Тема родной природы в лирике С. Есенина. Сочинение "Мир природы в лирике С. Есенина" Изменилось ли отношение есенина к природе

Тема природы проходит красной нитью через творчество великого русского поэта Сергея Александровича Есенина, любимого и почитаемого многими поколениями читателей. Стихи его с ранних лет проникают в наше сознание, завладевая частью нашей души, он словно зачаровывает своими образами, которые являются будто живыми и чрезвычайно запоминающимися.

Поэтический язык С.А. Есенина весьма оригинален и самобытен, благодаря его живым образам, которые он использует в своем поэтическом творчестве, мир природы будто оживает. Тема природы в творчестве Есенина занимает одно из центральных мест, его описания природных явлений мелодичны, наполнены звонкими мотивами. Природа у него – это одушевленное существо, которое действует, живет собственной жизнью. Роща у поэта «отговорила», береза «принакрылась» снегом, тополи шепчут, а вербы плачут.

Эпитеты поэт также подбирает довольно точные, способные воссоздать довольно яркую и живую картину, он не пытается приукрасить или применить пышные сравнения, которые неуместны, скорее наоборот он стремится показать простую и незамысловатую красоту всего того, что нас окружает. Пусть облака похожи на дешевый ситец, но плывут они над родной землей, пусть хлеба небогаты урожаем, но выращены они в родимом краю. С.А. Есенин учит нас замечать и любить простые вещи, которые нас окружают, подмечая красоту в самых, казалось бы, обыденных вещах, которых некоторые и вовсе не видят в повседневной суете.

Поэт в своих стихотворениях объединяет мир людей, животных, растений, мир этот олицетворяет собой одну общность, связанную между собой неразрывными узами душевного родства. С невероятной теплотой и любовью описывает поэт и животных, вступая с ними в диалог, чувствуя с их стороны живое участие, доброту и невероятную нежность. В своем стихотворении «Собаке Качалова » поэт ведет с ней дружескую беседу на равных, обращаясь к собаке, как к истинному другу и соратнику, тон его беседы очень теплый. С Джимом поэт поднимает серьезные темы, говорит обо всем, от взаимоотношений, любви до жизни в целом, поверяя обыкновенному псу самые сокровенные мысли.

В творческом наследии Сергея Александровича чувствуется неразделимое единение с природой, он мечтает, когда человечество поймет и осознает тот факт, что люди – всего лишь неотъемлемая часть природы, что жить нужно в ладу с окружающим миром, который прелестен и нуждается в нашем участии. Лирические произведения С.А. Есенина призывают нас любить и ценить матушку-природу, жить в ладу с ней, проявлять заботу.

Есенин - представитель нового, постнекрасовского поколения крестьянской и пейзажной лирики. Поэзия Есенина - источник глубоких раздумий над многими социально-философским проблемам: история и революция, деревня и город, жизнь и смерть, государство и народ, народ и отдельная личность, и то, что интересует нас более всего - природа и человек. Выражение глубоких человеческих чувств через картины природы - самая характерная особенность есенинской лирики. Есенинская лирика невероятно наполнена душой, движением. Она очень многогранна. Открытость стиля, напор, размах, чувства, преобладающие над рационализмом, “буйство глаз и половодье чувств” “Не жалею, не зову, не плачу” С.Есенин. Собр. соч. в 5 томах Художественная литература. М. 1961 г. - ее эмоциональные визитные карточки. Выражая себя передачей образов предельно лаконично, но, тем не менее, максимально живописностно, его лирика заставляет нас задуматься о том, как удавалась Есенину такая передача образа. Как удавалось чувствовать себя “одноногим кленом”, ощутить как “увял головы моей куст” “Хулиган” С.Есенин. Собр. соч. в 5 томах Художественная литература. М.1961 г.? Но лирика Есенина не была лишь лирикой природы. И если образность свою растил он на природе, чувственность в своей натуре, то убедительность нашел в своей эпохе. В его поэзии жило и время. Бурное время войн и революций, неопределенность, витавшая в воздухе, не могла не отложить свой отпечаток на поэзию неравнодушного к судьбам Родины человека. Она проникнута и пониманием того, что близок конец той Руси, в которой он был рожден, патриархально-замшелой, дремучей, той, которую он чувствовал. Пониманием жесткости нового. Пониманием того, что ту Россию не вернуть уже состраданием "ко всему живому на земле". Тот, кто живет в лирике Есенина, его лирический герой сложен. Его характер драматичен, а зачастую и даже трагичен. Он, этот герой существует на той точке судьбы страны, когда меняется не только страна, но и вековой уклад, строй общественной мысли. Поэзия Есенина подчиняет нас себе, не отпускает ни шаг. Ее эмоциональный, душевный танец стиха невероятно сплетен с четким внутренним ритмом. Как бы это не прозвучало, но он был подлинно вдохновенным певцом родной земли, ее природы. Первые публикации стихов молодого, неизвестного поэта в печати датируются 1914 годом. Затем появляются сборники его стихотворений "Радуница" (1916) и "Голубень" (1918). Этими книгами Есенин открыл читателю очарование и волшебство среднерусской природы, сокровенный мир своего лирического героя. У Есенина был редчайший дар слышать почти неслышные, тишайшие колебания природы. Он мог слышать “звон надломленной осоки” и то, как “нежно охает ячменная солома” “О красном вечере задумалась дорога” С.Есенин. Собр. соч. в 5 томах - М.: Художественная литература.. 1961 г.. Красота его поэтического видения природы, ее “очеловечивание”, заставляет любого увидеть это вместе с ним. Черемухи “в белых накидках”, “пригорюнившиеся девушки-ели”, “зеленокосая березка”, “клен на одной ноге”, “ звезды-ласточки”. Весь этот мистический, тихий сказочный лес растет по всей его необъятной “голубой Руси”, как образец абсолютной, в своей уникальности, метафоричности образа. Человек, сумевший вырастить этот лес и населивший его “плачущей метелью”, “осенью, рыжей кобылой, чешущей гриву”, “схимником-ветром” - тончайший лирик, человек природы, нашедший, и понявший ее душу. Прием олицетворения, самый частый прием к которому прибегал Есенин в своей природной лирике, сделал его манеру совершенно неповторимой, недоступной, практически, для копирования. Есенина ни в коей мере не стоит именовать только пейзажистом, певцом родных кущ и долин. Это был всеобъемлющий поэт, с огромным пониманием общности и цельности мира, поэт очень трагичной судьбы. Чего стоит одна его смерть. Но этот же человек, поэт, упивался жизнью, любил жизнь так сильно, без всякой оглядки на людское мнение. Этот же самый человек в своей яростной любви был поэтически наблюдателен, точен, отмечая, запечатлевая в насыщенном образе секундное проявление красоты или нежности. Особенно, природной красоты. Насколько точными красивыми образами он мог наполнить простые, казалось бы, и незатейливые вещи, окружавшие его - вспомним стихи, которые он сам назвал первыми:

“Там, где капустные грядки

Красной водой поливает восход,

Клененочек маленький матке

Зеленое вымя сосет” “Там, где капустные грядки” С.Есенин. Собр. соч. в 5 томах - М.: Художественная литература. . 1961 г.

Потрясающе красиво и чувственно, но с тем настолько просто. Здесь начинают жить, двигаться абсолютно все поэтические объекты, все образы. Такой динамики картин природы, как у Есенина, не было в русской пейзажной лирике ни до, ни после Есенина. Природа у Есенина наполнена цветом, красок бесчисленное множество, палитра очень широка. В ней присутствуют малейшие оттенки цветов. Есть и гармоничные, легко сочетаемые и резко контрастные: “горят серебряные росы” “С добрым утром!” С.Есенин. Собр. соч. в 5 томах - М.:Художественная литература. . 1961 г., “злато-карий омут”, “золотое гниенье в полях”, “пожар голубой”. Все как будто светиться, играет, преломляясь в лучах солнца или искрясь под луной. Но основные есенинские цвета - голубой и синий. Эти цвета у Есенина создают атмосферу радости бытия. Путем простой выборки, я попробовала посчитать у Есенина слова имеющие основой своей голубой цвет или синий. Начала и перестала, осознав, что только на одной странице пятитомника их может попасться до трех. Эти цвета, цвета неба, цвета необъятной безмятежности подчеркивают, усиливают глубину образа. В синем есть какая-то пронзительность и бесконечный простор. Возможно, для Есенина этот цвет был чем-то большим, чем просто цвет, может быть, он был для него каким-то воспоминанием из детства, или символизировал собой огромную, необъятную Россию. Мне представляется, что для Есенина, “синь” - это все. Все, что дышит и все, что живет; то, что раньше называли “эфир”. “Синь то дремлет, то вздыхает” “Сохнет стаявшая глина” С.Есенин. Собр. соч. в 5 томах - М.: Художественная литература. 1961 г.. Голубой - это цвет нашей планеты, цвет земного шара. Любое сравнение, любая метафоричность, символизм, а синий цвет был для Есенина, вне всякого сомнения, символичен, существуют у него не сами по себе, не ради красоты слога. Он использует их лишь едино для того, чтобы полней передать свои чувства, их эмоциональный строй, порыв. Русь ли у него голубая “Я покинул родимый дом” С.Есенин. Собр. соч. в 5 томах - М.: Художественная литература.. 1961 г. или же “синь сосет глаза” “Гой ты, Русь моя родная” С.Есенин. Собр. соч. в 5 томах - М.: Художественная литература. 1961 г., но это всегда красиво и представляемо:

“На плетнях висят баранки

Хлебной брагой льет теплынь.

