса на Сенях.

Левее на фото - церковь Иоанна Богослова
19.

Считается, что постройка этой церкви стала завершающим звеном в создании неповторимого облика ансамбля владычной резиденции, в воплощении грандиозного замысла заказчика и создателя этого ансамбля - ростовского митрополита Ионы. Среди храмов Архиерейского дома церковь Иоанна Богослова выделяется изысканной гармоничностью своих пропорций и нарядностью оформления фасадов. Еще Ю. Шамурин считал ее лучшей в архитектурном плане из всех кремлевских церквей.
20.

После перевода в 1788 году архиерейской кафедры в Ярославль церковь Иоанна Богослова, как и другие домовые храмы, была оставлена без богослужения. Помещения под ней стали использоваться под винные и соляные склады. При этом были заложены наружные проемы ворот, повреждены конструкции сводов, выпилены железные связи. Стены церкви стали давать осадку, здание в целом получило наклон и к началу XIX века пришло в аварийное состояние.
21.

В 1698 году преемник Ионы Сысоевича митрополит Иоасаф Лазаревич закончил строительство последнего в ансамбле Ростовского кремля храма - церкви Одигитрии. Он пытался продолжить строительную политику своего предшественника, но лучшие времена ростовского митрополичьего дома уже миновали: реформы Петра I подорвали его экономическое могущество.
22.

Храм вплотную примыкает к стене архиерейского дома. Первый этаж использовался по бытовому назначению, благо помещений было множество. В архитектурном стиле, церковь Одигитрии больше подходит для стиля барокко второй половины XVII века.
23.


24.

Уже при преемнике митрополита Ионы - Иоасафе в 1692-1693 годах была построена отдельно стоящая трапезная палата с бесстолпной церковью в честь Смоленской иконы Божией Матери. Своим чуть более поздним оформлением - раскраской в «шахмат», 20-ю лепными картушами и барельефными ангелами и херувимами в духе нарышкинского барокко - это сооружение выделяется из общего ансамбля кремля.

Красная палата получила свое название благодаря своей красоте, от нее и весь дворец получил то же имя.

Красная палата - слева.
25.

Красная палата имеет в своем строении два этажа. На первом, площадью 250 кв.м. существовала «Хлебная», а также восемь жилых палат.
26.

Своды «хлебной» опирались на столб, который располагался в самом центре помещения и пронизывал здание насквозь. Свет давали десять окон, расположенные по обеим сторонам. На втором этаже (был разрушен в XIX веке) располагалась трапезная, расписанная фресковой живописью, пол покрыт чугунными плитами. Рядом с трапезной располагались сени, и, как и на первом этаже - восемь жилых палат, через которые можно было пройти по висячим галереям на южную и западную стены кремля, к церквям Иоанна Богослова и Григория Богослова.
27.


28.


29.


30.


31.


32.


33.

34.

35.


36.

В 1675 году, на месте деревянной церкви, которая сгорела в 1671 году, была построена церковь Спаса на Сенях. Изначально, церковь была задумана как домовая церковь митрополита, в которой проводили торжественные богослужения и принимали высокопоставленных гостей.
37.

38.


39.

Церковь Спаса на Сенях являлась главным храмом Ростовского Архиерейского дома. В «Летописи о Ростовских архиереях», составленной уже в XVIII веке, сообщается, что каменной Спасской церкви предшествовал деревянный храм, построенный «предивным образцом» тем же митрополитом Ионой и сгоревший в пожаре 1671 года.
40.

41.


42.


43.


44.

В 1730 году церковь Спаса на Сенях пострадала от «великого» ростовского пожара, уничтожившего половину города. Тогда сгорела ее деревянная кровля и глава, опаянная белым железом, «свалился» железный крест, покрытый золоченой медью. После пожара на церкви Спаса, как и на других обгоревших домовых церквах, была устроена четырехскатная тесовая кровля, а глава покрыта лемехом.
45.

Период по-настоящему капитальной и для своего времени высококачественной реставрации наступил с началом деятельности Комиссии по возобновлению кремлевских зданий и открытием в 1883 году в отреставрированной Белой палате Музея Церковных древностей.
46.

Сейчас мы отправляемся к Соборной площади к Успенскому собору.
47.