Солнца струганные дранки

Загораживают синь” “На плетнях висят баранки” С.Есенин. Собр. соч. в 5 томах - М.: Художественная литература.. 1961 г.

Еще, конечно же, был золотой цвет, но это отдельная, личностная часть есенинской поэтической гаммы. Этот цвет был для него связующей, почти друидической нитью между ним и природой, осенью, увяданием листвы на деревьях. Мысль об изначальном, глубинном единстве человека и природы неоспорима для Есенина. Она - одна из главных движущих сил его поэзии. Корни этой поэзии - народные. У древних славян, как и у кельтских народов, деревья почитались за живые существа. Да и быт сильно зависел от дерева. Обувь, посуда и другие предметы обихода были сделаны из древесины. “Всё от древа - вот религия мысли нашего народа” - говорил Есенин: “все мы яблони и вишни голубого сада” “Певущий зов” С.Есенин. Собр. соч. в 5 томах - М.: Художественная литература.. 1961 г. Поэтому, не удивительно, что основным, “сквозным” образом всей его поэзии стала сама природа, олицетворенная в деревьях, наиболее, визуально, напоминающих человека (крона-голова, ствол-тело, ветви-руки). Есть два оживленных Есениным образа, которые он пронес через всю свою поэтическую жизнь. Это - клен и береза. Есенинская береза многоцветна и абсолютно жива: “Березки! Девушки-березки!” “Письмо к сестре” С.Есенин. Собр. соч. в 5 томах - М.: Художественная литература.. 1961 г.. Она может быть “зеленокосой”, белой - “строен и бел, как березка” “К теплому свету, на отчий порог” С.Есенин. Собр. соч. в 5 томах - М.: Художественная литература. 1961, “береза-свечка”, также голубой, ходячей, любой. Именно береза, стала одним из начальных мостиков от Есенина к читателю. Первым напечатанным стихотворением для Есенина стала именно - “Береза”, появившееся в детском журнале “Мирок” в 1914 г. Прожив в лирике Есенина всю его поэтическую жизнь, береза превратилась для Есенина из просто девушки в некий абсолют нежности, тишины, покоя и умиротворения: “И березами заплаканный наш тракт” “Пугачев” С.Есенин. Собр. соч. в 5 томах - М.: Художественная литература.. 1961 г., “березовый шорох теней” “Я помню, любимая, помню” С.Есенин. Собр. соч. в 5 томах - М.: Художественная литература.. 1961 г.. Есенинская береза, пожалуй, один из самых прекрасных поэтических образов в русской поэзии, олицетворяющий собой девушку, женщину:

“Вернулся я

В родимый дом

Зеленокосая,

В юбчонке белой

Стоит береза над прудом” “Мой путь” С.Есенин. Собр. соч. в 5 томах - М.: Художественная литература. 1961 г.

Ветви березы для Есенина могут совершенно разными. То это “шелковые косы”, то “зеленые сережки”. Ствол березы мог оборотиться нежнейшим “белым молоком” или стать “белым ситцем”, “холщовым сарафаном”. Можно увидеть, что береза для Есенина, это абсолютный прообраз женского в природе и жизни, а также ниточка, связывающая его с малой родиной. Конечно, использование образа березы, наиболее характерно для раннего периода творчества Есенина. Но этот образ не покидает есенинскую лирику всю его жизнь. Он возникает и в совсем позднем его творчестве. Он появляется каждый раз, когда поэт обращается к родным местам, к малой родине, Константиново: “Письмо к сестре”, “Мой путь”, “Ты запой мне ту песню, что прежде”. Второй потрясающий образ, созданный Есениным, это - клен. Но это образ очень личный, не мужской вообще, а применяемый к себе, к своему эмоциональному миру, к собственным переживаниям. Нет, это не поэтический двойник поэта. Это - друг. Единство человека и природы, в изображении Есенина, может быть практически автопортретным: “ах, увял головы моей куст” “Хулиган” С.Есенин. Собр. соч. в 5 томах - М.: Художественная литература. 1961., “тот старый клен головой на меня похож” “Я покинул родимый дом” С.Есенин. Собр. соч. в 5 томах - М.: Художественная литература. 1961, “сам себе казался я таким же кленом” “Клен ты мой опавший, клен заледенелый” С.Есенин. Собр. соч. в 5 томах - М.: Художественная литература. 1961.. “Кленонечек” появляется в первых же стихотворениях Есенина и, претерпевая различные метаморфозы, болезни, старение доходит до конца творчества, становясь совсем осязаемым в потрясающем стихотворении “Клен ты мой опавший”. Как правило, в поэзии Есенина, клен появляется там, где поэт затрагивает тему человека, сбившегося с пути. Там, где человек скандалит, болеет душой, тоскует: “Не жалею, не зову не плачу”, “Сукин сын”, “Серая, хмурая высь”, “Поэма о 36”, “Сорокоуст”, и т.д. Создавая этот образ, поэт стремился сблизить реальность и образность. Поэтому иногда он характеризует клен прилагательными в прямом их смысле: (старый, опавший, подгнивший, маленький и т.д.), а часто одушевляет его, рисуя метафорически: (клен на одной ноге и т.д.) С помощью несогласованных определений (клен на одной ноге), поэт наделяет дерево-образ большей жизнью. Клен такой же живой участник сцены, как и береза: “клены морщатся ушами длинных веток” “Русь советская” С.Есенин. Собр. соч. в 5 томах Художественная литература. М. 1961..

Это стремление очеловечить природу глубоко корнями своими уходит в народный фольклор. Все народные, старинные метафоры строились на стремлении человека сделать понятными для себя природные явления, “одомашнить” саму природу. Сделать их кем-то, с кем можно поговорить, попросить заступничества. Если взять русские народные сказки, то едва ли не в каждой другом и помощником человека являлась природа. Пейзажную лирику Есенина, если ее можно полностью назвать таковой, как раз таки, на мой взгляд, в первую очередь и характеризует ее некоторое отличие в понимании, чувствовании природы, нежели у многих русских поэтов и писателей, оперировавших в своем творчестве образами русской природы. В его поэзии гораздо сильней момент самого русского фольклора. Есенин часто заимствует известный народный прием описания природы; берутся несколько явлений или вещественных объектов или животных и соединяются в одном образе: “изба-старуха челюстью порога” “О красном вечере задумалась дорога” С.Есенин. Собр. соч. в 5 томах Художественная литература. М. 1961., “Месяц, всадник унылый, уронил повода” “Покраснела рябина” С.Есенин. Собр. соч. в 5 томах Художественная литература. М. 1961.. Сам Есенин подобный способ объединения называл “заставкой”. Развив “заставку” поэт мог построить целую цепочку поэтических образов, нанизывая их друг на друга, и создавая бесконечнечное повествование, прервать которое мог только он по собственному усмотрению:

“Мудростью пухнет слово,

Вязью колося поля.

Над тучами, как корова,

Хвост задрала заря.

Вижу тебя из окошка,

Зиждитель щедрый,

Ризою над землею

Свесивший небеса.

солнце, как кошка,

С небесной вербы

Лапкою золотою

Трогает мои волоса” “Преображение” С.Есенин. Собр. соч. в 5 томах - М.: Художественная литература. 1961 ..

Многие из подобных “заставок”, вернее основ для “заставок” Есенин брал напрямую из русских загадок, из народной мифологии: (месяц - всадник, небесный сеятель, ветер - конь), и создавал свой, неповторимый мир народно-поэтических образов. Обычное для народной лирики одушевление пейзажа, живые параллели в творчестве Есенина играют меньшую роль, чем найденные им самим способы лирической интерпретации образа. Но все равно, народная-поэтическая “подпитка”, даже будучи творчески развита и переработана Есениным, оставалась главенствующей при создании поэтических образов. Налицо присутствует мифологичность, та древняя, языческая, шаманская суть Руси. Природа тогда являлась для человека независимой, грозной, но, одновременно и очень близкой, доброй силой. Силой, которая могла наказать, но и могла любить нежно, как любит мать ребенка:

“Родился я с песнями в травном одеяле,

Зори меня вешние в радугу свивали.

Вырос я до зрелости, внук купальской ночи,

Сутемень колдовная счастье мне пророчит” “Матушка в купальницу” С.Есенин. Собр. соч. в 5 томах - М.: Художественная литература. 1961.