С севера к митрополичьему двору в конце XVII века была присоединена соборная часть городской площади с Успенским храмом. Она обнесена невысокой стеной.

Это Святые Врата с надвратной церковью Воскресения.
48.

В ходе археологических раскопок, проведённых Н. Н. Ворониным в 1939-м и 1954-1955 годах, обнаружили, что современный кирпичный пятиглавый шестистолпный Успенский собор был построен на основании стен предыдущей каменной церкви. Её возвели в 1161-1162 годах почти одновременно с церковью Покрова на Нерли. Помимо хорошо отёсанных каменных блоков от неё сохранились камни с орнаментальной резьбой, поливные керамические плитки пола, остатки фресок 1187 года и бронзовые ручки дверей.
49.
Собор и звонница удачно гармонируют друг с другом, хотя времена их строительства разделяет более чем одно столетие.

57.

Фасады звонницы расчленены по вертикали плоскими выступами — лопатками; а по горизонтали - тремя поясками. В нижних этажах находится церковь Входа в Иерусалим и хозяйственные помещения.
58.

Верхний этаж представляет собой открытую площадку с четырёхпролётной аркадой. Каждый из пролётов огорожен ажурной металлической решёткой и завершён вверху килевидной закомарой, над каждым из пролётов на круглом барабане поставлена глава, увенченная крестом. На верхний этаж ведёт крутая, узкая внутристенная лестница, на фасаде выявленная крошечными оконцами. От пролётов с колоколами до земли звонница имеет сплошные пустоты, что делает здание превосходным резонатором. Близость звонницы к открытому пространству озера Неро усиливает акустический эффект.
59.

На первом этаже магазинчик сувениров...
60.

...с довольно традиционным ассортиментом.
61.

Звонница была выстроена в два этапа. Начало строительства относится к 1682 году. В этот период выстроена основная трёхпролётная звонница. Мастером Филиппом Андреевым по заказу Ростовского митрополита Ионы Сысоевича были изготовлены два самых крупных колокола для звонницы - «Полиелейный» и «Лебедь».
62.

Окончательное строительство звонницы было завершено в 1689 году. Тогда 13 колоколов были повешены в один ряд и прочно укреплены на металлических крюках и толстом дубовом брусе, кроме четырёх из них, висящих на другом брусе, прикреплённом к основному под прямым углом. Во второй половине XIX века к ним добавили ещё 2 колокола. С тех пор на звоннице Ростовского кремля висит 15 колоколов.
63.

А это - Церковь Спаса на Торгу - за пределами Соборной площади - мы ее еще увидим во второй части со смотровой площадки Ростовского кремля.
Сайт vidania.ru Музей-заповедник "Ростовский кремль"
Сайт Русская История
Сайт Туризм в России
«Церковь Спаса на Сенях в Ростове Великом», автор Т.Л. Никитина, издательство «Северный паломник», город Москва, 2002 г.
Википедия

Ростов Великий входит в число древнейших городов России. Интерес туристов к нему не иссякает, ведь на его небольшой территории сосредоточилось множество достопримечательностей разных эпох. И главный туристический объект - Ростовский кремль, осмотру которого можно посвятить целый день.

История Ростовского кремля

Ростов неспроста именовался «Великим» и стоял в одном ряду с Новгородом. Он являлся центром православия и впоследствии - митрополии. Со временем возникла необходимость строительства резиденции для митрополита, и так в 1670 году началась история кремля. Согласно идее митрополита Ионы Сысоевича, будущее сооружение должно было напоминать райский сад, окружённый стенами. Результат и правда получился впечатляющим: над Ростовом вознеслись причудливые башни и великолепные купола церквей. Архитектурный ансамбль занял место на возвышенности, рядом с озером Неро.

Однако в XVIII веке после переноса архиерейской кафедры в Ярославль местный митрополичий двор потерял былую функцию: богослужения в храмах прекратились, помещения ансамбля отдали под склады. В XIX веке обветшалый ансамбль решено было отреставрировать на деньги купечества и горожан. К 1883 году здесь открыли музей церковных древностей, а затем Николай II взял кремль под покровительство. В 1953 году многие памятники были повреждены сильнейшим смерчем, но их удалось восстановить.

Главные памятники кремля

Ростовский кремль - что посмотртеть.

На территории Ростовского кремля сосредоточены многочисленные памятники, но некоторые из них стоит выделить:

Успенский собор появился на этом месте задолго до строительства кремля. После он слился с ним в один архитектурный ансамбль. Сооружение сложено из белого камня и кирпича, а по стилю он напоминает одноимённый собор Московского Кремля - зодчие явно позаимствовали идеи. До наших дней дошёл шикарный барочный иконостас, установленный ещё в XVIII веке при архиепископе Иоакиме.

Звонница Ростовского кремля - ещё один архитектурный памятник, построенный рядом с Успенским собором. Два сооружения удачно гармонируют между собой, хотя их разделяет целое столетие. Но ещё звонница прославилась на всю Русь мелодичным звоном своих колоколов. Они были отлиты в разное время: «Полиелейный» и «Лебедь» появились в 1682 году, «Набатный» - в 1824 году. Некоторые из них украшены орнаментами. А один из колоколов назван «Сысоем» в честь митрополита Ионы Сысоевича.

Церковь иконы Божией Матери «Одигитрия».

Церковь Одигитрии - одна из самых живописных церквей кремля, выдержанная в стиле московского барокко. От других подобных сооружений ансамбля её отличает наличие балкона, который проходит через второй этаж. Намного позже после завершения строительства на фасад церкви нанесли треугольные орнаменты, напоминающие рельеф. Интерьер украшен лепными картушами - это ещё одно отличие церкви от других зданий Ростова.

Церковь Спаса Нерукотворного - домовая церковь митрополитов, соединённая с Самуиловым корпусом (жилыми помещениями). Она примечательна росписью, выполненной ярославскими мастерами и попом Тимофеем. Интерьер, в отличие от скромного фасада, выделялся богатством и пышностью.

Музеи Ростовского кремля

Некоторые помещения ростовского кремля выполняют функции музеев. Одна из интереснейших экспозиций хранится в Белой палате. Её создали в 1993 году как попытку реконструировать облик музея церковных древностей. В Белой палате демонстрируются коллекции резьбы по дереву, иконописи, церковной утвари, живописи, книг, оружия и документов. Особая гордость музея - уникальный запрестольный крест XVI века. Он был украден и почти 15 лет считался утерянным навсегда.

Стоимость посещения музеев Ростовского кремля.

В церкви Одигитрии размещена удивительная по своей ценности экспозиция. Здесь выставлены иконы и скульптуры XVII века, обширная коллекция тканей, серебра, комплекты одеяний священнослужителей и предметы, использовавшиеся для совершения литургии.

Красная палата Ростовского кремля.

В Красной палате расположились две коллекции. На первом этаже находится музейная гостиная, где можно передохнуть и познакомиться с мультимедийной выставкой. А на втором этаже демонстрируются уникальные предметы из фондов. Среди них - печать Ярослава Мудрого, меч из Западной Европы (X в.), гробницы для мощей, фрагменты Успенского собора, древние кресты.

Кремлёвский пруд.

8 залов Самуилового комплекса отведены под коллекцию предметов древнерусского искусства. Здесь можно увидеть иконы, датируемые XII-XX веками, резьбу по кости и дереву, покровы с гробниц самых известных ростовских чудотворцев и церковную утварь из Успенского собора, включая водосвятную чашу и позолоченное кадило.

Судный приказ.

Также стоит посетить музей финифти в помещении Судного приказа. Это крупнейшая коллекция эмалей, расписанных в знаменитой ростовской технике. Среди экспонатов - шкатулки, иконы, картины, книги, кресты. Музей демонстрирует развитие промысла и его эволюцию.

Фотографии Ростовского кремля

Надвратная Церковь Воскресения Господня и Святые ворота.

Воскресенская церковь.

Внутренний двор Ростовского кремля.

Колокола.

Кремлёвская стена.

Митрополичий сад.

Крыльцо Церкви Спаса Нерукотворного.

Комплекс Ростовского кремля работает без выходных, но музеи и лавка внутри не работают понедельник и вторник.

Похожие статьи

© 2024 bol-zoo.ru. Стоп Вредитель.