Это напоминает народную песню-заклинание. В творчестве Есенина ощущается то древнее отношение к природе, когда человек был с ней на равных и не пытался лишь покорять и управлять ею. Есенин почти каждым своим стихотворением признает природу за живое существо. Еще одним подтверждением прямой связи есенинской лирики со славянской, народной языковой традицией может служить обильное применение народной лексики. Вот небольшая часть диалектизмов, которые часто встречаются в его раннем творчестве: “жамкать” (жевать), "булдыжник” (буян), “корогод” (хоровод), “плакида” (плакальщица), “cутемень” (сумерки), “еланка” (поляна). Интересен также выбор глаголов Есениным. Не считая прямых глаголов, отражающих действие, по есенинским стихам разбросаны “озвученные глаголы”, лес “взвенивает”, река воркует, тучи “ржут”, звезды “щебетнули”. Есенин полностью ощущает самостоятельность природы, ее одушевленность. Особенно сильно это звучит там, где природа является единственным героем:

“Схимник-ветер шагом осторожным

Мнет листву по выступам дорожным

И целует на рябиновом кусту

Язвы красные незримому Христу” “Осень” С.Есенин. Собр. соч. в 5 томах - М.: Художественная литература. М. 1961.

“Осень”, вообще, одно из самых живых, в смысле, природно-живых стихотворений Есенина. Осень здесь совершенно точно нарисована и цветом “рыжий”, “рябиновый”, и воплощенным образом “рыжая кобыла - чешет гривы”. Здесь Есенин просто внутренний наблюдатель, он ощущает себя частью природы, ее учеником и добрым соседом. Он един с нею. Он не рисует ее, он не пейзажист, он не пасторальный, сладкий поэт, восхищающийся лишь красотами заката, и птичкой на ветке. Он как бы живет в ней:

“Позабыв людское горе,

Сплю на вырубках сучья.

Я молюсь на алы зори,

Причащаюсь у ручья”“Я пастух, мои палаты…” С.Есенин. Собр. соч. в 5 томах - М.: Художественная литература.. 1961.

Поэтому-то у него и нет чисто пейзажных стихов. Пейзаж для Есенина это не просто способ иллюстрировать чувства, которые владеют поэтом. Природа для него близкое существо, чей чувственный, эмоциональный окрас совпадает с есенинским. Природа и человек существуют рядом, живут бок о бок, они друзья. Ощущая вечность, повторяющийся цикл жизни и смерти, природа, вместе с Есениным спокойны. Они не пытаются вмешиваться в естественное течение жизни:

“Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник -

Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.

О всех ушедших грезит конопляник

С широким месяцем над голубым прудом” “Не вернусь я в отчий дом” С.Есенин. Собр. соч. в 5 томах - М.: Художественная литература.. 1961.

Из всего вышесказанного логически вытекает вывод, что поэт, так боготворивший родную природу и столь вдумчиво изучивший фольклор народа, ценил свое отечество превыше всего на свете. Любовь к природе, к родным рязанским полям, к его "стране березового ситца", понимание своего собственного происхождения, своих истоков и корней превращает лирику Есенина в огромную поэму о доме, о России, и о природе, как части ее. Значимость есенинской лирики состоит в том, что в ней чувство любви к Родине выражается не отвлеченно и риторически, а конкретно, в зримых и четких пейзажных образах:

“О Русь - малиновое поле

И синь, упавшая в реку, -

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску” “Запели тесаные дроги” С.Есенин. Собр. соч. в 5 томах - М.: Художественная литература.. 1961.

На мой взгляд, немногим удавалось так проникновенно и так образно как он писать о России. Так пишут о любимой женщине, о матери, о живом. А в этих стихах Русь и предстает перед нами живой, способной тосковать, испытывать боль. Есенин - сын России, сострадающий своей "стране березового ситца", наполненной “синью”, и живущий в ней. И всегда эта “синь”, “синь, упавшая в реку” подчеркивает момент его слияния с Россией и ее природой. Он, как человек, испытавший много тягот и несчастий, но познавший и великое счастье любви, понимает, что и в самую тяжкую минуту, или в минуту абсолютной человеческой радости, Родина, родная природа это то, что всегда разделит с тобой и счастье и горе. Ты в любую минуту повернешься к ней и будешь принят:

“Но более всего

Любовь к родному краю

Меня томила,

Мучила и жгла” “Стансы” С.Есенин. Собр. соч. в 5 томах - М.: Художественная литература.. 1961.

Есенин понимает, что уход от природы, от родины, от своих корней трагичен. Однако трагизм судьбы Есенина в том и состоит, что, будучи мощней творческой единицей, он, как и каждый, по-настоящему большой художник был равно велик и в силе и в слабости. Сознавая пагубность этого отрыва, он не смог противостоять ему, как персонально, так и под давлением обстоятельств. Со временем есенинские строки начинают приобретать фатальный оттенок:

“Не жалею, не зову, не плачу,

Все пройдет, как с белых яблонь дым.

Увяданья золотом охваченный,

Я не буду больше молодым.

Ты теперь не так уж будешь биться,

Сердце, тронутое холодком,

И страна березового ситца

Не заманит шляться босиком” “Не жалею, не зову, не плачу” С.Есенин. Собр. соч. в 5 томах - М.: Художественная литература. 1961.

Можно проследить, почувствовать, как постепенно, к Есенину приходит ощущение вечного кругового, повторяющегося течения жизни, и неизбежности смерти как непреложного закона этой жизни. В последние годы своей жизни Есенин странно раздвоен. На Востоке в его отображении природы играет покой, весна “свет вечерний шафранного края, тихо розы бегут по полям” “Свет вечерний шафранного края” С.Есенин. Собр. соч. в 5 томах - М.: Художественная литература.. 1961.. Мир наполнен “молчащими ночью кипарисами” “Отчего луна так светит тускло” С.Есенин. Собр. соч. в 5 томах - М.: Художественная литература.. 1961 ., лепестками роз, что “как светильники горят” “Голубая родина Фирдуси” С.Есенин. Собр. соч. в 5 томах - М.: Художественная литература.. 1961., “запах олеандра и левкоя” разлит в воздухе. Картина родной природы совершенно противоположна. Там грустное мелколесье, там зима и метель, природа как бы спит. Особенно пронзительно выглядит стихотворение “Клен ты мой опавший, клен заледенелый”. Есенин отождествляет родной пейзаж с местом, где царят “мерзлые осины”, “застывшие березки”, где “березы в белом плачут по лесам”, там на липах не цветы, там на “липах снег и иней”, там приходится “чтить метель за синий цветень мая” “Может поздно, может, слишком рано” С.Есенин. Собр. соч. в 5 томах Художественная литература. М. 1961 .. Лирика Есенина “холодеет”. Она становиться почти надрывной. Уходит из нее лето, вместо золотого и голубого, вместо вечной “сини” все постепенно становиться белым, снежным иногда. Березы застывают, его любимый клен стоит “заледенелый”, да и не клен это уже, а “просто столб позорный - на нем бы вешать, иль отдать на слом” “Метель” С.Есенин. Собр. соч. в 5 томах - М.: Художественная литература.. 1961.. Природа как бы застывает. Природа здесь, она никуда не делась, но в ней нет того бурного движенья, нет динамики, что была раньше. Все приходит к концу. Описание природы напоминает собственную эпитафию:

Снежная равнина, белая луна,

Саваном покрыта наша сторона.

И березы в белом плачут по лесам.

Кто погиб здесь? Умер? Уж не я ли сам?

Есенинская природа прошла вместе с ним все жизненные циклы - весну, лето, осень, навсегда остановившись в точке зимы. Творческое наследие С. А. Есенина очень близко сегодняшним, возрождающимся представлениям о мире и природе, где человек - только частица живой природы, не противостоящая ей, а зависящая от нее и живущая с ней. Чувство природы, ощущение нахождения в ней человека, единства мира, это поэтическое завещание Есенина. Попадая в мир его поэтических образов, мы вольно, или невольно, можем почувствовать себя братьями и сестрами березы, клена, рябинового куста, разного "зверья", бескрайного поля, месяца и солнца. Заимствовав у народа, в народной мифологии и фольклоре его любовный, трепетный взгляд на природу, Есенин развил его и смог донести до нас, перевел то, что чувствовали наши предки, понимая и чувствуя природу как себя самих. Его образ природы, помогает нам, в большей степени ощущать себя людьми и не терять человечность.

ВВЕДЕНИЕ

Сергей Есенин – самый популярный, самый читаемый в России поэт.

Творчество С. Есенина принадлежит к лучшим страницам не только русской, но и. мировой поэзии, в которую он вошел как тонкий, проникновенный лирик.

Поэзия Есенина отличается необыкновенной силой искренности и непосредственности в выражении чувств, напряженностью нравственных поисков. Его стихи - это всегда чистосердечный разговор с читателем, слушателем. "Мне кажется, что я свои стихи пишу только для своих доб­рых друзей", - говорил сам поэт.

Вместе с тем Есенин - глубокий и самобытный мысли­тель. Сложен и противоречив мир чувств, дум и страстей лирического героя его произведений - современника не­виданной эпохи трагической ломки человеческих отношений. Сам поэт тоже видел противоречия своего творчества и так объяснял их: "Я пел тогда, когда был край мой болен."

Верный и горячий патриот своей Родины, С. Есенин был поэтом, кровно связанным с родной землей, с народом, с его поэтическим творчеством.

ТЕМА ПРИРОДЫ В ТВОРЧЕСТВЕ ЕСЕНИНА

Природа - всеобъемлющая, главная стихия творчества поэта, и с ней лирический герой связан врожденно и пожизненно:

Родился я с песнями в травном одеяле.

Зори меня вешние в радугу свивали"

("Матушка в купальницу по лесу ходила...", 1912);

"Будь же ты вовек благословенно,

что пришло процвесть и умереть"

("Не жалею, не зову, не плачу...", 1921).

Поэзия С.Есенина (после Н.Некрасова и А.Блока) - самый значительный этап в формировании национального пейзажа, который наряду с традиционными мотивами грусти, запустелости, нищеты включает удивительно яркие, контрастные краски, словно взятые с народных лубков:

"Синее небо, цветная дуга,

<...>

Край мой! Любимая Русь и Мордва!";

"Топи да болота,

Синий плат небес.

Хвойной позолотой

Взвенивает лес";

"О Русь - малиновое поле

И синь, упавшая в реку..."

"синь сосет глаза"; "пахнет яблоком и медом"; "Ой ты, Русь моя, милая родина, Сладкий отдых в шелку купырей"; "Звени, звени златая Русь...".

Этот образ яркой и звонкой России, со сладкими запахами, шелковистыми травами, голубой прохладой, именно Есениным был внесен в самосознание народа.

Чаще, чем какой либо другой поэт, использует Есенин сами понятия "край", "Русь", "родина" ("Русь", 1914; "Гой ты, Русь, моя родная...", 1914; "Край любимый! Сердцу снятся...", 1914; "Запели тесаные дроги...", <1916>; "О верю, верю, счастье есть...", 1917; "О край дождей и непогоды...", <1917>).

По-новому изображает Есенин небесные и атмосферные явления - более картинно, изобразительно, используя зооморфные и антропоморфные сравнения. Так, ветер у него - не космический, выплывающий из астральных высей, как у Блока, а живое существо: "рыжий ласковый осленок", "отрок", "схимник", "тонкогубый", "пляшет трепака". Месяц - "жеребенок", "ворон", "теленок" и т.п. Из светил на первом месте образ луны-месяца, который встречается примерно в каждом третьем произведении Есенина (в 41 из 127 - очень высокий коэффициент; ср. у "звездного" Фета из 206 произведений 29 включают образы звезд). При этом в ранних стихах примерно до 1920 года, преобладает "месяц" (18 из 20), а в поздних - луна (16 из 21). В месяце подчеркивается прежде всего внешняя форма, фигура, силуэт, удобный для всякого рода предметных ассоциаций - "лошадиная морда", "ягненок", "рог", "колоб", "лодка"; луна - это прежде всего свет и вызванное им настроение - "тонкий лимонный лунный свет", "отсвет лунный, синий", "луна хохотала, как клоун", "неуютная жидкая лунность". Месяц ближе к фольклору, это сказочный персонаж, тогда как луна вносит элегические, романсовые мотивы.

Есенин - создатель единственного в своем роде "древесного романа", лирический герой которого - клен, а героини - березы и ивы. Очеловеченные образы деревьев обрастают "портретными" подробностями: у березы - "стан", "бедра", "груди", "ножка", "прическа", "подол", у клена - "нога", "голова" ("Клен ты мой опавший, клен заледенелый..."; "Я по первому снегу бреду..."; "Мой путь"; "Зеленая прическа..." и др.). Береза во многом благодаря Есенину стала национальным поэтическим символом России. Другие излюбленные растения - липа, рябина, черемуха.

Более сочувственно и проникновенно, чем в прежней поэзии, раскрыты образы животных, которые становятся самостоятельными субъектами трагически окрашенных переживаний и с которыми у лирического героя кровно-родственная близость, как с "братьями меньшими" ("Песнь о собаке", "Собаке Качалова", "Лисица", "Корова", "Сукин сын", "Я обманывать себя не стану..." и др.).

Пейзажные мотивы у Есенина тесно связаны не только с круговращением времени в природе, но и с возрастным течением человеческой жизни - чувством старения и увядания, грустью о прошедшей юности ("Этой грусти теперь не рассыпать...", 1924; "Отговорила роща золотая...", 1924; "Какая ночь! Я не могу...", 1925). Излюбленный мотив, возобновленный Есениным едва ли не впервые после Е.Баратынского, - разлука с отчим домом и возвращение на свою "малую родину": образы природы окрашиваются чувством ностальгии, преломляются в призме воспоминаний ("Я покинул родимый дом...", 1918; "Исповедь хулигана", 1920; "Эта улица мне знакома...", <1923>; "Низкий дом с голубыми ставнями...", <1924>; "Я иду долиной. На затылке кепи...", 1925; "Анна Снегина", 1925).

Впервые с такой остротой - и опять же после Баратынского - поставлена у Есенина проблема мучительных взаимоотношений природы с побеждающей цивилизацией: "живых коней победила стальная колесница"; "...сдавили за шею деревню // Каменные руки шоссе"; "как в смирительную рубашку, мы природу берем в бетон" ("Сорокоуст", 1920; "Я последний поэт деревни...", 1920; "Мир таинственный, мир мой древний...", 1921). Однако в поздних стихах поэт как бы заставляет себя возлюбить "каменное и стальное", разлюбить "бедность полей" ("Неуютная жидкая лунность", <1925>).

Значительное место в творчестве Есенина занимают фантастические и космические пейзажи, выдержанные в стиле библейских пророчеств, но приобретающие человекобожеский и богоборческий смысл:

"Ныне на пики звездные

Вздыбливаю тебя земля!";

"Возгремлю я тогда колесами

Солнца и луны, как гром...".

Есенинская поэзия природы, выразившая "любовь ко всему живому в мире и милосердие" (М.Горький), замечательна и тем, что впервые последовательно проводит принцип уподобления природы природе же, раскрывая изнутри богатство ее образных возможностей: "Золотою лягушкой луна // Распласталась на тихой воде..."; "не звенит лебяжьей шеей рожь"; "ягненочек кудрявый - месяц // Гуляет в голубой траве" и т.п.

ФОЛЬКЛОРНЫЕ МОТИВЫ В ТВОРЧЕСТВЕ С. ЕСЕНИНА

Любовь к родной крестьянской земле, к русской деревне, к при­роде с ее лесами и полями пронизывает все творчество Есенина. Образ России для поэта неотделим от народной стихии; большие го­рода с их фабриками, научно-технический прогресс, общественная и культурная жизнь не вызывают отклика в душе Есенина. Это, ко­нечно, не означает, что поэта совсем не волновали проблемы совре­менности или что он смотрит на жизнь сквозь «розовые очки». Все беды цивилизации он видит в отрыве от земли, от истоков народной жизни. «Воспрянувшая Русь» - это Русь деревенская; атрибутами жизни для Есенина выступают «краюха хлеба», «пастушеский рожок». Не случайно автор так часто обращается к форме народ­ных песен, былин, частушек, загадок, заклинаний.

Показательно, что в поэзии Есенина человек - органическая часть природы, он растворен в ней, он радостно и безоглядно готов отдаться во власть стихиям: «Я хотел бы затеряться в зеленях твоих стозвонных», «зори меня вешние в радугу свивали».

Многие образы, заимствованные из русского фольклора, в его стихах начинают жить своей жизнью. Природные явления предста­ют у него в образах животных, несут на себе черты повседневного деревенского быта. Такое одушевление природы роднит его поэзию с языческим мироощущением древних славян. Осень поэт сравни­вает с «рыжей кобылой», которая «чешет гриву»; месяц у него - серп; описывая столь обыденное явление, как свет солнца, поэт пишет - «льется солнечное масло на зеленые холмы». Излюблен­ным образом его поэзии становится дерево, один из центральных символов языческой мифологии.

Поэзия Есенина, даже облеченная в традиционные образы хрис­тианской религии, не перестает быть языческой по своей сути.

Пойду в скуфейке, светлый инок,

Степной тропой к монастырям.

Так начинается стихотворение, а заканчивается словами:

С улыбкой радостного счастья

Иду в другие берега,

Вкусив бесплотного причастья

Молясь на копны и стога.

Вот она, религия Есенина. Крестьянский труд, природа заменя­ют поэту Христа:

Я молюсь на алы зори,

Причащаюсь у ручья.

Если и появляется в его стихотворении Господь, то чаще всего как метафора к какому-либо явлению природы («Схимник-ветер шагом осторожным/ Мнет листву по выступам дорожным, / И це­лует на рябиновом кусту/ Язвы красные незримому Христу») или в образе простого мужика:

Шел Господь пытать людей в любови.

Выходил он нищим на кулижку,

Старый дед на пне сухом, в дуброве,

Жамкал деснами зачерствелую пышку.

Подошел Господь, скрывая скорбь и муку:

Видно, мол, сердца их не разбудишь...

И сказал старик, протягивая руку:

«На, пожуй... маленько крепче будешь».

Если его герои и молятся Богу, то просьбы их вполне конкрет­ны и носят подчеркнуто земной характер:

Еще молимся, братья, о вере,

Чтобы Бог нам поля оросил.

А вот - чисто языческие образы:

Отелившееся небо

Лижет красного телка.

Это - метафора урожая, хлеба, которые обожествляются поэ­том. Мир Есенина - это деревня, человеческое призвание - крес­тьянский труд. Пантеон крестьянина - мать-земля, корова, уро­жай. Еще современник Есенина, поэт и писатель В. Ходасевич, го­ворил о том, что христианство Есенина - «не содержание, а форма, и употребление христианской терминологии приближается к литературному приему».

Обращаясь к фольклору, Есенин понимает, что уход от приро­ды, от своих корней - трагичен. Он как подлинно русский поэт верит в свою пророческую миссию, в то, что его «вскормленные ре­зедой и мятой» стихи помогут современному человеку вернуться в Царство идеала, которым для Есенина выступает «мужицкий рай».

Образы животных и "древесные мотивы" в лирике Есенина

" Древесные мотивы" лирики С. Есенина

Многие стихи раннего С. Есенина проникнуты ощущением неразрывной связи с жизнью природы ("Матушка в Купальницу …", "Не жалею, не зову, не плачу …"). Поэт постоянно обращается к природе, когда высказывает самые сокровенные мысли о себе, о своем прошлом, настоящем и будущем. В его стихах она живет богатой поэтической жизнью. Подобно человеку она рождается, растет и умирает, поет и шепчет, грустит и радуется.

Образ природы строится на ассоциациях из деревенского крестьянского быта, а мир человека раскрывается обычно через ассоциации с жизнью природы.

Одухотворение, очеловечивание природы свойственно народной поэзии. «Древний человек почти не знал неодушевленных предметов, - отмечает А. Афанасьев, - всюду находил он разум, и чувство и волю. В шуме лесов, в шелесте листьев ему слышались те загадочные разговоры, которые ведут между собой деревья».

Поэт с детских лет впитал в себя это народное мировосприятие, можно сказать, что оно образовало его поэтическую индивидуальность.

«Все от древа – вот религия мысли нашего народа… Древо – жизнь. Вытирая лицо свое о холст с изображением древа, наш народ немо говорит о том, что он не забыл тайну древних отцов вытираться листвою, что он помнит себя семенем надмирного дерева и, прибегая под покров ветвей его, окунаясь лицом в полотенце, он как бы хочет отпечатать на щеках своих хоть малую ветвь его, чтоб, подобно древу, он мог осыпать с себя шишки слов и дум и струить от ветвей рук тень-добродетель»,- писал С. Есенин в своем поэтико-философском трактате «Ключи Марии».

Для Есенина уподобление человека дереву больше, чем «религия мысли»: он не просто веровал в существование узловой завязи человека с миром природы, он сам себя чувствовал частью этой природы.

Есенинский мотив «древесного романа», выделенный М. Эпштейном, восходит к традиционному мотиву уподобления человека природе. Опираясь на традиционный троп «человек-растение», Есенин создает «древесный роман», герои которого – клен, березы и ивы.

Очеловеченные образы деревьев обрастают «портретными» подробностями: у березы – «стан, бедра, груди, ножка, прическа, подол, косы», у клена – «нога, голова».

Так и хочется руки сомкнуть

Над древесными бедрами ив.

(" Я по первому снегу бреду …" , 1917 г.),

Зеленая прическа,

Девическая грудь,

О тонкая березка,

Что загляделась в пруд?

(" Зеленая прическа." , 1918 г.)

Я не скоро, не скоро вернусь!

Долго петь и звенеть пурге.

Стережет голубую Русь

Старый клен на одной ноге.

("Я покинул родимый дом…", 1918 г.)

По словам М. Эпштейна, «береза во многом благодаря Есенину стала национальным поэтическим символом России. Другие излюбленные растения – липа, рябина, черемуха».

Самые сюжетно протяженные, самые значимые в поэзии Есенина это все же березы и клен.

Береза в русской народной и классической поэзии является национальным символом России. Это одно из наиболее почитаемых у славян деревьев. В древних языческих обрядах береза часто служила «майским деревом», символом весны.

Есенин, при описании народных весенних праздников, упоминает березу в значении этого символа в стихотворениях " Троицыно утро…" (1914 г.) и " Зашумели над затоном тростники … " (1914 г.)

Троицыно утро, утренний канон,

В роще по березкам белый перезвон.

В стихотворении " Зашумели над затоном тростники " идет речь о важном и увлекательном действе семицко – троицкой недели – гадании на венках.

Погадала красна девица в семик.

Расплела волна венок из повилик.

Девушки плели венки и бросали их в реку. По далеко уплывшему, прибившемуся к берегу, остановившемуся или потонувшему венку судили об ожидавшей их участи (дальнее или ближнее замужество, девичество, смерть суженого).

Ах, не выйти в жены девушке весной,

Запугал ее приметами лесной.

Радостная встреча весны омрачена предчувствием приближающейся смерти " на березке пообъедена кора". Дерево без коры погибает, а здесь ассоциация " березка – девушка ". Мотив несчастья усиливается использованием таких образов как " мыши", " ель", " саван".

В стихотворении " Зеленая прическа ". (1918 г.) очеловечивание облика березы в творчестве Есенина достигает полного развития. Береза становится похожей на женщину.

Зеленая прическа,

Девическая грудь,

О тонкая березка,

Что загляделась в пруд?

Читатель так и не узнает, о ком это стихотворение – о березке или о девушке. Потому что человек здесь уподоблен дереву, а дерево человеку.

В таких стихотворениях, как " Не жалею, не зову, не плачу…" (1921 г.) и " Отговорила роща золотая…" (1924 г.), лирический герой размышляет о прожитой жизни, о молодости:

Не жалею, не зову, не плачу,

Все пройдет, как с белых яблонь дым.

Увяданья золотом охваченный,

Я не буду больше молодым.

…И страна березового ситца

Не заманит шляться босиком.

"Яблонь дым" – цветение деревьев весной, когда все вокруг возрождается к новой жизни. " Яблоня ", " яблоки " – в народной поэзии это символ молодости – " молодильные яблоки " , а " дым " – символ зыбкости, мимолетности, призрачности. В сочетании они означают мимолетность счастья, юности. К этому же значению примыкает и береза – символ весны. "Страна березового ситца " – это " страна " детства, пора самого прекрасного. Недаром Есенин пишет " шляться босиком " , можно провести параллель с выражением " босоногое детство ".

Все мы, все мы в этом мире тленны,

Тихо льется с кленов листьев медь…

Будь же ты вовек благословенно,

Что пришло процвесть и умереть.

Перед нами символ скоротечности человеческой жизни. В основе символа лежит троп: «жизнь - пора цветения», увядание - приближение смерти. В природе все неизбежно возвращается, повторяется и заново зацветает. Человек, в отличие от природы, однократен, и его цикл, совпадая с природным, уже неповторим.

С образом березы тесно переплетается и тема Родины. Каждая есенинская строка согрета чувством безграничной любви к России. Сила лирики поэта заключается в том, что в ней чувство любви к Родине выражается не отвлеченно, а конкретно, в зримых образах, через картины родного пейзажа.

Это можно увидеть в таких стихотворениях как "Белая береза". (1913 г.), «Возвращение на Родину» (1924 г.), "Неуютная жидкая лунность " (1925 г.).

Клен, в отличие от других деревьев, не имеет столь определенного, сформированного образного ядра в русской поэзии. В фольклорных традициях, связанных с древними языческими ритуалами, он не играл значительной роли. Поэтические воззрения на него в русской классической литературе в основном складываются в 20 веке и поэтому еще не приобрели ясных очертаний.

Образ клена наиболее сформирован в поэзии С. Есенина, где он выступает как своего рода лирический герой «древесного романа». Клен – это разудалый, слегка разухабистый парень, с буйной копной непричесанных волос, так как у него круглая крона, похожая на копну волос или на шапку. Отсюда и мотив уподобления, то первичное сходство, из которого развился образ лирического героя.

Оттого что тот старый клен

Головой на меня похож.

(" Я покинул родимый дом …" , 1918 г.)

В стихотворении " Сукин сын " (1824 г.) лирический герой грустит об ушедшей юности, которая «отшумела»,

Как подгнивший под окнами клен.

В народной поэзии гнилое или засохшее дерево это символ горя, потери чего-то дорогого, что уже не вернуть.

Герой вспоминает свою юношескую любовь. Символом любви здесь выступает калина, с ее " горькой " семантикой, она сочетается к тому же с " желтым прудом". Желтый цвет в суевериях народа является символом разлуки, горя. Поэтому можно сказать, что расставание с любимой девушкой уже было предначертано самой судьбой.

Клен или явор в этнологических преданиях славян дерево, в которое превращен человек ("заклят"). С.Есенин также антропоморфизирует клен, он предстает как человек со всеми присущими ему душевными состояниями и периодами жизни. В стихотворении «Клен ты мой опавший…» (1925 г.) лирический герой подобен клену своей разудалостью, он проводит параллель между собой и кленом:

И, как пьяный сторож, выйдя на дорогу,

Утонул в сугробе, приморозил ногу.

Ах, и сам я нынче чтой-то стал нестойкий,

Не дойду до дома с дружеской попойки.

Даже не всегда понятно о ком идет речь в этом стихотворении - о человеке или дереве.

Там вон встретил вербу, там сосну приметил,

Распевал им песни под метель о лете.

Сам себе казался я таким же кленом…

Напоминая клен своей «беззаботно – кудрявой головой», тополь вместе тем аристократически «строен и прям». Эта стройность, устремленность ввысь является отличительной чертой тополя, вплоть до поэзии наших дней.

В стихотворении «Село» (1914 г.) С. Есенин сравнивает листья тополя с шелком:

В шелковых листьях тополя.

Это сравнение стало возможным от того, что у тополя листья имеют двойную структуру: снаружи листья блестяще-зеленые, будто отполированные, с внутренней стороны – матово-серебристые. Шелковая ткань тоже имеет двойную расцветку: правая сторона блестящая, гладкая, а левая – матовая и невыразительная. Когда шелк переливается, то оттенки цвета могут меняться, так же и листья тополя при ветре переливаются зеленовато-серебристым цветом.

Тополя растут вдоль дорог и поэтому они иногда ассоциируются с босоногими странниками. Эта тема странничества отражена в стихотворении «Без шапки, с лыковой котомкой…» (1916 г.) .

Лирический герой – странник «бредет» «под тихий шелест тополей». Здесь странник-человек и странник-дерево перекликаются, дополняют друг друга для достижения большей тонкости в раскрытии темы.

В произведениях Есенина тополя тоже знак Родины, как и береза.

Прощаясь с домом, уезжая в чужие края, герой грустит о том, что

Уж не будут листвою крылатой

Надо мною звенеть тополя.

(" Да! Теперь решено…" , 1922 г.)

Иву называют «плакучей». Образ ивы более однозначен и имеет семантику меланхоличности.

В русской народной поэзии ива – символ не только любовной, но и всякой разлуки, горя матерей, расстающихся со своими сыновьями.

В поэзии С. Есенина образ ивы традиционно ассоциируется с грустью, одиночеством, с разлукой. Эта грусть по прошедшей юности, по утере любимого человека, от расставания с родиной.

Например, в стихотворении «Нощь и поле, и крик петухов…» (1917 г.)

Здесь все так же, как было тогда,

Те же реки и те же стада.

Только ивы над красным бугром

Обветшалым трясут подолом.

«Обветшалый подол ив» – прошлое, старое время, то, что очень дорого, но то, что больше никогда не вернется. Разрушенная, исковерканная жизнь народа, страны.

В этом же стихотворении упоминается и осина. Она подчеркивает горечь, одиночество, так как в народной поэзии всегда является символом печали.

В других стихотворениях ива, как и береза, является героиней, девушкой.

И вызванивают в четки

Ивы – кроткие монашки.

(" Край любимый…" , 1914 г.)

Так и хочется руки сомкнуть

Над древесными бедрами ив.

("Я по первому снегу бреду…", 1917г.)

Лирический герой, вспоминая свою юность, грустя о ней, также обращается к образу ивы.

И мне в окошко постучал

Сентябрь багряной веткой ивы,

Чтоб я готов был и встречал

Его приход неприхотливый.

(«Пускай ты выпита другим…» 1923 г.)

Сентябрь – это осень, а осень жизни это скорый приход зимы – старости. Этот " возраст осени" герой встречает спокойно, хотя и с небольшой грустью об " озорной и непокорной отваге", потому что к этому времени он приобрел жизненный опыт и на окружающий его мир смотрит уже с высоты прожитых лет.

Все то, чем дерево выделяется среди других форм растительности (крепость ствола, могучая крона), выделяет дуб среди других деревьев, делая как бы царем древесного царства. Он олицетворяет собой высшую степень твердости, мужества, силы, величия.

Высокий, могучий, цветущий – характерные эпитеты дуба, который у поэтов выступает как образ жизненной мощи.

В поэзии С. Есенина дуб не такой постоянный герой, как береза и клен. Дуб упоминается всего в трех стихотворениях ("Богатырский посвист", 1914 г.; «Октоих» 1917 г.; «Несказанное, синее, нежное…» 1925 г.)

В стихотворении «Октоих» упоминается Маврикийский дуб. Есенин впоследствии объяснял значение этого образа в своем трактате "Ключи Марии" (1918 г.)

"… то символическое древо, которое означает "семью", совсем не важно, что в Иудее это древо носило имя Маврикийского дуба…"

Под Маврикийским дубом

Сидит мой рыжий дед…

Введение образа Маврикийского дуба в это стихотворение не случайно, так как в нем говорится о родине:

О родина, счастливый

И неисходный час!

о родных -

" мой рыжий дед ".

Этот дуб как бы обобщает все то, о чем хотел написать поэт в этом произведении, то, что семья - это самое главное, что может быть у человека.

Образ "семьи" здесь дан в более широком смысле: это и "отчий край", и "родные могилы", и "отчий дом", то есть все, что связывает человека с этой землей.

В стихотворении "Богатырский посвист" Есенин вводит образ дуба, чтобы показать мощь и силу России, ее народа. Это произведение можно поставить в один ряд с русскими былинами о богатырях. Илья Муромец и другие богатыри, шутя, играючи валили дубы. В этом стихотворении мужик тоже "насвистывает", и от его свиста

задрожали дубы столетние,

На дубах от свиста листья валятся.

Хвойные деревья передают иное настроение и несут иной смысл, чем лиственные: не радость и грусть, не различные эмоциональные порывы, но скорее таинственное молчание, оцепенение, погруженность в себя.

Сосны и ели представляют собой часть угрюмого, сурового пейзажа, вокруг них царит глушь, сумрак, тишина. Несменяемая зелень вызывает ассоциации хвойных деревьев с вечным покоем, глубоким сном, над которым не властно время, круговорот природы.

Эти деревья упоминаются в таких стихотворениях 1914 года, как «Не ветры осыпают пущи…», «Сохнет стаявшая глина», «Чую радуницу божью…», " Ус", "Туча кружево в роще связала." (1915 г.).

В стихотворении Есенина «Пороша» (1914 г.) главная героиня – сосна выступает как "старушка":

Словно белою косынкой

Подвязалася сосна.

Понагнулась, как старушка,

Оперлася на клюку…

Лес, где живет героиня, сказочный, волшебный, тоже живой, как и она.

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна…

С другим сказочным, волшебным лесом мы встречаемся в стихотворении «Колдунья» (1915 г.). Но этот лес уже не светлый, радостный, а наоборот грозный ("Роща грозится еловыми пиками"), мрачный, суровый.

Ели и сосны здесь олицетворяют злое, недоброжелательное пространство, нечистую силу, живущую в этой глуши. Пейзаж написан темными красками:

Темная ночь молчаливо пугается,

Шалями тучек луна закрывается.

Ветер – певун с завываньем кликуш…

Рассмотрев стихотворения, где встречаются образы деревьев, мы видим, что стихи С. Есенина проникнуты ощущением неразрывной связи с жизнью природы. Она неотделима от человека, от его мыслей и чувств. Образ древа в поэзии Есенина предстает в том же значении, что и в народной поэзии. Авторский мотив " древесного романа " восходит к традиционному мотиву уподобления человека природе, опирается на традиционный троп " человек – растение ".

Рисуя природу, поэт вводит в рассказ описание человеческого быта, праздников, которые так или иначе связаны с животным и растительным миром. Есенин как бы переплетает эти два мира, создает один гармоничный и взаимопроникающий мир. Он часто прибегает к приему олицетворения. Природа -–это не застывший пейзажный фон: она горячо реагирует на судьбы людей, события истории. Она любимый герой поэта.

Образы животных в лирике С. Есенина.

Образы животных в литературе – это своего рода зеркало гуманистического сомосознания. Подобно тому, как самоопределение личности невозможно вне отношения ее к другой личности, так и самоопределение всего человеческого рода не может свершаться вне его отношения к животному царству."

Культ животных существует очень давно. В далекую эпоху, когда основным занятием славян была охота, а не земледелие, они верили, что у диких животных и человека общие прародители. У каждого племени был свой тотем, то есть священное животное, которому племя поклонялось, полагая, что именно оно и есть их кровный родственник.

В литературе разных времен всегда присутствовали образы животных. Они послужили материалом для возникновения эзопова языка в сказках о животных, позднее в баснях. В литературе " нового времени " , в эпосе и в лирике животные приобретают равноправие с человеком, становясь объектом или субъектом повествования. Часто человек "проверяется на человечность" отношением к животному.

В поэзии 19 века преобладают образы домашних и хозяйственных животных, прирученных человеком, разделяющих его быт и труд. После Пушкина бытовой жанр становится преобладающим в анималистической поэзии. Все живое помещено в рамки домашнего инвентаря или хозяйственного двора (Пушкин, Некрасов, Фет). В поэзии 20 века получили распространение образы диких животных (Бунин, Гумилев, Маяковский). Исчезло преклонение перед зверем. Но "новокрестьянские поэты" вновь вводят мотив "братства человека и животного". В их поэтическом творчестве преобладают домашние животные – корова, лошадь, собака, кошка. Отношения обнаруживают черты семейного уклада.

В поэзии Сергея Есенина также присутствует мотив " кровного родства " с животным миром, он называет их "братьями меньшими".

Счастлив тем, что целовал я женщин,

Мял цветы, валялся на траве

И зверье, как братьев наших меньших

Никогда не бил по голове.

("Мы теперь уходим понемногу". , 1924 г.)

У него наряду с домашними животными мы находим образы представителей дикой природы. Из 339 рассмотренных стихотворений в 123 упоминаются животные, птицы, насекомые, рыбы.

Конь (13) , корова (8), ворон, пес, соловей (6), телята, кошка, голубь, журавль (5), овца, кобыла, собака (4), жеребенок, лебедь, петух, сова (3), воробей, волк, глухарь, кукушка, лошадь, лягушка, лиса, мышь, синица (2), аист, баран, бабочка, верблюд, грач, гусь, гориллы, жаба, змея, иволга, кулик, куры, коростель, осел, попугай, сороки, сом, свинья, тараканы, чибис, шмель, щука, ягненок (1).

С. Есенин чаще всего обращается к образу коня, коровы. Он вводит этих животных в повествование о крестьянском быте как неотъемлемую часть жизни русского мужика. С древних времен конь, корова, собака и кошка сопровождали человека в его нелегком труде, делили с ним и радости, и беды.

Конь был помощником при работе в поле, в перевозке грузов, в ратном бою. Собака приносила добычу, охраняла дом. Корова была поилицей и кормилицей в крестьянской семье, а кошка ловила мышей и просто олицетворяла домашний уют.

Образ коня, как неотъемлемая часть быта, встречается в стихотворениях "Табун" (1915 г.), "Прощай, родная пуща…" (1916 г.), "Этой грусти теперь не рассыпать…" (1924 г.). Картины деревенской жизни меняются в связи с происходящими в стране событиями. И если в первом стихотворении мы видим "в холмах зеленых табуны коней ", то в последующих уже:

Покосившая избенка,

Плач овцы, и вдали на ветру

Машет тощим хвостом лошаденка,

Заглядевшись в неласковый пруд.

("Этой грусти теперь не рассыпать…", 1924 г.)

Деревня пришла в упадок и гордый и величественный конь "превратился" в "лошаденку", которая олицетворяет собой бедственное положение крестьянства в те годы.

Новаторство и своеобразие С. Есенина – поэта проявилось в том, что рисуя или упоминая животных в бытовом пространстве (поле, река, деревня, двор, дом и тому подобное), он не является анималистом, то есть не ставит цель воссоздать образ того или иного животного. Животные, являясь частью бытового пространства и окружения, предстают в его поэзии в качестве источника и средства художественно – философского осмысления окружающего мира, позволяют раскрыть содержание духовной жизни человека.

В стихотворении "Корова" (1915 г.) С. Есенин использует принцип антропоморфизма, наделяя животное человеческими мыслями и чувствами. Автор описывает конкретную бытовую и жизненную ситуацию – старость животного

дряхлая, выпали зубы,

свиток годов на рогах…

и его дальнейшую участь, "скоро… свяжут ей петлю на шее // и поведут на убой " , он отождествляет старое животное и старого человека.

Думает грустную думу…

Если обратимся к тем произведениям, в которых встречается образ собаки, то например, в стихотворении "Песнь о собаке" (1915 г.). "Песнь" (подчеркнуто "высокий" жанр) это своего рода гимнография, ставшая возможной благодаря тому, что предмет "воспевания" - святое чувство материнства, свойственное собаке в такой же степени, как и женщине – матери. Животное переживает о гибели своих детенышей, которых "хозяин хмурый" утопил в проруби.

Вводя образ собаки в стихотворения, поэт пишет о давней дружбе этого зверя с человеком. Лирический герой С. Есенина тоже крестьянин по происхождению, а в детстве и юности – сельский житель. Любя односельчан, он в то же время по внутренней сути совсем другой, чем они. В отношении к животным это проявляется наиболее отчетливо. Его ласка и любовь к "сестрам - сукам" и "братьям - кобелям" - это чувства к равным. Именно поэтому собака "была моей юности друг".

Стихотворение "Сукин сын" отражает трагизм сознания лирического героя, который возникает оттого, что в мире живой природы и животных все выглядит неизменным:

Та собака давно околела,

Но в ту же масть, что с отливом в синь,

С лаем ливисто – ошалелым

Меня встрел молодой ее сын.

Кажется, что "сын" генетически воспринял от матери любовь к лирическому герою. Однако лирический герой рядом с этим псом особенно остро ощущает, как он изменился внешне и внутренне. Для него возвращение к себе юному возможно лишь на уровне чувства и на мгновение.

С этой болью я будто моложе

И хоть снова записки пиши .

Одновременно осознается невозвратность того, что миновало.

Еще одно животное, которое очень давно "сопровождает" человека по жизни, - это кошка. Она воплощает в себе домашний уют, теплый очаг.

Старый кот к махотке крадется

На парное молоко.

(" В хате." , 1914)

В этом стихотворении мы также встречаемся и с другими представителями животного мира, которые тоже являются неизменным "атрибутом" крестьянской избы. Это тараканы, куры, петухи.

Рассмотрев бытовые значения образов животных, переходим к их символическим значениям. Символы, которыми наделяются животные, очень широко распространены в фольклорном и классическом поэтическом творчестве. У каждого поэта имеется своя символика, но в основном они все опираются на народную основу того или иного образа. Есенин также использует народные поверья о животных, но в тоже время многие образы животных им переосмысливаются и получают новую значимость. Вернемся к образу коня.

Конь – в славянской мифологии одно из священных животных, атрибут богов, но одновременно с этим и хтоническое существо, связанное с плодородием и смертью, загробным миром, проводник на "тот свет". Конь наделялся способностью предвещать судьбу, прежде всего смерть. А. Н. Афанасьев так объясняет значение коня в мифологии древних славян: " Как олицетворение порывистых ветров, бури и летучих облаков, сказочные кони наделяются крыльями, что роднит их с мифологическими птицами… огненный, огнедышащий… конь служит поэтическим образом то светозарного солнца, то блистающей молниями тучи…".

В стихотворении "Голубень" (1916 г.) конь предстает в образе "тихой судьбы" . Ничего не предвещает перемен и лирический герой живет тихой, размеренной жизнью, своими бытовыми заботами изо дня в день, так же, как жили его предки.

Погаснет день, мелькнув копной златою,

И в короб лет улягутся труды.

Но в истории страны происходят революционные события 1917 года, и на душе у героя становится тревожно за судьбу России, своего края. Он понимает, что теперь многое изменится и в его жизни. Лирический герой вспоминает с грустью о своем крепком, устоявшемся быте, который теперь нарушен.

…Моего увел коня…

Конь мой – мощь моя и крепь.

Он знает, что теперь его будущее зависит от будущего родины, старается вырваться из тех событий, которые происходят.

…он бьется, мечется,

Теребя тугой аркан…

("Отвори мне страж заоблачный". ,1918 г.),

но ему это не удается, остается только покорится судьбе. В этом произведении мы наблюдаем поэтический параллелизм между "поведением" коня и его судьбой и душевным состоянием лирического героя в "развороченном бурей быте ".

В стихотворении 1920 года " Сорокоуст " Есенин вводит образ коня, как символ старой патриархальной деревни, еще не осознавшей переход к новой жизни. Образом этого "прошлого" , которое пытается всеми силами бороться с переменами, является жеребенок, который предстает как составляющая в целом символическую ситуации "соревнования" между "чугунным конем - поездом " и "красногривым жеребенком".

Милый, милый, смешной дуралей,

Ну куда он, куда он гонится?

Неужель он не знает, что живых коней

Победила стальная конница?

Борьба деревни за выживание оказывается проигранной, все большее предпочтение отдается городу.

В других произведениях конь становится символом прошедшей юности, символом того, что человеку вернуть не дано, это остается только в воспоминаниях.

Я теперь скупее стал в желаньях,

Жизнь моя? иль ты приснилась мне?

Словно я весенней гулкой ранью

Проскакал на розовом коне.

("Не жалею, не зову, не плачу…", 1921 г.)

"Проскакал на розовом коне" – символ быстро ушедшей, невозвратной юности. Благодаря дополнительной символике цвета предстает как "розовый конь" – символ восхода, весны, радости жизни. Но и реальный крестьянский конь на заре становится розовым в лучах восходящего солнца. Суть этого стихотворения – благодарственная песня, благословения всего живого. Это же значение имеет конь в стихотворении "Эх вы, сани …" (1924 г.)

Все прошло. Поредел мой волос.

Конь издох.

Вспоминая юность, лирический герой обращается также к образу собаки.

Мне припомнилась нынче собака,

Что была моей юности друг

("Сукин сын". 1924 г.)

В этом стихотворении поэт вспоминает о своей юности, первой любви, которая ушла, но живет в воспоминаниях. Однако на смену старой любви приходит новая, на смену старшему поколению – молодое, то есть ничто в этой жизни не возвращается, но и жизненный цикл в то же время беспрерывен.

Та собака давно околела,

Но в ту ж масть, что с отливом в синь…

Меня встрел молодой ее сын .

Если мы обратимся к другим представителям животного мира, например, воронам, то увидим, что у Есенина они имеют такую же символику, как и в народной поэзии.

Понакаркали черные вороны:

Грозным бедам широкий простор.

("Русь". , 1914 г.)

В этом стихотворении ворон является вестником предстоящей беды, а именно войны 1914 года. Поэт вводит образ этой птицы не только как народный символ несчастья, но и для того, чтобы показать свое отрицательное отношение к происходящим событиям, переживания за судьбу Родины.

Многие поэты используют для создания образов различные типы переноса слов, в том числе и метафору, В поэзии метафора употребляется по преимуществу во вторичной для нее функции, внося в именные позиции атрибутивные и оценочные значения. Для поэтической речи характерна бинарная метафора (метафора – сравнение). Благодаря образу метафора связывает язык и миф с соответствующим способом мышления – мифологическим. Поэты создают свои эпитеты, метафоры, сравнения и образы. Метафоризация образов – это черты художественного стиля поэта. С. Есенин также обращается в своих стихотворениях к помощи метафор. Он создает их по фольклорному принципу: берет для образа материал из деревенского мира и из мира природы и стремится охарактеризовать одно существительное другим.

Вот, например, образ луны:

" Луна, как желтый медведь, в мокрой траве ворочается ".

Своеобразно дополняется мотив природы у Есенина образами животных. Чаще всего наименования животных приводятся в сравнениях, в которых с животными сопоставляются предметы и явления, часто не связанные с ними в действительности, но объединенные по какому-либо ассоциативному признаку, служащему основой для его выделения.("Как скелеты тощих журавлей, // Стоят ощипанные вербы…"; "Синий сумрак, как стадо овец…").

По цветовому сходству:

По пруду лебедем красным

Плавает тихий закат.

("Вот оно глупое счастье…", 1918 г.) ;

по близости и сходству функций:

Как птицы, свищут версты

Из – под копыт коня…

("О пашни, пашни, пашни…", 1917-1918 г.) ;

по какому – либо ассоциативному, иногда субъективно выделенному признаку:

Я был, как лошадь загнанная в мыле,

Пришпоренная смелым седоком.

("Письмо к женщине". , 1924 г.)

Иногда поэт использует и характерную для русской народной поэзии – песни форму параллелизма, в том числе отрицательную:

Не кукушки загрустили – плачет Танина родня.

("Хороша была Танюша…" , 1911 г.)

В произведениях С. Есенина анималистическое (изображение животных) сравнение или зооморфная метафора часто перерастает в развернутый образ:

Осень – рыжая кобыла – чешет гриву.

("Осень". ,1914 – 1916 г.)

Рыжий цвет осенних листьев вызывает ассоциацию с "рыжей кобылой". Но осень не только "рыжая кобыла" (сходство по цвету) , она "чешет гриву": образ раскрывается через сравнение с животным зримо, в красках, звуках, движениях. Поступь осени сравнивается с поступью коня.

Возникают сопоставления явлений природы с животными: месяц – "ягненочек кудрявый " , " жеребенок ", " золотая лягушка ", весна – " белка", тучи – "волки". К животным и птицам приравниваются предметы, например, мельница – "бревенчатая птица" , печь – "верблюд кирпичный ". На основе сложных ассоциативных сопоставлений у явлений природы появляются свойственные животным и птицам органы (лапы, морды, рыла, когти, клювы):

Чистит месяц в соломенной крыше

Обоймленные синью рога.

(" Гаснут красные крылья заката. " , 1916 г.)

Волны белыми когтями

Золотой скребут песок.

(" Небесный барабанщик." , 1918 г.)

Клен и липы в окна комнат

Ветки лапами забросив,

Ищут тех, которых помнят.

(" Дорогая, сядем рядом. " , 1923 г.)

Чисто символическое значение приобретают и цвета животных: " красный конь " – символ революции, " розовый конь " – образ молодости, " черный конь " – предвестник смерти.

Образное воплощение, четкая метафора, чуткое восприятие фольклора лежат в основе художественных изысканий Сергея Есенина. Метафорическое использование анималистической лексики в оригинальных сравнениях создает своеобразие стиля поэта.

Рассмотрев образы животных в поэзии С. Есенина, можно сделать вывод о том, что поэт по-разному решает проблему использования анималистики в своих произведениях.

В одном случае он обращается к ним для того, чтобы показать с их помощью какие-то исторические события, личные душевные переживания. В других – для того, чтобы точнее, глубже передать красоту природы, родного края.

Список литературы:

1. Кошечкин С. П. "Весенней гулкой ранью..." - М., 1984.

2. Марченко А. М. Поэтический мир Есенина. - М., 1972.

3. Прокушен Ю. Л. Сергей Есенин" Образ, стихи, эпоха. - М., 1979.

В начале XX века в русскую литературу пришел удиви­тельный поэт, для которого тема природы стала главной темой творчества – Есенин. Часто говорят, что Есенин при изобра­жении природы прибегал к приему олицетворения – это в корне неверно. Своеобразие есенинского подхода к природе в том и состояло, что одушевление природы в его стихах, упо­добление ее человеку не было художественным приемом, а было выражением своеобразного есенинского мировосприятия. Ему незачем было очеловечивать природу – она и гак виделась ему очеловеченной, обладающей той же душой, что и человек. Не случайны в стихах Есенина такие, например, образы: «Ведь солома – это тоже плоть» или «Стынет поле в тоске волоокой, / Телеграфными столбами давясь». Для поэта все живое было по своей сути одинаковым – человек, соба­ка, корова, трава, деревья, солнце, месяц… Поэтому так есте­ственны, не нарочиты у Есенина метафоры и сравнения, с по­мощью которых он изображает природу: «Как дерево роняет тихо листья, / Так я роняю грустные слова», «А за окном про­тяжный ветр рыдает, / Как будто чуя близость похорон», «Плачут вербы, шепчут тополя» и т.п. Классической стала есенинская «Песнь о собаке», в которой поэту едва ли не впервые удалось так просто и глубоко передать собачью тос­ку – а все потому, что для Есенина эта тоска по сути ничем не отличается от человечьей, и ему даже не надо специальных усилий, чтобы проникнуть в психологию зверя. «Сергей Есе­нин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой пе­чали полей, любви ко всему живому в мире», – писал о поэте М. Горький. «И зверье, как братьев наших меньших, / Никогда не бил по голове», – скажет о себе сам Есенин.

И, разумеется, природа у Есенина глубоко национальна, это природа родины, России, да эти понятия – природа и ро­дина – практически не разделяются Есениным. Даже в цикле «Персидские мотивы» поэт постоянно вспоминает родную русскую природу: «Как бы ни был красив Шираз, / Он не лучше рязанских раздолий». Сколько поэтов, начиная с Пуш­кина и Лермонтова, писали о русской березе, а березки в соз­нании русского читателя – все-таки «есенинские»… Потому что никто, ни до, ни после, не сумел сказать о русской приро­де таких простых, всем понятных и задушевных слов. Потому что Есенин не «наблюдал» природу, не «созерцал» ее, даже нельзя сказать по-настоящему, что он ее любил – он ею жил, он сам был частью природы. Этим и определяется тот гармо­ни нический и умиротворенный строй, которым отличается ли­рика Есенина, посвященная природе.

Однако в послереволюционные годы в пейзажную лирику Есенина все настойчивее врываются дисгармонические моти­вы, связанные с наступлением города на деревню и, в частно­сти, на природу. Есениным этот конфликт воспринимался как конфликт живого и мертвого, деревянного и стального, и то, что в этой борьбе живое должно уступить, порождало траги­ческий пафос таких стихотворений, как «Сорокоуст», «Я по­следний поэт деревни…», «Песнь о хлебе» и др. В стихотворе­нии «Сорокоуст» дан и наиболее сильный и яркий образ противоборства природы и цивилизации – противопоставле­ние обреченного «красногривого жеребенка» торжествующе­му железному, чугунному поезду. Таким образом, и в художе­ственный мир такого гармонического поэта, как Есенин, вторгаются сложные проблемы, трагические мотивы.

Здесь искали:

  • какой изображена природа в творчестве Есенина
  • сочинение по литературе образы русской природы по стихам Есенина

С.А. Есенин во всех своих стихотворениях воспевал природу. Он вырос в местах, где были великолепные пейзажи, а природа стала для него некой школой жизни. Он всегда писал о деревенской природе, и нет у него ни одного стихотворения, в котором бы поэт уделил внимание городским пейзажам. Он писал о чистой и прекрасной природе.

Природа в стихотворениях Есенина - это как обособленный мир, в котором царит гармония и покой. Вот почему он любил проводить много времени, любуясь пейзажами. Это занятие дарило ему вдохновение для написания очередного шедевра. Есенин - настоящий мастер, умеющий тонко и красиво передать чувства, испытываемые человеком при виде природы.

Есенин как никто другой чувствовал природу, он даже в своих стихотворениях пытался изобразить звуки природы. Например, «поет зима - аукает» или «звонко чахнут тополя». Благодаря этому при прочтении стихотворения перед глазами предстает пейзаж, который Есенин описывает. Характерно, что для описаний природы поэт использовал в основном такие цвета как золотой, малиновый и синий.

На протяжении всей своей творческой жизни Есенин не уставал воспевать деревенскую, крестьянскую природу. Он хотел показать народу, насколько хороша русская природа. Ее нужно беречь и дорожить ею. Не многим людям дано видеть красоту природы, многие относятся к ней как к чему-то должному. А вот Есенин умел ценить дары природы, поэтому не уставал воспевать родную природу.

Похожие статьи

© 2024 bol-zoo.ru. Стоп Вредитель.